|
Профилактика детского травматизма в школеp align="left">Нередкая причина травм -- нарушение санитарно-гигиенических норм учебного процесса в школе. Поэтому медицинские работники обязаны осуществлять систематический контроль за состоянием всех школьных помещений, их освещенностью, состоянием школьного участка, организацией школьных перемен, уроков физкультуры и т. д. Естественно, что к этой сложной работе медики должны привлекать весь педагогический и технический персонал школ.В планах работы школ должны быть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами 2.5 Пропаганда безопасных методов обучения Цель пропаганды требований охраны труда - внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда. Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя. Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ и профессиям. Главными организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда. Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки, обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся. ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 3.1 Программа изучения форм и методов предупреждения детского травматизма в школе Цель исследования: изучить формы и методы профилактики детского травматизма в школе Объект исследования: детский травматизм. Предмет исследования: формы и методы профилактики детского травматизма в школе. Задача исследования: - изучение основных форм и методов предупреждения детского травматизма, используемых в образовательных учреждениях. Изучение опыта профилактики детского травматизма проводилось на базе общеобразовательной школы №31 и специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №3 г. Мурманска. В процессе изучения опыта профилактики детского травматизма использовались следующие методы: - изучение и анализ документов; - беседа с инженером по охране труда. Затем был проведен анализ и обобщение опыта профилактики детского травматизма в школе. 3.2 Описание результатов исследования В процессе изучения опыта работы по предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях на примере общеобразовательной школы №31 и специальной коррекционной общеобразовательной школе-интерната №3 г. Мурманска были получены следующие результаты. В специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате №3 введена должность инженера по охране труда, основными обязанностями которого по вопросам предупреждения детского травматизма, являются: - осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам [9]; - проведение инструктажа работников учреждения. Разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности (см. приложение 1). Данное образовательное учреждение имеет свою специфику. Учащиеся сироты проживают в образовательном учреждении. Педагоги и воспитатели проводят воспитательно-профилактические беседы с учащимися по вопросам техники безопасности, правилам дорожного движения. Регулярно проводятся инструктажи учащихся, проведение которых фиксируется в журнале инструктажа обучающихся или в классном журнале. В общеобразовательной школе №31 работа по предупреждению детского травматизма распределена между завучами по воспитательной и учебной части. Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся. В целях профилактики детского травматизма в МОУ СОШ №31 регулярно проводится следующая работа: - беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся; - классные часы с учащимися по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура поведения в школе», «Устав школы - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся прощать» и др.; - инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы; - определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы; - постоянный контроль за выполнением ИОТ №40 «Дежурного учителя» и выполнением должностных обязанностей воспитателями ГПД, ПДО, дежурным администратором; - систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины; - запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины. Так же в учебном заведении создана комиссия по охране труда. Основная задача данной комиссии по проблеме предупреждения детского травматизма заключается в осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам. Выводы 1. Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся. 2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся. 3. Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы. 4. Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам. Рекомендации 1. С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников. 2. Разработать бальную систему оценки поведения на переменах учащихся школы второй ступени. За нарушение дисциплины, техники безопасности учащимися начислять или снимать баллы со всего класса. В конце каждой четверти проводить подведение итогов и награждать класс, среди учащихся которого не были отмечены нарушения техники безопасности. 3. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса. 4. В образовательных учреждениях оборудовать кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности. 5. Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи. ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА 4.1 Программа исследования Цель исследования: выявить влияние инструктажа учащихся на уровень грамотности учащихся в области техники безопасности. Задачи исследования заключаются в определении уровня знаний учащихся по вопросам охраны труда и техники безопасности. В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: уровень знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности у школьников, участвовавших в инструктаже по технике безопасности, выше, чем у школьников, не принимавших участие в данном инструктаже. Исследование проводилось на базе средних школ г. Мурманска №31 и № 3. Испытуемыми выступили 44 учащихся 9 классов, в возрасте 15-16. Из них 22 школьника принимали участие в инструктаже по технике безопасности (учащиеся школы № 31), 22 школьника не участвовали в инструктаже (учащиеся школы № 3). В исследовании использовалась анкета, как основная методика, направленная на выявление уровня знаний учащихся в области техники безопасности. Реализация исследования проходила в срок с 13.05.09 по 15.05.09. 4.2 Описание методик исследования Для исследования уровня грамотности учащихся в определенных областях обеспечения безопасности жизнедеятельности была составлена анкета, состоящая из 15 вопросов, раскрывающих содержание комплекса мероприятий по защите населения, в том числе мероприятий радиационной, химической и медицинской защиты. Варианты ответов были предложены. Испытуемым предлагалась соответствующая инструкция: «Ребята, опасные ситуации, подстерегающие нас ежедневно, требуют знаний, умений навыков, обеспечивающих безопасное существование в современном мире. Вам предлагается принять участие в исследовании, целью которого является определение уровня готовности учащихся к действиям в различных экстремальных ситуациях. Для этого Вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Тестирование проводится анонимно. После сдачи работ будут зачитаны правильные ответы, и вы сами сможете оценить свои знания». В процессе обработки полученных данных за правильный ответ начислялся 1 бал. В 10-11-ом вопросах правильных ответов было несколько, поэтому 1 бал начислялся, если в 10 вопросе было отмечено 2 правильных ответа, а в 11 - 3. В случае выбора 2 правильных и 1 неправильного действия по 10 вопросу бал не начислялся.. Вопросы анкеты были условно разделены на следующие группы: вопросы № 2, 3, 6, 8, 9 относятся к группе мероприятий по химической защите населения, № 1, 4, 5, 7, 12 - к группе мероприятий по радиационной защите населения, № 10,11 - к мероприятиям медицинской защиты. 4.3 Описание результатов исследования Условно обозначим: первая группа испытуемых - школьников не принимавшие участие в слетах - соревнованиях «Юный спасатель»; школьники, участвовавшие в слетах - соревнованиях - вторая группа. В процессе обработки полученных данных вычислялся процент испытуемых, давших правильные ответы на предложенные вопросы, в каждой группе. Затем были просчитаны проценты правильных ответов по выделенным факторам в каждой группе. В результате проведенного исследования были получены следующие данные. Рассмотрим результаты по каждому вопросу анкеты отдельно. На 1-ый вопрос (Как действовать по сигналу «Внимание всем!»?) правильно ответили 55% испытуемых первой группы и 75 % испытуемых второй группы. На 2-ой вопрос (При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1-м этаже 9-этажного дома. Как вы поступите?) правильно ответили 63% и 100% испытуемых первой и второй группы соответственно. Процент школьников ответивших правильно на 3-ий вопрос (Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными?) во второй группе выше, чем в первой (100% и 86% соответственно). Доля испытуемых ответивших правильно на 4-ый вопрос (Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары?) значительно выше во второй группе, чем в первой (100% и 32% соответственно). На 5-ый вопрос (Что такое дезактивация?) правильно ответили 50% испытуемых первой группы и 94 % испытуемых второй группы. Процент школьников ответивших правильно на 6-ой вопрос (При аварии с утечкой аммиака в качестве средств индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором ее следует смочить?) во второй группе выше, чем в первой (81% и 18% соответственно). На 7-ой вопрос (Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?) правильно ответили 68% испытуемых первой группы и 100 % испытуемых второй группы. Доля испытуемых ответивших правильно на 8-ый вопрос (От чего зависит продолжительность химического заражения?) выше во второй группе, чем в первой (88% и 45% соответственно). Доля испытуемых ответивших правильно на 9-ый вопрос (При аварии на химически опасном объекте вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует покинуть эту зону?) значительно выше во второй группе, чем в первой (100% и 23% соответственно). На 10-ый вопрос (Какие из перечисленных действий необходимо выполнить при оказании первой помощи в случае термического ожога?) правильно ответили 41% испытуемых первой группы и 88 % испытуемых второй группы. Доля испытуемых ответивших правильно на 11-ый вопрос (Какие из перечисленных действий необходимо выполнить при оказании первой помощи при отравлении грибами?) значительно выше во второй группе, чем в первой (100% и 18% соответственно). На 12-ый вопрос (Какие профилактические меры принимаются при угрозе воздействия радиоактивных веществ на организм человека при радиационной аварии?) правильно ответили 77% испытуемых первой группы и 75 % испытуемых второй группы. (см. приложение №1). Рассмотрим результаты исследования по группам мероприятий защиты населения, в том числе радиационной, химической и медицинской защиты. На вопросы по мероприятиям химической защиты населения было получено 47,3% и 83,3% правильных ответов в первой и второй группе испытуемых соответственно. По вопросам мероприятий радиационной защиты населения получено 56,4% правильных ответов в первой группе испытуемых и 78,9% во второй. По вопросам мероприятий медицинской защиты населения испытуемыми было дано 29,5% и 93,7% правильных ответов в первой и второй группе испытуемых соответственно (см. приложение №2). Еще раз отметим, что в группе испытуемых, участвовавших в слетах - соревнованиях «Юный спасатель» процент правильных ответов по вопросам обеспечения безопасности выше, чем в группе испытуемых, не участвовавших в слетах 4.4 Выводы и рекомендации 1. Слет - соревнование «Юный спасатель» является эффективным методом формирования качеств личности безопасного типа поведения. 2. Уровень знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности у школьников, участвовавших в слетах - соревнованиях «Юный спасатель», выше, чем у школьников, не принимавших участие в данных слетах. По вопросам мероприятий медицинской защиты населения школьники, участвовавшие в слетах - соревнованиях «Юный спасатель», более грамотны, чем школьники, не принимавшие участие в данных слетах. По вопросам мероприятий радиационной защиты населения уровень знаний у школьников, участвовавших в слетах - соревнованиях «Юный спасатель», выше, чем у школьников, не принимавших участие в данных слетах. По вопросам мероприятий химической защиты населения уровень знаний у школьников, участвовавших в слетах - соревнованиях «Юный спасатель», выше, чем у школьников, не принимавших участие в данных слетах. Рекомендации. Педагогам с целью воспитания у учащихся качеств личности безопасного типа необходимо использовать на занятиях в классах, секциях «Юный спасатель» и на уроках в традиционных классах следующие методы и средства: 1. Игровое моделирование или имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них. Для более эффективного обучения навыкам безопасного поведения, обеспечения личной, имущественной и общественной безопасности, прежде всего, необходимо поместить учащихся в ситуацию, близкую к реальной. Занятие по любому разделу БЖ и ОБЖ может и должно начинаться с практической «разминки» - игрового моделирования или имитации различных проблемных ситуаций и соответствующих действий. А после отработки ситуации уже легче перейти к освоению понятий, теории и методов по данному вопросу. Основная цель подобных занятий - усвоение практически значимых умений и навыков, правильная оценка информации, оповещение спасательных служб, мобилизация всех сил и резервов, принятие рациональных решений в сложных условиях (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения) [42, с. 40]. Приведем примеры двух подходов к построению занятия по вопросам защиты от грабежей и насилия. В первом случае после подробного рассказа о грабежах и способах их предотвращения автор предлагал обучаемым показать различные способы возможного поведения и сопротивления при инсценировке грабежа прямо в аудитории. Несмотря на только что полученные знания, примерно 90% учащихся не смогли выполнить простейших действий: закричать, оттолкнуть нападающего, оказать помощь другой жертве, убежать. Они правильно все пересказывали, но ничего не делали, а если делали, то неправильно, неумело, неэффективно. В другой аудитории был применен иной порядок занятий. В начале 15 мин. под руководством и при участии учителя школьники отрабатывали (прямо в проходах между столами) навыки крика, отталкивания, убегания, силовой помощи жертве, а потом 15 мин. слушали и обсуждали информацию о грабежах и способах их предотвращения. Последующие 10 мин. контроля и закрепления материалов урока дали совершенно иной результат, чем при традиционной методике преподавания. При этом обучающиеся не устали от занятий, много двигались, получили положительные эмоции, с интересом отнеслись к домашнему заданию: законспектировать фрагмент учебника, подготовить анализ конкретного случая из собственного опыта или сообщений СМИ. Дисциплина, внимание, запоминание и отношение к педагогу были на самом высоком уровне[42, с. 41]. 2. Интенсивный метод контроля качества знаний. Способность к быстрой оценке непредвиденных событий определяется качествами оперативного мышления. Навыки этого мышления, умение быстро и правильно реагировать на необычную, непредвиденную обстановку, когда требуется самостоятельное, нестандартное принятие решения, являются важнейшими качествами подготовки к экстремальным ситуациям. По сути, интенсивный метод проверки знаний является специальной тренировкой мышления для быстрого принятия решения. Контролирующие вопросы должны быть одновременно и обучающими. На каждый вопрос предлагаются три варианта ответов, среди которых только один правильный. Вопросы и варианты ответов зачитываются устно. Некоторые педагоги и психологи не согласны с этим, справедливо утверждая, что многие люди плохо воспринимают устную информацию потому, что у них сильнее развито зрительное восприятие и зрительная память. Но к сожалению, при экстремальных ситуациях чаще всего человек вынужден воспринимать и реагировать только на слуховые сигналы об опасности. Другой информации может просто не быть. Поэтому, если мы хотим подготовить ребенка к экстремальным ситуациям, то должны развивать и тренировать его слуховые каналы. Ребята записывают только номера вопросов и выбранных ответов. Если учащийся отмечает два варианта ответов или исправляет неправильный вариант на правильный, ответ не может считаться положительным. Причиной таких ответов может быть то, что учащийся подсмотрел правильный вариант ответа у соседа или не уверен в правильном варианте и сомневается в принятии решения. Такое поведение очень опасно при попадании в экстремальную ситуацию. В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь!» В стрессовой ситуации точнее этой народной мудрости и не скажешь. Таких сомневающихся людей можно увидеть при переходе проезжей части, когда они начинают метаться и в итоге оказываются сбитыми машинами. Водитель думает, что горе-пешеход покинул его сторону проезжей части, и он не успевает среагировать. Вопросы зачитываются громко и внятно. На первом этапе обучения вопрос целесообразно повторять и добиваться того, чтобы учащиеся его поняли. Варианты ответов также повторяются дважды. В последующем вопросы и варианты ответов не повторяются, а темп их озвучивания меняется от медленного до более быстрого. Для текущего контроля достаточно предложить пять вопросов. При этом каждый вопрос оценивается одним баллом. Оценка «5» ставится за пять правильных ответов, «4» - за четыре и т.д. В конце обучения на проведение такого тестирования отводится 3-5 мин. Таким образом, можно на каждом занятии каждому ребенку выставлять общую оценку. При осуществлении тематического контроля (по одной или нескольким темам) предлагаются десять вопросов. На проведение такой работы отводится от 5 до 10 мин. В данном случае оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов, «4» - за 7-8 и «3» - за 5-6. При рубежном или итоговом контроле (по большому разделу или за год обучения) предлагаются от 15 до 25 вопросов. Работа выполняется за 10-15 мин. Если будет предложено 20 вопросов, то оценка «5» ставится за 18-20 правильных ответов, оценка «4» - за 14-17, оценка «3» -за 10-13. Наличие знаний такой метод контроля выявляет с достаточной степенью точности. Следует придерживаться определенных условий составления тестовых заданий: - вопросы формулировать четко, конкретно, лаконично и простыми словами; - вопросы должны быть достаточно подробными; - вопросы должны подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований; - вопросы и ответы должны соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении курса ОБЖ, так как в разных учебниках и учебных пособиях могут даваться различные формулировки тех или иных понятий; - тексты ответов не должны сильно различаться по количеству слов в них, так как учащиеся часто выбирают наиболее многословный ответ; - ответы не должны быть явно правильными или, наоборот, абсурдными и очевидно неправильными; - если ответы ограничиваются только цифровыми данными, то желательно, чтобы они отличались друг от друга не менее, чем в два раза. Данную технологию можно и нужно использовать и как методику обучения основам безопасности жизнедеятельности. Интенсивный метод, по сравнению с обычным методом тестирования, никак не влияет на итоговую оценку, но развивает интуицию и оперативное мышление, укрепляет эмоциональную устойчивость [16, с. 52-54]. 3. Анализ реальных опасных и чрезвычайных ситуаций. Подростки часто не умеют выявлять и прогнозировать возможные опасности, не всегда грамотно действуют в критических ситуациях. Поэтому на классных часах, уроках ОБЖ педагоги вместе с учащимися должны восполнить пробелы учебной программы, показав на конкретных примерах причины и последствия необдуманных, спонтанных действий. На уроках можно использовать доступные материалы из прессы своего региона. Как правило, уроки, основанные на активном обсуждении реальных эпизодов, проходят очень живо, оставляя глубокий след в душах учащихся, настраивая их на правильную безопасную стратегию поведения в аналогичных ситуациях. В начале урока, после обозначения темы и ее актуальности для каждого, преподаватель предлагает учащимся прочитать вслух заранее подготовленные тексты (вырезки) из газеты, журнала. После завершения чтения материала дайте школьникам одну минуту на проявление естественной реакции, обсуждение, переговоры, эмоции и т.п. Спросите мнение того учащегося, кто читал фрагмент. Помогите ему сформулировать правильные выводы или хотя бы правильное направление мысли. Затем переходите к организованному обсуждению, использую заранее подготовленные вопросы. Вовлекайте в разговор наименее подготовленных учащихся. На каждый вопрос отводите 1-2 минуты и переходите к следующему. Если учащийся затрудняется, поднимайте следующего. Держите высокий темп, ведь в опасных ситуациях придется быстро реагировать. А такое занятие - это и модель ситуации, и тренинг. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |