|
Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплинаБезопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина2 Оглавление
Любой процесс в техногенной и природной среде совершается с образованием отходов в виде материальных и энергетических потоков. Закон неустранимости отходов и побочных воздействий производств гласит: «В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и не могут быть переводины из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве». Отходы сопровождают работу любого производства (промышленного сельскохозяйственного и т.п.). Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, твердых промышленных и бытовых отходов и мусора на поверхности и в недрах Земли. Кроме материальных отходов, работа производств и реализация различных технологий связана с поступлением в среду обитания потоков энергии различных видов: механический (шум вибрация), тепловой электромагнитной и т.п. Отходы поступают во все элементы техносферы: в рабочие и иные зоны производственных помещений, на промышленные площадки, в городскую среду и жилые помещения, а также негативно воздействуют на природную среду. Отходы загрязняют среду обитания и образуют в ней опасные зоны, для которых характерные высокие концентрации токсичных веществ и / или повышенные уровни энергетического воздействия. Загрязнение атмосферного воздуха. Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности. Самыми распространенными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода СО, диоксид серы SО2, оксид азота NОx, углеводороды СnHm и пыль. Кроме приведенных выше веществ и пыли, в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества. Так, вентиляционные выбросы заводов электронной промышленности содержат пары плавиковой (тиоцианатной), серной, хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т.п. В настоящие время насчитывают более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, и их количество увеличивается. Загрязнение поверхностных вод. Водоемы загрязняются поверхностными стоками (смывы с земной поверхностности) и сточными водами. В России водопотребление в 2005 г. Составило 73,2 км3 (53,1 - на производственные нужды; 19,1 - на хозяйственно питьевые нужды; 14,3 - на орошение; 4,3 - на нужды сельского хозяйства и 9% - прочие нужды). Внутренние воды загрязняются сточными водами различных отраслей промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и др.), сельского и жилищно-коммунального хозяйства. Основными источниками загрязнений являются жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность и сельское хозяйство. Загрязнения делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели. Биологические загрязнения попадают в водоемы с бытовыми и химическими стоками, в основном предприятия пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности. Химические загрязнения поступают в водоемы с промышленными, поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся нефтепродукты, тяжелые металлы и их соединения, минеральные удобрения пестициды, моющие средства. Физические загрязнения поступают в водоемы с промышленными стоками, при сбросах из выработок шахт, карьеров, при смывах с территорий промышленных зон, городов, транспортных магистралей, за счет усаживания атмосферной пыли. Всего в 2005 г. В водоемы страны сброшено 58,9 км3 сточных вод, из них 22,4 км3 загрязненных. Загрязнения земель. Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добычи полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т.п. почвенный покров существенно загрязняется осадками в зоне рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли - привнесении избыточного количества удобрений и применении пестицидов. Ежегодно из недр земли извлекается огромное количество горной массы, однако вовлекается в оборот около трети и используется в производстве около 7% объема добычи. Большая часть отходов идет на переработку, но около 9 млн. т вывозится в места неорганизованного складирования и на городские свалки. Существенное загрязнение земель происходит в результате осаждения токсичных веществ из атмосферы. Наибольшую опасность представляют предприятия цветной и черной металлургии. Зоны загрязнения их выбросов имеют радиус около 20…30 км, а превышение ПДК достигает 100 раз. К основным загрязнителям относятся никель, свинец, бенз(а)пирен, ртуть и др. Опасны выбросы мусоросжигательных заводов, содержащие тетраэтилсвинец, ртуть, диоксины, бенз(а)пирен и т.п. Выбросы ТЭС содержат бенз(а)пирен, соединения ванадия, радионуклиды, кислоты и другие токсичные вещества. Интенсивно загрязняются пахотные земли при внесении удобрений и использовании пестицидов. Внесение удобрений компенсируется изъятием из почвы растениями азота, фосфора, калия и других веществ. Однако вместе с удобрениями, содержащими эти вещества, в почву вносятся тяжелые металлы и их соединения, которые содержатся в удобрениях как примеси. К ним относятся: кадмий, медь, никель, свинец, хром и др. Выведения этих примесей из удобрений - трудоемкий и дорогой процесс. Особую опасность представляет использования в качестве удобрения осадков промышленных сточных вод, как правило, насыщенных отходами гальванического и других производств. 3. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьниковВ современной школе нагрузка на детей просто огромная. В таком возрасте многие дети просто не в состоянии справиться с таким потоком информации. Не зря говорят, что в России дают самое лучшее образование. В США, например, дети, особенно в начальных классах, ходят в школу в основном для веселья, причём система обучения построена таким образом, что дети хотят и желают учиться. Этому способствует обилие практики. У нас же в школах система образования построена на превалировании теории над практикой. Если в Европе только в медицинских академиях учебный процесс отнимает у студентов примерно 60-70 часов в неделю, то у нас во многих школах такой показатель достигается уже в старших классах. От решения данной проблемы во многом зависит наше будущее и последующее развитие следующих поколений.Ребенок приходит в школу. Меняется вся его жизнедеятельность, перестраивается распорядок дня, обычно исключается дневной сон, увеличиваются статические нагрузки (сидение за партой - четыре урока ежедневно и 1-2 часа занятий дома). В связи с этим в детском организме происходят значительные изменения, и если он не подготовлен к большим нагрузкам, то переносит их труднее. Постепенно организм тренируется, адаптируется, приобретает способность эффективно работать в новых условиях. Многочисленными обследованиями установлено, что в начале учебного года выносливость ребенка снижается, а в конце года увеличивается.Однако резкие перемены воспринимаются многими детьми нелегко, процесс адаптации требует от них огромных усилий, далеко не всегда проходит безболезненно. Чтобы создать тот переходный мост от дошкольного возраста к первому школьному году, о необходимости которого говорила еще Н.К. Крупская, и нужны наши родительские усилия, наша забота.И, конечно, первая задача - приучить детей к новому режиму дня. До школы жизнь ребенка (находился ли он дома или в детском саду) шла по определенному расписанию - естественно сложившемуся или установленному вами. Теперь это расписание меняется. Частично оно определено временем и продолжительностью школьных занятий, но остальную его часть - все, что относится к дому, - должны определить вы.Как показывают исследования, именно от четкого и тщательно выполненного режима дня и зависит в основном работоспособность первоклассника. Нередко смысл режима родители ищут лишь в том, чтобы ребенок «не терял времени попусту», все успевал. Но дело не только в этом. Точная фиксированность времени любого из «режимных моментов» (будь то еда, игры или занятия) создает у ребенка внутреннюю подготовленность именно к этой деятельности. Если же в одни и те же часы он сегодня делает одно, завтра другое, ему каждый раз приходится внутренне настраиваться, а это далеко не всегда (особенно по отношению к занятиям) удается. Как известно, ресурсы собранности, внимания, воли у семилеток не столь уж велики.Физическая подготовленность ребенка - важное условие успешности его учебной работы. И родители должны ясно усвоить, что физические упражнения не просто желательное и полезное, а необходимое звено в жизни первоклассника. У детей, с раннего возраста приобщенных к занятиям физкультурой, лучше развиваются и укрепляются нервная система, костная и мышечная ткани, связочный аппарат. Двигательная активность улучшает также работу внутренних органов. Под влиянием упражнений расширяется и становится подвижнее грудная клетка, увеличивается объем легких, улучшается газообмен, кровообращение, укрепляется сердечная мышца, ее сокращения становятся реже, но мощнее. Физические упражнения развивают внимание и память, такие важные качества, как дисциплинированность, настойчивость и точность.Применение в школах педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей, составляет главный педагогический резерв валеологического воздействия на обучающихся. Поставленные перед школой задачи являются не только валеологическими. Они полностью отвечают современной концепции образования, переориентированной с расчета на фантом среднестатистического ученика на образовательные потребности каждой личности. И это сближает интересы педагогов и школьных гигиенистов в признании необходимости работы современных общеобразовательных учреждений по здоровьесберегающим педагогическим технологиям.Ориентация современного образования на потребности каждой личности позволяет ставить вопрос о возможности раздельного обучения детей разного пола, поскольку полноценная личность формируется на основе половой принадлежности. Понимая дискуссионность данной проблемы в целом и исходя из накопленных в гигиене детей и подростков наблюдений, гигиенисты сужают эту проблему пока до раздельного обучения девочек. Практика подсказывает реальность их раздельного обучения путем создания в школе девичьих классов в каждой возрастной параллели обучающихся. Главная стратегия раздельного обучения девочек направлена на сохранение общего и репродуктивного здоровья не только современных, но и последующих поколений школьниц, а также их потомства, поскольку без преувеличения можно сказать, что демографический, трудовой и даже обороноспособный потенциалы общества определяются состоянием здоровья девочек - будущих матерей. Социальная значимость обозначенной проблемы базируется на неблагоприятной демографической ситуации в стране: на многолетнем отсутствии прироста населения в России из-за сниженной рождаемости, высокой младенческой смертности, большой распространенности хронических заболеваний среди женщин детородного возраста и вступающих в этот возраст школьниц.Вместе с тем научными исследованиями установлено, что большие учебно-воспитательные нагрузки в современной школе отрицательно сказываются на формировании репродуктивного здоровья девочек, на их стиле жизни, лишая его здоровьесберегающего содержания.Считаем, что применение в школе гендерных педагогических технологий представляет малоиспользуемый резерв валеологической защиты от учебных перегрузок школьников, особенно не совсем здоровых из них.Режимы обучения нельзя в полной мере отнести к педагогическим технологиям. В то же время кому как не валеологам должно быть хорошо известно здоровьесберегающее значение одних режимов и ущербное для здоровья - других. К числу последних относят применямый в школах режим обучения детей в I классах, недостаточно учитывающий ту ломку привычного стиля жизни, которую испытывают 6-7-летние дети в процессе адаптации к школьным требованиям. В качестве альтернативы этому режиму гигиенисты разработали «ступенчатый» режим постепенного наращивания педагогических воздействий на учащихся I класса.Отмеченное при «ступенчатом» режиме снижение неблагоприятных реакций учащихся на учебную нагрузку, сохранение у них устойчивого уровня умственной работоспособности и успеваемости на протяжении учебного года вполне аргументируют здоровьесберегающее значение такого режима для обучения первоклассников.С позиции охраны здоровья школьников заслуживает внимания режим обучения по 5-дневной учебной неделе. Исходя из относительной давности перехода школ на 5-дневный режим обучения представляется целесообразным «реанимировать» эту проблему по следующим обстоятельствам. Прежде всего потому, что Министерство образования никогда не издавало приказа о переводе школ на 5-дневную учебную неделю. В школах страны это произошло стихийно, но по примеру московских школ, переход которых на укороченную неделю был инициирован руководством московского образования. Последнее организовало в ряде московских школ экспериментальное обучение по двум вариантам режима 5-дневной недели, но подводя итог этого эксперимента, проигнорировало разное влияние экспериментальных режимов на состояние здоровья учащихся. В результате этого массовое распространение в школах страны получил наиболее простой по организации, но менее благоприятный для здоровья детей режим 5-дневного обучения, разработанный одним из научно-исследовательских институтов Министерства образования РФ. Для понимания дальнейшего изложения затронутой проблемы присвоим этому режиму №1. Согласно этому режиму, почти полный объем 6-дневной учебной нагрузки учащихся был поделен на 5 учебных дней. Это сразу увеличило дневную учебную нагрузку школьников (до 5 уроков в день в начальных классах, до 6 - в средней ступени 120 школы и до 7 - в старшей). В последующем, когда появились новые виды образовательных учреждений (гимназии, лицеи и др.), именно этот вариант режима 5-дневной учебной недели стал причиной неуправляемой интенсификации учебной деятельности обучающихся в школах с углубленным содержанием образования.Второй экспериментальный режим 5-дневной учебной недели был разработан в свое время одним из научно-исследовательских институтов Академии педагогических наук СССР (обозначим этот режим под №2). Авторы режима №2 сократили 6-дневный учебный план до объема обязательной учебной нагрузки и создали из высвободившихся часов «резерв школы». Согласно пояснительной записке к этому режиму, время «резерва школы» можно использовать не только для учебных целей, но и для проведения в школе оздоровительных мероприятий.Естественно, что режим №1, не только не соотнесенный с психофизиологическими возможностями детей, но и противоречащий здравому смыслу, вызвал у школьников наиболее существенное ухудшение всех оцениваемых физиологических показателей. Например, от трети до половины учащихся при этом режиме давали в конце занятий неблагоприятную реакцию артериального давления преимущественно гипертензивной направленности.Режим №2 оказался не столь неблагоприятным по влиянию на физиологические реакции учащихся, тем не менее, и он вызывал у школьников большее число функциональных нарушений по сравнению с их распространенностью при 6-дневной учебной наделе. Среди общих недостатков экспериментальных режимов было установлено двукратное снижение произвольной двигательной активности учащихся во время школьных занятий и существенное увеличение их острой заболеваемости в течение учебного года относительно соответствующих показателей у их ровесников на фоне 6-дневной недели.Исходя из характера общих недостатков экспериментальных режимов, меньшего отрицательного воздействия режима №2 на функциональные показатели школьников, а также из возможности сочетать при режиме №2 обучение с оздоровлением учащихся, гигиенисты ввели в этот вариант 5-дневного режима обучения 40-минутную динамическую паузу, которая проводилась в середине школьных занятий за счет часов «резерва» школы. Оценка эффективности скорректированного режима №2 выявила на его фоне оптимизацию всех показателей функционального состояния учащихся, в том числе существенно повысило уровень и устойчивость их работоспособности в течение дня и учебного года, а также сопротивляемость к острым инфекциям и развитию выраженного утомления на уроках.Особенность расходования часов «резерва школы» состоит в том, что учитель может взять из него 1-2 ч. Например, в том случае, если школьники не усвоили какой-нибудь раздел учебной программы и требуется повторить и закрепить неусвоенный материал. Но ведь не для каждого же учебного материала потребуются дополнительные занятия со школьниками. Это значит, что не все уроки субботы придется распределять на 5 учебных дней и, следовательно, объем дневной нагрузки учащихся при 5-дневной неделе с «резервом школы» будет приближен к таковому при 6-дневном обучении. Однако создание «резерва школы» потребует предварительной работы по пересмотру программ обучения и некоторого их сокращения. Современным школам дано такое право в пределах, не затрагивающих стандарт обучения.Обязательным условием для работы школ по 5-дневному режиму гигиенисты считают проведение за счет часов «резерва школы» ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий. Это условие считаем особенно важным для валеологических задач школы, потому что гигиеническая оценка укороченной недели с «резервом школы» и с динамической паузой выявила улучшение всех оцениваемых физиологических показателей у школьников по сравнению с состоянием соответствующих показателей у обучавшихся по режиму 6-дневной (!) учебной недели.Школьные гигиенисты давно критикуют сложившуюся в школах страны структуру учебного года. Согласно этой структуре, учебный год разделен на неравные по продолжительности четверти и на неадекватные этой продолжительности сроки каникулярного отдыха учащихся.Если исходить из 6-дневной учебной недели (Министерство образования, как отмечалось выше, не издавало приказа о переводе школ на 5-дневную учебную неделю), то:q в I учебной четверти школьники работают 65 дней, после чего отдыхают 5 дней;q во II учебной четверти - работают 50 дней, а отдыхают 12 дней;q в III учебной четверти - работают 73 дня, а отдыхают всего 8 дней.Такая неравномерность распределения в течение года учебного и каникулярного времени противоречит фундаментальному в физиологии принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года. Хочется надеяться, что изложенные в ней материалы послужат основанием для серьезного осмысления педагогической общественностью важности для здоровья детей и подростков изменений всего учебно-воспитательного процесса в школах, с тем, чтобы урок по любому учебному предмету способствовал не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и соматического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. А для этого потребуется не только следовать по пути соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения учащихся, но и совершенствовать педагогические технологии и режимы школьного обучения. 4. Виды и условия трудовой деятельности человекаЖизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими видами деятельности: труд в различных отраслях экономики, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, деятельность в быту, активный и пассивный отдых.Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечнососудистую, нервно-мышечную, и др.), обеспечивающие его деятельность.Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественно напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физической классификации трудовой деятельности различают:q формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот трудовой деятельности имеет место при отсутствии механических средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;q механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок, и усложнения программы действий в условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объемов мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;q формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, которые целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;q групповые формы труда - конвейер. Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесса на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;q формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процессов управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых и активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержания постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процессе управления объектом;q формы интеллектуального умственного труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники), так и вне его (врачи преподаватели, писатели). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнообразной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.5. Негативные факторы производственной средыПроизводственная среда - это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушение режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.Травмирующие и вредные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизические. Физические факторы - движущиеся машины и механизмы, повышения уровня шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения в электрической цепи и другие; химические - вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающих токсическим, раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием на организм человека и влияющих на его репродуктивную функцию; биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии вирусы и др.) и продукты их деятельности, а также животные и растения; психофизические - физические нагрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки). Конкретные производственные условия характеризуются совокупностью негативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и риску проявления травмирующих факторов. Травмирующие и вредные факторы производственной среды, характерные для большинства современных производств, приведены ниже:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |