|
Охрана труда на предприятииОхрана труда на предприятии17 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Законодательство по охране труда 2. Нормативная и нормативно-техническая документация 3. Система стандартов безопасности 4. Организация и функции служб охраны труда на предприятии 5. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандар-тов в области охраны труда. В условиях становления рыночной экономики и социаль-ной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Рос-сийской Федерации в последние годы практически во всех отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухуд-шения условий труда, увеличения числа аварий, несчаст-ных случаев на производстве, профессиональных заболева-ний, сокращения продолжительности жизни. Например, уро-вень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира: * Российская Федерация -- 0,139 (на 1000 работающих), * США -- 0,054 (в 3 раза меньше); * Финляндия -- 0,038 (в 4 раза меньше); * Япония -- 0,02 (в 7 раз меньше); * Великобритания -- 0,016 (в 10 раз меньше) Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. - М., 2000. - С. 554 - 555. . Причем уровень травматизма на предприятиях частно-го сектора, в кооперативах, товариществах с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприя-тиях государственного сектора. В настоящее время ситуация несколько меняется в свя-зи с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопас-ности жизнедеятельности на производстве. 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (п.3 ст. 37) Конституция Российской Федерации. - М., 1999. - С. 16.. В области охраны труда на предприятиях и в учрежде-ниях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Фе-деральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Основные законодательные акты, обеспечивающие бе-зопасные и безвредные условия труда, представлены Трудовым ко-дексом Российской Федерации. В частно-сти, ст. 211 ТК РФ определяет государственные нормативные требования охраны труда; ст. 212 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации; ст. 214 определяет основные правила по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими; ст. 215 запрещает ввод в эксплуатацию производственных объектов, не отвечающих требованиям охраны труда; ст. 217 рассматривает основные положения службы охраны труда в организации; ст. 221 устанавливает порядок выдачи средствами индивидуальной защиты работникам и т.д. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавли-вает ответственность работодателей вследствие причине-ния вреда работнику на производстве (ст. 1064--1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, при-чиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083--1101). Вступивший в силу Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702. устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Впервые в Российской Федерации на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связан-ных с конкретным решением проблем охраны труда физи-ческих лиц, вступивших в трудовые отношения с работо-дателем. Действие названного Закона многосторонне и рас-пространяется как на работодателей, так и работников, со-стоящих с работодателями в трудовых отношениях, а так-же на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику. За-конодатель акцентирует внимание всех участников трудо-вых отношений на том, что при осуществлении указанны-ми юридическими и физическими лицами любых видов дея-тельности, в том числе при организации производства и труда, требования охраны труда обязательны для исполне-ния. Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда в учреждении, организации отсутствует, ра-ботодатель должен заключать соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. При заключе-нии с работником трудового договора (контракта) закон обя-зывает работодателя осуществлять проведение за счет соб-ственных средств обязательных предварительных медицин-ских осмотров (обследований) работников, равно как и пе-риодических (в течение трудовой деятельности) внеочеред-ных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендация-ми с сохранением за ними места работы (должности) и сред-него заработка на время прохождения указанных медицин-ских осмотров. Вместе с тем, закон предписывает, что ра-ботник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периоди-ческие (в течение трудовой деятельности) медицинские ос-мотры (обследования). Особо подчеркивается, что работо-датель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных ме-дицинских осмотров, а также в случае медицинских про-тивопоказаний. Среди подзаконных актов по безопасности жизнедея-тельности на производстве следует отметить постановле-ния Правительства РФ и других федеральных органов ис-полнительной власти, например, Министерства труда и со-циального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищ-ной политике РФ и т. п. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 379 утверждено Положение о рас-ходовании и учете несчастных случаев на производстве Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1595. . Постановление Министерства труда и социального разви-тия РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 утвердило Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Во исполнение указанных постановлений в отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-тех-ническая документация. 2. НОРМАТИВНАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Нормативная документация определяет тре-бования к условиям труда, т. е. к уровню вредных произ-водственных факторов. Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производствен-ному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, со-зданию и применению средств защиты. Требования нормативной и нормативно-технической до-кументации должны учитываться как на этапе эксплуата-ции сооружений, оборудования, средств защиты и прове-дения технологических процессов, так и на этапе их проек-тирования. Нормативная документация представлена нормами и правилами Минздрава РФ и стандартами Госстандарта РФ. Нормативно-техническая документация включает правила, нормы, инструкции, стандарты. Нормы и правила по охра-не труда подразделяются на единые (федеральные), межот-раслевые и отраслевые. Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совме-стно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего на-родного хозяйства. Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяющихся на несколько отраслей либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях. Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отрас-лей народного хозяйства и распространяются на все пред-приятия. Они утверждаются министерствами, органами государственного надзора совместно или по соглашению с ЦК профсоюза отрасли. Инструкции по охране труда бывают типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действу-ющими в масштабе предприятия. В настоящее время ос-новными видами нормативно-технической документации яв-ляется действующая система стандартов безопасности тру-да (ССБТ). 3. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В рамках системы стандартов безопасности труда про-водится взаимная увязка, систематизация всей существу-ющей нормативной и нормативно-технической документа-ции по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производствен-ной санитарии как федерального, так и отраслевого значе-ния, ССБТ представляет собой многоуровневую систему вза-имосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-техничес-кой основой перехода от техники безопасности к безопасной технике. Стандарты ССБТ могут быть государственными, отрас-левыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандар-ты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать требования более жесткие, чем в соот-ветствующем государственном стандарте (снижение уров-ня требований в отраслевом стандарте по сравнению с тре-бованиями в государственном федеральном стандарте не допускается). Такой же подход принят в стандартах пред-приятий (СТП), ССБТ включает следующие взаимоподчи-няемые подсистемы. Стандарты подсистемы «0» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особен-ности согласования стандартов ССБТ, терминологии в об-ласти охраны труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда; контроль состоя-ния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктаж ра-ботающих по безопасности труда и всех других работ, ко-торыми занимается служба охраны труда. Стандарты подсистемы «1» устанавливают требова-ния по видам опасных и вредных производственных факто-ров и предельно допустимые значения их параметров; ме-тоды контроля нормируемых параметров опасных и вред-ных производственных факторов. Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудова-нию, требования безопасности к отдельным группам произ-водственного оборудования; методы контроля выполнения требовании безопасности. Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие тре-бования безопасности к производственным процессам; тре-бования безопасности к отдельным группам технологичес-ких процессов, методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты подсистемы «4» устанавливают классифи-кацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним. Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. В государственной системе стандартизации ССБТ относится к 12-му классу. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. - М., 2000. - С. 561 - 562. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ СЛУЖБ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ Организация работы на предприятии по созданию здо-ровых и безопасных условий труда работающих, предуп-реждению несчастных случаев и профессиональных забо-леваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предпри-ятия и подчиняется его непосредственному руководители или главному инженеру, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером предприятия. Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функ-ции: · проводит анализ состояния и причин производствен-ного травматизма и профессиональных заболеваний, раз-рабатывает совместно с соответствующими службами ме-роприятия по предупреждению несчастных случаев на про-изводстве и профессиональных заболеваний, а также кон-тролирует их выполнение; · организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по под-разделениям предприятия; · организует совместно с соответствующими служба-ми предприятия разборку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разра-ботке соглашений по труду; · подготавливает и вносит руководству предприятия предложения по разработке и внедрению более совершен-ных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов; · участвует в работе по внедрению стандартов безо-пасности труда и научных разработок по охране труда; · проводит совместно с соответствующими службами предприятия и с участием профсоюзного актива проверки (или участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений; · контролирует правильность составления и своевре-менность представления заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной за-щиты, а также оборудования и материалов для осуществ-ления мероприятий по охране труда; · оказывает помощь подразделениям предприятия в организации контроля состояния окружающей производ-ственной среды; · участвует в работе комиссий по приемке в эксплуа-тацию новых и после реконструкции объектов производ-ственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда; · проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими норма-тивными документами; · участвует в работе аттестационной комиссии и ко-миссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности. В соответствии с ТК РФ организация обеспечения безо-пасности труда в подразделениях возложена на их руково-дителей. Они проводят инструктаж по охране труда на ра-бочих местах. Общую ответственность за организацию ра-бот по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный инженер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране тру-да, а в каждой подгруппе выбирается общественный инс-пектор по охране труда. Комиссии по охране труда орга-низуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготов-ке проектов соглашений по охране труда между админист-рацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспектора подразделений осуще-ствляют контроль охраны труда непосредственно на рабо-чих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве. 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА Высший надзор за исполнением законов о труде и пра-вил по охране труда министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должнос-тными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора. Контроль за охра-ной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюз-ный общественный, административно-общественный. Государственный контроль за охраной труда образу-ется вышестоящими органами государственной власти Рос-сийской Федерации и автономных республик. Охрана труда. - М., 1999. - С. 64 - 65. Таковым яв-ляется Федеральный горный и промышленный надзор Рос-сии и его органы на местах (комитеты и инспекции). В систему органов Федерального горного и промыш-ленного надзора России входят специализированные инс-пекции: * котлонадзор -- осуществляет надзор за сосудами, работающими под давлением свыше 0,7 атм (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.); * газовый надзор -- проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газово-го оборудования; * надзор за подъемно-транспортным оборудованием -- контролирует лифты, подъемники, краны и т. п. Инженеры-инспекторы специализированных инспекций проводят регистрацию и техническое освидетельствование подконтрольного им оборудования, выдают разрешение на его эксплуатацию, контролируют соблюдение правил и норм по технике безопасности. Контроль за охраной труда осуществляют также и спе-циализированные инспекции отдельных министерств: * Государственная инспекция по промышленной энер-гетике и энергонадзору (Госэнернонадзор) системы Мини-стерства энергетики и электрификации РФ осуществляет контроль за электробезопасностью. * Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ проверяет со-стояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблю-дение правил дорожного движения. * Санитарно-эпидемиологическая служба системы Ми-нистерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуще-ствляет государственный надзор за соблюдением гигиени-ческих норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. * Инспекция морского и речного регистров РФ конт-ролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны. * Государственная пожарная служба организуется Министерством внутренних дел через Главное управление пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет со-блюдение правил противопожарной безопасности на объек-тах народного хозяйства. Государственный профсоюзный контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только госу-дарственный (не общественный) контроль за охраной труда. Органами этого вида контроля являются технические инспекции профсоюзов. Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведом-ственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных вра-чей и других специалистов. Профсоюзный общественный контроль за охраной тру-да осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов. Комиссия по охране труда состоит из членов профсою-зов и возглавляет ее член профсоюзного комитета, а в цехе - член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим обществен-ным инспектором предприятия по охране труда. Председа-тель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией зако-нодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда: изучает причи-ны производственного травматизма, профессиональных за-болеваний и т. д. Для усиления контроля на производстве за соблюдени-ем законов о труде на общих собраниях профгрупп изби-раются общественные инспектора по охране труда из чис-ла членов профсоюза сроком па один год. Общественный инспектор по охране труда контроли-рует проведение своевременного инструктажа рабочих по технике безопасности и производственной санитарии, про-веряет исправность оборудования на рабочих местах, следит за своевременным обеспечением рабочих спецодеждой, немедленно сообщает старшому общественному инспекто-ру о несчастных случаях на производстве, добивается от руководителей участков работ устранения обнаруженных нарушений законов о труде и т, п. Административно-общественный контроль за охра-ной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схе-ме оперативного контроля. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В области охраны труда на предприятиях и в учрежде-ниях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Фе-деральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Нормативная документация определяет тре-бования к условиям труда, т. е. к уровню вредных произ-водственных факторов. Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производствен-ному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, со-зданию и применению средств защиты. Нормы и правила по охра-не труда подразделяются на единые (федеральные), межот-раслевые и отраслевые. Инструкции по охране труда бывают типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действу-ющими в масштабе предприятия. В настоящее время ос-новными видами нормативно-технической документации яв-ляется действующая система стандартов безопасности тру-да (ССБТ). Стандарты ССБТ могут быть государственными, отрас-левыми и стандартами предприятий. Организация работы на предприятии по созданию здо-ровых и безопасных условий труда работающих, предуп-реждению несчастных случаев и профессиональных забо-леваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предпри-ятия и подчиняется его непосредственному руководители или главному инженеру, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером предприятия. Высший надзор за исполнением законов о труде и пра-вил по охране труда министерствами и ведомствами, пред-приятиями, учреждениями, организациями и их должнос-тными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора. Контроль за охра-ной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюз-ный общественный, административно-общественный. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1999. - 48 с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 1999. - 850 с. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3. 4. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3702. 5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о рас-ходовании и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г. № 379 // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 13. - Ст. 1595. 6. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. - М., 2000. - 678 с. 7. Охрана труда. - М.: ПРИОР, 1999. - 144 с. 8. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: «Лань», 2001. - 448 с. 9. Экология и безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 447 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |