|
Земля как объект использования и охраны в Республике МолдоваЗемля как объект использования и охраны в Республике МолдоваМинистерство воспитания и науки РМ Молдавский Государственный Университет Юридический факультет Кафедра гражданского процесса Курсовая работа по экологическому праву Земля как объект использования и охраны в Республике Молдова Руководитель работы: Бантя В.В. Выполнил: студент 4-го курса 22 группы юридического факультета Тащи М.С. Кишинэу-2000 План Введение 1. Земля как объект использования и охраны 2. Понятие и состав земельного фонда РМ 3. Право собственности на землю 4. Право землепользования: понятие, субъекты, основания возникновения, изменения и прекращения 5. Порядок предоставления и изъятия земель 6. Нормативная цена на землю 7. Ответственность за нарушение земельного законодательства Заключение Введение Конституция Республики Молдова от 29.07.94 в статье 37 провозгласила право на благоприятную окружающую среду: «Каждый человек имеет право на экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду...». Включение такой статьи в Высший закон общества и государства было весьма прогрессивным шагом со стороны законодателя, ибо даже на международном уровне это право долгое время не находило прямого признания. Так, Стокгольмская Декларация об окружающей человека среде 1972 года ограничивалась следующей формулировкой: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений». Не внесла полной ясности в данный вопрос и Декларация, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году - она лишь закрепила право на «здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой». Тем не менее, право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду объективно относится к числу его фундаментальных прав. Естественный характер данного права, данной потребности человека долгое время не требовал никакой правовой регламентации, поскольку удовлетворялась она естественным образом. Однако превращение более двух третей экосистем планеты в искусственные или полу искусственные подвергает человека неблагоприятному, а в ряде случаев даже опасному воздействию окружающей его природной среды. Это обуславливает необходимость социальной защиты человека, в том числе путем законодательного закрепления его права на безопасную окружающую среду, и главное, создания механизма реализации этого права. Одним из компонентов окружающей природной среды является земля. В жизни каждого человека и общества в целом земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль. Земля является особым природным объектом, имеющим жизненно важное значение, особенно для традиционно аграрной страны, коей является Молдова. Более детально особенности земли как объекта охраны и правового регулирования будут даны ниже. В данной работе будут анализированы аспекты охраны и использования земель в РМ. Также будет уделяться внимание сравнительному аспекту молдавского экологического законодательства и законодательства других стран. Конституционное закрепление права на безопасную окружающую среду должно было стимулировать экологическую деятельность государства и в области охраны земель. Ведь такое право не только устанавливает вид и объем возможного поведения самого обладателя данного права, но и предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других физических и юридических лиц, а также прибегать в необходимых случаях к помощи государства в обеспечении соответствующего права. В данной работе будет показано, насколько данное предположение стало реальностью. 1. Земля как объект использования и охраны Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира, без которого не было бы и самого человечества, и не случайно законодатель счел уместным употребить в статье 5 Земельного кодекса применительно к земле термин «жизненно важное пространство». Обусловлено это тем, что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, составляя для каждого человека основу жизни, источник удовлетворения его жизнеобеспечительных нужд и потребностей. Однако прежде чем вдаваться в характеристики земли хотелось бы определить, что следует подразумевать под данным термином. Землю можно понимать в трех значениях: как планета; как территория государства, то есть поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ; и как оболочка планеты, включающая недра, поверхность и ландшафты. К сожалению законодательного определения термина «земля» нет, и лишь ГОСТ 26640-85 содержал следующее определение: «Земля- это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства». Имея безусловную практическую ценность, данное определение позволяет правильно вести земельно-кадастровую документацию и разрешать земельные споры, однако оно не раскрывает понятие «земля» как объект правовых отношений. К тому же ГОСТы не имеют законодательной силы, поэтому хотелось бы надеяться, что законодатель, наконец, уделит внимание этому пробелу и даст легальную дефиницию термина «земля». Специфичность данного объекта состоит, прежде всего, в его незаменимости. Человеческий гений изобрел невиданные ранее средства, но никто ещё не изобрел искусственную землю. Другой особенностью земли является её ограниченность в «количестве» в том смысле, что земельный фонд имеет определённые границы, созданные самой природой, и невозможно