бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовой режим лесопользования

Правовой режим лесопользования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Понятие государственного регулирования эколого-правового режима

лесопользования и его особенности

V Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Лесной мониторинг

Планирование использования и охраны лесов

V Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их

рационального использования

Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

Организация восстановления лесов и лесоразведение

V Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством,

охраной и защитой лесов

Право лесопользования и его виды

Ответственность за нарушение лесного

законодательства

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический [1] закон.

Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из

окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки

погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные

пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность.

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в

текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за

возрастания нагрузок на природную среду.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения

экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если

человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его

гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения

неизбежна.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлению

окружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжают

развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении:

а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждый

экологопользователь эксплуатирует природные богатства, исходя из своих

ведомственных интересов;

б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию,

вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологические связи и

природные объекты, не имеющие ресурсовой ценности.

Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда РФ,

то он относится к федеральной государственной собственности. Вопросы

владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном

ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ), принятого Государственной Думой

сказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных

видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов

природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем

развитии.

Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федерации, субъектов

Федерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных

отношений.

После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые

акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с

ним федеральным законам.

По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено

больше новелл, например, о праве собственности и других правах на объекты

лесных отношений, распределении и использовании средств, получаемых при

взимании платежей за пользование лесным фондом и др.

Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную

функции.

В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1,826 млн. га, в

том числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины

81,6 млрд. куб. м.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные

рубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава

лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к

постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и

пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.

За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и

бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительному

сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.

Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ,

выбрасываемых в атмосферу.

За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно

ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно

вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт

леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в

России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует

добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300

организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно

возрастает.

Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не

покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га.

С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа

восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность и

стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс

обезлесения принимает характер экологического бедствия.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный

переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимый

ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание

платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств

направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и

защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.

Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений

свидетельствует о необходимости централизованного государственного

управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического и

ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и

местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы.

ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.

Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источник

Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных.

Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в

предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют

решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в

установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых

условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие

вещества, обладающие бактерицидными свойствами), которые убивают

болезнетворных микробов.

Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные,

почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет

большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.

«Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это последний

важный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищающий нас от

наихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего с

глобальным парниковым эффектом».

Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источником

древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения

потребностей народного хозяйства и населения.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Его

составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а

также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для

нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы,

каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям

земель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом

(вырубки, гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дороги

и другие)[2].

Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупности

деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого

географического, климатического и иного значения, как леса, а именно:

защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая

растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные

насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а также

каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях

поселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группы

деревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках На данную

растительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение лесным

фондом осуществляются в интересах как народов, проживающих на

соответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации.

Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может

расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в

другие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращение

территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для

иных государственных и общественных надобностей.

Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственности

и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они

произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями

и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой.

Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собой

самостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а также

техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты

леса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной,

государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Понятие государственного регулирования эколого-правового режима

лесопользования и его особенности

Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования —

это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному

использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению

продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного

хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.

Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования со

стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны

лесопользователей.

Государственное регулирование является формой осуществления функций,

вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно

подразделяется на общее и специальное. Государственное

регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты

лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти

субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными

органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-

правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного

хозяйства[3] и ее территориальные органы К ним относятся органы управления

лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные

парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Эти

органы обеспечивают реализацию государственной политики в области

использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной

лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с

утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и

пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее

субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также

компетенция органов местного самоуправления в этой сфере

Основными функциями регулирования эколого-правового режима

лесопользования являются государственный учет лесного фонда, лесной

кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство,

организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль

за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов,

разрешение споров о лесопользовании

Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства,

охраны и защиты, систематического контроля за количественными и

качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными

сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ,

органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций,

граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственный

лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов

одновременно учитываются и земли лесного фонда

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению

государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования

земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный

лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и

иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данные

государственного лесного кадастра используются при управлении и организации

ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении

платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной

деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение

количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за

изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти

сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями,

учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного

хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду

обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в

ведении которых находится лес

Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов и

лесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает

возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности

отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам,

позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее

заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, в

том числе и за леса

Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и

землепользования (основная и текущая), на основании которой каждому

пользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права и

обязанности

Лесной мониторинг

В ст. 43 Лесного Кодекса сказано, что мониторинг лесов представляет собой

систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в

целях эффективного управления в области использования, воспроизводства,

охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций Структура,

содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается

совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и

государственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.

Планирование использования и охраны лесов

Планирование использования лесов включает мероприятия в области

рационального использования лесов, восстановления, лесоразведения,

повышения продуктивности лесов, их охраны и зашиты

Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лесного

хозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемого

лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам по

лесовосстановлению.

Разработка и составление годовых и перспективных планов использования и

охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осуществляется

федеральным органом управления лесным хозяйством.

Функция планирования осуществляется через программирование, разработку

совместно с субъектами РФ федеральных программ по рациональному

использованию лесного фонда России, повышению доходности, продуктивности,

экономической, экологической и социальной значимости лесов, обеспечению

воспроизводства, охраны и защиты лесов; определение порядка их

финансирования и организация выполнения; разработку основных направлений

государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и

защиты лесов и их реализацию; планирование расчетных лесосек, определение и

утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти

субъектов РФ и др.

Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их

рационального использования

Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на

обеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом,

эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой

научно-технической политики в лесном хозяйстве.

В лесоустройство входят следующие лесоустроительные действия: определение

и восстановление юридически установленных границ и внутрихозяйственная

организация территории лесного фонда, находящегося во владении лесхозов,

сельскохозяйственных организаций, военных лесхозов и военных лесничеств,

государственных природных заповедников, национальных парков, учебных

лесхозов государственных высших учебных заведений; выполнение топографо-

геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация

лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений с

произрастанием реликтов и особо защитных участков; выявление участков

лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок и

лесоразведению, мелиорации, а также охране и защите лесов и других

хозяйственных мероприятий и определение порядка и способов их проведения;

обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка

предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности в

другую, перевод непокрытых лесом земель в покрытые и нелесные — в лесные;

исчисление расчетных лесосек, рубок главного пользования, размеров рубок

промежуточного пользования; определение объемов мероприятий по

восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их

от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;

определение размеров побочных лесных пользовании и заготовки второстепенных

лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьего

хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

лесобиологические и другие обследования и изыскания; государственный

контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве

проектов, а также иные лесоустроительные действия.

Лесоустройство на всей территории лесного фонда РФ проводится

государственными лесоустроительными организациями федерального органа

управления лесным хозяйством.

Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается. По

материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составляются

проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и

пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные

положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и

другие материалы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемом

федеральным органом управления лесным хозяйством и являются обязательными

нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства,

прогнозирования, перспективного и текущего планирования пользования лесным

фондом и финансирования лесохозяйственных работ.

Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

Распоряжение лесным фондом представляет собой совокупность

распорядительных действий соответствующих государственных органов,

владельцев лесного фонда, в качестве которых определены лесхозы;

сельскохозяйственные организации, образованные при реорганизации

соответствующих колхозов и совхозов; национальные парки федерального органа

управления лесным хозяйством; государственные природные заповедники;

военные лесхозы, военные лесничества и лесхозы государственных высших

учебных заведений.

Основными видами распорядительных действий в отношении лесов являются

следующим: закрепление лесов за лесхозами (производится Роском-лесом и его

органами), за сельскохозяйственными предприятиями (в случае предоставления

земель, покрытых лесом в бессрочное пользование), за министерствами,

предприятиями и организациями (производится в основном Правительством РФ),

перераспределение лесов (т. е. передача из одного

лесхоза в другой, передача участков лесного фонда от одних владельцев с их

согласия в ведение государственных органов лесного хозяйства изъятие

закрепленных лесов), закрепление и изъятие лесосырьевых фаз

Основными функциями владельцев лесного фонда являются представление

участков лесного фонда в долгосрочное пользование, аренду на основании

решения органа местного самоуправления по согласованию с районным органом

охраны окружающей среды, предоставление на основании совместного с районной

(городской) администрацией решения участков лесного фонда в краткосрочное

пользование, ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов

(ордеров) и др.

При осуществлении данных действий имеет значение принадлежность лесов к

соответствующим группам и категориям зашитности. В зависимости от этих

факторов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, использования

лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для

государственных или общественных нужд

Среди оснований прекращения права лесопользования, специфичными для

предприятий, организаций и учреждений являются истечение установленного

срока лесопользования, ликвидация предприятия, организации, учреждения,

характерными для граждан — добровольный отказ от лесопользования Среди

общих оснований — изъятие государственного лесного фонда или иных земель,

занятых лесами, для государственных или общественных нужд, а также

осуществление лесных пользовании не в соответствии с целями или

требованиями, обозначенными в лесорубочном билете (ордене) или лесном

билете Убытки и потери лесохозяйственного производства, причиненные

лесопользователям, подлежат возмещению

Организация восстановления лесов и лесоразведение

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.