бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Факторы обеспечения безопасности учащихся в сейсмически опасных зонах

p align="left">Формирование его берегов не закончилось до сих пор; на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков берегов.

Байкальский регион имеет высокую сейсмичность - это одна из наиболее сейсмически активных внутриконтинентальных областей планеты. Сильные землетрясения происходят с периодичностью 7 баллов - 1-2 года, 8 баллов - 5 лет. Слабые землетрясения регистрируются практически ежедневно. За один год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений. Ученые называют Байкал "древним темечком Азии" [26].

Рифты как глобальный геотектонические элементы - это характерная структура растяжения земной коры (по Артемьеву, Артюшкову,1968; Ушакову и др., 1972). Под понятие рифтов подходят также узкие формы рельефа- борозды (“грабены”), еще не скомпенсированные осадками и отложениями; крупные и широкие впадины с достаточно взаимоудаленными бортами; куполовидные, или протянувшиеся в виде хребтов, системы поднятий, осложненные осевым грабеном (например, рифты в центральных частях океанов и в Восточной Африке). Считается, что все это есть лишь различные временные стадии формирования рифтовых структур, которые обнаружены в настоящее время в океанах и на континентах. Возраст определяется по отложениям и осадкам [13, 43].

Район Байкала (т. н. Байкальская рифтовая зона) относится к территориям с высокой сейсмичностью: здесь регулярно происходят землетрясения, сила большей части которых составляет один-два балла по шкале интенсивности МСК-64. Однако случаются и сильные, так в 1862 году при десятибалльном Кударинском землетрясении в северной части дельты Селенги ушёл под воду участок суши площадью 200 кмІ с 6 улусами, в которых проживало 1 300 человек, и образовался залив Провал. Сильные землетрясения отмечены также в 1903 г. (Байкальское), 1950 г. (Мондинское), 1957 г. (Муйское), 1959 г. (Среднебайкальское). Эпицентр Среднебайкальского землетрясения находился на дне Байкала в районе поселка Сухая (юго-восточное побережье). Сила его достигала 9 баллов. В Улан-Удэ и Иркутске сила главного толчка достигла 5-6 баллов, наблюдались трещины и незначительные разрушения в зданиях и постройках. Последние сильные землетрясения на Байкале происходили в августе 2008 года (9 баллов) и в феврале 2010 года (6,1 балла) [там же].

Рано утром 27 августа в южной части Байкала произошло землетрясение, мощность которого составила около 10 баллов. В Иркутске были зафиксированы сейсмические толчки интенсивностью 6 - 7 баллов, в Байкальске - 8, а в Ангарске и Черемхове - до 5 баллов. Землетрясение ощущалось также во многих регионах Сибири: от Красноярска и Новосибирска до Читы. В этих городах магнитуда составила от 2 до 2,5. Представители ГУ МЧС по Иркутской области сообщают, что жертв и разрушений нет [рис. 1].

Рисунок 1. Землетрясение 27.08.2008

В своей книге «Землетрясения в Иркутске» Голенский С.И. [20, 10] обобщает информацию о всех крупных землетрясениях, происходивших за историю города и составляет католог землетрясений, из которого видно частота , с которой происходят землетрясения у нас в регионе. Автор также приводит характеристику развития сейсмического процесса нашего региона. Он пишет, что уже давно замечено, что периоды сейсмической активности в виде сближенных во времени сильных землетрясений в целом в Байкальской зоне довольно регулярно сменяются периодами относительного затишья (периодами преимущественного накопления в земной коре деформаций и напряжений) средняя продолжительностью около 50 лет, иногда чуть меньше. Согласно этим представлениям конец 20 и начало 21 века - время сейсмической активности, что и наблюдаем мы: после самого сильного землетрясений 29 августа 1959 года, следующее крупное землетрясение произошло в 1995 году, а затем, с небольшими перерывамив два-три года несколько еще.

Дргуой наш земляк, Арьтемьев А.А. в своей диссертации объясняетт, что причины землетрясений - либо разлом, либо разрыв земной коры, а точнее - тектонической плиты, "плавающей" на внутренних слоях планеты. Сжатие - разлом (например, как у палки, которую перегнули), растяжение - разрыв (как у троса, который слишком натянули). И в том, и в другом случае есть главный эффект - это первый толчок, и есть "доламывание" или "доразрыв" оставшихся "волокон", это следующие мелкие отголоски. В любом случае, если сильный толчок уже произошел, а за ним последовала серия более мелких, то повторение сильного толчка, во-первых, невозможно, а во-вторых, если это уже будет второе землетрясение, а не продолжение первого, непредсказуемо[15, 3].

