бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Современные виды химического оружия

Исследования Портон-Дауна тесно координируются с исследованиями, проводимыми

в США, Канаде и Австралии [5.7].

Во Франции научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в

области химического оружия осуществляет Центр химической, биологической и

атомной защиты министерства обороны Франции, поддерживающий тесные контакты с

аналогичными американскими научно-исследовательскими организациями. Главной

базой исследований химического оружия во Франции является центр в Ле-Буше,

около Парижа. Для натурных испытаний химического оружия используются полигоны

в Буш-дю-Роне и Мурмелоне. Научные разработки ведутся по следующим основным

направлениям: углубленное изучение известных высокотоксичных 0В; испытания

новых токсичных соединений, полученных в государственных и частных

лабораториях научно-исследовательских организаций и промышленных фирм;

исследование природных ядов с целью нахождения веществ, перспективных для

применения в качестве 0В; синтез новых токсичных химических соединений на

основе достижений химии, биохимии и токсикологии. Важным направлением

дальнейшего совершенствования химического оружия является создание бинарных

химических боеприпасов. В частности, ведутся работы по созданию бинарного

155-миллиметрового артиллерийского снаряда и бинарной авиационной бомбы.

Планируются совместные испытания американского бинарного оружия на

французских испытательных полигонах.

На вооружении армии Франции состоят зарин и амитон (аналог VХ), значительные

запасы которых хранятся на складах в районе г. Мозана [5.3].

Основу промышленной базы химического оружия составляют четыре завода: по

производству смертельных 0В в Ле-Буше, два завода по производству других 0В в

Венсене и в Обервиле и завод по производству ФОВ недалеко от Тулузы.

В последние годы в политических и военных кругах Франции значительно

повысился интерес к химическому оружию. Министерство обороны проводит

мероприятия по обеспечению вооруженных сил средствами химического нападения,

противохимической защиты, а также обучает личный состав ведению боевых

действий в условиях применения химического оружия.

Несмотря на официальные заявления ФРГ об отказе от разработок химического

оружия, в прессе появляются материалы, свидетельствующие о проведении в этой

стране исследований в области 0В. Основная часть этих исследований

осуществляется через научно-исследовательское Фраунгоферское общество,

объединяющее 26 научно-исследовательских институтов. С 1978 года общество

частично финансируется федеральным правительством и правительствами земель.

Число его сотрудников составляет около 2500 человек. В области военных НИОКР

задействованы шесть институтов общества, финансируемых министерством обороны.

Обращают на себя внимание работы в области аэрозолей, физики и химии

воздушных примесей, эксперименты с особо ядовитыми микроорганизмами, а также

изучение эффективности проникания через кожные покровы новых типов

фосфорорганических соединений.

Расположенный в Мюнстере Военно-научный центр защиты от химического,

биологического, ядерного оружия и зажигательных средств официально занимается

вопросами защиты от химического оружия. Исследовательской и технической базой

центра являются многочисленные лаборатории, испытательные площадки и стенды.

Общий состав работающих около 330 человек, в том числе 40 научных

сотрудников, 60 дипломированных инженеров, 80 техников. Научно-

исследовательская деятельность центра имеет четыре направления: общие

вопросы; вопросы физики в плане защиты от химического, биологического и

ядерного оружия; вопросы биологии в плане защиты от химического и

биологического оружия; химические исследования в области защиты от этого

оружия. Проводятся также разработки и испытания индивидуальных средств

защиты, дегазирующих составов и установок различного назначения.

Продолжаются поисковые исследования в области фосфорорганических соединений

фирмой «Байер АГ» (известной своими разработками химического оружия еще со

времен второй мировой войны). В лабораториях защиты растений, фармакологии,

токсикологии и гигиены труда в г. Эберфельде ведутся активные работы по

синтезу и опытной проверке фосфорорганических соединений, характеризующихся

очень высокой степенью токсичности для нервной системы теплокровных животных

и способностью проникновения через кожные покровы. Так, бельгийская пресса

еще в июле 1965 года обратила внимание на то, что фабрики Байера в

Ливеркузене продали Соединенным Штатам несколько патентов по производству

военных материалов. Фирма Байера обвинялась в доставке отравляющих веществ в

США через свой филиал в Канзас-Сити, известный под названием «Кемаре

корпорейшн». Переданные 0В были разработаны в исследовательском центре фирмы

Байера в Вупперталь-Эльберфельде специалистами, активно работавшими еще на

нацистов.

Разработки 0В полицейского типа более десяти лет проводятся в академии

полиции Западной Германии в Хильтрупе, около Мюнстера. Специалистами этой

академии разработано новое эффективное средство, способное выводить из строя

людей на короткий срок (30 мин.) без вредных побочных эффектов.

Для натурных испытаний в бундесвере создан химический испытательный центр,

находящийся в Мунстерлагере (Люнебургская пустошь). Не следует забывать и о

том, что на территории ФРГ уже размещены значительные запасы американского

химического оружия [5.3].

Южно-Африканская Республика ведет работы в области химического и

биологического оружия с 1963 года. Это без тени смущения признал бывший вице-

президент Южно-Африканского Национального совета по науке и промышленным

исследованиям Роукс в ноябре 1963 года в речи перед группой ученых в

Претории. Он разъяснил, что 0В являются самым дешевым боевым средством, и

поэтому подчиненные ему ученые разрабатывают 0В смертельного действия,

«способные опустошать огромные районы более эффективно, чем ядерное оружие».

Давая характеристику своим ученым, Роукс подчеркнул, что они знают «все, что

необходимо знать», о нервно-паралитических 0В, разработанных фашистской

Германией, — табуне, зарине и зомане.

Исследования в этой области, как сообщает зарубежная печать, ведутся в ЮАР в

нескольких центрах. Один из них — училище ВМС в Саймонстауне. В последнее

время значительные усилия в области химического оружия сосредоточены на

реализации совместно с США бинарной программы. В частности, над разработкой

бинарных композиций с отравляющими веществами нервно-паралитического действия

работают американские и южно-африканские военные и гражданские специалисты в

медицинском институте ВВС ЮАР в Претории. По результатам этих работ ВВС ЮАР

готовы приступить к производству 155-миллиметровых бинарных химических

снарядов. Сообщалось также и о том, что ЮАР открыла собственное производство

слезоточивого газа на новом заводе в Модерфонтейне.

В ЮАР ведутся исследования по поиску веществ, способных поражать людей только

с черным цветом кожи. Центр этих исследований находится вблизи населенного

пункта Луис-Тричард на севере Трансвааля у самой границы с Зимбабве. На

расположенной здесь засекреченной экспериментальной станции в самых различных

вариантах и условиях проходит проверку «этническое оружие», в основу которого

положены естественные генные различия между расами.

Как признал еще в июне 1978 года орган вооруженных сил ЮАР журнал «Лиейзон

леттер», преимущество оружия «с избирательным этническим фактором становится

все более очевидным, поскольку его возможности растут» [5.9].

«Достойный вклад» в развитие химического оружия внесла Швеция, которая, по-

видимому, развернула в этой области широкие исследования сразу после второй

мировой войны. Именно в Швеции в 50-х годах Таммелин синтезировал серию

высокотоксичных фосфорорганических соединений, из которых в последующем вышли

0В нового поколения (VХ, VЕ и др.) [5.4].

В начале 60-х годов шведский ученый Хьюден объявил на медицинской конференции

в Сан-Франциско, что он способен с помощью нового химического агента вывести

из нормального психического состояния население целой страны. В шведских

официальных документах, определяющих меры защиты от химического и

биологического оружия, в перечне смертельных 0В называется новое особо

опасное 0В под шифром F. Можно предполагать, что оно также было синтезировано

в научно-исследовательских лабораториях Швеции, которые стремятся сохранить

свой «высокий авторитет» в области разработок новых видов химического оружия

[5.1].

К разработкам химического оружия поспешила присоединиться Голландия.

Основанная в 1978 году лаборатория принца Моритца Голландского общества

прикладных научных исследований занимается изучением ядовитых веществ, в том

числе 0В и пестицидов, механизма их действия на человека и животных, проводит

оценки действия боеприпасов. В лаборатории работают 70 сотрудников с высшим

образованием, она получает ежегодные ассигнования до 2 млн. ф. ст. [5.4].

Густонаселенная Великобритания нуждалась в изолированных военных

испытательных станциях для проведения исследований в области химического и

биологического оружия. В результате поисков был выбран участок прерий

площадью около 2500 кв. км в Канаде, в 240 км южнее Калгари, близ города

Саффилд. Экспериментальная станция была основана в 1941 году, имеет свою

электростанцию, систему водоснабжения и газоснабжения. В настоящее время

Саффилдский центр - не единственный в Канаде, на котором ведутся работы в

области химического оружия. Химическая служба США получала и получает

документы из другого микробиологического исследовательского центра, из города

Оттавы, столицы Канады. Известно, что общая площадь центра составляет 4000

кв. км и что он может использоваться для испытаний химического оружия [5.1].

IV. Международный контроль

за нераспространением и уничтожением

химического оружия

Оружие массового уничтожения (ОМУ) – порождение «злого гения» человека XX

столетия. Однако история одного его вида – химического оружия – началась в

незапамятные времена, ведь химическое оружие в своей основе – яд, применять

который стали почти одновременно с мечом и копьем. Технический прогресс XIX

века превратил это оружие в эффективное средство ведения боевых действий.

Применение яда всегда считалось аморальным и нечестным, поэтому Брюссельская

(1874 г.) и Гаагская (1899 г.) декларации провозгласили запрещение

использования токсинов в ходе войны, а Женевский протокол 1925 г. запретил

применение на войне бактериологических средств, ядовитых и удушливых газов.

Необходимость дальнейших шагов по запрещению химического оружия появилась в

конце 1960-х гг. главным образом из-за возникновения новой линии

противостояния Север – Юг. Дешевизна и технологическая общедоступность

сделали химическое оружие «ядерной бомбой бедных», которой к тому времени

располагали около 20 стран. Опасность неконтролируемого распространения и

применения химического оружия оказалась выше идеологических разногласий и

глобального соперничества. В 1974 г. на московской встрече в верхах СССР и

США в рамках Конференции по разоружению в Женеве решили начать переговоры о

полном запрещении этого вида оружия. Работа над химической конвенцией

продолжалась почти двадцать лет. В результате был создан уникальный документ,

запрещающий целый класс оружия массового уничтожения и приводящий в действие

беспрецедентный механизм контроля не только за военными, но и за гражданскими

объектами. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и

применения химического оружия и о его уничтожении (КХО) была подписана в

январе 1993 г. в Париже. Почти четыре года потребовалось для того, чтобы

набрать необходимое для вступления в силу количество ратификаций – 65, и

конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 г [4].

В мае того же года в соответствии с VIII статьей Конвенции была создана

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) – Organization for the

Prohibition of Chemical Weapons (OPCW).

КХО является первым соглашением в области разоружения, заключенным на

многосторонней основе, и обеспечивает решение четырех основных задач:

- ликвидацию под строгим международным контролем в течение 10 лет всех

имеющихся в мире запасов химического оружия, а также объектов по его

производству;

- контроль со стороны ОЗХО за предприятиями химической промышленности

государств – участников КХО;

- предоставление международной помощи в случае применения либо угрозы

применения химического оружия в отношении государства – участника КХО;

- содействие развитию международного сотрудничества в области химии в мирных

целях [5.2].

Конвенция требует от государств-участников внесения изменений в национальные

законодательства, которые предусматривали бы уголовную ответственность за

незаконное производство, хранение или передачу химикатов, подпадающих под

контроль КХО, а также возможность конфискации указанных химикатов и

оборудования, задействованного для его производства, с целью его уничтожения.

Данные нормы в области уголовного права необходимы для пресечения

террористических актов с использованием химического оружия. Такие изменения в

уголовных законодательствах стали еще более актуальны для государств –

участников КХО после применения отравляющих веществ религиозной сектой Аум

синрикё

Конвенция затрагивает деятельность химических предприятий, не производящих

химическое оружие, поскольку многие химикаты одновременно могут быть

использованы в мирных целях и для производства оружия. Например, тиодигликоль

необходим в производстве пасты для шариковых авторучек и иприта –

отравляющего газа. Более того, возможно переоборудование некоторых химических

производственных мощностей для производства химического оружия или его

компонентов.

Чтобы не возникало подобных злоупотреблений, Конвенция учреждает процедуры по

объявлению о производственной деятельности и контролю со стороны ОЗХО за

промышленными предприятиями, которые производят, перерабатывают и потребляют

определенное количество химикатов, подпадающих под контроль положений

Конвенции. Кроме того, страна, у которой возникают вопросы к другому

государству – участнику КХО, касающиеся выполнения им обязательств по

Конвенции, может сделать запрос в О3ХО и потребовать немедленной инспекции на

его территории. Предприятия химической промышленности должны быть готовы

выполнить требования Конвенции и представить ОЗХО данные о своей деятельности

по производству химикатов, указанных в Конвенции, а также принять инспекцию

для проверки производственной деятельности.

Согласно требованиям Конвенции правительства государств – участников КХО

обязаны создать национальный орган для сбора данных о производстве,

потреблении, импорте и экспорте химикатов и передачи их ОЗХО. Вместе с тем,

под контроль ОЗХО подпадают лишь химикаты, перечисленные в КХО [4].

Конвенция способствует развитию международной торговли в области химии

посредством устранения таможенных барьеров между государствами-участниками и

позволяет защитить фирму от необоснованных обвинений в производстве

химического оружия. В конечном счете Конвенция предоставляет химической

промышленности возможность продемонстрировать свою значимость для мировой

общественности. Именно поэтому международные и национальные ассоциации

производителей и экспортеров химической продукции поддерживают идею

осуществления КХО.

Обязательства, выполняемые предприятиями

химической промышленности согласно требованиям Конвенции

Многое зависит от того, какие химикаты и в каком количестве предприятие

производит, перерабатывает, потребляет или имеет в своем обороте. В Конвенции

о запрещении химического оружия приведены три списка химикатов, производство,

переработка, потребление, импорт и экспорт которых государства-участники

обязаны контролировать.

Список 1 включает химикаты, которые могут быть использованы в качестве

химического оружия и применение которых в мирных целях носит ограниченный

характер. Эти химикаты подпадают под строжайшее регулирование Конвенции, и

устанавливается потолок их производства для государств-участников – не более 1

тонны в год; также требуются лицензия для производства и введение ограничений

на экспорт. Поскольку химикаты списка 1 используют небольшое число предприятий,

ограничения не затрагивают большинство производителей и экспортеров химической

продукции.

Список 2 включает химикаты, которые являются ключевыми сырьевыми

продуктами для производства химического оружия (либо сами могут быть

использованы в качестве оружия). В то же время ряд химикатов из этого списка

используется в мирных целях (например, инсектициды, гербициды, смазочные

материалы и фармацевтические средства).

Список 3 включает химикаты, которые могут применяться для производства

химического оружия или сами использоваться в качестве оружия. Вместе с тем, эти

химикаты используются в огромных количествах в мирных отраслях экономики

(например, для производства инсектицидов, гербицидов, красителей, одежды,

текстиля и смазочных материалов).

Конвенция налагает некоторые обязательства на предприятия, производящие так

называемые конкретные органические химикаты, не включенные в списки 1, 2 и 3,

но содержащие компоненты фосфора, серы и фтора [2,3].

С целью создания соответствующих структур Организации по запрещению

химического оружия с сентября 1993 по май 1997 гг. работала подготовительная

комиссия ОЗХО, которая после вступления КХО в силу инициировала созыв в мае

1997 г. конференции государств – участников Конвенции.

На 1 ноября 2001 г. Конвенцию о запрещении химического оружия подписали 173

государства, 142 страны сдали грамоты о ее ратификации. Конвенцию

ратифицировали все страны СНГ кроме Кыргызстана [4].

Штаб-квартира ОЗХО находится в Гааге. Конференция государств-участников

является главным органом ОЗХО, который проводит ежегодные, а при

необходимости и специальные сессии. Исполнительный совет – высший

исполнительный орган ОЗХО по надзору за деятельностью организации, объединяет

41 государство, представляющее пять региональных групп в соответствии с

принципом ротации. Исполсовет подотчетен Конференции государств-участников.

Технический секретариат, возглавляемый генеральным директором, ведет

практическую работу организации. Генеральный директор ОЗХО назначается

Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета на

четыре года. Первый генеральный директор – Жозе Мауриссио Бустани (Бразилия),

срок его полномочий заканчивается в 2005 г. Основной элемент Технического

секретариата – Инспекторат ОЗХО, осуществляющий деятельность по проверке

[5.8].

На 1 января 2001 года 9 государств-участников объявили о наличии на своей

территории 60 объектов по производству химического оружия; 4 государства – о

наличии 4 объектов по хранению химического оружия; 19 государств – о наличии

24 объектов по производству химикатов списка 1.

25 государств-участников заявили о наличии на их территориях 354 объектов по

производству химикатов списка 2. 85% этих объектов расположены на территории

9 стран (Австралия, Франция, Китай, ФРГ, Япония, Нидерланды и др.).

26 государств-участников объявили о наличии на своей территории 381 объекта

по производству химикатов списка 3. 80% этих объектов расположены на

территории 6 стран (Франция, Китай, ФРГ, Япония, Индия и Российская

Федерация).

49 государств-участников объявили о наличии на их территориях 3502 объектов

по производству конкретных органических химикатов.

Конвенция о запрещении химического оружия имеет огромное общечеловеческое

значение. В конце XX века мировое сообщество осознало необходимость

коллективной защиты от глобальной угрозы, которую несут в себе все виды ОМУ.

От успеха химической конвенции во многом зависят дальнейшая ликвидация

ядерных арсеналов и достижение одной из стратегических целей ООН – всеобщего

и полного разоружения [5.7].

V. Химическое оружие в руках террористов: призрачная угроза становится реальной

Угроза применения химического оружия террористическими группами в последнее

время увеличилась. По мнению Уолтера Лаке, автора книги "Новый Терроризм",

химическое оружие страшно не только благодаря своей убойной силе.

Психологические последствия его применения террористами будут поистине

разрушительными [5.7].

Террористы уже использовали химическое оружие против мирного населения. В

1995 году группа "Алеф", которая ранее действовала под названием "Аум

Синрикё" провела газовую атаку (использовался боевой газ зарин) в токийском

метро. В результате погибло 12 человек и более 1.3 тыс. получили серьезные

отравления. Угрозы использования отравляющих газов также исходили от

террористических группировок специализирующихся на защите животных, от

тамильских сепаратистов (Шри Ланка), палестинских террористов (Израиль), от

бывших агентов восточногерманской спецслужбы "Штази" (ФРГ) и т.д. Подобные

угрозы были зафиксирован в России, Таджикистане, Италии, Великобритании,

Турции, Филиппинах, Чили и т.д [5.6].

Международная Конвенция по Запрещению Химического Оружия вступила в силу в

1993 году. По состоянию на март 2002 года к ней присоединились 145 государств

мира. 19 стран не подписали этот документ - среди них Ливия, Сирия, Ирак,

Сомали, Египет, Северная Корея. Это государства, не только обладающие

технологиями производства и значительными запасами подобного оружия, но и

использовавшие его в боевых целях [5.5].

По данным Центра Нераспространения Химического и Биологического Оружия Института

Монтеррей\ Chemical & Biological Weapons Nonproliferation Program Center

for Nonproliferation Studies Monterey Institute of International Studies,

наибольшую тревогу вызывают арсеналы химического оружия, накопленные в Ираке,

Иране, Ливии, Сирии, Северной Корее и Судане. Эти государства не поддерживают

режим нераспространения, известны их связи с террористическими группами и риск

передачи террористам подобных вооружений невозможно переоценить.

Точная информация об иракском оружии массового уничтожения отсутствует. С

1998 года Ирак не допускает инспекторов ООН для проверки своих предприятий и

арсеналов. Однако, скорее всего, Ирак смог восстановить основные мощности

химических производств, которые были разрушены во время войны в Персидском

заливе и по решению Комиссии ООН по мониторингу и контролю\United Nations

Monitoring, Verification and Inspection Commission. Эти мощности двойного

назначения делают возможным выпуск химического оружия. По различным

источникам, Ирак обладает 25 химическими боеголовками для баллистических

ракет, примерно 2 тыс. подобных авиабомб и неустановленное количество

артиллерийских снарядов. В середине 1980-х годов Ирак уже успешно налаживал

производство зарина, табуна, горчичного газа. Ирак доложил Комиссии ООН о

том, что успел произвести более 3 тыс. тонн горчичного газа, однако было

проконтролировано уничтожение лишь 2.8 тыс. тонн. Подобный газ может

храниться долгое время. Иран начал развивать свою программу производства

химического оружия в середине 80-х годов, в ответ на химические атаки со

стороны Ирака. После 1985 году Иран начал выпуск химических вооружений,

включая фосген и горчичный газ. После 1994 года Иран начал производство

нервно-паралитических газов. Технология и исходные компоненты Ираном были

получены из России и Китая [5.6]

В течении 1980-х годов Ливия произвела более 100 метрических тонн газов

нервно-паралитического и кожно-нарывного действия. Проект строительства

огромного предприятия по выпуску подобного оружия был заморожен в 1995 году

после дипломатического прессинга со стороны международного сообщества. По

данным американской разведки, Ливия поддерживала тесные связи с Ираком в этой

области. Судан получил помощь в создании собственной инфраструктуры по

производству химического оружия от ряда стран, включая Ирак. В течении 1990-х

годов Судан производил химическое оружие в сотрудничестве с членами

организации Бен Ладена "Аль Каеда". В конце 1990-х годов Судан заявил о том,

что не обладает мощностями для производства химического оружия. Достоверных

данных о реальном состоянии дел нет [5.5].

Среди всех стран Ближнего Востока Сирия обладает наиболее хорошо развитыми

возможностями для производства и использования химического оружия. Ее

арсеналы составляют сотни тонн отравляющих газов. Сирия в состоянии

производить зарин, горчичный газ и т.д. Она обладает химическими боеголовками

для тактических ракет "Скад" и химическими авиабомбами. Северная Корея в

состоянии производить такое химическое оружие, как адамсит, горчичный газ,

зарин. Северная Корея обладает арсеналом ракет среднего радиуса действия и

баллистическими ракетами, которые могут использоваться для доставки

боеголовок с химическим оружием [5.6].

Иран спонсирует такие террористические организации, как "Хамас", "Хезболла" и

"Исламский Джихад". Ливия, по крайне мере до 1996 года, оказывала поддержку

террористическим группировкам "Организация Абу Нидаля""Палестинскому

Исламскому Джихаду" и "Народному Фронту Освобождения Палестины - Центральное

командование". Ирак связан с "Организацией Абу Нидаля" и "Народным Фронтом

Освобождения Палестины" и т.д.

Уолтер Лак пишет: "Террористические организации все чаще используют

религиозные мотивы для обоснования своей деятельности. Одна из популярных

религиозных идей - Судный День, Армагеддон для врагов религии. Химическое

оружие подходит для организации такого Армагеддона как нельзя лучше" [5.7].

Выводы

На наш взгляд необходимо принять следующие меры:

1. Разработать систему действенного контроля и противодействия

химическому терроризму во всех его проявлениях;

2. Разработать единую, глобальную международную программу противодействия

химическому оружию;

3. В нашей стране восстановить систему противохимической защиты,

сложившуюся до 90-х годов;

4. Разработать закон о химбезопасности;

5. Разработать Президентскую программу по химической безопасности и

создать при Президенте группу специалистов по руководству этой программой;

6. В каждом регионе нашей страны иметь программу противодействия

химтерроризму;

7. В средствах массовой информации проводить просветительскую работу по

химбезопасности;

8. Организовать для медицинских работников отдельных групп и

представителей силовых министерств курсы по особо опасным видам химического

оружия;

9. Подготовить группы быстрого реагирования при Минздраве Украины и

силовых министерствах, подготовленные для работы в очагах применения

химического оружия.

Список использованных источников

1. Документы Подготовительной комиссии Организации по запрещению

химического оружия // Текущий архив МИД РБ.

2. Документы конференции государств – участников Конвенции о запрещении

химического оружия // Текущий архив МИД РБ.

3. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и

применения химического оружия и о его уничтожении // Действующее

международное право: В 3 т. М., 1997. Т. 2.

4. Источники Интернет:

1. www.zeka.ru/chem_weapons

2. www.grani.ru

3. www.newomp.narod.ru

4. www.ort.spb.ru

5. www.korrespondent.net

6. www.liga.net

7. www.nuclearno.ru

8. www.zerkalo-nedeli.com

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.