бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Чрезвычайные ситуации природного происхождения

Чрезвычайные ситуации природного происхождения

  • 1. Классификация ЧС природного происхождения 2
  • 2. Формы борьбы с эпидемиями. 4
  • 3. Задачи ГО. 7
  • 4. Декларирование безопасности объекта. Понятие надежности и устойчивой работы объектов экономики. 9
  • 5. Экологическая экспертиза. 14
  • Список литературы 16
  • 1. Классификация ЧС природного происхождения
  • Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
  • Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий.
  • Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана Научно-техническим комитетом ГО СССР и утверждена в инструкции «О порядке обмена в РФ информацией о ЧС» приказом ГКЧС РФ от 13.04.1992г.№ 49.
  • Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные.
  • К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.
  • Бесконфликтные чрезвычайные ситуации, в свою очередь, могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.
  • Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам - масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.
  • Чрезвычайные ситуации природного характера
  • 1. Геофизические опасные явления:
  • -землетрясения;
  • -извержения вулканов.
  • 2. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):
  • -оползни;
  • -сели;
  • -пыльные бури;
  • обвалы, осыпи, курумы, эрозия, склоновый смыв и др.
  • 3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:
  • -бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри;
  • -крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
  • -сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
  • -сильная жара, засуха, суховей.
  • 4. Морские гидрологические опасные явления:
  • -тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря;
  • -ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лед;
  • -отрыв прибрежных льдов и др.
  • 5. Гидрологические опасные явления:
  • -высокие уровни вод (наводнения), половодья;
  • -заторы и зажоры, низкие уровни вод и др.
  • 6. Гидрогеологические опасные явления:
  • -низкие уровни грунтовых вод;
  • -высокие уровни грунтовых вод.
  • 7. Природные пожары:
  • -лесные пожары;
  • -пожары степных и хлебных массивов;
  • -торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.
  • 8. Инфекционные заболевания людей:
  • -единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • -групповые случаи опасных инфекционных заболеваний и др.
  • 9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:
  • -единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
  • -инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.
  • 10. Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:
  • -массовое распространение вредителей растений;
  • -болезни не выявленной этиологии и др.
  • 2. Формы борьбы с эпидемиями
  • Для предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди населения в очаге поражения проводится комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий:
  • Обсервация и карантин.
  • Карантин и обсервация в борьбе с инфекционными болезнями применяется с давних времен. Они позволяют исключить распространение возникшей инфекционной болезни за пределы очага поражения.
  • Для предотвращения распространения инфекционной болезни за пределы очага поражения сразу после применения БО устанавливается обсервация.
  • Обсервация - комплекс мероприятий, предусматривающих усиленное наблюдение за очагом поражения и приведение в нем лечебно-профилактических и ограничительных мероприятий.
  • При обсервации предусматривается: ограничение въезда в очаг поражения и выезда из него; запрещение вывоза из очага имущества без предварительной дезинфекции его; ограничение общения; медицинское наблюдение с целью своевременного выявления больных, их изоляция и госпитализация; экстренная профилактика (когда вид возбудителя не установлен, применяют комплексные препараты из антибиотиков и других противомикробных средств, для ослабления действия любых микроорганизмов), а если возбудитель установлен, проводятся профилактические прививки (специфическая профилактика); усиленный медицинский контроль, за проведением санитарно-гигиенических мероприятий.
  • Срок обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге поражения.
  • В случае применения возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, натуральная оспа) устанавливается карантин.
  • Карантин - комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очага поражения.
  • Дополнительно к обсервации при карантине осуществляется следующие мероприятия: охрана очага поражения; установление строго режима поведения; организация службы для обеспечения выполнения правил карантина.
  • При применении возбудителей инфекционных болезней или токсинов изоляционно-ограничительные мероприятия снимаются после проведения полной специальной обработки (санитарная обработка и дезинфекция).
  • Санитарная обработка населения.
  • Санитарная обработка - это удаление ОВ, болезнетворных микробов токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых средств индивидуальной защиты, одежды и обуви.
  • Для того, чтобы исключить вредное воздействие на человека и животных болезнетворных микробов, обеспечить нормальную жизнедеятельность, необходимо выполнить комплекс работ по обеззараживанию территории, помещений, техники, приборов, оборудования, мебели, одежды, обуви, открытых участков тела. Причем делать это надо только в индивидуальных средствах защиты (противогазах, респираторах, резиновых перчатках, сапогах, переднике), при строгом соблюдении мер безопасности.
  • Дезинфекция.
  • Дезинфекция - это уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней. Существуют три вида: профилактическая, текущая и заключительная.
  • Профилактическая проводится постоянно до возникновения заболевания среди населения и подразумевает выполнение обычных гигиенических норм (мытье рук, посуды, стирки белья, влажная уборка помещений и т.д.)
  • Текущая предусматривает реализацию комплекса противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях и заключается в выполнении санитарно-гигиенических правил, проведении обеззараживания различных объектов внешней среды, а также выделений больного человека (фекалии, моча, мокрота). Такая дезинфекция является обязательным мероприятием, направленным на предупреждение распространения инфекционного заболевания за пределы очага. В этих случаях обеззараживанию с помощью химических веществ в обязательном порядке подвергаются: выделения инфекционных больных, белье, посуда и т.д.
  • Заключительная дезинфекция осуществляется после госпитализации больного или смерти.
  • Средства индивидуальной защиты.
  • В предупреждении инфекционных заболеваний большую роль играет своевременное и умелое использование средств индивидуальной защиты. Своевременное надевание противогаза позволяет надежно защитить органы дыхания и желудочно-кишечный тракт от попадания в них БО.
  • Средства индивидуальной защиты кожи хорошо предохраняют от попадания БО на одежду и кожные покровы.
  • Эвакуация и убежища.
  • Эвакуация и убежища позволяют также предупредить заболевания. Демонстрация видеофильма об эвакуации, правил поведения и применении средств индивидуальной защиты.
  • Правила поведения в очаге бактериологического поражения. Многогранность путей и способов распространения инфекционных заболеваний требует строго выполнения определенных правил поведения в очаге бактериального поражения: своевременно надеть и не снимать без разрешения средства индивидуальной защиты; перед приемом пищи тщательно вымыть руки с мылом и прокипятить посуду; не употреблять воду из непроверенных источников; не прикасаться к подозрительным на зараженность предметам; соблюдать чистоту; не уклоняться от профилактических прививок и антибиотиков; активно помогать в проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очаге бактериального поражения.
  • 3. Задачи ГО
  • Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при стихийных бедствиях, ведении военных действий или вследствии этих действий.
  • Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении военных действий или вследствии этих действий.
  • Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий. Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны обязаны:
  • · принимать нормативные акты по ГО и доводить их до подчинённых организаций;
  • · разрабатывать и реализовывать планы ГО, организовывать проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств;
  • · осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • · создавать запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  • Органы исполнительной власти субектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
  • · организуют проведение мероприятий по ГО;
  • · осуществляют меры по поддержанию сил ГО, органов управления ГО в состоянии постоянной готовности;
  • · проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и др.
  • Организации в соответствии с требованиями нормативно - правовых актов в области ГО:
  • · планируют мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • · осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • · создают в целях ГО запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
  • Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
  • Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Госорганизаций.
  • Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-востановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики - руководитель предприятия (работодатель).
  • Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально - техническому снабжению и по эвакуации). При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО - орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.
  • По решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться невоеннизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:
  • · спасательных,
  • · охраны общественного порядка,
  • · оповещения и связи,
  • · радиационной и химической защиты,
  • · пожаротушения и др.
  • 4. Декларирование безопасности объекта. Понятие надежности и устойчивой работы объектов экономики
  • Под устойчивостью работы промышленного объекта понимают способность объекта выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами в условиях ЧС, а также приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения. Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорта, связи, линий электропередач и т. п.) устойчивость определяется его способностью выполнять свои функции. Под устойчивостью технической системы понимается возможность сохранения ею работоспособности при ЧС.
  • Повышение устойчивости технических систем и объектов достигается главным образом организационно-техническими мероприятиями, которым всегда предшествует исследование устойчивости конкретного объекта.
  • На первом этапе исследования анализируют устойчивость и уязвимость его элементов в условиях ЧС, а также оценивают опасность выхода из строя или разрушения элементов или всего объекта в целом. На этом этапе анализируют:
  • - надежность установок и технологических комплексов;
  • - последствия аварий отдельных систем производства;
  • - распространение ударной волны по территории предприятия при взрывах сосудов, коммуникаций, ядерных зарядов и т. п.;
  • - распространение огня при пожарах различных видов;
  • - рассеивание веществ, высвобождающихся при ЧС;
  • - возможность вторичного образования токсичных, пожаро- и взрывоопасных смесей и т. п.
  • Оценка может проводиться с применением различных методов анализа повреждений и дефектов, в том числе и с построением дерева отказов и дерева событий.
  • На втором этапе исследования разрабатывают мероприятия по повышению устойчивости и подготовке объекта к восстановлению после ЧС. Эти мероприятия составляют основу плана-графика повышения устойчивости объекта. В плане указывают объем и стоимость планируемых работ, источники финансирования, основные материалы и их количество, машины и механизмы, рабочую силу, ответственных исполнителей, сроки выполнения и т. д.
  • Исследование устойчивости функционирования объекта начинается задолго до ввода его в эксплуатацию. На стадии проектирования это в той или иной степени делает проектант. Такое же исследование объекта проводится соответствующими службами на стадии технических, экономических, экологических и иных видов экспертиз. Каждая реконструкция или расширение объекта также требует нового исследования устойчивости. Таким образом, исследование устойчивости - это не одноразовое действие, а длительный, динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства, технического персонала, служб гражданской обороны.
  • Любой промышленный объект включает наземные здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские помещения и здания административно-бытового назначения. В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного производства размещается типовое технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электроснабжения. Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, сетью энергоносителей и системами связи и управления. На территории промышленного объекта могут быть расположены сооружения автономных систем электро- и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т. д. Здания и сооружения возводятся по типовым проектам, из унифицированных материалов. Проекты производств выполняются по единым нормам технологического проектирования, что приводит к среднему уровню плотности застройки (обычно 30-60 %). Все это дает основание считать, что для всех промышленных объектов, независимо от профиля производства и назначения, характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и подготовку его к работе в условиях ЧС.
  • На работоспособность промышленного объекта оказывают негативное влияние специфические условия и прежде всего район его расположения. Он определяет уровень и вероятность воздействия опасных факторов природного происхождения (сейсмическое воздействие, сели, оползни, тайфуны, цунами, число гроз, ливневых дождей и т. д.). Поэтому большое внимание уделяется исследованию и анализу района расположения объекта. При этом выясняются метеорологические условия района (количество осадков, направление господствующих ветров, максимальная и минимальная температура самого жаркого и самого холодного месяца; изучается рельеф местности, характер грунта, глубина залегания подпочвенных вод, их химический состав. На устойчивость объекта влияют: характер застройки территории (структура, тип, плотность застройки), окружающие объект смежные производства, транспортные магистрали, естественные условия прилегающей местности (лесные массивы - источники пожаров, водные объекты-возможные транспортные коммуникации, огнепреградительные зоны и в то же время источники наводнений и т. п.).
  • Район расположения может оказаться решающим фактором в обеспечении защиты и работоспособности объекта в случае выхода из строя штатных путей подачи исходного сырья или энергоносителей. Например, наличие реки вблизи объекта позволит при разрушении железнодорожных или трубопроводных магистралей осуществить подачу материалов, сырья и комплектующих водным транспортом.
  • При изучении устойчивости объекта дают характеристику зданиям основного и вспомогательного производства, а также зданиям, которые не будут участвовать в производстве основной продукции в случае ЧС. Устанавливают основные особенности их конструкции, указывают технические данные, этажность, длину и высоту, вид каркаса, стеновые заполнения, световые проемы, кровлю, перекрытия, степень износа, огнестойкость здания, число рабочих и служащих, одновременно находящихся в здании (наибольшая рабочая смена), наличие встроенных в здание и вблизи расположенных убежищ, наличие в здании средств эвакуации и их пропускная способность.
  • При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образования завалов входов в убежища и проходов между зданиями. Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения. Такими источниками являются: емкости с ЛВЖ и СДЯВ, склады ВВ и взрывоопасные технологические установки; технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и загазованность, склады легковоспламеняющихся материалов, аммиачные установки и др. При этом прогнозируются последствия следующих процессов:
  • - утечки тяжелых и легких газов или токсичных дымов;
  • - рассеивания продуктов сгорания во внутренних помещениях;
  • - пожары цистерн, колодцев, фонтанов;
  • - нагрева и испарения жидкостей в бассейнах и емкостях;
  • - воздействие на человека продуктов горения и иных химических веществ;
  • - радиационного теплообмена при пожарах;
  • - взрывов паров ЛВЖ;
  • - образования ударной волны в результате взрывов паров ЛВЖ, сосудов, находящихся под давлением, взрывов в закрытых и открытых помещениях;
  • - распространение пламени в зданиях и сооружениях объекта и т. п. Технологический процесс изучается с учетом специфики производства на время ЧС (изменение технологии, частичное прекращение производства, переключение на производство новой продукции и т. п.). Оценивается минимум и возможность замены энергоносителей; возможность автономной работы отдельных станков, установок и цехов объекта; запасы и места расположения СДЯВ, ЛВЖ и горючих веществ; способы безаварийной остановки производства в условиях ЧС. Особое внимание уделяется изучению систем газоснабжения, поскольку разрушение этих систем может привести к появлению вторичных поражающих факторов.
  • При исследовании систем управления производством на объекте изучают расстановку сил и состояние пунктов управления и надежности узлов связи; определяют источники пополнения рабочей силы, анализируют возможности взаимозаменяемости руководящего состава объекта.
  • 5. Экологическая экспертиза
  • Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе», Статья 1. Экологическая экспертиза, от 23.11.95 Ее цель -- предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
  • Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.
  • Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
  • Цель экологической экспертизы -- обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача -- оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.
  • Список литературы
  • 1. Федеральный Закон № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.
  • 2. Федеральный закон № 174 «Об экологической экспертизе» от 23.11.95
  • 3. Бринчук В.А. Экологическое право. - М.: Просвещение, 1996
  • 4. Комягин В.М. Экология и промышленность. - М., Наука, 1998
  • 5. Коцубинский А.О. Проблемы производства. - М., Наука, 2001
  • 6. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды. - М., Наука, 2000
  • 7. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Просвещение, 1996
  • 8. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. СПб., Знание, 1999


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.