Заместитель начальника ГУ МЧС Михаил Бегун отмечает, что землетрясение в Иркутской области сопровождалось паникой среди людей. Работа административных служб, а также коммерческих заведений была парализована. "Байкал-ТВ" сообщает, что даже пресс-конференцию пришлось проводить на открытом воздухе [5].

Землетрясение сказалось и на работе Восточно-Сибирской железной дороги. Сейсмические толчки ощущались сразу на нескольких станциях, что привело к приостановке движения на участке Ангасолка - Слюдянка. В тот же день железнодорожные работники занялись проверкой состояния путей и придорожных построек.

Силы МЧС и аварийно-спасательные службы Иркутска были приведены в полную готовность, также был создан оперативный штаб.

В связи с землетрясением Байкальский ЦБК временно приостановил производство целлюлозы. Начальник отдела по связям с общественностью комбината Алексей Нагаев отметил: "Варка целлюлозы приостановлена в целях безопасности. ТЭЦ комбината по-прежнему работает. Около 16:00 по местному времени (11:00 мск) мы намерены обсудить ситуацию с МЧС и принять решение о возобновлении производства" [там же].

Случаи сильных землетрясений в Иркутске не редки. Так, в 1863 г . были зафиксированы восьмибалльные толчки. В городе сами собой звонили колокола, на церквях падали и гнулись кресты, а на реке трескался лед. В 1959 г . в акватории озера Байкал были зафиксированы сейсмические толчки мощностью до 7 баллов. Спустя 30 лет в южной котловине озера произошло землетрясение магнитудой 8. Толчки ощущались и в Иркутске. Землетрясение сопровождалось подземным гулом.

Стоит отметить, что Сибирская платформа, на которой расположен город, менее сейсмична, чем соседняя Байкальская рифтовая зона. В связи с этим эпицентры большинства землетрясений приходятся именно на котловину озера Байкал. В среднем в Иркутске за год регистрируется до 304 ощутимых сейсмических толчков до 3 - 4 баллов, эпицентры которых находятся в районе озера. Средний интервал между землетрясениями в 6 баллов составляет приблизительно 15 лет, в 4 балла - два года.

Однако случаются и сильные, которые происходят с частотой 5-10 землетрясений в 100 лет.

Как уже упоминалось выше, в 1862 году при десятибалльном Кударинском землетрясении в северной части дельты Селенги ушёл под воду участок суши площадью 200 кмІ с 6 улусами, в которых проживало 1 300 человек, и образовался залив Провал. Сильные землетрясения отмечены также в 1903 г. (Байкальское), 1950 г. (Мондинское), 1957 г. (Муйское), 1959 г. (Среднебайкальское). Эпицентр Среднебайкальского землетрясения находился на дне Байкала в районе поселка Сухая (юго-восточное побережье). Сила его достигала 9 баллов. В Улан-Удэ и Иркутске сила главного толчка достигла 5-6 баллов, наблюдались трещины и незначительные разрушения в зданиях и постройках. Последние сильные землетрясения на Байкале происходили в августе 2008 года (9 баллов) и в феврале 2010 года (6,1 балла) [33, 183].

Исходя из всего вышесказанного, мы делаем следующие выводы:

Байкальский регион имеет высокую сейсмичность - это одна из наиболее сейсмически активных внутриконтинентальных областей планеты. Сильные землетрясения величиной 7 баллов происходят с периодичностью 1-2 года, величиной 8 баллов - 5 лет. Слабые землетрясения регистрируются практически ежедневно. За один год на Байкале регистрируют нескольких тысяч мелких толчков землетрясений [17].

Район Байкала (т. н. Байкальская рифтовая зона) относится к территориям с высокой сейсмичностью: здесь регулярно происходят землетрясения, сила большей части которых составляет один-два балла по шкале интенсивности МСК-64.

В то же время, город Иркутск расположен на юге Сибирской платформы и относится к области значительно менее сейсмичной, чем соседняя Байкальская рифтовая зона.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

2.1 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ В МОМЕНТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие -- психологический, а третьи -- тот и другой одновременно [22].

Так, ряд ученых при рассмотрении состояния исходят из того, что это тонус нервной системы: уровень активности -- пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе психическая. Так, например, В. Н. Мясищев писал, что под состоянием он понимает общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс [12, 43]. Таким образом, речь идет о различных уровнях активации мозга, понимаемых как разные состояния: сон -- бодрствование, возбуждение -- торможение.

