бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Детский травматизм и его профилактика

p align="left">VIII группа - водяной травматизм.

В среднем из года в год в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый четвертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным РООПСВОДа, 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдинке, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

1.3 Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма

Для того, чтобы показать, каким образом первичные и вторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации, применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данные представлены по следующим разделам [20, 38]:

обучение и выработка соответствующих навыков;

пропаганда использования средств безопасности;

оказание поддержки путем домашних посещений;

коррекция условий окружающей среды;

повышение безопасности предметов потребления;

законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Обучение и выработка соответствующих навыков. Ценность образовательных программ в качестве средства профилактики травматизма является предметом активных дебатов, поскольку в этом случае речь идет о необходимости индивидуумов изменять свое поведение. Приведенные ниже примеры иллюстрируют применение программ обучения и формирования навыков с целью профилактики травматизма. Эффективность данного подхода значительно повышается при его использовании в комбинации с другими мерами, такими как правовая регуляция или коррекция условий окружающей среды.

Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ в своем обзоре приводит пять исследований, посвященных деятельности детских клубов дорожного движения. В этих клубах родителям и детям предоставлялись образовательные материалы, составленные с учетом возраста аудитории, а также проводилось обучение необходимым навыкам по дорожной безопасности. Клубы на базе школ не оказались эффективными, те же, которые вовлекали непосредственно детей и их родителей, четко продемонстрировали эффект поведенческих изменений, а также некоторые свидетельства в пользу снижения травматизма.

Систематический обзор работ по оценке программ, направленных на формирование у детей навыков поведения в условиях дорожного движения приводит примеры шести экспериментальных и четырех внедренных в широкую практику программ для детей в возрасте 4 - 10 лет. Большинство экспериментальных проектов включали обучение школьников с использованием разнообразных образовательных приемов: симулированную дорожную обстановку, настольные макеты и тренировки в реальных уличных условиях. Результаты оценивались путем наблюдения за поведением детей, а также на основании правильности их решений по выбору безопасного момента и соблюдения других мер предосторожности при пересечении проезжей части. Эти программы способствовали выработке у детей навыков рационального поведения в условиях дорожного движения. Практические занятия на улице составляли важный элемент обучения. Поскольку ни в одном из исследований не проводилось оценки эффекта проводимых программ в отношении показателей здоровья, необходима дальнейшая работа по изучению их возможного влияния на уровень травматизма.

В систематическом обзоре Сети фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ [18] приведены три работы (две из которых - рандомизированные контрольные исследования), посвященные оценке эффективности обучения детей в возрасте 8 - 10 лет навыкам велосипедной езды. В каждом из этих исследований результаты обучения оценивались путем наблюдения за поведением детей во время езды на велосипеде, а также путем тестирования уровня знаний. Хотя полученные данные характеризовались значительной вариабельностью, они в целом свидетельствовали о том, что такие программы обучения могут способствовать формированию у детей навыков более безопасной езды на велосипеде.

Вопросы эффективности кампаний по профилактике домашнего травматизма исследованы недостаточно. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что такие программы ведут к снижению частоты травм, требующих медицинской помощи среди детей младшего возраста, а также к поведенческим сдвигам и к коррекции условий окружающей среды.

Пропаганда использования средств безопасности. Систематический обзор выявил четыре исследования по оценке эффективности бесплатной раздачи детекторов наличия дыма (три из них - в районах высокого риска). Одно из данных исследований, включавшее оценку влияния на показатели здоровья, продемонстрировало 80% -ное снижение годового уровня травматизма в течение четырех лет. Европейское бюро ВОЗ в обзоре программ, проводимых на базе медицинских учреждений, выявили семь рандомизированных контрольных исследований, направленных на повышение степени использования домашних детекторов дыма. Все эти программы включали просветительные мероприятия и три из них - также предлагали скидки на приобретение детекторов дыма. Авторы обзора делают вывод, что в тех программах, где проводимая медицинским работником консультация по безопасности жилища сопровождалась выдачей купона на приобретение детектора дыма по сниженной цене, вероятность наличия этого устройства в доме была выше, чем когда проводилась только лишь консультация.

