бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Туризм-школа выживания

Реферат: Туризм-школа выживания

I. Введение

В наше время практически каждый человек может побывать в любой точке земного

шара: самолет, поезд, автомобиль, быстроходный морской лайнер доставляет вас

куда угодно. По воле случая, по своей неопытности, а иногда и сознательно

каждый из нас может попасть в сложную ситуацию и остаться один

на один с природой. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате

аварий наземного рушения, авиационных катастроф, кораблекрушений, трагедий в

туристических походах и экспедициях.

Главная проблема в таких случаях заключается в том, что многие люди

совершенно неподготовлены, оставшись без готовых продуктов, медикаментов,

необходимой одежды и средств. К экстремальным ситуациям наиболее

подготовлены: медицинские работники, сотрудники МЧС, пожарная охрана, солдаты

и офицеры ВС.

В повседневной жизни люди других профессий оказываются неподготовлены. Школой

выживания в экстремальных условиях автономного существования является туризм.

Существует много организаций, которые занимаются туризмом, но их деятельность

никак не может быть связана с подготовкой к экстремальным ситуациям. Каким же

образом туризм является школой выживания?

По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки, походы, экскурсии,

лагеря, слеты.

Экскурсия- это коллективное посещение определенных объектов с

познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения

кругозора, общего культурного развития человека.

Туристическая экспедиция представляет собой организованное

многодневное путешествие в малоисследованный район, которое

осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.

Туристический поход- это путешествие с активным способом

передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с

образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.

В зависимости от целей походы могут быть познавательной, оздоровительной,

спортивной направленности.

Познавательные походы направлены на изучение своего края (района,

области): рельефа, климата, хозяйства.

Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма,

развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность,

служат прекрасной формой активного отдыха, значение которого огромно.

Спортивные походы улучшают физическую подготовленность,

способствуют физическому совершенствованию.

Таким образом, школой выживания в экстремальных условиях автономного

существования может быть спортивный туризм, а туристические агентства

занимаются экскурсионным туризмом.

II.Экстремальные ситуации.

Что такое опасность? Это вероятность появления неблагоприятного события.

В природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни

человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в

силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине. Чтобы

избежать опасности, необходимо соблюдать определенные правила поведения:

беречь глаза от удара веткой, обходить поваленные деревья, не пытаться

пересекать незнакомое болото, не заходить далеко в лес без навыков

ориентирования, не обследовать пещеры.

Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас

причинам:

1. различные аварии в безлюдной местности.

2. потеря ориентирования в лесу (заблудился)

3. отстал от группы на маршруте.

4. встретил хищных животных.

5. провалился в топкое болото.

6. перевернулась лодка на водоеме.

В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования.

Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует

непосредственная угроза.

В результате опасного природного явления возникает угроза человеку и

природной среде. Такие ситуации называются чрезвычайными. Причиной

возникновения может быть: землетрясение, оползень, обвал, сель, лавина,

засуха, туман, гроза, и т.д.

Так, своевременное оповещение населения при возникновении

чрезвычайной ситуации любого характера:

- номера телефонов вызова дежурных служб экстренного реагирования

(01, 02, 03, 04).

- Местонахождение медицинских учреждений, сборных эвакуационных

пунктов и пунктов посадки на транспорт.

- Адреса убежищ и мест укрытий

- Частоту местного телевещания.

Основа успеха выживания в условиях вынужденной автономии в природе это умение

выжить. Главное- это воля и стремление к жизни. Решающее значение имеют

действия, соверщенные в первые минуты экстремальной ситуации.

Боль она причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед

ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек

может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись

на проблемах выживания.

Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и

делают человека уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и

восстановить силы, можно правильно и равномерно распределяя физические

нагрузки, чередуя их с полноценным отдыхом.

Холод оказывает отрицательное воздействие на психику и организм человека.

Поэтому необходимо обеспечить защиту от него: строительство укрытия,

разведение костра.

Жара вызывает изменения в организме, так как перегрев нарушает работу

многих органов, воздействует на физическое и психическое

состояние человека. Особенно опасна жара при недостатке воды. Облегчить

положение может строительство укрытия от солнца, экономное расходование воды.

Жажда- это сигнал на нехватку жидкости в организме. Но неразумное потребление

воды в жару может привести к неуправляемой жажде: пить хочется тем сильнее,

чем больше человек пиет.

Голод не так страшен, как жажда. Человек может обходиться без пищи длительное

время, сохраняя при этом работоспособность и ясность ума. Но при недостатке

воды голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к холоду, боли,

физическим нагрузкам.

Порядок действий в различных экстремальных ситуациях зависит от конкретной

обстановки. Тем не менее, нужно, придерживаться определенного плана.

1. Необходимо оказать первую помощь нуждающимся.

