|
Безопасность жизнедеятельностиБезопасность жизнедеятельностиМинистерство образования РФ ТГТУ Кафедра БЖЭ П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А к курсовой работе по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности » по теме «Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников в помещении с техническими средствами ИСЭ» Автор работы _____________ .11.99 г. О. В. Болотова подпись и дата Направление 522300 Специальность 071900 «Информационные системы в экономике» Группа ИСЭ – 52 Руководитель работы _____________ .11.99 г. Аксеонов Б.С. подпись и дата Работа защищена _____________ оценка ________________ дата Преподаватель работы ________________________________ подпись г. Тверь, 1999 МО РФ ТГТУ Кафедра БЖЭ ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Студент Болотова О.В. группа ИСЭ – 52 1. Тема «Обеспечение безопасности жизнедеятельности работников в помещении с техническими средствами ИСЭ». 2. Срок предоставления работы «31» ноября 1999 г. 3. Исходные данные по варианту № 2 . 4. Содержание пояснительной записки курсовой работы. 1. Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и вне его. 2. Выбор методов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности в помещении. 3. Расчетно-конструктивные решения по основным СКЗ (освещение, кондиционирование и прогнозирование возможной радиационной обстановки при аварии на КАЭС) работников помещения при нормальном и аварийном режимах работы. 4. Основные мероприятия по электробезопасности, охране окружающей среды, предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидации последствий ЧС. 5. Перечень графического материала, размещение светильников, питающих щитков, кондиционеров, принятая схема воздухообмена и схема возможных зон РЗ и ВП при аварии на КАЭС. Руководитель работы _____________ .11.99 г. Аксеонов Б.С. подпись и дата Задание принял к исполнению __________ «12» 09 1999 г. подпись | | |СОДЕРЖАНИЕ | | | |Введение 4 | |Аналитико-расчетная часть 5 | |1. Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и| |вне его 5 | |2. Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении. 8 | |4. Расчетно-конструктивные решения по основным СКЗ работников помещения при | |нормальном и аварийном режимах работы 10 | |3.1. Проектирование установки искусственного (рабочего и аварийного) освещения | |для помещения 10 | |3.2. Проектирование местной системы кондиционирования воздуха для помещения на | |автономных кондиционерах. 13 | |3.3. Прогнозирование возможной радиационной обстановки при авариях на КАЭС. 15 | |4. Основные мероприятия по электробезопасности, охране ОС, предупреждению | |аварий и пожаров в помещении и ликвидации последствий ЧС. 19 | |4.1. Технические способы и средства, организационные и технические мероприятия | |по обеспечению электробезопасности при эксплуатации технических средств ИСЭ. 19| | | |4.2. Общие мероприятия по охране окружающей среды на объекте экономики 20 | |4.3. Мероприятия по предупреждению аварий и пожаров в помещении и ликвидация | |последствий ЧС. 21 | |Заключение 23 | |Библиографический список 24 | |Приложения 25 | | | | | | |Курсовая работа | | | | | | | | |Из|Лис|№ докум |Подп.|Дат| | |м |т | | |а | | |Разраб| Болотова| | | |Лит. |Лист |Листов | |. |О.В. | | |СОДЕРЖАНИЕ | | | | |Пров. |Аксеонов | | | | |У| |3 |28 | | |Б.С. | | | | | | | | | | | | | | |ТГТУ ИСЭ-52 | |Н.конт| | | | | | |р. | | | | | | |Утв. | | | | | | | | |Введение | | | |Повышенное внимание к проблеме БЖД во всех средах обитания объясняется целым | |рядом факторов. Одним из основных направлений обеспечения безопасности | |человека, помимо экологических аспектов и резкого роста вероятности несчастных | |случаев в быту, остается профилактика производственного травматизма. Важнейшими| |причинами, определяющими необходимость совершенствования сложившейся системы | |обеспечения БЖД на производстве, являются изменение содержания труда и условий | |его выполнения, что, в свою очередь сказывается на характере производственного | |травматизма. | |В эпоху НТП в трудовой деятельности все большее значение приобретают | |психологические характеристики человека, а сам труд все чаще превращается в | |преимущественно умственный труд. Среди различных видов профессиональной | |деятельности растет значение операторских специальностей, для которых | |характерным является взаимодействие человека не с непосредственными | |характеристиками управляемых объектов, а с их информационными моделями. | |Эффективность труда прежде всего определяется точностью восприятия информации, | |скоростью ее переработки и правильностью принимаемых решений, а не физическими | |возможностями работника. Повышение требований к психологическим качествам | |специалиста, высокая ответственность за принимаемые решения, особенно в | |условиях дефицита времени или недостатка информации является причиной | |профессионального стресса, при котором нарушается адекватность реакции | |человека, ухудшается качество его деятельности, снижается уровень здоровья и | |растет производственный травматизм. | |Изучением этих проблем занимается БЖД – наука о комфортной и безопасном | |взаимодействии человека со средой обитания. Ее основными задачами является | |сохранение работоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния | |среды обитания и применении мер защиты от негативных факторов естественного и | |антропогенного происхождения. | | | | | | | | | | | | |Курсовая работа | | | | | | | | |Из|Лис|№ докум |Подп.|Дат| | |м |т | | |а | | |Разраб|Болотова | | | |Лит. |Лист |Листов | |. |О. В. | | |Введение | | | | |Пров. |Аксеонов | | | | |У| |4 |28 | | |Б.С. | | | | | | | | | | | | | | |ТГТУ ИСЭ-52 | |Н.конт| | | | | | |р. | | | | | | |Утв. | | | | | | |Аналитико-расчетная часть | | | |Идентификация возможных поражающих, опасных и вредных факторов в помещении и | |вне его | | | |В основе возникновения негативных воздействий на человека лежит неравновесное | |состояние материального мира и прежде всего различия энергетических | |характеристик его компонентов, в уровнях тепловой, кинетической, | |электромагнитной и других видов энергии. Появление и развитие человеческого | |общества привело к формированию и расширению нового класса негативных | |воздействий – антропогенных негативных факторов. Деление НФ на естественные и | |антропогенные – это классификация факторов по происхождению. | |С трудовой деятельностью человека связана особая группа психофизиологических | |факторов, создающих высокие уровни физических и нервно - психических нагрузок | |и обусловленную ими тяжесть и напряженность труда. | |Государственными стандартами предусмотрена следующая классификация опасных и | |вредных производственных факторов: | |Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия | |следующие группы: | |физические; | |химические; | |биологические; | |психофизиологические. | |Физические опасные вредные производственные факторы подразделяются на | |следующие: | |движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; | |передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; | |обрушивающиеся горные породы; | |повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; | |повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень | |шума на рабочем месте; | |повышенный уровень вибрации; | |повышенный уровень инфразвуковых колебаний; | |повышенный уровень ультразвука; | |повышенной или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое | |изменение; | |повышенная или пониженная влажность воздуха; | |повышенная или пониженная ионизация воздуха; | |повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; | |повышенной значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может | |произойти через тело человека; | |повышенный уровень статического электричества; | |повышенный уровень электромагнитных излучений; | |повышенная напряженность электрического поля; | |повышенная напряженность магнитного поля; | |отсутствие или недостаток естественного света; | | | | | | |Курсовая работа | | | | | | | | |Из|Лис|№ докум |Подп.|Дат| | |м |т | | |а | | |Разраб|Болотова | | |Аналитико-расчетная часть |Лит. |Лист |Листов | |. |О. В. | | | | | | | |Пров. |Аксеонов | | | | |У| |5 |28 | | |Б.С. | | | | | | | | | | | | | | |ТГТУ ИСЭ-52 | |Н.конт| | | | | | |р. | | | | | | |Утв. | | | | | | |недостаточная освещенность рабочей зоны; | |повышенная яркость света; | |пониженная контрастность;прямая и отраженная блескость; | |повышенная пульсация светового потока; | |повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; | |повышенный уровень инфракрасной радиации; | |острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов| |и оборудования; | |расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности | |земли(пола); | |невесомость. | |Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются: | |по характеру воздействия на организм человека на: | |токсические; | |раздражающие; | |сенсибилизирующие; | |канцерогенные; | |мутагенные; | |влияющие на репродуктивные функции; | |по пути проникновения в организм человека через: | |органы дыхания; | |желудочно-кишечный тракт; | |кожные покровы и слизистые оболочки. | |Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие | |биологические объекты: | |патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, | |простейшие) и продукты их жизнедеятельности; | |микроорганизмы (растения и животные); | |Психологические опасные и вредные производственные факторы по характеру | |действия подразделяются на следующие: | |физические перегрузки подразделяются на: | |статические; | |динамические. | |нервно-психические перегрузки подразделяются на: | |умственное перенапряжение; | |перенапряжение анализаторов; | |монотонность труда; | |эмоциональные перегрузки. | |Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего | |действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше.| | | |Работа с вычислительной техникой по вредности относится к безопасным (риск | |смерти на человека в год составляет менее 0.0001). Тяжесть труда у операторов | |ВТ также минимальна, так как уровень психической нагрузки по этому роду | |деятельности предусматривает энергозатраты 2000...2400 ккал в сутки. Условия | |труда оператора принадлежат к классу I (оптимальные), так как отклонения | |параметров микроклимата от гигиенических нормативов в данном случае минимальны.| | | |Однако оператор при работе с ВТ подвергается воздействию комплекса | |неблагоприятных факторов, обусловленных характером производственного процесса | |УТ: | |повышенная интенсивность работы и ее монотонность; | |специфический характер зрительной работы; | | | | | | | |Лис| | | | | | | |т | | | | | | | |6 | | | | | | | | | |тепловыделение от оборудования; | |воздействие шума;воздействие ионизирующих и неионизирующих излучений, вредных | |веществ; | |неудовлетворительные условия световой среды в помещении и освещения на рабочем | |месте. | |Работа оператора связана с восприятием изображения на экране, необходимостью | |постоянного слежения за динамикой изображения, различением текста рукописных | |или печатных материалов, выполнением машинописных, графических работ и других | |операций. | |Деятельность оператора, работающего с ВТ требует напряжения воли для | |обеспечения необходимого уровня внимания, что заставляет прилагать большие | |усилия и сопровождается последующим истощением энергетических ресурсов | |организма. | |Труд оператора характеризуется высоким уровнем психической нагрузки, т.к. на | |оператора возлагаются функции контролера, координатора. Поэтому у работающих с | |ВТ могут отмечаться головные боли, плохой сон, снижение бодрости, | |работоспособности и др. | |Работа с ВТ и программирование связано с необходимостью длительно находиться в | |вынужденной рабочей позе, что ведет к различным формам заболеваний | |опорно-двигательного аппарата человека. Отсутствие физической нагрузки и | |неподвижность - явление не соответствующие естественному (физиологическому) | |состоянию человека. При этом не стимулируется деятельность внутренних органов, | |что ведет к застойным явлениям, неблагоприятно отражающимся на общем тонусе | |организма и психической деятельности. | |Видеотерминалы являются источниками тепловыделений, которые являются причиной | |повышения температуры и снижения влажности воздуха на рабочем месте, вызывающих| |раздражение кожи. | |В большинстве случаев работа с дисплеем требует высокой степени | |сосредоточенности, звуковые раздражения, вызываемые посторонними шумами (работа| |кондиционеров, принтеров, печатных машинок) должны быть сведены к минимуму. | |Вредное воздействие на работающих на ВТ оказывает статистическое электричество,| |электромагнитное излучение. | |Так как ПЭВМ являются электроустановками, в помещении с ними могут возникнуть | |аварийные ситуации: короткое замыкание, возгорание проводки и оборудования, | |поражение операторов электротоком. | |Таким образом, условия труда операторов ЭВМ, несмотря на отсутствие явных | |вредностей, нуждаются в оптимизации. | | | | | | | |Лис| | | | | | | |т | | | | | | | |7 | | | | | | | | | | | |Выбор методов и средств обеспечения БЖД работников в помещении. | | | |Для обеспечения БЖД работников в помещении следует поддерживать требуемое | |качество воздуха, т.е. оптимальные (в крайнем случае допустимые) параметры | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |