Реферат: Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Реферат: Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
на тему:
«ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Москва, 2002
Оглавление
1.
Введение
3
2.
Принципы, формы и методы обучения
4
3.
Организация обучения на промышленном объекте
7
4.
Учения по гражданской обороне
11
5.
Заключение
20
6.
Список литературы
21
1. Введение.
Обучение населения защите от воздействия оружия массового поражения и
других средств нападения противника — одна из основных задач Гражданской
обороны Российской Федерации. Обучение организуется и проводится на
основании указаний старших начальников гражданской обороны и их штабов, а
также указаний и решений местных органов по вопросам гражданской обороны.
Обучение гражданской обороне является всеобщим для граждан России. Поэтому
этот вопрос актуален и сегодня.
Ответственность за обучение руководящего состава гражданской обороны,
рабочих и служащих на объекте, а также населения, проживающего в жилом
ведомственном секторе, возлагается на начальника гражданской обороны объекта.
Через штаб гражданской обороны объекта он организует, обеспечивает и
руководит проведением учебных мероприятий, осуществляет постоянный
контроль за своевременным и качественным проведением занятий и учений.
На объекте, в соответствии с функциональными обязанностями по гражданской
обороне, рабочие и служащие условно подразделяются на следующие категории
обучаемых: руководящий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и
служащие; население, не занятое в сферах производства и обслуживания,
проживающее в жилом ведомственном секторе. Каждая категория обучается по
специально разрабатываемым программам.
2. Принципы, формы и методы обучения.
Общими принципами при организации и проведении обучения населения
гражданской обороне являются: научность; обучение тому, что необходимо в
условиях военного времени; систематичность и последовательность;
сознательность и активность; наглядность и доступность; прочность овладения
знаниями, навыками и умениями; коллективизм и индивидуальный подход в
обучении; выработка морально-психологической стойкости.
Качество обучения населения гражданской обороне зависит от правильно
примененных форм и методов обучения. Формы обучения выражают
организационную сторону учебного процесса. Они предусматривают состав и
группировку обучаемых; структуру занятия (учения); место, время и
продолжительность его проведения; роль и специфику деятельности обучаемых и
руководителя занятий.
Формы обучения: классные занятия, тренировки, тактико-специальные
учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения
гражданской обороны.
Метод обучения — это способ или прием, посредством которого руководитель
занятия, опираясь на сознательность обучаемых, вооружает их знаниями, умением,
навыками и формирует у них необходимые умственные и физические качества для
выполнения задач гражданской обороны. Основной метод обучения — практические
занятия. При обучении руководящего состава гражданской обороны
предусматриваются лекции, практические занятия и групповые упражнения.
Изучение программы завершается участием руководящего состава в комплексном
учении по гражданской обороне, в ходе которого совершенствуются знания и
практические навыки гражданской обороны в различных условиях обстановки и
управлении силами гражданской обороны.
При подготовке командно-начальствующего состава проводятся семинары,
классно-групповые и практические занятия, а также практикуется участие в
штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава —
практические занятия.
Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенствования
навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и
химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения,
выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия
массового поражения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф,
отработки нормативов по практическому обучению защите от оружия массового
поражения.
Планирование и учет. Планирование подготовки руководящего состава,
формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществляется на
основании приказа начальника гражданской обороны района (города) и директивных
указаний министерств (ведомств), программ подготовки, выписок из планов
комплектования курсов и учебных заведений повышения квалификации.
При планировании подготовки по гражданской обороне на объекте рекомендуется
разрабатывать следующие документы:
1. Приказ начальника ГО объекта по итогам подготовки по гражданской
обороне за минувший и задачам на новый учебный год;
2. План основных мероприятий подготовки руководящего состава,
формирований, рабочих, служащих и обучения населения, не занятого в сферах
производства и обслуживания, проживающего в жилом ведомственном фонде;
3. Расписание занятий с каждой учебной группой; перечень тем штабных
тренировок и учений по ГО;
4. План-заявку подготовки руководящего и командно-начальствующего
состава на курсах ГО в новом учебном году.
Кроме указанных документов на объекте могут дополнительно разрабатываться
следующие документы:
· График использования учебно-материальной базы объекта;
· Месячный план работы штаба гражданской обороны объекта.
На основании приказа, плана, программ, руководящих документов по гражданской
обороне создаются учебные группы в структурных подразделениях и составляется
расписание занятий для каждой учебной группы и формирования. Расписание
занятий для руководящего и командно-начальствующего состава составляет
начальник штаба гражданской обороны объекта; бойцов формирований — командиры
формирований; обучающихся остальных категорий — руководители занятий. Дни
занятий определяются начальником гражданской обороны объекта. В расписаниях
занятий необходимо отражать последовательность отработки тем учебных
занятий, предусмотренных программами обучения.
Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на видном
месте, вблизи рабочих мест, чтобы каждый обучающийся мог его своевременно
прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводимых занятий
организует и ведет штаб гражданской обороны объекта. С этой целью ведутся
журналы учета проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются
каждой учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает
руководитель учебной группы.
3. Организация обучения на промышленном объекте.
Подготовка руководящего состава. Цель обучения — подготовка руководящего
состава объекта к практическому выполнению своих функциональных обязанностей
по гражданской обороне, а также постоянное совершенствование знаний и
закрепление навыков в решении задач гражданской обороны на объекте. От уровня
теоретических знаний и практических навыков руководящего состава зависит их
умение управлять силами и средствами гражданской обороны в сложных условиях
обстановки.
Обучение руководящего состава осуществляется на курсах гражданской обороны,
на факультетах и курсах повышения квалификации, в ВУЗах, а также на
объектах. На объекте из лиц руководящего состава создается учебная группа. В
состав этой группы входят заместители начальника гражданской обороны объекта,
работники штаба и начальники служб гражданской обороны и главные
специалисты, начальники цехов и равных им структурных подразделений,
командиры формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов
(командиры формирований, входящие в состав этих подразделений, обучаются по
программе подготовки формирований). Состав учебной группы руководящего
состава определяет начальник гражданской обороны объекта своим приказом.
Обучение руководящего состава может проводиться путем сборов или
периодических занятий на учебно-материальной базе своего объекта. Занятия с
учебной группой руководящего состава проводят: начальник гражданской обороны
объекта, его заместители, начальник штаба гражданской обороны объекта,
начальники служб и главные специалисты.
В научно-исследовательских учреждениях, конструкторских бюро и учебных
заведениях для проведения занятий по отдельным темам привлекаются научные
работники, специалисты народного хозяйства и преподавательский состав.
Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к слаженным
действиям в очагах поражения (зонах заражения), районах стихийных бедствий,
крупных аварий и катастроф в соответствии с предназначением.
На командно-начальствующий состав возлагается ответственность по поддержанию
на необходимом уровне готовности формирований к выполнению возложенных на
них задач в сложных условиях быстро меняющейся обстановки. Обучение личного
состава формирований на объекте проводится ежегодно и включает общую,
специальную подготовку и тактико-специальные учения.
Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе подготовки
рабочих и служащих и организуется по цехам, производствам, отделам,
бригадам и т. д.
Специальная подготовка и тактико-специальные учения проводятся в рабочее
время. При планировании обучения личного состава формирований
предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предшествовали
занятиям с рядовым составом по общим темам. Изучение тем общей и специальной
подготовки может осуществляться параллельно.
Для подготовки командно-начальствующего состава на объекте по общей тематике
специальной подготовки создаются учебные группы не более 30 человек из
командиров различных формирований. Специальные темы изучаются в составе
групп, комплектуемых из одноименных формирований или по родственным
специальностям.
Занятия с командирами формирований проводят начальник штаба гражданской
обороны, начальники служб и главные специалисты объекта.
Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем
темам) проводится их командирами (начальниками) на учебно-материальной базе
своего объекта с целью привития обучаемым практических навыков в выполнении
своих функциональных обязанностей на тактическом фоне с использованием
средств имитации, создающих обстановку, максимально приближенную к реальной.
Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным учением. На
тактико-специальные занятия и учения формирования необходимо выводить
полностью укомплектованные личным составом, техникой, приборами,
инструментами, средствами индивидуальной защиты и имуществом.
В конце учебного года по результатам тактико-специальных учений, а также
степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом
выставляется оценка.
Подготовка рабочих и служащих. При их подготовке каждому обучаемому
дается определенный объем знаний и практических навыков в эффективном
использовании всех средств и способов защиты от оружия массового поражения и
других средств нападения противника.
Обучение осуществляется по программе, предусматривающей привитие твердых и
уверенных практических навыков в использовании основных средств и способов
защиты, действий в очагах поражения и зонах заражения, а также оказания
само- и взаимопомощи при поражениях. Занятия в основном проводятся
практически.
Важным элементом обучения, способствующим решению этой задачи, является
выполнение специальных нормативов при отработке тем программы. Выполнение и
сдача нормативов является одной из форм практического обучения способам
защиты от воздействия оружия массового поражения. Нормативы наиболее полно
охватывают комплекс практических мероприятий по защите населения от оружия
массового поражения. Они способствуют выработке твердых навыков в
использовании средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой
медицинской помощи пораженным и при проведении спасательных и неотложных
аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах заражения.
Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на практические
занятия, тренировки, выполнение зачетных требований. Умение выполнять
нормативы дает возможность установить единый подход в определении степени
готовности обучаемых к защите от воздействия оружия массового поражения и
других средств нападения противника.
Для проведения занятий на каждом объекте по цехам, отделам к другим
подразделениям создаются учебные группы численностью до 30 человек, в
которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в
формированиях. Руководители занятий подбираются из числа начальников служб,
командиров формирований, главных специалистов, начальников цехов, мастеров,
инженерно-технического состава и других подготовленных лиц, назначенных
приказом начальника гражданской обороны объекта.
Руководители учебных групп ежегодно обучаются на курсах гражданской обороны
или на своем объекте. Для занятий по медицинским темам привлекаются
медицинские работники.
Итоги изучения программы рабочими и служащими ежегодно объявляются приказом
начальника гражданской обороны объекта.
Подготовка населения. Данная категория населения изучает способы защиты
от оружия мастного поражения и других средств нападения противника. Основное
внимание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам
оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты,
оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового
поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил
поведения при стихийных бедствиях.
Обучение организуется по месту жительства штабом гражданской обороны объекта,
которому принадлежит жилой сектор. Занятия проводят в учебных группах по
10—12 человек по расписанию, которое составляют на учебный год.
Руководителей учебных групп назначают приказом начальника гражданской
обороны объекта. Занятия по медицинским темам проводят врачи, фельдшера,
медсестры, студенты старших курсов медицинских вузов. Кроме этого, население
самостоятельно изучает памятку «Это должен знать и уметь каждый».
Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории несут
начальники ГО объектов.
4. Учения по гражданской обороне.
Учения являются высшей и активной формой подготовки руководящего состава,
формирований и населения к выполнению задач гражданской обороны. На учениях
вырабатываются необходимые практические навыки, четкие и слаженные действия
личного состава формирований, совершенствуются и изыскиваются наиболее
целесообразные приемы использования техники, приборов, различных агрегатов и
инструментов, отрабатываются управление, связь, оповещение.
Учения по ГО, проводимые в соответствии с современными требованиями, дают
возможность обучать формирования, рабочих, служащих и население, не занятое
в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях применения
противником оружия массового поражения и других средств нападения,
воспитывать в людях высокие морально-политические и психологические
качества.
В зависимости от целей, задач, метода проведения и состава участников на
объектах организуются и проводятся:
Тактико-специальные учения гражданской обороны;
Командно-штабные учения гражданской обороны;
Объектовые
тренировки по гражданской обороне;
Комплексные
учения гражданской обороны.
Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее
эффективная форма всесторонней подготовки формирований к выполнению стоящих
перед ними задач.
На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-
начальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации
последствий применения противником оружия массового поражения и других
средств нападения, а также при организации и проведении мероприятий по
защите населения и производства.
Формирования на тактико-специальных учениях используют учебно-материальную
базу своего объекта: коммунально-энергетические сети, защитные сооружения,
различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок
района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними
задачи в условиях конкретной тактической обстановки при тесном
взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).
Со спасательными формированиями тактико-специальные учения проводятся, как
правило, совместно с формированиями служб гражданской обороны,
самостоятельно или в ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем
учения с формированием общего назначения является соответствующий
начальник гражданской обороны, начальник штаба или командир этого
формирования, а с формированием служб - соответствующий начальник службы,
которому непосредственно подчинено формирование.
Подготовка учения. Подготовку к учению необходимо проводить
заблаговременно и всесторонне. Она осуществляется в соответствии с
календарным планом.
На основании указаний руководителя учения разрабатываются: план проведения
учения, организационные указания, частные планы заместителей, помощников
руководителя учения, план политической работы, планы обеспечения учения
(материально-технического, связи, имитации, комендантской службы и др.),
инструкция по мерам безопасности на учении.
Основной учебно-методический документ тактико-специального учения - план
проведения учения, в котором отражаются ход учения и последовательность
отработки учебных вопросов по этапам. Этот документ включает в себя:
Тему, учебные цели для каждой категории обучаемых;
Время проведения учения; состав привлекаемых к учению формирований;
Количество техники и нормы расхода моторесурсов и имитационных средств;
Этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы;
Тактическую обстановку, группировку сил, место нахождения пунктов
управления, обстановку на объекте после применения противником оружия
массового поражения;
Решения соответствующих
начальников ГО и задачи подчиненным.
Проведение учения. Учение может начинаться непосредственно на месте
постоянного расположения формирований или внезапно по тревоге. В начале
необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и проверить их
готовность к действию. Командирам формирований руководитель учения вручает
тактическое задание или вводные и предоставляет необходимое время для
уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач
подчиненным и организации их действия. Руководитель учения заслушивает и
утверждает решения командиров формирований на предстоящие действия, а в случае
необходимости путем дополнительных вопросов добивается более глубокой оценки
ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений, обращая особое
внимание на своевременную организацию спасательных работ в соответствии со
сложившейся обстановкой и на эффективное использование техники. Дальнейший
порядок проведения учения руководитель определяет с учетом оценки решений
обучаемых им командиров и разработанного плана учения. Руководитель учения
лично и через своих помощников наращивает в ходе учения обстановку,
предусматривая выход из строя людей и техники, изменение радиационной,
химической, бактериологической (биологической) обстановки на объекте. В
соответствии с обстановкой руководитель учения добивается от командиров
принятия наиболее целесообразных решений, распоряжений, постановки подчиненным
задач и соответствующих действий последних. Рядовой состав формирований
выполняет практически задачи на технике, приборах и других механизмах по своей
специальности. Учение рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага
поражения и проведением полной специальной обработки. В заключение
руководитель проводит разбор учения.
Командно-штабное учение гражданской обороны является одной из основных форм
совместной подготовки начальников штабов, начальников служб гражданской
обороны, другого руководящего и командно-начальствующего состава объектов к
выполнению своих функциональных обязанностей. На нем отрабатываются все
основные вопросы организации и ведения гражданской обороны, а также
проверяется реальность разработанных планов гражданской обороны.
Основные цели командно-штабного учения:
1. Повышение теоретических знаний и практических навыков руководящего
и командно-начальствующего состава в выполнении мероприятий гражданской
обороны объекта;
2. Отработка взаимодействия между службами, формированиями и соседями;
3. Уточнение и отработка вопросов управления гражданской обороной
объекта и всестороннего обеспечения мероприятий;
4. Привитие обучаемым необходимых практических навыков в организации и
ведении гражданской обороны объекта.
Командно-штабное учение проводится на фоне конкретной тактической
обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой
предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед командно-
штабным учением рекомендуется проводить штабные тренировки. Количество их и
время проведения определяет начальник гражданской обороны объекта, исходя
из целей предстоящего учения и уровня подготовки руководящего состава и
органов управления. На учение могут привлекаться разведывательные
формирования, формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные
дружины (посты), а на отдельных этапах учения и другие формирования, в том
числе и спасательные. Руководителем командно-штабного учения является
начальник гражданской обороны объекта.
Объектовые тренировки по гражданской обороне. Объектовые тренировки по
гражданской обороне - наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и
учебных заведений к действиям в условиях возможного применения противником
оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках
отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким расчетом,
чтобы за 2-3 - летний цикл отработать весь комплекс мероприятий,
предусмотренных планом ГО объекта. Проверяется реальность этих мероприятий.
К участию в объективной тренировке привлекаются: руководящий состав,
формирования, рабочие и служащие, студенты, учащиеся и население
ведомственного жилого фонда и незанятое в производстве и сфере
обслуживания.
Главная задача объектовых тренировок - отработка основных, наиболее
эффективных приемов и способов защиты людей от оружия массового поражения и
других средств нападения противника, а также мероприятий, повышающих
устойчивость работы объектов в военное время.
Подготовка объектовой тренировки осуществляется лично начальником
гражданской обороны объекта с учетом характера производственной деятельности
объекта и организации гражданской обороны. Для более организованной и
целенаправленной подготовки объектовой тренировки разрабатываются и
издаются:
Приказ начальника гражданской обороны объекта, который доводится
до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до начала тренировки;
План проведения тренировки (может дополняться графиком);
Частные планы помощников руководителя тренировки, план политической
работы.
Основной учебно-методический документ — план проведения тренировки, который
состоит из текстуальной части, где указывается тема, время проведения
объектовой тренировки, состав участников, учебные цели и учебные вопросы
для каждой категории обучаемых, место отработки практических мероприятий, их
материальное обеспечение и порядок организации и проведения имитации. План
проведения объектовой тренировки утверждается руководителем тренировки и
доводится до исполнителей не менее чем за месяц до ее начала. Кроме плана
разрабатывается график, в котором указывается состав привлекаемых
участников, мероприятия и время отработки каждого из них. График утверждается
начальником гражданской обороны объекта народного хозяйства и доводится до
исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. Начальники основных
производственных подразделений, помощники руководителя тренировки,
посредники разрабатывают частные планы. Частные планы утверждает
руководитель тренировки.
Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами
формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которого
уточнить порядок проведения тренировки. Объектовая тренировка проводится на
территории объекта народного хозяйства с максимальным использованием
материальной базы. Производственная деятельность объекта не прекращается;
тренировка проводится в удобное для объекта время, что позволяет сократить
до минимума потери рабочего времени. Формирования привлекаются для
выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены планом.
В ходе тренировок отрабатываются:
Организация защиты рабочих и служащих при внезапном нападении
противника;
Практическое осуществление мероприятий,
проводимых при угрозе нападения противника;
Мероприятия
по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и
катастроф.
Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от содержания
плана гражданской обороны объекта. По решению начальника гражданской обороны
объекта отдельные наиболее важные мероприятия могут отрабатываться в ходе
всех тренировок, Оценка качества проведенной объектовой тренировки
осуществляется в соответствии с положением «Критериев оценки тренировок
гражданской обороны на объектах народного хозяйства».
По окончании тренировки начальник гражданской обороны объекта проводит
разбор, в котором анализируются действия обучаемых, указываются недостатки,
определяются пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам
проведенной тренировки вносятся изменения в план гражданской обороны
объекта.
О результатах тренировки не позднее чем через 10 суток со времени ее
проведения докладывается в штаб гражданской обороны района (города) и в
министерство (ведомство) по подчиненности.
Комплексные учения гражданской обороны завершают установленный цикл
подготовки объекта и являются одной из важнейших форм подготовки объекта в
целом.
Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения действуют
одновременно в единой тактической обстановке и решают весь комплекс задач,
предусмотренных планом гражданской обороны объекта, на его материально-
производственной базе, без остановки производственной деятельности. На
учении обычно проверяются: реальность плана гражданской обороны объекта;
степень готовности объекта к осуществлению мероприятий гражданской обороны и
проведению работ по ликвидации последствий применения противником оружия
массового поражения и других средств нападения, а также последствий
стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф; устойчивость работы объекта
в военное время. Такое учение дает возможность отработать весь комплекс
мероприятий с учетом производственной деятельности объекта в военное время.
Руководителем учения, как правило, является начальник гражданской обороны
объекта, а некоторых учений - старшие начальники. Это дает возможность
улучшить методику проведения учений, а также оценить состояние гражданской
обороны объекта. На учение привлекается весь руководящий и командно-
начальствующий состав, формирования, рабочие и служащие, не входящие в
формирования. Формирования привлекаются к действиям на определенных этапах
и выполняют свои специфические задачи, а руководящий и командно-
начальствующий состав действует на учении от начала до конца.
На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, характерная
для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых и
обоснованных решений, умелых и решительных действий. В ходе учения
руководящий и командно-начальствующий состав обучается четкой организации в
управлении формированиями в условиях сильных разрушений, радиоактивного,
химического, бактериологического (биологического) заражения и массовых
пожаров. На учении необходимо решительно пресекать пассивность и
медлительность в действиях обучаемых, а также не допускать упрощений в
создаваемой обстановке.
Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении, как
правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соответствии с
планом учения для выполнения определенных задач.
Основные должностные лица на комплексном учении. Для подготовки и
проведения комплексного учения назначаются:
Руководитель учения;
Заместители и
помощники руководителя учения, посредники, а также штаб руководства.
В тех случаях, когда руководителем учения является начальник гражданской
обороны объекта, функции штаба руководства выполняет штаб гражданской обороны
объекта. Штаб руководства при организации и проведении комплексного учения
организует подготовку всех лиц, привлекаемых на учение; проверяет их
готовность, в том числе меры безопасности; разрабатывает необходимые учебно-
методические документы; подготавливает учебную и производственно-
техническую базу. Помимо этих, общих для всех руководящих лиц обязанностей,
каждый выполняет свои обязанности, связанные с его должностью на учении.
Подготовка учения. От уровня подготовки комплексного учения во многом
зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с учетом плана
гражданской обороны объекта, его организационно-штатной структуры,
материально-производственной базы, специфики производства, территориального
размещения, состояния гражданской обороны и других факторов.
Для подготовки учения разрабатывается календарный план. Руководителю учения
необходимо определить: тему учения, учебные цели, этапы и учебные вопросы,
уточнить количество командно - начальствующего состава, формирований,
рабочих, служащих и других категорий населения, привлекаемых на учение,
выработать основные положения плана учения, провести рекогносцировку района
учения, определить порядок материально-технического обеспечения.
Руководитель учения лично готовит своих заместителей, помощников,
посредников и штаб руководства. Он несет ответственность за организацию,
подготовку и проведение учения.
Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредственно на
объекте методом групповых упражнений и решением летучек.
Для проведения учения на основании указаний руководителя разрабатываются:
План проведения учения;
Организационные
указания;
Частные планы заместителей и помощников
руководителя учения;
План политической работы;
Планы обеспечения учения (материально-технического, связи, имитации,
комендантской службы и другие);
Инструкция по мерам
безопасности на учении.
План проведения учения - основной документ. В нем определяются тема,
учебные цели, этапы учения, последовательность отработки учебных вопросов по
этапам, время проведения и другие вопросы. План и организационные указания
разрабатываются штабом руководства текстуально, с приложением карт, схем и
утверждаются руководителем учения не позже чем за две недели до его начала.
Заместители и помощники руководителя разрабатывают текстуально или
графически частные планы, в которых указывают учебные цели для
соответствующего формирования (категории обучаемых), обстановку и
содержание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения.
Частные планы утверждаются руководителем учения.
План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации
текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации,
сигналы управления, силы и средства, выделяемые для выполнения имитационных
работ, а также меры по охране мест имитации и обеспечению безопасности. План
имитации утверждается руководителем учения.
Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать
с вручения распоряжения начальника гражданской обороны района начальнику
гражданской обороны объекта о приведении гражданской обороны в готовность.
Введение угрозы нападения противника дает возможность постепенно наращивать
обстановку и более детально проверить реальность плана гражданской обороны
объекта. В этом случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане
гражданской обороны на период угрозы нападения противника, и уточняются этапы
учения, количество и содержание которых зависят от темы, учебных целей и
масштабов учения, а также отведенного на него времени.
Первый этап включает в себя мероприятия гражданской обороны, выполняемые во
время угрозы нападения противника: оповещение и сбор руководящего, командно-
начальствующего состава и формирований, развертывание пунктов управления,
приведение и готовность защитных сооружении, выдача и подготовка средств
индивидуальной защиты, изготовление противопылевых тканевых масок и ватно-
марлевых повязок, организация и повышение устойчивости работы объекта, а
также другие мероприятия, предусмотренные реальным планом гражданской обороны
объекта.
На следующих этапах отрабатываются мероприятия по рассредоточению,
эвакуации и ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных
работ.
После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практические
действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения заканчиваются.
Руководитель дает указания о месте и времени сбора формирований, о
дальнейших действиях остальных участников учения, проверке наличия техники,
приведении в порядок района учения, месте и времени проведения разбора.
После выполнения этих указаний и соответствующих докладов заместителей,
помощников и начальника штаба руководства руководитель учения объявляет
отбой учения.
Разбор учения необходимо готовить тщательно и всесторонне. Разбор -
заключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ действий
обучаемых, подводят итоги учения и определяют, в какой степени достигнуты
поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с руководящим и
командно-начальствующим составом, а затем со всеми участниками. Руководитель
учения дает оценку действиям обучаемых и ставит задачи по устранению
выявленных недостатков.
После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные
разборы с отдельными категориями обучаемых, а также со службами и
формированиями.
О результатах проведенного комплексного учения представляется доклад в штаб
гражданской обороны района. На основании учения разрабатывается план
практических мероприятий по устранению выявленных недостатков на объекте.
При необходимости вносятся соответствующие изменения в план гражданской
обороны объекта.
5. Заключение.
Современный многополярный мир не предполагает, как в прошлом веке, открытого
военного противостояния между двумя сверхдержавами и даже целыми военно-
политическими блоками. Исчезла идеология взаимной ненависти на
государственном уровне, результатом которой вполне могла быть 3-я и последняя
мировая война с максимально широким применением ядерного, химического и
других видов оружия массового поражения, бесчисленными жертвами, как среди
военнослужащих, так и среди гражданского населения подавляющего большинства
стран мира.
Значит ли это, что обучение граждан и подготовка специалистов в сфере
гражданской обороны более перестали быть актуальны? В новом, ХХI веке на
смену государственно-политической вражде пришла новая опасность –
международный терроризм. Взрывы жилых многоэтажных домов в России,
уничтожение зданий Всемирного торгового центра и других объектов в США, а
также другие масштабные террористические акты последних лет свидетельствуют,
что международные террористы не останавливаются ни перед чем. Совершенно
логично предположить, что если в их руки попадет оружие массового поражения
или же они смогут разрушить или даже просто нарушить работу промышленных
объектов повышенной опасности, таких как АЭС, ГЭС, химических предприятий и
т.п., то террористы без тени сомнений воспользуются этим шансом. Эта мысль
подтверждается последними публичными заявлениями известных всему миру
террористических лидеров.
Исходя из вышеизложенного становится ясно, что необходимость подготовки
населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций не утратила
своей актуальности и сегодня. Таким образом, налаженная система гражданской
обороны является необходимым элементом безопасности нашего общества.
6. Список литературы.
1.
Анофриков В.Е., Бобок С.А., Дудко М.Н., Елистраток Г.Д. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 1999.
2.
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности // Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.
3.
Алтунин М. Гражданская оборона // Учебное пособие. – М: 1985.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.