Отсюда одни ученые (в основном физиологи) говорят о функциональных состояниях, а другие (в основном психологи) -- о психических. Действительность же такова, что, если рассматривать состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, в любом функциональном состоянии присутствует психическое, а в любом психическом -- физиологическое. Однако поскольку многие психические состояния только наблюдаемы или изучаются только интроспективным методом, по самоотчетам людей, без привлечения физиологических методик, создается впечатление, что они чисто психологические. И это обстоятельство чрезвычайно затрудняет разработку объективной классификации состояний человека [18, 135].

Условно можно принять, что когда речь идет о функциональных состояниях, имеют в виду уровень функционирования человека в целом или его отдельных функциональных систем (сенсорной, интеллектуальной, моторной), а когда говорят о психических состояниях, то речь идет о качественной специфике {модальности переживаний) реагирования человека на ту или иную ситуацию (без учета уровня функционирования). Но поскольку в действительности в психических состояниях сочетаются и уровневые, и модальностные характеристики, то речь должна идти о психофизиологических состояниях.

Именно этой позиции мы будем придерживаться в дальнейшем, считая психические состояния психофизиологическими.

Исследователи, изучавшие частоту психических нарушений, наблюдавшихся при землетрясениях, несмотря на методические сложности проведения эпидемиологического анализа, приходят к выводу, что в момент воздействия острые реактивные психозы возникают у 10-25% пострадавшего населения. Число лиц, у которых выявляются психические расстройства на последующих этапах развития ситуации, варьирует в широких пределах: от 3 до 35% пострадавшей популяции. Так, выявлено, что в течение года после землетрясения в Манагуа количество госпитализаций в психиатрические стационары увеличилось в 2 раза; значительно (и достоверно) возросла заболеваемость неврозами. Невротические и психосоматические нарушения, связанные с перенесенной катастрофой, отмечаются у пострадавших на протяжении ряда лет.

Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой двигательной реакцией часто наступает депрессивное состояние с общей двигательной заторможенностью. В результате этого, как показывает статистика, большая часть получаемых травм среди населения объясняется неосознанными действиями самих пострадавших, обусловливаемыми паническим состоянием и страхом [25, 34].

Возможно, ли снизить психотравмирующее воздействие землетрясения на человека? Да, возможно, прежде всего, воспитанием у каждого человека таких качеств, как мужество, самообладание, дисциплинированность, ответственность за поведение не только самого себя и своих близких, но и окружающих людей по месту жительства, работы или учебы. Воспитанию этих качеств в значительной степени способствует хорошо отлаженная система подготовки населения по гражданской обороне, разъяснительная работа среди населения, особенно среди тех, кто проживает в сейсмически активных регионах, коим и является регион, прилегающий к озеру Байкал.

Наша задача, рассмотреть и описать то состояние, которое испытывали подростки во время землетрясения 27 августа 2008 года. Мы будем принимать во внимание ответы учащихся на вопросы анкет, в также устные рассказы из бесед во время занятий на уроках ОБЖ по теме «Землетрясение».

Кроме ответов на вопросы анкеты, учащиеся активно обсуждали свое состояние и чувства в момент землетрясения. В силу возрастных особенностей учащиеся не всегда отвечали искренне - было заметно, что многим юношам стыдно признаться в том, что они испытывали страх. Но, как показала работа на занятиях, многие просто не знали, что делать и как действовать, именно, поэтому присутствовали неуверенность и тревога, страх.

Далее мы приведем некоторые высказывания учащихся:

«Где-то около 11 утра я сидела дома за компьютером и вдруг началось такое… Из под меня стул чуть не убежал. Шторы затряслись вместе с гардинами. Я посмотрела за окно на улицу и четко увидела, что наш дом пошел ходуном. Мне было жутко и страшно».

«Утром в 10. 35, я еще специально посмотрел на часы, мы с сестрой почувствовали первый толчок. В комнате сразу все закачалось. Потом люстра зазвенела, а через 10 минут был второй толчок. Я почувствовал панику, не знал, что делать».

«Утром я проснулась от какого-то сотрясения по всей комнате. Моя кровать, компьютерный стол, книги все задвигалось и затряслось. Я очень сильно испугалась и мама тоже».

Уже из устных ответов и воспоминаний видно, что уровень стресса был высоким у каждого, не смотря на желание показаться храбрее. Для уточнения данных, мы провели тестирование.

Итак, проанализируем ответы на вопросы анкеты (см. Приложение).

Учащимся были заданы вопросы об их психофизиологическом состоянии на момент землетрясения 27 августа 2008 года. Вопросы следующего содержания: Испытывали ли Вы страх? Испытывали ли Вы неуверенность? Как долго длилось это состояние?

На первом этапе (входящее тестирование) в анкетировании участвовали 26 человек.

Анализ анкет показал, что во время землетрясения в августе 2008 года:

15 человек находились дома,

4 человека в гостях (на даче, у друзей, у бабушки),

3 человека на улице (в лесу, огороде),

3 человека в общественном месте (магазин, администрация, офис),

1 человек в общественном транспорте.

На момент землетрясения 8 человек спали.

Рис.2 Эвакуация во время землетрясения.

Как видно из диаграммы, большая часть опрошенных, а именно 35% (9 человек) не эвакуировалась из помещения в силу разных обстоятельств (спали, не успели, побоялись и т.д.) [рис. 2].Немедленно эвакуировались 5 человек - 19% опрошенных. Около 5 минут понадобилось для эвакуации 15% (4 человека), и 4% (1 человек) интервьюированных вышли из помещения позднее, чем через 10 минут после первого толчка. 23 % (6 человек) опрошенных находились вне помещения и, следовательно, в эвакуации не было необходимости.

Рисунок 3. Чувства, испытываемые при землетрясении (страх).

На вопрос «Испытывали ли Вы страх во время землетрясения?» утвердительно ответили 17 человек (65 % опрошенных). Не испытывали страх (по разным причинам, в том числе, потому что не успели понять, что происходит) 9 человек, соответственно 35% опрошенных [рис. 3].

Рисунок 4. Чувства, испытываемые при землетрясении (неуверенность).

На вопрос «Испытывали ли Вы неуверенность?» Утвердительно ответили 16 человек - 62 %, отрицательно 10 человек, то есть 38% опрошенных [рис. 4].

Итак, если опираться на разработки ученых рассмотренных нами в начале главы, то мы можем сделать следующие выводы:

Состояние учащихся во время землетрясения можно назвать ситуативным, так как реакции не типичны и не характерны для учащихся в их повседневной жизни. Практически все учащиеся вспоминали, что еще несколько дней после землетрясения они испытывали тревогу, многие боялись находиться в замкнутом пространстве и на высоких этажах.

У одних учащихся страх и неуверенность более выражены, у других данное состояние выражено поверхностно. На наш взгляд, это зависит от нескольких факторов: стрессоустойчивости, типа нервной системы (легковозбудимая или нет) и, естественно, от осведомленности, от наличия навыков поведения в стрессовой ситуации.

2.2 ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОМЕНТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.

Проведя опрос и сделав анализ ответов учащихся, мы увидели, что отсутствие хорошо отработанного алгоритма поведения в период землетрясения увеличивает психофизиологический стресс. В связи с этим в своей последующей работе мы попытались выработать устойчивые навыки безопасного поведения при землетрясении.

На этапе педагогической практики перед нами стояла задача отработать алгоритм действия во время землетрясения и выработать навыки безопасного поведения, как во время землетрясения, так и после него, у учащихся, проживающих в сейсмически опасных зонах.

Для достижения поставленных задач, необходимо было отобрать полезную и важную информацию, продумать план и ход уроков ОБЖ и внеклассных мероприятий.

Итак, для учащихся училища была проведена серия уроков ОБЖ по теме «Землетрясение», в которые входил информационный материал о землетрясениях, материал по безопасному поведению до, во время и после землетрясения, оказанию медицинской помощи пострадавшим. А также была проведены тренировочные эвакуации из здания училища.

На первом занятии мы изучали следующие вопросы: что такое землетрясение, как и почему оно происходит, как измеряются землетрясения, их последствия и самые крупные землетрясения зафиксированные в мире. Учащимся предлагалось подготовить самостоятельные сообщения я демонстрацией на карте места событий. Так же обсуждалась сейсмологическая обстановка в нашем регионе.

На втором занятии рассматривались правила поведения во время землетрясения (а также, как уже говорилось выше, до и после землетрясения). Обсуждалось каждое правило - почему именно так целесообразно действовать, приводились примеры землетрясения на Байкале 27 августа 2008 года. Правила были следующие:

1. Действия во время землетрясения. Чем раньше Вы почувствуете начальный момент землетрясения, тем больше шансов на спасение жизни своей и ближайшего окружения. Начальный момент землетрясения может ощущаться по-разному. Иногда перед землетрясением появляется свечение над возвышенностями, могут происходить нарушения в работе радио, телевидения, электронных приборов, самопроизвольное свечение люминесцентных ламп. Порой, за несколько секунд перед землетрясением под землей возникает сильный нарастающий гул, после которого происходит первый толчок. В других случаях, за несколько секунд перед толчком, могут возникнуть более слабые колебания, при которых начинает дребезжать посуда, раскачиваются подвешенные предметы. Затем возникает первый толчок, который может продолжаться от нескольких секунд до 11,5 минут.

2. Надо быть психологически готовым к тому, что в это время могут лопаться и вылетать оконные стекла, падают с полок предметы, начинает двигаться мебель, шум становится оглушительным, на стенах и потолке могут появиться трещины.

3. При первых колебаниях здания, при покачивании светильников, падении предметов, при нарастающем гуле и звоне стекла, самое главное - не поддаваться панике, помнить, что есть 15 20 секунд, чтобы быстро покинуть здание, взяв документы, деньги, и, если возможно, предметы первой необходимости.

На третьем занятии мы учились преодолевать страх и растерянность. Для этого группа разбивалась на подгруппы - 3-4 человека, раздавались ситуативные карты, в которых предлагались различные ситуации. Например, одной из команд предлагалась следующая ситуация: «Вы находитесь в супермаркете в момент землетрясения. Чувствуется колебание здания, витрин, полок. Ваши действия. Объясните, почему Вы так действуете». В группе учащиеся должны обсудить возможные действия и презентовать свое решение всему классу. Так же предлагались ситуации: дома, ночью, когда вся семья спит; в школе во время занятий; в здании на 9 этаже.

На этом же уроке учились оказывать помощь пострадавшим, закрепляли навыки наложения повязок, оказания помощи при ожогах, ранениях различной степени тяжести. Так же была смодулирована ситуация извлечения из под завалов, когда люди оказываются придавленными конструкциями, мебелью, и другими тяжелыми предметами.

Кроме плановых уроков по ОБЖ, посвященных землетрясениям, в училище была организована и проведена тренировочная эвакуация. Проходила она согласно разработанному и утвержденному администрацией училища плану. В 9:20 был дан длинный сигнал «Тревога» школьным звонком. Все учителя организованно выводили учащихся учидища через пожарные выходы согласно плану эвакуации, расположенному на каждом этаже. Сбор учащихся старших классов - на стадионе школы. Учителя проверили наличие эвакуированных учащихся по спискам в классных журналах. Журналы были вынесены из здания школы согласно правилам эвакуации. Эвакуация прошла за 1 мин. 20 сек. По проведенному мероприятию даны следующие рекомендации:

1.Учителям-предметникам, классным руководителям, воспитателям при эвакуации обучающихся организованно строем выводить их на место построения, проверить наличие по спискам классных журналов, вынесенных из здания, доложить о наличии детей администрации школы.

Участвовало в эвакуации: учащихся - 457 человек, педагогических сотрудников - 27 человек, технического и учебно-вспомогательного персонала - 7 чел.

В целом эвакуация прошла на высоком уровне с выполнением всех требованием по эвакуации обучающихся. Но стоит отметить, что при сильном землетрясении рекомендовано всем, кто находился выше первого этажа, найти безопасное место в кабинетах и холлах. Так как, выход из здания может быть опасным из-за большого количества людей и опасности обвала стен, штукатурки и т.д.

Нами были изучены несколько учебных пособий по основам безопасной жизнедеятельности, учебники спасателей МЧС России, интернет сайты о стихийных бедствиях. Во многих источниках мы столкнулись с длинным перечнем того, что нужно сделать, некоторые действия, на наш взгляд, нецелесообразны, так как разрушение здания при сильном землетрясении происходит за 1520 секунд и действовать надо быстро.

Итак, что необходимо знать, для того, чтобы уровень стресса во время землетрясения был значительно снижен?

Для более ясного представления о безопасном поведении мы предлагаем разделить этапы действий на поведение до землетрясений, во время и после.

Если начинается 8 9 бальное землетрясение, то от момента, когда вы почувствуете довольно сильные (5 6 баллов) толчки, до того времени, когда последуют самые сильные колебания и появится опасность разрушения здания, пройдет, скорее всего, 15 20 секунд. Наиболее сильные колебания длятся обычно несколько десятков секунд, нередко в виде отдельных всплесков, а затем идут на убыль (в течение минуты или долее).

Приняв во внимание прочность вашего здания, место, где вы находитесь в пределах здания, и названную величину запаса времени (15 20 секунд), вы можете заранее выбрать разумный для вас способ поведения: либо попытаться быстро покинуть здание во время сильного землетрясения, либо занять относительно безопасное место внутри здания.

Продуманный заранее план поможет вам действовать более быстро и толково. Но будьте готовы также изменить его в зависимости от обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.