его пространственное увеличение. С точки зрения территории отдельного государства пространственная ограниченность обусловлена пределами государственной границы. Такую ограниченность можно преодолеть путем присоединения к территории государства дополнительных земель, однако, это неизбежно подразумевает завоевание земель других государств, что неприемлемо в современных условиях. В отличие от имущества, которое перемещаемо, земля является «полной» недвижимостью - переместить можно лишь часть почвы и грунта, но невозможно переместить землю как таковую. В то же время земля является имуществом особого рода, экономико-экологической категорией. Это имеет принципиальное значение для разграничения норм земельного и гражданского права. Последние применяются к земле лишь дополнительно. Ведь главное в регулировании земельных отношений не столько участие земель в гражданском обороте, сколько обеспечение наиболее рационального использования и охраны земель. В отличие же от иных средств производства, которые в процессе использования утрачивают свои полезные свойства и выбывают из хозяйственного оборота, при рациональном использовании с хозяйским подходом земля наоборот улучшает свои качественные характеристики. Ценность биопотенциала земли настолько велика, что она не может быть выражена никакой денежной оценкой, ни в какой валюте. Не менее важным свойством земли является её тесная взаимосвязь с другими природными объектами. Земная кора опосредует связь всех природных объектов: земная кора поглощает диоксид углерода, осадки, воду, перерабатывает органическую субстанцию в неорганическую, служит питательной средой для растительного и животного мира. Это влияет на правовой режим земель. Так, нахождение угодья вблизи водоема порождает обязанность землепользователей предупреждать загрязнение и ухудшение экологической обстановки водоема . Давая характеристику земли как объекта использования и охраны необходимо учитывать главное, основополагающее положение, согласно которому земля должна рассматриваться в триединстве - в качестве объекта природы, хозяйствования (использования) и собственности. Именно триединством земли определяется весь правовой режим земли. Основная же социальная ценность земли не в формах собственности на неё, а в её полезных свойствах в качестве объекта природы и хозяйствования (пользования). Этим же обусловлены и особенности правового режима собственности на неё. Характерно, что предусмотренные в законе обязанности собственников земли и землепользователей абсолютно одинаковы. Они определяются по отношению к земле как объекту природы и хозяйствования . Когда речь идет об охране земель от загрязнения и иных факторов деградации, довольно часто употребляется и термин «почва». В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что данные понятия не являются тождественными и их нельзя путать. Дело в том, что «почва»- понятие более узкое, чем земля. Почва - это поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов, обладающий особым, присущим только ему профильным типом строения. Его толщина может варьировать от нескольких миллиметров до 2 метров и поэтому юридически значимым отличием «земли» от «почвы» является то, что земля не может быть отделена от поверхности земного шара. Однако ценность этих миллиметров и сантиметров почвы огромна, так как на образование 3 сантиметров этого слоя требуется от 300 до…1000 лет, а слоя из 20 сантиметров- до 7000 лет ! Характерно, что целью охраны земли является именно предупреждение истощения и загрязнения почв, сохранение их природных свойств и повышение их плодородия. Под истощением в данном случае понимается снижение, потеря плодородия вследствие уменьшения количества питательного вещества в почве, а также разрушение почвенной структуры. Его источником могут быть различные факторы: нарушение правил обработки почвы, заболачивание земель, необоснованная вырубка лесов и т.д. Загрязнение в свою очередь означает изменение физико-химического состава почв за счет поступления вредных отходов и иных веществ. Источниками загрязнения служат отходы и выбросы производства, бытовые отходы, химическая обработка в сельском хозяйстве и др. В данной работе будет использоваться исключительно термин «земля». Будучи объектом правовой регламентации, земля урегулирована рядом нормативных актов, из которых основными являются: 1. Конституция Республики Молдова от 29.07.94 2. Земельный Кодекс РМ от 25.12.91 3. Закон об охране окружающей среды от 16.06.93 4. Закон о кадастре недвижимого имущества от 25.02.98 5. Закон о государственном землеустройстве, государственном земельном кадастре и мониторинге земли от 22.12.92 6. Закон о нормативной земле и порядке купли-продажи земли от 25.07.97 7. Закон о собственности от 22.01.91 Данный список, безусловно, далеко не исчерпывающий, к тому же помимо законов существует большое количество подзаконных нормативных актов- постановлений, инструкций, регламентов, имеющих отношение к земле. Однако не стоит их перечислять, так как они будут упоминаться при раскрытии соответствующих вопросов. Охрана земель осуществляется правовыми мерами, содержащимися в указанных выше и иных нормативных актах. Указанные меры могут носить предупредительный, запретительный и восстановительный характер. Как следует даже из их названия, правовые меры предупредительного характера призваны предотвратить возможность возникновения неблагоприятных воздействий на землю. Эта цель реализуется путем установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и изъятия земель и т.д. Меры запретительного характера состоят в том, чтобы путем установления запретов стимулировать надлежащее поведение землепользователей. Например, запрещается под угрозой неблагоприятных последствий самовольное изменение назначения земель. 2.Понятие и состав земельного фонда РМ. Как гласит статья 2 Земельного Кодекса РМ, все земли, независимо от их назначения и вида собственности на них, составляют земельный фонд Республики Молдова. Вхождение всех земель в единый фонд РМ обуславливает общность их правового режима: права, и обязанности землепользователей установлены для землепользователей всех земель, входящих в земельный фонд. Будучи единым, земельный фонд, тем не менее, имеет определенную структуру. Так, Земельный кодекс указывает, что в земельный фонд входят следующие категории земель: 1. Земли сельскохозяйственного назначения; 2. Земли в черте населенных пунктов; 3. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения; 4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, пригородных и зеленых зон; 5. Земли лесного фонда; 6. Земли водного фонда; 7. Земли резервного фонда. Критерием такого деления, согласно статье 2 Земельного кодекса является «основное назначение». Практическим же основанием для деления земли на вышеуказанные категории являются различия в качественных характеристиках почв. В данном случае имеются в виду физические, химические, физико-географические, хозяйственно-экономические, исторические, эстетические и иные особенности почв. Категорирование земель имеет важное экологическое значение. Оно позволяет обществу, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевод их из одной категории в другую, а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. При этом под целевым назначением земель следует понимать установленный в правовых нормах порядок, условия и предел использования земель в зависимости от их принадлежности к соответствующим категориям земель. Каждая из вышеперечисленных семи категорий имеет свои особенности правил эксплуатации охраны. Необходимо отметить, что отнесение земель к той или иной категории не исключает наличия в этой категории земель иных категорий. Например, на территории земель лесного фонда могут находиться сельскохозяйственные угодья. Рассмотрим вкратце особенности отдельных категорий земель. Земли сельскохозяйственного назначения - самая большая составляющая земельного фонда. Согласно Земельному Кадастру по состоянию на 01.01.99, утвержденному Постановлением Правительства от 26.04.99, земли сельскохозяйственного назначения занимают 233046 квадратных километров. Таковыми являются земли, которые согласно кадастровой документации признаются годными для сельского хозяйства. Развернутую характеристику этой категории земель дают Положение о порядке исчисления и взимания земельного налога с физических и юридических лиц, утвержденное постановлением Правительства от 05.10.93 и Положение о порядке накопления и использования денежных средств, поступающих в связи с выводом земель из сельскохозяйственного оборота, утвержденное постановлением Правительства от 18.09.95. В соответствии с указанными Положениями, землями сельскохозяйственного назначения считаются все земли сельскохозяйственных обладателей, которые согласно кадастровой документации являются, без дополнительных затрат, пригодными для производства сельскохозяйственной продукции. В то же время следует отметить, что сельскохозяйственное назначение охватывает не только выращивание сельскохозяйственной продукции, но и ряд сопутствующих действий. Так, для хранения сельхозпродукции, инвентаря, семян необходимы склады, амбары и иные вспомогательные помещения; доступ техники на поля требует наличия внутрихозяйственных дорог и так далее. Поэтому в структуре сельскохозяйственных земель можно выделить «чисто» сельскохозяйственные земли (пашня, сенокос, луг) и «вспомогательные» сельскохозяйственные земли (внутрихозяйственные дороги, земли под хозяйственными постройками). Первые в свою очередь делятся на биоценозы, то есть естественные угодья, не подвергнутые окультуриванию, и агроценозы или угодья, окультуренные человеком . Специфика использования сельскохозяйственных угодий состоит в том, что их пользователи вторгаются в механизм экосвязей земель с другими природными объектами путем изменения режима их функционирования. Так, распашка земель превращает их в сельскохозяйственное угодье, которое осуществляет свою природную функцию только с применением человеческого труда. С учётом указанной специфики на пользователей сельскохозяйственных угодий возлагаются такие специфические обязанности как: обеспечение оптимального вводного режима, подразумевающее мероприятия по предупреждению заболачивания, иссушения почв и т.