В другом обзоре рассмотрены 19 экспериментальных программ популяризации использования велосипедных шлемов детьми и подростками (девять - на базе школ). Было выявлено, что предоставление скидок на приобретение шлемов являлось важным фактором, способствующим их более активному применению. Фактические данные указывают на то, что пропагандистские кампании могут быть эффективным средством повышения степени использования шлемов, особенно среди детей более младшего возраста и девочек. Европейское бюро ВОЗ [18] приводит 11 программ по профилактике травматизма, проведенных среди населения, и отмечают их положительный эффект в плане использования шлемов. В этих программах важное значение придавалось комплексному применению разнообразных мероприятий. Были отмечены также эффекты влияния со стороны сверстников и ролевых моделей взрослых.

Систематический обзор выявил 16 исследований, посвященных оценке эффективности образовательных программ, направленных на повышение частоты применения детских автомобильных кресел и ремней безопасности в автомобилях. Для популяризации средств безопасности были использованы разнообразные подходы, при этом все программы включали элементы профессионального консультирования через различные каналы коммуникации. Некоторые программы включали меры поощрения или принуждения, например, штрафы. Было показано, что в результате осуществления данных программ степень использования средств безопасности повысился, хотя этот эффект возможно и не обладает устойчивостью в долгосрочном плане. Последний вывод Европейского бюро ВОЗ подтвердил, что выраженность благоприятных эффектов от таких программ значительно уменьшается через один и более месяцев после завершения мероприятий. Более интенсивные программы, по-видимому, приводят к более выраженному эффекту. Имеются некоторые данные, свидетельствующие о меньшей эффективности программ в отношении детей более старшего возраста. Два других обзора заключают, что просветительные меры в изолированном виде оказывают весьма скромный эффект в отношения использования автомобильных средств безопасности для детей. Он может быть значительно усилен в отношении детей младшего возраста путем предоставления соответствующих средств безопасности вместе с инструкциями по их применению. Данных о влиянии на уровень травматизма не имеется.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что наличие оконных ограждений способствует снижению частоты падений из окон, в том числе со смертельным исходом. В 1995 г. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ [18] осуществили в США экспериментальную программу для населения, направленную на снижение частоты падений из окон многоэтажных зданий. Программа охватывала детей, проживающих в районах высокого риска, оценка эффекта проводилась по принципу сравнения ситуации "до и после", без контрольной группы. Мероприятия включали индивидуальное консультирование, кампании через средства массовой информации, а также бесплатную установку оконных ограждений. Эта программа оказалась весьма эффективной, однако возможность использования данной методики в других условиях, главным образом, зависит от количества многоэтажных жилых домов в районе охвата.

Выявлены два исследования, специально касающиеся применения защитных приспособлений во время занятий спортом. В первом из них производилась раздача и пропаганда использования внутриротовых шин для защиты зубов (капп) среди участников школьных команд по регби в Новой Зеландии. В результате проведенных мероприятий по отчетам игроков 61% из них стали регулярно использовать каппы, что привело к снижению частоты зубных переломов. Вторая экспериментальная программа популяризировала использование спасательных жилетов среди детей в США: в результате доля детей, имеющих свой собственный спасательный жилет, повысилась с 20% до 29%, а степень использования жилетов - с 69% до 75%. Влияние на показатели здоровья не оценивалось, однако, хорошо известно из других исследований, что применение спасательных жилетов является целесообразным.