2. Попытаться устранить угрожающий фактор или покинуть опасное место.

3. Меры по спасению запаса продуктов, воды, снаряжения.

4. Необходимо с ориентироваться на местности с установкой места

нахождения по карте

5. Необходимо принять решение: ждать помощь на месте или самостоятельно

выходить к людям.

6. Приняв решение, приступить к этапу борьбы за выживание - разработать

план действий.

Нужно постараться вжиться в реальную обстановку, почувствовать себя

приспособленным к окружающей природе. Это поможет сохранить чувство

уверенности и находить правильные решения возникающих проблем.

Ш.Туризм школа выживания в экстремальных ситуациях автономного существования.

1. Ориентирование

Знание топографического ориентирования имеет важное значение,

особенно при прохождении по незнакомой местности и при плохой видимости

Реферат: Туризм-школа выживания Под топографическим ориенти-

рованием следует понимать ориентирование на местности, т.е.

Определение места своего расположения относительно сторон горизонта,

окружающих местных предметов и рельефа местности. Определение на

местности начинается с определения сторон горизонта

1.1 По компасу

При пользовании любым компасом следует понимать, что в свободно подвешенном

состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и на юг,

но это приближенно. Стрелка располагается не по направлению истинного

(географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана. Угол

между истинным и магнитным меридианами называется - магнитное склонение.

Оно для каждой местности различно и может быть восточным или западным

магнитное склонение можно определить на местности по восходу и закату солнца

или по карте.

По восходу и закату солнца.

На открытой местности определяют азимуты (угол в градусах, измеренный по ходу

часовой стрелки от северного конца меридиана до направления на ориентир),

точек восхода и заката солнца. Полусумма азимутов укажет направление

истинного меридиана. Если полусумма меньше 180, то склонение восточное, если

больше – западное.

По карте.

Для этого ориентируют крупномасштабную карту по линиям местности накладывают

компас нулевым диаметром на линию истинного меридиана и по отклонению

магнитной стрелки судя о величине и направлении магнитного склонения. Нужно

помнить, что для ориентирования карт в этом случае нельзя использовать линии

электропередач, железных дорог, связи и т.д. Потому что металл и электротоки

будут влиять на показания магнитной стрелки.

Магнитное склонение не есть величина постоянная. Оно является проявлением

магнитных свойств Земли и изменяется в широких пределах. Более того,

магнитное склонение даже для одной и той же точки может быть различным,

изменяясь из года в год.

При движении по азимуту необходимо тщательно выдерживать направление и чаще

сверяться с компасом. В случае обхода препятствий на противоположной стороне

следует заметить какой – либо ориентир и, обойдя препятствие, продолжать

движение по азимуту из этого ориентира.

1.2.Ориентирование по карте

Сначала следует сориентировать карту .Это можно производить по компасу и двум

ориентирам. Для этого сначала устанавливают компас диаметром север- юг на

вертикальную линию координатной сетки северным концом к северной стороне

рамки карты и освобождают тормоз магнитной стрелки. Затем поворотом карты

вместе с компасом подводят северный конец магнитной стрелки к делению,

соответствующему величине поправки направления. Если поправка направления

положительная ( восточная ), то стрелка должна отклоняться вправо от

вертикальной линии сетки, если поправка направления отрицательная (западная

), то стрелка должна быть отклонена влево. Поправку величиной меньше 3 можно

не учитывать, так как ошибка в установке магнитной стрелки компаса может быть

больше величины поправки.

Ориентирование карты по двум ориентирам производиться так. Находясь на

местности у одного ориентира, с которого виден другой, отыскивают на карте

первый ориентир. Затем поворачивают карту так, чтобы направление на второй

ориентир на карте совпадало с направлением на местности. Если маршрут

проходит вдоль прямолинейного участка дороги, канала, то карту можно

ориентировать по этим линейным ориентирам. Для этого карту поворачивают так,

чтобы ось дороги на карте совпадала с осью дороги на местности.

После того как карта сориентирована, можно решить ряд возникших задач

на местности. Чаще всего приходиться находить точку всего стояния.

Проще это сделать тогда, когда эта точка находиться рядом с местным

предметом, изображением на карте. Условный знак или изображение этого

предмета указывает точку стояния. Если точку стояния на местности опознать не

возможно и она находиться вдали от местных предметов, то прибегают к

простейшим способам топографической привязки.

Топографическая привязка осуществляется приемами глазомерной съемки

или с помощью приборов. Топографическую привязку приемами глазомерной съемки

можно выполнить тогда, когда местные предметы удалены от привязываемой точки

не более чем на 1 километр. Сначала выбирают местные предметы хорошо

опознаваемые на карте. Затем карту ориентируют по компасу или по

прямолинейному контуру, если привязываемая точка расположена на этом контуре,

и визируют с прочерчиванием направления. Расстояние измеряют шагами или на

глаз. Если неизвестен масштаб своих шагов, то принимают 100 обычных шагов за

75- 80 метров.

Топографическая привязка приемами глазомерной съемки выполняется полярным

способом и способом засечки.

1.Полярный способ (способ визирования с промером ) применяется тогда,

когда определяемая точка находиться в близи местного предмета, имеющегося на

карте. Для привязки этим способом ориентируют карту на определенной точке

обратным визированием по местному предмету, при помощи визирной линейки

прочерчивают направление. Затем измеряют расстояние до местного предмета,

откладывают его на прочерченной прямой в масштабе карты и таким образом находят

положение привязываемой точки.

2.Способ засечек применяют в условиях открытой местности и хорошей

видимости. Он не требует измерения расстояний,- в этом его приимущество. К тому

же этот способ требует меньше времени. Если точка, которую необходимо

определить, находится на дороге или на какой – либо другой линии местности, то

достаточно выбрать один ориентир, имеющийся на карте и местности. После этого

визирную линейку прикладывают к условному знаку этого ориентира на карте, а

затем визируют на ориентир по линейке, поворачивая ее около условного знака

ориентира. Когда ориентир окажется на линии визирования, прочерчивают линию от

ориентира на себя. Пересечение линии визирования с дорогой даст местоположение

определенной точки. Если возникнет необходимость определить местоположение

точки, находящейся вне дорог или каких- либо других линий местности, имеющихся

на карте, можно применить способ обратной засечки и засечки по измеренным

расстояниям.

Обратные засечки. Этот способ применим, если с определенной точки видны три

местных предмета, имеющихся на карте. Сначала на привязываемой точке

ориентируют карту. Затем на каждую из выбранных контурных точек обратным

визированием ( полярный способ ) прочерчивают три направления. Пересечение

поперечных направлений даст положение определенной точке. Может случиться

так, что пересечения не произойдет. Тогда получится треугольник погрешности.

Если стороны треугольника не более 1,5 мм. То определенную точку накалывают в

центре треугольника. Если больше, то определение производят повторно.

1.3 Ориентирование по небесным светилом

Стороны горизонта можно определить по небесным светилам. По солнцу можно

определить стороны горизонта довольно приблизительно, помня, что в нашем

полушарии оно примерно находиться: в 7 часов местного декретного времени на

востоке, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе, в 1 час на севере. С большей

точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу и Часам. Это делается

так. Устанавливают часы горизонтально, затем поворачивают их так, чтобы часовая

стрелка была направлена на солнце. Угол на циферблате часов между направлением

часовой стрелки и направлением на цифру 1 делят пополам. Биссектриса этого угла

и покажет направление на юг. Полярная звезда всегда находиться на севере в

созвездии малой медведицы. Ориентирование по Луне дает приближенные данные.

Реферат: Туризм-школа выживания

Реферат: Туризм-школа выживания

При полнолунии стороны горизонта определяются так же, как и по солнцу и часам

(Луна принимается за солнце). Стороны горизонта при разных фазах Луны можно

определить следующим образом. Сначала устанавливают, прибывает луна или

убывает. На глаз оценивают, сколько шестых долей радиуса Луны составляет

освещенная часть ее диска. Если Луна на ущербе, то к показанию времени на

часах прибавляют такое количество шестых долей радиуса, какое составляет

освещенная часть диска. Если Луна прибывает, то из показания времени это

число вычитывается. Часы, показывающие время с учетом поправки, направляются

в сторону Луны. Угол между направлением на Луну и цифрой 1 на циферблате

делят пополам. Это и будет примерное направление на юг.

1.4 Ориентирование по местным предметам.

В лесу. Дело в том, что в глухом лесу деревья своей тенью закрывают соседние

деревья, находящиеся на севере от них. Поэтому более длинные и густые ветки в

середине леса могут быть направлены не только на юг, но и на север, восток,

запад, то есть туда, где больше свободного места. В связи с этим и ежедневный

прирост очередного слоя древесины, образуется с этой стороны, с которой

дерево лучше развивается. А значит, не обязательно с южной стороны. И если

еще учесть то, что на развитие кроны деревьев, а также на ширину прироста

древесины постоянно влияет направление ветров, влага, то вывод ясен. Но

исключением может быть север, где тепла и света от солнца значительно меньше,

чем влаги, и где деревья развиваются лучше в сторону юга. В средних широтах

умеренного климата только по деревьям, стоящим на открытом месте, можно

определить направление север- юг.

Стороны горизонта в лесу можно определить по коре деревьев. Нужно помнить,

что южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная, имеет

более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах. Помимо

этого на более освещенной стороне деревьев имеются характерные наплывы и

сгустки смолы, долго сохраняющие светло – янтарный цвет. Следует иметь в

виду, что стволы сосны покрываются вторичной коркой. С северной стороны, эта

корка, образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны

чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, образующаяся на

теневой стороне ствола и заходящая по ней выше, чем с южной, во время дождя

набухает и высыхает медленно. Это создает впечатление черного цвета северной

стороны ствола сосны.

Стороны горизонта также можно определить по лиственным деревьям. Так, стволы

осин, а особенно тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками. И даже если

лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он

влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. А кора

белой березы с южной стороны всегда белее по сравнению с северной стороной.

А, учитывая, что береза очень чувствительна к ветрам, наклон ее ствола также

поможет ориентироваться в лесу.

Для определения сторон горизонта можно использовать крупные камни и валуны.

Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и

света. Да и почва возле такого камня поможет, если отсутствуют лишайники и

мох: почва с северной стороны такого камня более влажна, чем с южной.

Не менее точную информацию по определению сторон горизонта дают грибы.

Следует помнить, что они растут преимущественно с северной стороны деревьев,

пней, кустов. На восточной и западной стороне деревьев, камней и кустов их

значительно меньше, а на южной стороне и, особенно в сухую погоду их почти не

бывает.

Во время дозревания ягод в лесу следует помнить, что они раньше приобретают

окраску с южной стороны, дозревая быстрее с южной стороны кочек на болотах.

Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели. Так, белка устраивает свое

жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны

господствующих ветров. А, муравейники, располагаются с южной стороны какого-

либо дерева или пня. Притом южная сторона его отлогая, северная - круче.

Весной снег быстрее тает на склонах оврагов, лощин, выемок, обращенных к югу.

Трава весной выше и гуще с южной стороны отдельных камней, построек, опушек

леса, а летом при длительной жаре остается более зеленой с северной стороны.

Прекрасным ориентированием в лесу являются лесоустроительные столбы. Во всех

лесных массивах просеки прорубают в соответствии с принятым в нашей стране

лесоустройством в направлении сторон горизонта: основные просеки- с севера на

юг, поперечные- с востока на запад. Кварталы нумеруются с запада на восток и

с севера на юг, так что первый квартал оказывается в северо-западном углу

хозяйства, а последний - на юго–востоке. На квартальных столбиках, на

перекрестках просек указаны номера кварталов. Величина чисел соответствует

расположению кварталов: меньшие номера - на северо-западе и северо-востоке,

большие - на юго-западе и юго-востоке.

В степи. Кроме Солнца, Луны и созвездий в степи можно ориентироваться по

растениям. В южных степях широко распространено такое растение, латук. Это

двухлетний сорняк с корзинками желтых цветов и вертикально расположенными на

стебле равномерно во все стороны, а в условиях сухой и открытой местности

обращены плоскостями на запад. В самое жаркое время латук поворачивает свои

листья ребром к югу. Этим самым он ослабляет испарение влаги. Применив

компас, можно убедиться, что листья латука сравнительно точно указывает

стороны горизонта.

Стороны горизонта даже в пасмурную погоду поможет определить цветущий

подсолнечник, корзинка которого ранним утром обращена на восток, а в полдень

- строго на юг, вечером - на запад. Ночью головка растения занимает

вертикальное положение.

А в степной и лесостепной зоне поможет ориентироваться свекла. Помня, что

белые корнеплоды свеклы растут с востока на запад, а красные- с севера на юг,

при отсутствии других ориентиров можно воспользоваться этим.

В пустынях. Ввиду того, что в пасмурные дни в пустыне - явление крайне

редкое, ориентироваться можно по Солнцу, Луне. Кроме того, можно

ориентироваться по барханам. При этом следует помнить, что летом все

наветренные, пологие склоны барханов обращены на север, а крутые, осыпающиеся

- на юг, так как в это время года преобладают северные ветры. Зимой,

наоборот, пологие склоны барханных цепей обращены к югу, а крутые - на север,

потому что зимой дуют южные ветры.

В населенных пунктах. Надо помнить, что на северных склонах деревянных и

соломенных крыш растет зеленый мох, лишайник.

Важно учесть определять расстояние и размеры предметов. Способность человека

оценивать на глаз, без помощи приборов, расстояния до окружающих его

предметов и размеры предметов называется глазомером. Это индивидуальная

особенность человека, но ее можно развить путем постоянных и терпеливых

упражнений.

Можно определить расстояние по видимым деталям.

1.5.Как находить дорогу к жилью.

Наблюдательность и внимание к мелочам - вот что главное в движении по

незнакомой местности.

Тропа, протоптанная человеком, даже в самых непроходимых зарослях отличается

от звериной, хотя часто звери, особенно жвачные животные, используют

человеческую тропу.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.