д.; обеспечение химического баланса почв, включающее известкование, борьбу с кислотностью и др.; повышение уровня плодородия земель; поддержание надлежащего культурно-технического состояния почв. Следующей категорией земель в составе земельного фонда РМ являются земли в черте населённых пунктов. Отличительными чертами данной категории земель являются, во-первых, то, что их общим назначением является обслуживание городов, муниципиев и сел (именно такие населенные пункты перечисляет Конституция РМ в статье 110), во-вторых, эти земли характеризуются тем, что их границы определяются чертой населенных пунктов, которая устанавливается и изменяется Правительством - для городов и органами местного публичного управления - для остальных населенных пунктов; в-третьих, земли в черте населенных пунктов находятся в ведении органов местного публичного управления, а земли муниципиев - в муниципальной собственности. Земли в черте населенных пунктов также довольно многочисленная категория в составе земельного фонда РМ. Во многом этому способствовала интенсивная урбанизация последних 40 лет. Так, с 1962 по 1994 площадь городов увеличилась в 2 раза . Необходимо отметить, что указанная категория земель охватывает не только земли, занятые зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки. В связи с этим в структуре земель в черте населенных пунктов можно выделить следующие категории земель: 1. Земли застройки, то есть земли под зданиями и иными сооружениями; 2. Земли общего пользования (парки, бульвары, скверы и т.д.); 3. Земли промышленности, транспорта, связи, теле- и радио коммуникации; 4. Земли, занятые лесами; 5. Земли сельскохозяйственного назначения и другие угодья. Данная классификация дана исходя из содержания статьи 44 Земельного кодекса. Говоря о проблеме охраны земель в городах надо подчеркнуть, что интенсивное расширение городов, о котором говорилось выше, проводилось за счет земель сельскохозяйственного назначения, которые ежегодно уменьшались на 1000-1500 гектаров. Будучи же включенными в состав земель населенных пунктов, эти земли переставали использоваться для сельскохозяйственных нужд, а служили лишь пространственным базисом для очередных новостроек, что нарушает принцип приоритетности сельскохозяйственного использования земель. Проблема охраны окружающей среды, в том числе и земель, решалась и, на мой взгляд, продолжает решаться не путем усовершенствование технологий градостроительства и обустройства территорий, а путем создания санитарных зон и иных косметических мероприятий. Красноречиво свидетельствует об этом отсутствие мусороперерабатывающих заводов даже в столице, что приводит к загрязнению несанкционированными свалками не только земель населенных пунктов, но и атмосферного воздуха и водных ресурсов. Следующая категория земель - земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. Статья 52 Земельного кодекса признает таковыми «земли, предоставленные органами местного публичного управления для размещения и эксплуатации административных, бытовых, вспомогательных строений и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, учреждений и организаций, строительства подъездных путей и инженерных коммуникаций, организации промышленного производства, строительства транспортных магистралей, прокладки линий связи и электропередачи». В науке вместо такой громоздкой формулировки применительно к данной категории земель широко применяется термин «земли специального назначения». Размер земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяется в соответствии с утвержденными нормами и проектно-технической документацией. Надо подчеркнуть, что к данной категории относятся только земли, непосредственно предназначенные для удовлетворения нужд эксплуатации несельскохозяйственных объектов. Нельзя, например, включать в данную категорию земли, предоставленные предприятию для жилищного строительства своих работников. Указанной категории земель характерны две основные формы в виде компактных или разрозненных земельных участков и так называемая «ленточная форма». К первой форме относятся участки под предприятия, учреждениями, организациями, а ко второй- земли под транспортными и трубопроводными магистралями . Правовой режим земель специального назначения отличается большой сложностью. Во многом он определяется особенностями объектов, которые возводятся на данных землях, а выражается он, прежде всего в «зонах влияния», создаваемых на прилегающих землях. С экологической точки зрения, данные земли, пожалуй, являются наименее «экологичными». Об этом свидетельствует даже не столько практика, сколько признание этого факта самим законодателем ещё в 1991 году, когда экологический менталитет только зарождался. Чтобы убедиться в этом обратимся к статье 53 Земельного кодекса, посвященной уже упоминавшимся выше зонам влияния: «Вокруг предприятий, учреждений и организаций промышленности, транспорта, связи и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на прилегающую к ним землю и производимую на ней продукцию, устанавливаются в зависимости от характера производства зоны влияния в соответствии с нормами, утверждаемыми органами по охране окружающей среды». Исходя из того, что указанные объекты оказывают отрицательное воздействие даже на прилегающие территории, то можно себе представить насколько вредное влияние оказывается непосредственно на земли предприятий. К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных, дендрологических и зоологических парков, ботанических садов, Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |