бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Гражданская оборона: история, современность, перспективы

Гражданская оборона: история, современность, перспективы

СОДЕРЖАНИЕ:

История российской гражданской обороны 2

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг. 2

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг. 3

Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг. 5

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг. 5

Гражданская оборона СССР 1961 – 1991 6

МЧС и Гражданская оборона (современный период) 7

Гражданская оборона: взгляд в будущее 12

Факторы, влияющие на развитие РСЧС и ГО. 12

ГО третьего тысячелетия 14

История российской гражданской обороны

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны

1914 —1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая

авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника.

Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов

от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны,

осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить

защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и

быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться

население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны,

опирающихся на мирное население городов.

В Советском Союзе фундамент гражданской обороны - до 1961 г. она

именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) — начал закладываться

в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО

были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной

бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в

годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов,

когда возникала угроза воздушных налетов.

Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации,

Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений,

направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противо-воздушной обороны

при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этой

зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени,

предписывалось в ходе Нового строительства осуществлять соответствующие

инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного

хозяйства.

В следующем году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление,

обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных

дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных

станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные

формирования противовоздушной и противохимической защиты.

В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление «Об

организаций воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Согласно

этому постановлению территория страны была разделена на приграничную

(угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться

городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено

на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал

Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке

руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских

наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и

Минске.

В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первом

Положении о противовоздушной обороне СССР было записано, что

противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных

нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как

военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным

оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла

необходимость организации обучения населения защите от воздушного и

химического нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образом

Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и

КП), они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной

обороны.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и

противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс.

добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспечено

противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено

несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по

светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей

системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для

создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной

обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост

возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла

потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и

народного хозяйства.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о

противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная

противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть

всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты

принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей

которой стала Гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе

нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление

маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с

воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с

воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка

бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и

врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание

ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного

порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и

МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось

силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.

Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех

промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации

противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по

противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном

объеме.

Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она

являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны,

общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным, и

морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных

округов - их командованием.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские

части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и

добровольные формирования МПВО: в городских районах —участковые команды, на

предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях —группы самозащиты.

Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100—300 рабочих и

служащих — на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человек жителей

—при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных

формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений:

медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны

порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые

команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а

обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и

противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности

были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной

и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в

составе доб-ровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК

СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок

«Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами

Осоавиахима.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и

навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО)

—для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО)—для школьников.

Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного

Креста и Красного Полумесяца.

Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК СССР от 20

июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы,

Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению

местной противо-воздушной обороны в этих городах, в частности

непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные

органы власти—Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских

Советов этих городов были введены должности заместителей председателей

исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. были

завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи,

медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной,

торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации,

восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались

на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти;

в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали

значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени

все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной

противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные

должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая

работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к

противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать,

что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от

средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое

количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и

необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке

Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР,

постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано

Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное

управление МПВО.

Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую

готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность

системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро

устранялись.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи

с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление

СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к

противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские

граждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями по

МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны

были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и

правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило

Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий.

Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941

г., в которой указывалось на необходимость немедленно «...наладить местную

противовоздушную оборону».

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований

превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в

городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских

частей значительно возросло.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они

ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации,

предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах

народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн.

снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90

тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных

Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и

народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы

принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на

города.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной

войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в

действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором

нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО.

Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое

наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию

МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий,

осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения,

создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного

хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и

неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом

не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на

организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего

населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и

противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр

внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках

являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением

мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных

республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и

Ведомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и

ведомства.

Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых,

областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых

массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп

самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного

хозяйства.

Гражданская оборона СССР 1961 – 1991

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СССР

Гражданская оборона (ГО)(название с 1961 года) представляет собой систему

общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты

населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного

времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного

хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ

(СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и

в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий

(катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для

ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и

реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время

создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным

ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при совминах союзных

республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных

депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов,

вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий,

создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных

аварий (катастроф) или стихийных бедствий.

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного

командования и организациями государственного надзора и контроля. При них

создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для

выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на

соответствующей территории.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Организационная структура ГО СССР определяется общегосударственным и

политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных

ситуаций, возникающих в мирное и военное время, и задачами, возложенными;

на нее.

Вся практическая деятельность ГО в республиках, краях, городах, районах и

на объектах народного хозяйства осуществляется под руководством исполкомов

Советов народных депутатов, а также органов военного управления.

Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях,

областях, городах, городских и сельских районах осуществляется

председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками

ГО.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от

ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно

входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов,

районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том. что ГО объектов

народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО

соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную

ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.

ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и

децентрализованного управления силами и средствами.

ГО в СССР является не только частью системы общегосударственных оборонных

мероприятий, но и всенародным делом. Каждый советский гражданин обязан

активно участвовать в проведении мероприятий ГО.

МЧС и Гражданская оборона (современный период)

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР

“Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного

комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной

системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций”.

В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя

Российской Федерации.

Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского корпуса

спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных

формирований России.

17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу

был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28 апреля

заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей

постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 был

преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем

которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.

19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан

Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР

(ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый

государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской

обороны РСФСР Министерства обороны СССР.

Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9

региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ),

Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский

РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск

(Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита

(Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).

13 марта 1992 года постановлением правительства Российской Федерации №154

создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО) с базированием

его на аэроузле “Раменское” (г.Жуковский Московской области).

18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О

создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных

ситуациях”, которым утвердило Положение об РСЧС, а также определило функции

органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению

и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим постановлением на

всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и

отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы, выполняющие их

функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при авариях,

катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования

РСЧС, ее подсистем и звеньев.

Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных

служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства

Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании

деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и

центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия

с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября

1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 “О

взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.

В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные

подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением

Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах

создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по

чрезвычайным ситуациям.

Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации по

основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС России

были созданы:

· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение правительства

Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);

· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению международного

десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий (постановление

правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);

· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных

формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.