|
Положения эргономики. Безопасность при эксплуатации технических систем. Пожары в населенных пунктахПоложения эргономики. Безопасность при эксплуатации технических систем. Пожары в населенных пунктах2 Контрольная работа Предмет: Безопасность жизнедеятельности Положения эргономики. Безопасность при эксплуатации технических систем. Пожары в населенных пунктах Содержание Вопрос 29. Основные положения эргономики. Направления установления совместимости среды обитания и человека Вопрос 59. Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями температуры Вопрос 89. Пожары в населенных пунктах: их разновидности и факторы, влияющие на их распространение; мероприятия противопожарной защиты. Ландшафтные пожары: их виды, особенности и методы борьбы Задача 9 Список литературы Вопрос 29. Основные положения эргономики. Направления установления совместимости среды обитания и человека Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. Однако на ряду с этим стала проявляться цеховая обособленность научных дисциплин, появились признаки утраты представления о целостности человека в трудовой деятельности. По мере накопления знаний возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда - к данным гигиены и системотехники и т.д. Современные производство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях. [2] Различные виды трудовой деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования. Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, в кабинах самолетов, тракторов и т.д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т.п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья. До известного времени разделение труда между учеными и практическими работниками, занятыми главным образом «приспособлением» человека к уже созданной технике, оказывалось достаточным. Однако по мере увеличения сложности машин, оборудования, систем управления и деятельности по их управлению, освоению и обслуживанию все больше выявлялась необходимость участия в их создании представителей всех наук о труде и сфер практической деятельности. [4] Раньше каждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последнее десятилетие, например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимальной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать только одним способом - заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать наверняка. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие. Например, изучение моторного поля показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартном положении тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить другие характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а «пространство - движение - время», включенные в двигательную задачу. [8] Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок - как по отдельным показателям, так и в сочетании. Объектом изучения эргономики является система «человек - машина», а предметом - деятельность человека или группы людей с техническими средствами. Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования: · удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем «человек - машина»; · сохранение здоровья и развитие личности. [6] В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через их совокупность и взаимодополняемость. Имея в качестве объекта исследования систему «человек - машина», эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т.е. «здесь и теперь», порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Она источник как эффективного управления так и неэффективного. Человеческие факторы в технике не могут быть сведены к взятым самим по себе характеристикам человека, машины (технического средства), среды. Характеристики и свойства, фиксируемые в понятии человеческого фактора в технике, представляют собой не отдельные изолированные признаки компонентов системы «человек - машина», а являются ее совокупными качествами. Человеческие факторы в технике формируются на основе базовых характеристик: социально-психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении с техникой. Эргономичность системы «человек - машина» взаимосвязан с критериями производительности, надежности, экономичности и эстетичности. Эргономичность - это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства системы, при которых она органично включается в структуру и процесс деятельности человека или группы людей по управлению, обслуживанию и освоению. Четвертое свойство - обитаемость - относится к условиям функционирования системы, при которых сохраняется здоровье людей, поддерживаются нормальная динамика их работоспособности и хорошее самочувствие. [3] Каждое эргономическое свойство представляет определенную целостность человеческих факторов в технике, которые являют собой разные, но взаимосвязанные существенные признаки указанных свойств. Вопрос 59. Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающих емкости с аномальными значениями температурыПри использовании технических систем, включающих емкости с аномальными значениями температуры, может произойти следующее: · Обмораживание открытых участков тела при контакте с охлажденными поверхностями. · Ожоги открытых участков тела при контакте с нагретыми поверхностями · Обморок или удушье в результате снижения концентрации кислорода в воздухе. · Взрыв емкости вследствие внезапной потери вакуума, быстрой десоркции газов при отогревании сосудов. · Конденсация на охлажденных поверхностях кислорода и возгораниях при контакте с горючими материалами. В связи с этим обращаться с емкостями необходимо осторожно, в строгом соответствии с инструкцией по их эксплуатации. При падении, ударах, резких толчках может произойти нарушение целостности наружного кожуха или внутреннего сосуда, что сопровождается потерей вакуума. Эксплуатировать или отогревать в рабочих помещениях неисправные емкости категорически запрещается. Потерявшую вакуум емкость надо освободить от хранимого в ней вещества, а затем поставить на отогревание или остужение в течение 3-х суток в помещение, куда запрещен доступ людей. [1] Закрывать емкости можно только предназначенными для них крышками. Повышение давления создает опасность повреждения сосуда или выброса азота. При транспортировке емкости находящиеся рядом предметы необходимо надежно закреплять во избежание падений и повреждений. Категорически запрещается заглядывать в емкость для определения уровня жидкости. Заправка считается законченной при появлении из горловины первых брызг жидкости. Особую осторожность следует соблюдать во время заполнения теплых емкостей, т. е. новых или отогретых. Недопустимо в смеси свыше 15% кислорода, так как такая смесь может воспламениться. Вблизи мест слива не должно быть деревьев, бумаги, асфальта и т. д. Промывку и очистку емкостей проводят на гос. предприятиях и гос. станциях. Нельзя нагревать сосуды. Такая операция может привести к взрыву. Персонал, работающий с такой емкостью, обязан надевать защитные очки, перчатки или рукавицы. Одежда должна быть без карманов, брюки без манжет и закрывать верх обуви. Рукавицы должны быть свободными, чтобы при необходимости можно было их легко сбросить. При попадании вещества с аномальной температурой на кожу, пораженный участок обмыть водой, обильно. [5] Помещение, где работают такими веществами, должно быть оборудовано вытяжкой - приточной принудительной вентиляции, обеспечивающее содержание кислорода в воздухе не менее 19%. При естественной вентиляции работа допускается в помещении, объем которого в 7000 раз больше объема находящегося там вещества. Снижение концентрации кислорода в воздухе ниже 16% приводит к головокружению, обморокам или удушьям. Вопрос 89. Пожары в населенных пунктах: их разновидности и факторы, влияющие на их распространение; мероприятия противопожарной защиты. Ландшафтные пожары: их виды, особенности и методы борьбыДля населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований противопожарных правил, нормативов. [9] В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В весенне-летний пожароопасный период необходимо при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовывать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте. Населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи «01» в таксофонах на платное обслуживание. Тушение пожаров в сельских населенных пунктах затрудняется недостаточным количеством передвижной пожарной техники, неудовлетворительным противопожарным водоснабжением и связью, удаленностью пожарных подразделений от населенных пунктов. При пожарах в сельских населенных пунктах возможны [7]: · быстрое распространение огня по горючим строениям и материалам; · перенос огня (искр, головней) на значительные расстояния; · взрывы бытового газового оборудования. Для тушения пожаров в сельской местности используются пожарные автомобили и мотопомпы, а также приспособленная сельскохозяйственная и другая техника: автобензозаправщики, автожижеразбрасыватели, автомобили и тракторы, оборудованные навесными насосами, водораздатчики, прицепные тракторные опрыскиватели и дождевальные установки, поливочные машины, молоковозы, тракторы с плугами и др. При тушении пожара в сельском населенном пункте РТП обязан [6]: · через дежурного по отделу внутренних дел, местный узел связи или ПСЧ организовать своевременный вызов сил и средств, предусмотренных районным планом, сообщить о пожаре на ЦППС; · одновременно с принятием мер по предупреждению распространения огня организовать спасание людей, эвакуацию животных и материальных ценностей; · использовать тракторы, бульдозеры и другую технику для создания разрывов на путях возможного распространения огня; · выставить постовых из членов противопожарных формирований, ПСО и населения с огнетушителями и ведрами с водой при угрозе новых очагов горения; · мобилизовать через местные исполнительные органы, администрацию хозяйств на тушение развившихся пожаров технику объектов хозяйствования и население. При тушении пожаров в животноводческих помещениях РТП обязан[1]: · принять меры к эвакуации животных и ввести стволы на тушение и защиту путей эвакуации, для освобождения животных от привязи привлекать обслуживающий персонал, членов противопожарных формирований и ПСО, для ускорения эвакуации скота использовать струи воды, которые подавать на животных, находящихся в дальней от выхода стороне; · организовать защиту соседних объектов. При тушении льнотресты, сена, соломы в скирдах, стогах и на складах грубых кормов РТП обязан[7]: · на тушение открытого пламени подать распыленные струи воды; произвести разборку, тушение горящих и защиту соседних скирд, стогов силами населения, членов противопожарных формирований, ПСО со средствами пожаротушения; · при пожарах на пунктах льнообработки отключить пневмотранспорт и агрегаты активного вентилирования скирд; · после ликвидации пожара для предотвращения возможных повторных загораний организовать дежурство членов противопожарных формирований и ПСО со средствами пожаротушения. Задача 9В результате аварии на АЭС и выпадения радиоактивных осадков поселок N оказался в зоне радиоактивного заражения. Определить: · время аварии, если мощность дозы (уровень радиации) в поселке в 12:00 составила 36 мкЗв/ч а в 17:00 - 24 мкЗв/ч; · дозу облучения, которую получили жители поселка в период с 12:00 до 17:00 ч, если в это время они находились в одноэтажных деревянных зданиях. Время аварии: Доза облучения: Доза облучения D (Зв, мЗв, мкЗв) персонала (населения) при аварии на АЭС рассчитывается по формуле: где Рср - средняя мощность дозы (уровень радиации) за время облучения, Зв/ч, мЗв/ч, мкЗв/ч; t - время облучения, составило 5 часов (17-12=5); Косл - коэффициент ослабления дозы облучения средствами защиты (для одноэтажных деревянных домов равен 2). Список литературы 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Белова. 6-е изд.. испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2006. - 616 с. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Под ред. проф. Э.А.Арустамова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом «Дашков и Ко», 2004. - 493 с 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Л.А.Михайлова. - СПб: Питер, 2004. - 301с 4. Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей и форм обучения. - Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2003. - 36с. 5. Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2003. - 288 с. 6. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 400 с. 7. Охрана труда. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 348 с. 8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - 7-е изд., стереотип. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004. - 448с. 9. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 349с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |