5. Порядок расчета штрафов и плата за загрязнение окружающей среды 13
1. Какие задачи в охране труда возлагаются на начальников цехов, участков, других структурных подразделений? Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Создание на предприятии службы охраны труда вовсе не означает, что другие службы и подразделения не должны заниматься проблемами безопасности работающих. Если функции прогнозирования, планирования, координации, контроля, возлагаться главным образом на эту службу, то обучение сотрудников и исполнение принятых решений в той или иной мере касается всех структурных единиц организации. Поскольку мероприятия по обеспечению безопасности профессиональной деятельности касаются абсолютно всех сотрудников, общее руководство или и координацию действий различных служб и подразделений должен осуществлять либо руководитель организации, либо один из его заместителей, наделенный достаточными полномочиями. Общая ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Руководители производственных подразделений имеют следующие функциональные обязанности по охране труда:- определение перечней профессий и работ, для выполнения которых необходим предварительный и периодический медосмотр;- определение перечня тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года;- ознакомление работника с условиями и охраной труда на рабочем месте, с возможным риском повреждения здоровья, с должностными обязанностями, включающими в себя требования по охране труда, с льготами и компенсациями по условиям труда;- определение перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;- проведение инструктажей по безопасности труда;- ознакомление руководителей и специалистов с состоянием условий труда на объекте, средств защиты, травматизмом, нормативными актами и должностными обязанностями по охране труда;- разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственными инструкциями;- разработка перечней работ и профессий, по которым должны выдаваться индивидуальные средства защиты, и осуществление контроля за правильностью их применения;- организация первой помощи пострадавшему и доставка его в медучреждение;- сообщение о несчастном случае в установленные адреса;- разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев, улучшению и оздоровлению условий труда, приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил труда;- проведение сертификации рабочих мест;- оснащение производственных помещений, оборудования и рабочих мест средствами коллективной защиты и организация их эффективной эксплуатации;- организация контроля за уровнем вредных и опасных производственных факторов;- обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами исходя из специфики производства. Функциональные обязанности руководителей служб предприятия: Отдела кадров:- организация предварительного медосмотра при поступлении на работу;- определение контингента, подлежащего периодическим медицинским осмотрам;- профессиональный отбор работающих отдельных специальностей;- определение перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда;- ознакомление поступающих на работу с льготами и компенсациями по условиям труда. Отдела снабжения:- обеспечение подразделений предприятия средствами защиты, контроля и сигнализации. Бухгалтерии:- выплата работнику возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем;- осуществление обязательного страхования работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отдела главного механика:- обеспечение безопасности эксплуатируемого производственного оборудования;- обеспечение безопасного состояния эксплуатируемых зданий и сооружений. Отдела главного энергетика:- обеспечение безопасности электрических сетей и электроустановок. Медсанчасти:- организация лечебно-профилактического обслуживания работающих. Распределение функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава должно быть подкреплено изданием приказа по предприятию или утверждением соответствующего Положения. 2. Взрывоопасность, параметры, характеризующие взрывоопасность среды. Требования к взрывопредупреждениюСмесь горючего газа или пыли горючего вещества с воздухом может быть взрывоопасной. Взрыв - это мгновенное сгорание или разложение вещества с выделением большого количества газов, которые, расширяясь, оказывают разрушительное воздействие на окружающую среду. Взрывоопасность смеси газов или пыли с воздухом зависит от концентрации их в воздухе. Для определенного газа или пыли имеется свой нижний и верхний концентрационные пределы взрываемости: например, для метана 4, 5 до 16%, ацетилена 3, 5 - 82%; для пылей нижний предел 2.5-30 г/м3, а верхние пределы практически недостижимые (например для сахарной - 13.5. кг/м3). Также имеются нижние температурные пределы взрываемости газопылевоздушных смесей. Согласно ГОСТ 12.1.011-78 взрывоопасные газы и паровоздушные смеси подразделяются в зависимости от температуры воспламенения на шесть групп: Т1 - выше 450 С; Т2 - 300-450 С; Т3 - 200-300 С; Т4 135-200 С; Т5 - 100-135 С; Т6 - 85-100 С. Согласно ГОСТ 12.1.010-76 к параметрам характеризующим взрывоопасность среды относятся:- температура вспышки, - область воспламенения (температурные и концентрационные пределы), - температура самовоспламенения, - скорость распространения пламени, - минимальное взрывоопасное содержание кислорода, - склонность вещества к взрыву и детонации, - чувствительность к механическим воздействиям (удар, трение). Взрывопредупреждение - меры, предотвращающие возможность возникновения взрыва. Согласно ГОСТ 12.1.010-76 для предупреждения взрыва необходимо исключить:- образование взрывоопасной среды;- возникновение источника инициирования взрыва. Взрывоопасную среду могут образовать: смеси веществ (газов, паров, пылей) с воздухом и другими окислителями (кислород, озон, хлор, окислы азота и др.); вещества, склонные к взрывному превращению (ацетилен, озон, гидразин и др.). Источником инициирования взрыва являются: открытое пламя, горящие и раскаленные тела; электрические разряды; тепловые проявления химических реакций и механических воздействий; искры от удара и трения; ударные волны; электромагнитные и другие излучения. Предотвращение образования взрывоопасной среды и обеспечение в воздухе производственных помещений, горных выработок и т.п. содержания взрывоопасных веществ, не превышающего нижнего концентрационного предела воспламенения с учетом коэффициента безопасности, должно быть достигнуто: применением герметичного производственного оборудования; применением рабочей и аварийной вентиляции; отводом, удалением взрывоопасной среды и веществ, способных привести к ее образованию; контролем состава воздушной среды и отложений взрывоопасной пыли. Предотвращение образования взрывоопасной среды внутри технологического оборудования должно быть обеспечено: герметизацией технологического оборудования; поддержанием состава и параметров среды вне области и воспламенения; - применением ингибирующих (химически активных) и флегматизирующих (инертных) добавок; конструктивными и технологическими решениями, принятыми при проектировании производственного оборудования и процессов. Предотвращение возникновения источника инициирования взрыва должно быть обеспечено: регламентацией огневых работ; предотвращением нагрева оборудования до температуры самовоспламенения взрывоопасной среды; применением средств, понижающих давление во фронте ударной волны; применением материалов, не создающих при соударении искр, способных инициировать взрыв взрывоопасной среды; применением средств защиты от атмосферного и статического электричества, блуждающих токов, токов замыкания на землю и т.д.; применением взрывозащищенного оборудования; применением быстродействующих средств защитного отключения возможных электрических источников инициирования взрыва; ограничением мощности электромагнитных и других излучений; устранением опасных тепловых проявлений химических реакций и механических воздействий. 3. Санитарно-бытовое обслуживание рабочих и служащихСогласно ст.223 Трудового Кодекса РФ санитарно-бытовое обслуживание работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются: санитарно-бытовые помещения,помещения для приема пищи,помещения для оказания медицинской помощи,комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками (укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи); устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой. Санитарно-бытовое обслуживание рабочих и служащих является частью комплекса мер по охране труда. Оно должно обеспечить защиту кожных и слизистых покровов человека от действия вредных производственных факторов в течение смены и прекращать их действие после её окончания. Этими основными требованиями определяется набор и состав санитарно-бытовых помещений и устройств. Их компоновка, набор и состав зависят от принадлежности к группам производственного процесса, определенных СНиП 31.05.03 "Общественные здания и здания административного назначения". К санитарно-бытовым помещениям относятся: гардеробные; душевые, умывальные; туалеты; помещения для отдыха в рабочее время; помещения для стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезвреживания специальной одежды и обуви. Пропускная способность санитарно-бытовых помещений и устройств зависит от численности работающих.Санитарно-бытовые помещения должны подвергаться дезинфекции в соответствии с установленными требованиями. Вода для питьевых целей должна соответствовать требованиям санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Для рабочих мест, отдалённых от точек раздачи питьевой воды, установленных на централизованном водоснабжении, должны предусматриваться сосуды для воды (индивидуальные фляги, либо коллективные). Они должны проходить ежедневную очистку и обеззараживание установленными методами. 4. Средства индивидуальной защиты, противогазы, респираторы, простейшие СИЗ, защитная одеждаВ системе мероприятий по охране труда обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ) занимает одно из ведущих мест, так как их применяют в тех случаях, когда другими мероприятиями нельзя обеспечить безопасность труда. И действительно, в ряде случаев, когда опасные и вредные воздействия производственных факторов, сопутствующих деятельности человека, не могут быть исключены конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты, использования СИЗ является единственной возможностью предотвратить эти воздействия. Выбор применения СИЗ, как правило, должен базироваться на тщательном обследовании условий труда персонала и объема проводимых работ. В соответствии с действующими Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 51 от 18.12.98. (с изменениями и дополнениями от 29.10.99. № 39), работникам, занятым в производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или производимых в особых температурных условиях, выдаются бесплатно за счет работодателя по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - средства индивидуальной защиты). В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты как предохранительный пояс, галоши диэлектрические и перчатки, ковры диэлектрические, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, подшлемник, накомарник, наплечники, каска защитная, налокотники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ (со сроком носки - до износа или как дежурные) и могут включаться в коллективные договора и соглашения. Затраты по обеспечению средствами индивидуальной защиты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). При заключении трудового договора (контракта) работодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также нормами выдачи им средств индивидуальной защиты. Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. При этом в сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви включается и время ее хранения в теплое время года. Работодатель при выдаче работникам таких средств индивидуальной защиты как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски защитные и некоторые другие должен обеспечить проведения инструктажа посредством пользования и простейшим способом проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению. В соответствии с государственными стандартами работодатель обеспечивает регулярны испытания и проверку исправности средств индивидуальной защиты (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, накомарников, защитных касок и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей средств индивидуальной защиты с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на них должна быть сделана отметка (клеймо, штамп) о сроках следующего испытания. В зависимости от назначения СИЗ подразделяются на 12 классов: средства защиты органов дыхания; одежда специальная защитная; средства защиты ног; средства защиты рук; средства защиты головы; средства защиты глаз; средства защиты лица; средства защиты органов слуха; средства защиты от падения с высоты (и другие предохранительные средства); средства дерматологические защитные; средства защитные комплексные; костюмы изолирующие. Из большого количества выпускаемых промышленностью Российской Федерации СИЗ (более 1000 наименований) в настоящем каталоге приведены лишь отдельные наиболее распространенные их виды с указанием краткой технической характеристики и области применения. Всероссийский центр охраны труда Минтруда России рекомендует потребителям следующий порядок обеспечения работников необходимыми СИЗ. На каждом предприятии, независимо от формы собственности, работодатель не реже одного раза в 3 года, как правило, силами службы охраны труда, должен составить, согласовать с представителем профсоюзов, утвердить Перечень (Табель) СИЗ, подлежащих выдаче рабочим и служащим с целью обеспечения безопасности труда. При составлении Перечня (Табеля) он должен руководствоваться действующими нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, штатным расписанием каждого производственного участка и предприятия в целом, инструкциями по охране труда, результатами анализа воздушной среды, травматизма и профессиональных заболеваний за последние годы и настоящим каталогом. По результатам анализа данных по рабочим местам и профессиям Перечень (Табель) оформляется в виде таблицы, где в колонке фиксируются все должности по штатному расписанию, включая работодателя, а в строке - 12 классов СИЗ. Если для той или иной профессии не требуется СИЗ данного вида, должна быть сделана запись "не требуется". Указанные в Перечне СИЗ выдаются работникам на определенный срок эксплуатации с фиксацией факта выдачи каждого из них в типовой личной карточке по форме № 183 по размерам, ростам, отдельно мужских и женских моделей. В конце Перечня по каждому цеху (производству, участку) указываются СИЗ для пользования при чрезвычайных ситуациях и при выполнении разовых опасных работ. Эти СИЗ в личную карту не записываются. При оформлении заказов на поставку СИЗ во избежание приобретения некачественных средств, т.е. не обеспечивающих безопасность труда, следует обратить внимание на наличие у поставщика сертификата соответствия. 5. Порядок расчета штрафов и плата за загрязнение окружающей средыНапряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г)"Об охране окружающей природной среды" платежи за загрязнение окружающей среды исполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, носят компенсационный характер за негативное воздействие и должны использоваться на ликвидацию конкретного нанесенного вреда или предотвращение будущего загрязнения окружающей среде. Плата за загрязнение окружающей среды взимается со всех предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, которые ведут на территории Российской Федерации связанную с природопользованием деятельность, которая оказывает вредное воздействие на природную среду. Платежи вносятся за следующие виды воздействия: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). С 8 января 2006 года введены штрафы за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно Федеральному закону от 26.12. 2005 г. № 183-ФЗ, должностные лица заплатят 3000-6000 руб., а организация - 50 000-100 000 руб. Впрочем, согласно НК РФ за неперечисление платы оштрафовать фирму не могут, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду не считается налогом. Также законом № 183-ФЗ с 8 января 2006 года увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды. С третьего квартала 2006 года организации отчитывались по платежам за загрязнение окружающей среды по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора России от 23.05. 2006 № 459.27 июня 2006 года Минюст зарегистрировал новую форму расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204, который содержит новую форму расчета, датирован 05.04. 2007. Безусловно, существующие штрафы непропорциональны наносимому ущербу окружающей среде. Сами штрафы - это больше сигнал общества об экологическом неблагополучии. Только в сочетании с жестким административным контролем за обновлением основных фондов с неотъемлемой частью - очистными сооружениями, независимым дистанционным мониторингом работы этих очистных сооружений и контролем экологической общественности такие штрафы будут полезны, но только как индикаторы всей этой системы экологического надзора. Список литературыГОСТ 12.1.010-76 (1999). ГОСТ 12.1.011-78. Закон РСФСР от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г)"Об охране окружающей природной среды". Налоговый кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон РФ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 26.12. 2005 г. № 183-ФЗ.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.