Оказание поддержки путем домашних посещений. Обзор ранних публикаций, посвященных исследованию эффективности домашних посещений семей с детьми младшего возраста, включавших оценку безопасности домашней среды и профилактическое консультирование, продемонстрировал в целом положительные результаты проведенных программ, хотя лишь немногие из них были адекватно оценены. Более поздний систематический обзор выявил шесть работ по изучению эффективности домашних посещений с профессиональной оценкой и консультированием по вопросам безопасности условий жилой среды. Некоторые из этих программ включали также бесплатное предоставление защитных приспособлений, две программы осуществлялись параллельно с проведением кампаний в средствах массовой информации на национальном уровне. Результаты не позволили прийти к каким-либо окончательным выводам, однако имеются некоторые свидетельства в пользу наличия благоприятного эффекта от проведения подобных программ. В частности, отмечались определенные поведенческие сдвиги и изменения условий жилой среды в сторону большей безопасности. В двух исследованиях, оценивавших влияние на здоровье с использованием показателя частоты обращений в отделения экстренной медицинской помощи, позитивных изменений обнаружено не было.

Коррекция условий окружающей среды. Изменение условий окружающей среды в сторону большего удобства и безопасности стало одним из общепризнанных подходов к профилактике травматизма не только среди детей, но и для всего населения. Благодаря разнообразным мероприятиям (например, устройство отдельных велосипедных дорожек или улучшение уличного освещения) коррекция окружающей среды обеспечивает реальные возможности для удовлетворения потребностей населения средствами государственной политики на местном и национальном уровне. При таком подходе предотвращение травм и повышение безопасности становятся делом всего сообщества.

Имеющиеся научные данные убедительно доказывают, что программы повышения безопасности, полностью охватывающие определенную территорию, эффективно снижают частоту несчастных случаев и обладают особенно благоприятным действием в отношении более уязвимых участников дорожного движения, таких как дети - пешеходы и велосипедисты. Регулирование дорожного движения в пределах определенной территории направлено на более безопасное распределение транспортных потоков и снижение скорости движения транспорта, особенно на проездах внутри жилых массивов. Влияние на дорожно-транспортный травматизм мероприятий, полностью охватывающих определенную территорию, было исследовано в шести работах; в двух из них были получены данные, касающиеся детей - пешеходов и велосипедистов. Большинство программ использовали различные меры организации дорожного движения: круговые транспортные развязки, запрещение автомобильного движения на определенных участках, создание островков безопасности в середине проезжей части. Три программы представляли собой рандомизированные контрольные исследования, другие три сравнивали ситуацию "до и после". Эффективность программ во всех случаях оценивалась по статистике дорожно-транспортных несчастных случаев, в некоторых исследованиях - за продолжительный период времени. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ приводит 16 контрольных исследований со сравнением ситуации "до и после", посвященных оценке влияния мер по ограничению скорости и интенсивности автомобильного движения на смертность и травматизм во всех возрастных группах в результате дорожно-транспортных несчастных случаев. Делается вывод, что полноохватные меры по ограничению автомобильного движения в населенных пунктах обладают определенным потенциалом в отношении снижения уровня дорожно-транспортного травматизма.

Имеются убедительные научные данные, доказывающие эффективность установления зон ограничения скорости до 30 км/ч в целях снижения как фактической скорости движения, так и частоты несчастных случаев. Выявлена связь между скоростью движения транспортного средства и тяжестью травмы пешехода при несчастном случае. В Соединенном Королевстве введение зон ограничения скорости до 30 км/ч привело к местному снижению частоты несчастных случаев среди детей - пешеходов и велосипедистов соответственно на 70% и 48%. "Миграции" несчастных случаев на соседние территории не наблюдалось.

Снижению детского травматизма на игровых площадках способствуют покрытия из резины или измельченной древесной коры, а также уменьшение высоты установки горизонтальных перекладин для лазания перехватом на руках ("обезьяньи перекладины"). Европейское бюро ВОЗ [18] приводит девять исследований, из которых два были посвящены инженерным вопросам использования различных видов покрытий, а семь - просветительным методам. Лишь в трех работах тщательно соблюдались принципы контрольного исследования, и ни одно не имело широкого выхода в практику.

Повышение безопасности предметов потребления. Имеются убедительные научные доказательства того, что использование емкостей с безопасными крышками, недоступными для открывания детьми, весьма эффективным образом способствует снижению смертности детей от отравлений. В Соединенном Королевстве и США внедрение этой меры безопасности привело к уменьшению числа смертельных отравлений на 85%. Систематический обзор, составленный по заказу правительства штата Виктория в Австралии (9), по результатам оценки пяти программ сообщает о снижении смертности на 45% - 60%, а частоты обращений в отделения экстренной медицинской помощи - на 60% - 90%. Уровень эффекта зависит от перечня веществ и препаратов, выпускаемых в емкостях с безопасными крышками. Имеются некоторые данные, свидетельствующие о том, что введение нормативов по конструктивной безопасности ряда изделий, таких как холодильники, морозильные камеры, пластиковые пакеты и детские кроватки, также в определенной мере способствует снижению уровня травматизма.

Законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением. Законодательные меры зарекомендовали себя как наиболее эффективный механизм профилактики травматизма. Так, в обзоре по вопросам эффективности применения велосипедных шлемов Европейское бюро ВОЗ приводят 13 работ, посвященных соответствующим законодательным мерам; 12 из них касалось деятельности федеральных структур и одна (из Новой Зеландии) относилась к национальному законодательству. Во многих работах описан период агитации и популяризации, предшествующий принятию законодательных мер. Например, в Новой Зеландии к моменту принятия соответствующего закона степень использования шлемов в возрастной группе от 5 до 12 лет составляла 84%. В 10 из 13 работ критерием оценки эффективности служила степень использования шлемов, в четырех работах - показатели здоровья. Была продемонстрирована эффективность законодательных мер в повышении степени использования шлемов и в снижении частоты травм головы. В четырех исследованиях была проведена оценка влияния законодательных мер на интенсивность пользования велосипедом (т.е. уровень воздействия фактора риска). В одной из работ из Австралии было выявлено снижение степени пользования велосипедами на 44% - значительное уменьшение активности. Это свидетельствует о том, что принудительное ношение шлемов может в какой-то мере удерживать детей от езды на велосипеде. Данный факт имеет немаловажное значение в свете проявляемой в настоящее время озабоченности по поводу низкого уровня физической активности среди детей и молодежи [7, 46-49, 62-67, 91].

Законодательные меры, касающиеся использования детьми автомобильных средств безопасности (ремни безопасности и др.), поначалу были введены с целью защиты от травмы наиболее уязвимых - грудных детей и детей младшего возраста. Европейское бюро ВОЗ в обзоре фактических данных для обоснования пяти программ, направленных на повышение степени использования детских автомобильных кресел, на основании анализа 72 работ делают вывод о безусловной эффективности законодательных мер в повышении степени использования средств безопасности и снижении уровня травматизма. Они также сообщают о том, что эффект более выражен при принятии так. наз. "первичных законов" (когда водителя могут остановить и оштрафовать за несоблюдение предписанных правил использования средств безопасности) по сравнению с "вторичными законами" (когда водитель вначале должен совершить какое-либо другое нарушение, чтобы его могли остановить).

Экспериментальные программы на уровне местных сообществ. Профилактика непреднамеренных травм, характеризующаяся значительной вариабельностью как самих возможных повреждений, так и применяемых методов их предотвращения, является подходящей сферой для применения программ на уровне сообщества.

Один из систематических обзоров выявил 10 таких программ по профилактике детского травматизма, оцененных с применением тех или иных количественных критериев.

Накапливается все больше данных в пользу эффективности программ профилактики травматизма, проводимых на уровне местного сообщества. Для предотвращения травм среди детей применимы законодательные меры, коррекция условий окружающей среды и образовательные мероприятия, при чем большое значение имеет их совместный эффект.

Проведение разнообразных мероприятий, повторяемых в разных формах и контекстах, постепенно формирует в обществе своего рода культуру безопасности. Важным видом травмы, профилактике которой было посвящено лишь ограниченное число экспериментальных программ, является утопление.

Существует много перспективных профилактических направлений: обучение правилам безопасности на воде, надзор за детьми со стороны взрослых, установка ограждений вокруг открытых плавательных бассейнов и принятие законов, регулирующих эту меру безопасности.

Рекомендации ВОЗ по безопасным условиям окружающей среды в местах отдыха на воде содержат полезную сводку данных по этому вопросу и перечень возможных мероприятий.

Глава 2. Экспериментальное исследование детского травматизма

2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организация исследования детского травматизма

В эксперименте принимали участие учащиеся начальной школы.

Цель исследования: изучить динамику травматизма детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Подобрать анкеты для диагностики знаний о травматизме.

2. Подобрать стимульный материал для проведения эксперимента.

3. Провести диагностику обследования уровня знаний о травматизме.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы профилактики травматизма.

5. Проанализировать и обобщить результаты исследования, сформировать рекомендации.

В целях исследования травматизма был проведён анализ динамики травматизма в школе № 1 и гимназии № 2 за 2006-2007 учебный год.

Таблица 1.

Показатели травматизма за 2006-2007 учебный год в начальной школе

№ п/п

Признаки травматизма

Школа № 1

(дети)

Гимназия № 2

(дети)

1

В ДТП

4

3

2

В быту

36

32

3

В школе

18

19

Проанализировав показания таблицы 1, можно сказать, что уровень травматизма в начальной школе, в обеих школах, достаточно высок. Особенно высокие показатели травматизма в быту. Это говорит о том, что дети плохо знают правила обращения с электробытовыми приборами, поведение на улице и т.д.

Поэтому было проведено анкетирование детей, которое показало уровень знаний о травматизме (приложение 1).

На основании анкетирования была составлена программа профилактики травматизма учащихся. Программа апробирована на базе гимназии № 2. (приложение 2)

2.2 Экспериментальная программа

Программа рассчитана на безопасное поведение детей на дороге, в быту и школе. Имеет обучающую направленность. Программа включает тематическое планирование, конспекты и методические рекомендации по проведению занятий, основные требования к знаниям, умениям и навыкам и список рекомендуемой литературы. В данной работе представлена часть комплексной программы, на примере профилактики дорожно-транспортного травматизма.

2.2.1 Организация работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

организационная работа;

инструктивно-методическая работа;

массовая работа.

Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений новых конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД, конкурс агитбригад, выставка наглядных пособий и дидактических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения). Данный вид деятельности включает также обновление Уголка безопасности, транспортной площадки и составление графика проведения занятий на данной площадке с последующим принятием зачёта; организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения в данном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в соответствии с программой областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах", а также в соответствии с планом мероприятий районного отдела образования, районного ГИБДД.

I. Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конвенция "О правах ребёнка".

Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196 - ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Правила дорожного движения.

Программа совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД и Комитета по образованию по обеспечению безопасности дорожного движения среди владельцев индивидуального транспорта и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

5. Программа проведения областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах".

6. План мероприятий районного управления образования, ГИБДД.

7. Устав образовательного учреждения.

8. Учебные программы.

9. Учебный план.

10. План воспитательной работы школы.

11. План воспитательной работы класса.

II. Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет по безопасности дорожного движения.

2. Транспортная площадка, её оснащение.

III. Информационное обеспечение:

1. Оформление информационного стенда.

2. Банк данных:

разработки уроков;

беседы для учащихся;

лекции и беседы для родителей;

разработки внеклассных мероприятий.3. Контрольные срезы, тесты.

IV. Структура внутренних и внешних взаимодействий по организации профилактики ДЦТТ в школе.

Таблица 2.

Внешнее взаимодействие.

Школа: "Родители - ученики - учителя"

РУО

ГИБДД

Д/САД

Газета "Добрая дорога детства"

Центр детского творчества

Таблица 3.

Внутреннее взаимодействие.

Школа: "Родители - ученики - учителя"

Совет школы

Кабинет ОБЖ и БДД

Спортзал

Библиотека

Педагогический совет

Организация обучения Правилам дорожного движения и основам безопасности в школе должна проводиться так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.

Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций по работе на транспортной площадке, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры (например, "Узнай дорожный знак").

Массовая работа. Данная деятельность является одной из самых важных, т.к только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.

Воспитательная работа должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДЦТТ и т.д.

2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы

В целях анализа проведённых мероприятий по профилактике травматизма в начальной школе, был проведён анализ динамики травматизма с сентября 2007 по март 2008 учебного года.

Таблица 4.

Показатели травматизма за 2007-2008 учебный год в начальной школе

№ п/п

Признаки травматизма

Школа № 1

(дети)

Гимназия № 2

(дети)

1

В ДТП

3

0

2

В быту

21

3

3

В школе

10

1

Проанализировав показания таблицы 4, можно сказать, что показатели травматизма в гимназии № 2 значительно ниже показателей школы № 1 (занимающейся по обычной программе), что говорит об эффективности проведённых мероприятий. Гипотеза подтверждена.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать следующие выводы. Целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

1. Предложения по уровню обучения. Травматизм, особенно ПДД преподавать отдельным предметом на всех уровнях обучения.

2. Предложения по формам обучения. Использовать в основном игровую форму, с помощью современных средств обучения.

3. Предложения по организации безопасности образовательных учреждений. В образовательных учреждениях, находящихся возле транспортной магистрали, оборудовать проезжую часть "лежачими полицейскими". В образовательных учреждениях, находящихся внутри микрорайона, поставить ограждение. Обязательно оборудовать знаками дороги возле школы.

4. Предложения по материально-техническому и нормативно-правовому обеспечению. В основном, предложения сводятся к требованию ужесточения наказаний водителей за нарушения правил дорожного движения и оснащению школ тренажерами.

Заключение

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма:

1) бытовой;

2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);

3) школьный;

4) спортивный;

5) прочий.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в школе. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т. ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения в данном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, в соответствии с программой областного семинара-совещания "О совместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения на дорогах", а также в соответствии с планом мероприятий районного отдела образования, районного ГИБДД.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сказать, что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

Список литературы

1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология як наука. // Валеология. - Тернополъ: 1996, №6. - С.4-9.

3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. - М., 1997. - 140 с.

4. Богоявленский М.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Л., 1985. - 180 с.

5. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995. - 76 с.

6. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1. - С.69-70.

7. Методические рекомендации № 2 (обучение детей безопасности движения в школах и дошкольных учреждения). Из опыта работы школьных, дошкольных учреждений и ГИБДД г. Ставрополя, 2000. - С.46-49, 62-67, 91

8. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1997. - 130 с.

9. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Аист, 2005. - 120 с.

10. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2.

11. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 196 с.

12. Низкодубова СВ., Куликова Н.В., Байков А.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. - Томск, 1999. - 210 с.

13. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред.В.Л. Андрианова. - Л.: Просвещение, 1981. - 120 с.

14. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. - 420 с.

15. Соколов Л.П. Курс травматологии и ортопедии: Учебное пособие. - М.: Медицина, 2005. - 285 с.

16. Соколов Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. - 96 с.

17. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4.

18. Что может быть сделано для предотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь 2004 г.

19. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. - 1987. №5. - С.123-124.

20. Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. - М.: Карвик, 2002. - 160 с.

Приложения

Приложение 1

Какой дорожный знак называется "Пешеходная дорожка"?

Какой дорожный знак обозначает место, где можно переходить проезжую часть?

Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжей части не видно транспортных средств?

Водитель грузовика, остановился у пешеходного перехода и показывает вам жестом руки, что можно переходить проезжую часть. Как правильно перейти дорогу в данной ситуации?

Могут ли пассажиры начать высадку и посадку в трамвай в данной ситуации?

Кто обязан пристегиваться ремнями безопасности при движении в легковом автомобиле?

Какая государственная служба относится к службе обеспечения безопасности дорожного движения?

По дороге с одинаковой скоростью движутся легковой и грузовой автомобили. У какого автомобиля будет меньше тормозной путь, если водители одновременно нажали на педали тормоза?

Где можно переходить проезжую часть дороги вне населенного пункта, если нет пешеходного перехода?

В каком случае пешеходам разрешается переходить дорогу не по пешеходному переходу?

Ты движешься на роликах. Какие требования ПДД ты должен соблюдать как участник дорожного движения?

Каким пешеходам разрешено пересекать проезжую часть?

Как должен поступить водитель, приближаясь к переходу, в этой ситуации?

Какие знаки запрещают движение пешеходов и где именно:

"Автомагистраль", "Велосипедная дорожка", "Дорога для автомобилей", "Движение без остановки запрещено"?

Приложение 2.

Профилактические занятия в начальных классах в рамках программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, работа с родителями, сотрудничество со СМИ

Мероприятия

Срок

Ответственный

1. Создание банка данных:

В теч. года

Зам. директора по В.Р., Кл. руководители,

- разработки уроков;

Учителя-предметники

- лекции, беседы для родителей,

Кл. руководители,

- лекции, беседы для детей,

Кл. руководители,

- внеклассные мероприятия.

Кл. руководители,

2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.

В теч. года

Зам. директора по В.Р.

Кл. руководители,

3. Сбор текущей информации:

В теч. года

результаты тестов, срезов знаний;

Кл. руководители

посещение уроков, внеклассных мероприятий.

Зам. директора по М.Р.

Зам. директора по В.Р.

4. Сбор аналитической информации:

В теч. года

Зам. директора по В.Р.

ход работы по программе

результаты выполнения программы,

освещение на совещании при директоре

5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.

В теч. года

Зам. директора по В.Р.

6. Работа школьных методических объединений.

В теч. года

Зам. директора по М.Р.

Учителя-предметники

7. Консультационные совещания.

В теч. года

Зам. директора по В.Р.

8. Проведение контрольных срезов.

В теч. года

Зам. директора по У.В.Р.

9. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий.

В теч. года

Зам. директора по М.Р.

Зам. директора по В.Р.

10. Проверка документации учителей - предметников, классных руководителей.

В теч. года

Зам. директора по У.В.Р.

Зам. директора по В.Р.

11. Организация встреч с родителями.

В теч. года

Кл. руководители,

12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.

В теч. года

Зам. директора по В.Р.

Педагог - организатор

13. Систематическое оформление информационного стенда.

В теч. года

Старшая вожатая

14. Обобщение результатов о выполнении программы на педагогическом совете

май

Зам. Директора по В.Р.

15. Информирование участников образовательного процесса о выполнении программы

В теч. года

Школьная газета "Перекресток"

16. Деятельность юных инспекторов движения

В теч. года

Педагог-организатор

Содержание мероприятий:

Срок

Ответственный

Начальная школа

Кл. руководители, преподаватель ОБЖ

Улица полна неожиданностей.

Сентябрь

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Октябрь

Это должны знать все!

Ноябрь

Мы - пассажиры.

Декабрь

Основные правила поведения на улице и дороге.

Январь

Детский дорожный травматизм.

Февраль

Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения

Март

Будь практичным и осторожным.

Декабрь

Элементы улиц и дорог.

Октябрь

Железнодорожный транспорт.

Апрель

Государственная автомобильная инспекция.

Май

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.