|
Радиационная защита предприятия. Обеспечение устойчивой работы предприятия в условиях радиоактивного зараженияуделяется много внимания, так как в результате проведенных исследований выяснилось, что в большинстве случаев содержание радона в воздухе в помещениях и в водопроводной воде превышает ПДК. Так, наибольшая концентрация радона и продуктов его распада, зафиксированная в нашей стране, соответствует дозе облучения 3000-4000 бэр в год, что превышает ПДК на два-три порядка. Полученная в последние десятилетия информация показывает, что в Российской федерации радон широко распространен также в приземном слое атмосферы, подпочвенном воздухе и подземных водах. В России проблема радона еще слабо изучена, но достоверно известно, что в некоторых регионах его концентрация особенно высока. К их числу относятся так называемое радоновое «пятно», охватывающее Онежское, Ладожское озера и Финский залив, широкая зона, простирающаяся от Среднего Урала к западу, южная часть Западного Приуралья, Полярный Урал, Енисейский кряж, Западное Прибайкалье, Амурская область, север Хабаровского края, Полуостров Чукотка.[1] Источники радиации, созданные человеком (техногенные) Искусственные источники радиационного облучения существенно отличаются от естественных не только происхождением. Во-первых, сильно различаются индивидуальные дозы, полученные разными людьми от искусственных радионуклидов. В большинстве случаев эти дозы невелики, но иногда облучение за счет техногенных источников гораздо более интенсивно, чем за счет естественных. Во-вторых, для техногенных источников упомянутая вариабельность выражена гораздо сильнее, чем для естественных. Наконец, загрязнение от искусственных источников радиационного излучения (кроме радиоактивных осадков в результате ядерных взрывов) легче контролировать, чем природно обусловленное загрязнение. Энергия атома используется человеком в различных целях: в медицине, для производства энергии и обнаружения пожаров, для изготовления светящихся циферблатов часов, для поиска полезных ископаемых и, наконец, для создания атомного оружия. Следующий источник облучения, созданный руками человека – радиоактивные осадки, выпавшие в результате испытания ядерного оружия в атмосфере, и, несмотря на то, что основная часть взрывов была произведена еще в 1950-60е годы, их последствия мы испытываем на себе и сейчас. В результате взрыва часть радиоактивных веществ выпадает неподалеку от полигона, часть задерживается в тропосфере и затем в течение месяца перемещается ветром на большие расстояния, постепенно оседая на землю, при этом оставаясь примерно на одной и той же широте. Однако большая доля радиоактивного материала выбрасывается в стратосферу и остается там более продолжительное время, также рассеиваясь по земной поверхности. Радиоактивные осадки содержат большое количество различных радионуклидов, но из них наибольшую роль играют цирконий-95, цезий-137, стронций-90 и углерод-14, периоды полураспада которых составляют соответственно 64 суток, 30 лет (цезий и стронций) и 5730 лет. По данным НКДАР, ожидаемая суммарная коллективная эффективная эквивалентная доза от всех ядерных взрывов, произведенных к 1985 году, составляла 30 000 000 чел-Зв. К 1980 году население Земли получило лишь 12% этой дозы, а остальную часть получает до сих пор и будет получать еще миллионы лет. Один из наиболее обсуждаемых сегодня источников радиационного излучения является атомная энергетика. На самом деле, при нормальной работе ядерных установок ущерб от них незначительный. Дело в том, что процесс производства энергии из ядерного топлива сложен и проходит в несколько стадий. На каждом этапе происходит выделение в окружающую среду радиоактивных веществ, причем их объем может сильно варьироваться в зависимости от конструкции реактора и других условий. Кроме того, серьезной проблемой является захоронение радиоактивных отходов, которые еще на протяжении тысяч и миллионов лет будут продолжать служить источником загрязнения. Дозы облучения различаются в зависимости от времени и расстояния. Чем дальше от станции живет человек, тем меньшую дозу он получает. Из продуктов деятельности АЭС наибольшую опасность представляет тритий. Благодаря своей способности хорошо растворяться в воде и интенсивно испаряться тритий накапливается в использованной в процессе производства энергии воде и затем поступает в водоем-охладитель, а соответственно в близлежащие бессточные водоемы, подземные воды, приземной слой атмосферы. Период его полураспада равен 3,82 суток. Распад его сопровождается альфа- излучением. Повышенные концентрации этого радиоизотопа зафиксированы в природных средах многих АЭС. Проникающая радиация ядерного взрыва представляет собой совместное (- излучение и нейтронное излучение. (-излучение и нейтронное излучение различны по своим физическим свойствам, а общим для них является то, что они могут распространяться в воздухе во все стороны на расстояния до 2,5—3 км. Проходя через биологическую ткань, (-кванты и нейтроны ионизируют атомы и молекулы, входящие в состав живых клеток, в результате чего нарушается нормальный обмен веществ и изменяется характер жизнедеятельности клеток, отдельных органов и систем организма, что приводит к возникновению специфического заболевания — лучевой болезни. 1-3. Параметры радиоактивного заражения и единицы их измерения. Нейтроны проникающей радиации могут быть мгновенными, испускаемыми в ходе протекания ядерных реакций взрыва, и «запаздывающими», образующимися в процессе распада осколков деления в течение первых 2—3 с после взрыва. Время действия проникающей радиации при взрыве зарядов деления и комбинированных зарядов не превышает нескольких секунд. При взрыве зарядов деления и комбинированных зарядов время действия проникающей радиации определяется временем подъема облака взрыва на такую высоту, при которой излучение поглощается толщей воздуха и практически не достигает поверхности земли. Поражающее действие проникающей радиации характеризуется величиной дозы излучения, т. е. количеством энергии радиоактивных излучений, поглощенной единицей массы облучаемой среды. Различают дозу излучения в воздухе (экспозиционную дозу) и поглощенную дозу. Экспозиционная доза ранее измерялась внесистемными единицами — рентгенами Р. Один рентген — это такая доза рентгеновского или (-излучения, которая создает в 1 см3 воздуха 2,1 • 109 пар ионов. В новой системе единиц СИ экспозиционная доза измеряется в кулонах на килограмм (1Р = 2,58• 10-4 Кл/кг). Экспозиционная доза в рентгенах достаточно надежно характеризует потенциальную опасность воздействия ионизирующей радиации при общем и равномерном облучении тела человека. Поглощенную дозу измеряли в радах (1 рад = 0,01 Дж/кг=100 Эрг/г поглощенной энергии в ткани). Новая единица поглощенной дозы в системе СИ — грэй (1 Гр = 1 Дж/кг=100 рад). Поглощенная доза более точно определяет воздействие ионизирующих излучений на биологические ткани организма, имеющие различные атомный состав и плотность. Для (-излучения используется единица измерения «рентген.» и биологический эквивалент рентгена -«бэр»—для дозы нейтронов. Один бэр — это такая доза нейтронов, биологическое воздействие которой эквивалентно воздействию одного рентгена (-излучения. Поэтому при оценке общего эффекта воздействия проникающей радиации рентгены и биологический эквивалент рентгена можно суммировать: где Д0сум— суммарная доза проникающей радиации, бэр; Д0(—доза (- излучения, Р; Д°п— доза нейтронов, бэр (ноль у символов доз показывает, что они определяются перед защитной преградой). Доза проникающей радиации зависит от типа ядерного заряда, мощности и вида взрыва, а также от расстояния до центра взрыва. Проникающая радиация является одним из основных поражающих факторов при взрывах нейтронных боеприпасов и боеприпасов деления сверхмалой и малой мощности. Для взрывов большей мощности радиус поражения проникающей радиацией значительно меньше радиусов поражения ударной волной и световым излучением. Особо важное значение проникающая радиация приобретает в случае взрывов нейтронных боеприпасов, когда основная доля дозы излучения образуется быстрыми нейтронами. 1-4. Формы, степени тяжести и предразвития лучевой болезни у людей в зависимости от степени облучения. Поражающее воздействие проникающей радиации Поражающее воздействие проникающей радиации на личный состав и на состояние его боеспособности зависит от величины дозы излучения и времени, прошедшего после взрыва. В зависимости от дозы излучения различают четыре степени лучевой болезни: первую (легкую), вторую (среднюю), третью (тяжелую) и четвертую (крайне тяжелую). Лучевая болезнь I степени возникает при суммарной дозе излучения 150—250 Р. Скрытый период продолжается две-три недели, после чего появляются недомогание, общая слабость, тошнота, головокружение, периодическое повышение температуры. В крови уменьшается содержание белых кровяных шариков. Лучевая болезнь I степени излечима. Лучевая болезнь II степени возникает при суммарной дозе излучения 250—400 Р. Скрытый период длится около недели. Признаки заболевания выражены более ярко. При активном лечении наступает выздоровление через 1,5—2 мес. Лучевая болезнь III степени наступает при дозе 400— 700 Р. Скрытый период составляет несколько часов. Болезнь протекает интенсивно и тяжело. В случае благоприятного исхода выздоровление может наступить через 6—8 мес. Лучевая болезнь IV степени наступает при дозе свыше 700 Р, которая является наиболее опасной. При дозах, превышающих 5000 Р, личный состав утрачивает боеспособность через несколько минут. Тяжесть поражения, в известной мере, зависит от состояния организма до облучения и его индивидуальных особенностей. Сильное переутомление, голодание, болезнь, травмы, ожоги повышают чувствительность организма к воздействию проникающей радиации. Сначала человек теряет физическую работоспособность, а затем — умственную. 1-5. Содержание закона о радиационной безопасности населения. C 1994 года в РФ действует закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. В главе III ст.14. этого закона определяются обязанности руководящего состава предприятия перед возникновением ЧС, в ходе развития ЧС и при восстановительных и спасательных работах. ст.18.IV-й главы определяет права в условиях ЧС Ст. 19 IV-й главы определяет обязанности по действию в ЧС. Основные законы, нормативно-правовые и организационные документы по функционированию системы гражданской обороны, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (ГОЧС) 10 января 1994 года образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Важнейшей целью формирования и реализации государственной политики в области защиты населения и территорий РФ от ЧС мирного и военного времени в последние годы стало обеспечение нормативно- правовой базы МЧС России, основу которой составляют : закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (от 21.12.1994), Постановление Правительства РФ и Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС" (РСЧС), закон "О Гражданской обороне" (от 21.02.1998) и др. Рассмотрим назначение и содержание этих документов. Федеральный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" Он определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ (все земельное, водное, воздушное пространство, объекты производственного и социального назначения, окружающая природная среда ) от ЧС. При этом на органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций возложен ряд обязанностей по подготовке и координации деятельности органов управления, сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и т.п. Целями данного федерального закона являются: - предупреждение возникновения и развития ЧС; - снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; - ликвидация ЧС. Закон состоит из восьми глав и устанавливает : - задачи РСЧС, гласность и информацию о ЧС, принципы функционирования МЧС РФ, подготовку населения, порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий, а также государственную экспертизу, надзор и контроль в области защиты населения. Закон определяет также полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, их обязанности, права и обязанности организаций, населения в области зашиты их от ЧС. 1) Основные обязанности организаций : - планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников, а также по повышению устойчивости функционирования организаций в ЧС; - обеспечение и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) на объектах при ЧС. 2) Основные права граждан : - защита жизни, имущества в случае возникновения ЧС; - возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу вследствие ЧС; - медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание, работу в зонах ЧС. 3) Основные обязанности граждан: - соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС; - изучение основных способов защиты, приемов оказания первой медицинской помощи, правил использования средств индивидуальной зашиты (СИЗ), оказание содействия в проведении АС и ДНР. Таким образом, указанный федеральный закон призван способствовать улучшению работы по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий и снижению материального ущерба, обучению населения и в подготовке сил и средств к действиям в ЧС. Согласно этому закону центр ответственности за выполнение указанных мероприятий по существу перемещается на места. Успех дела в немалой степени теперь зависит от деятельности законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. На базе этого закона субъекты РФ отрабатывают свои законы, отражающие особенности их территорий, экономики и др., например, закон "О защите населения и территорий Нижегородской области от ЧС природного и техногенного характера"(от 14.01.1996 г.), который определяет организационно-правовые нормы защиты населения и территорий Нижегородской области. Закон по содержанию аналогичен федеральному закону, но конкретизирует полномочия органов исполнительской власти, права, обязанности организаций и населения, а также порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС в Нижегородской области. Этот закон дополнительно устанавливает административную и уголовную ответственность должностных лиц, граждан, организаций и т.п. в области защиты населения и территорий от ЧС. Федеральный закон РФ "О гражданской обороне" Закон определяет задачи в области гражданской обороны (ГО) и правовые нормы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от правовых норм и форм собственности, а также определяет состав сил и средств ГО. Данный закон состоит из 6 глав: общие понятия; полномочия органов государственной власти РФ в области ГО, руководство ГО; полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО; силы ГО и заключительные положения. Основными задачами в области ГО при ведении боевых действий или вследствие этих действий являются: - обучение населения способам защиты, оповещения и эвакуации от опасностей; - проведение АС и ДНР в случае возникновения опасностей для населения; - разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивой работы экономики и выживания населения в военное время; - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО; - обнаружение и обозначение районов, подвергнувшихся радиоактивному, химическому, бактериологическому или иному заражению; - первоочередное обеспечение населения жильем и т.п., а также его медицинское обслуживание. В законе устанавливаются порядок финансирования мероприятий по ГО, а также ответственность за нарушение законодательства РФ. Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)" Постановлением Правительства РФ (№ 1113 от 5.11.1995) образована РСЧС и утверждено "Положение о РСЧС". Это "Положение ..." определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных структур, а также регулирует основные вопросы функционирования РСЧС. Обеспечение работы и дальнейшего развития РСЧС является одной из основных функций МЧС РФ. Федеральным законом "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" и данным "Положением" определяются основные задачи РСЧС : - разработка и реализация правовых, экономических норм, а также осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и связанных с решением основных задач МЧС РФ; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание финансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения от ЧС. Следует сказать, что такая экспертиза РСЧС является гарантией безопасности населения и территорий от ЧС. Такая экспертиза представляет собой процесс проверки соответствия проектов объектов экономики (ОЭ), которые могут быть источниками ЧС, установленным нормам, стандартам и правилам. Кроме того, введена система декларирования безопасности объектов экономики, которая стала эффективной формой государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности ОЭ, населения и территорий от ЧС. Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС Подготовка и обучение населения в области защиты от ЧС обязательна для всех граждан РФ и организуется в соответствии постановлением Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС"(№738, 1995г.) и "Организационными указаниями". Они определяют общие для РФ организационно- правовые нормы создания новой государственной системы подготовки населения, задачи, формы и методы его обучения. "Организационные указания" издаются, как правило, ежегодно или на 5 лет и дают анализ недостатков подготовки населения, ставят задачи и устанавливают организацию обучения населения и совершенствования учебно-материальной базы по ГОЧС на следующий год. Подготовка населения к действиям в ЧС является одной из важнейших задач МЧС РФ и РСЧС. Согласно действующим нормативным документам обучение населения организуется по месту работы, учебы и жительства в соответствии с учебными программами. Постановлением Правительства РФ утверждено "Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны"(№ 841, 2000г.). Согласно ему основными задачами обучения являются: - изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты; - совершенствование навыков организации и проведения мероприятий по ГО; - выработка умения и навыков проведения АС и ДНР; - овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий. Обучение по вопросам ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Главная задача в области подготовки населения к защите от ЧС является дальнейшее совершенствование системы защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени на основе консолидации усилий федерального центра и субъектов РФ по развитию сил и средств, осуществляющих мониторинг, прогнозирование и своевременное проведение мероприятий, предупреждающих либо смягчающих ЧС, а также ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивого управления. Часть II. 2-1. Определение работоспособности предприятия в условиях возможного радиоактивного заражения. Последствия радиационной аварии (РА) обусловлены их поражающими факторами - местности (в основном [pic]-, [pic]- излучениями) и воздействием излучений на людей. Воздействие проникающей радиации ЯВ на ОЭ проявляется главным образом через ее действия на людей, конструкционные материалы и приборы, которые чувствительны к радиации. Поражающее же действие РЗ связано с заражением (загрязнением) местности, акватории и также с облучением людей. В практической дозиметрии в качестве основных параметров, характеризующих степень опасности поражения людей излучением и РЗ местности по [pic]- излучению, приняты соответственно доза излучения (табл. 20) и уровень радиации /10/. Устойчивость работы ОЭ в ЧС мирного и военного времени зависит в первую очередь от надежной защиты его рабочих и служащих. Поэтому оценивая устойчивость функционирования какого либо ОЭ к воздействию указанных поражающих факторов, необходимо оценить воздействие ионизирующих излучений на рабочих и служащих, занятых в производстве, а также воздействие на радиоэлектронную аппаратуру и материалы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |