|
К здоровью без лекарствК здоровью без лекарств11 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти Статья К здоровью без лекарств Донькина Н.М. 2010 г. ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА -- ОСНОВА ЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Здоровье -- это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов. Здоровье -- более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия (такое определение выдвинуто Всемирной организацией здравоохранения). Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей. Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности. Физическое и психическое благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая безусловно задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и в конечном счете привести к нарушению нормального роста и развития ребенка. В Волгограде была разработана программа «Остров здоровья» по оздоровительной работе ДОУ, которая ведется по нескольким направлениям. Первым направлением работы по заявленной программе «Остров здоровья» является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами: Осмотр детей специалистами детской поликлиники; Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ; Осмотр детей специалистами ПВЛ для выявления и диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие); Диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ; Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду; *Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам. Второе направление работы включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей. К организационным условиям здесь относятся: Преобладание циклических упражнений; Ежедневные циклы физкультурных занятий: традиционные; тренировочные; занятия-соревнования; самостоятельные; интегрированные с другими видами деятельности; праздники и развлечения; Занятия с использованием мини-тренажеров; Ритмическая гимнастика; Гимнастика после сна; Ежедневный режим прогулок - 3-4 часа; Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями; Создание необходимой развивающей среды; Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня; Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности; Музыкальные занятия; *Занятия по формированию здорового образа жизни. Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур: Босохождение; Обширное умывание; Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); Обмывание стоп ног; Душ; Полоскание рта водой комнатной температуры; Воздушные ванны в облегченной одежде; Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. Четвертое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы. В его рамках проводятся следующие мероприятия: Постоянный контроль осанки; Контроль дыхания на занятиях по физ. воспитанию; Контроль за нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.); Подбор мебели в соответствии с ростом детей; Профилактический прием иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа; Сбалансированное питание; Вакцинация против гриппа; Потребление фитонцидов (чеснока и лука); Употребление соков и фруктов (второй завтрак); Установка комплексной очистки воды на пищеблоке детского сада; Использование люстр Чижевского; Использование очистителей воздуха; Физиотерапия; Ингаляции; Кварцевание групп; Прием поливитаминов; Аэрофитотерапия; Аэрозольтерапия; Лечебная физкультура; Массаж. Пятым направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей с функциональными отклонениями в здоровье: Элементы точечного массажа (Ци-гун); Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой; Психогимнастика по методике М. Чистяковой; Хождение по «дорожкам здоровья»; Использование различных массажеров; Звуковая гимнастика Лобанова; Элементы упражнения хатха-йога; Аромотерапия Г. Лавреневой; Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова; Лечебные игры А. Галанова; Театр физического развития и оздоровления Ефименко; Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки; Антистрессовый и интеллектуальный массажи Фрица Ауглина; Восточная гимнастика с элементами у-шу. Шестым направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий: Психодиагностика; Элементы аутотренинга и релаксации; Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты - подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка - Клайдерман, Джеймс Ласт, Вивальди и пр.); *Индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы; *Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ. Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа: Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок); Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки; Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой; Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений; Коррекция психоэмоциональной сферы; Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ; Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре; Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп. Восьмым направлением является консультативно-информационная работа: Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников; Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий; Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана; Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов; Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов; Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий. Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия должны осуществляться психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физ. воспитанию. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В МДОУ ДЕТСКОМ САДУ ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ I. Лечебно-профилактическая работа Врач-педиатр. старшая медсестра. Физиопроцедуры: КУФ, «Соллюкс». Массаж: общий, лечебный. ЛФК: дыхательная, нарушение осанки, плоскостопие. Фитотерапия: аэрофитоингаляция, отвары, настои из трав. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, ревит. Иммуномодуляторы: декарис, дибазол, элеутерококк II. Физкультурно-оздоровительная работа Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия. Подвижные игры и физические дыхательные упражнения на свежем воздухе. Утренняя зарядка с обязательным бегом и дыхательными упражнениями. Дыхательные гимнастики во время режимных моментов в течение всего дня. Дыхательная и звуковая гимнастика после сна. Релаксационные техники. Спортивные игры и соревнования. Босохождение в теплый период года. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (проветривание согласно графика). Следить за рациональной одеждой детей (в групповых комнатах дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды). Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе). Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе. Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр, если температура ниже -15° С проводить с детьми игры с наиболее интенсивной двигательной нагрузкой, в теплую погоду -спокойные игры. Уделять особое внимание беговым упражнениям для тренировки и совершенствования общей выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества с учетом заболеваемости туберкулезной интоксикацией и затухающими формами туберкулеза. Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки. Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активнос7и и ежедневном распорядке дня ребенка. Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну. Строго соблюдать время, отведенное для сна. Специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание (упражнения выполнять после сна, лежа в постели). Полоскание рта кипяченной водой комнатной температуры после приема пищи. При каждом полоскании использовать около 1/3 стакана воды. В летний период: хождение босиком по траве, земле, асфальту; игры детей с водой; все виды занятий, кроме ИЗО, проводить на свежем воздухе. использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию. 15.Проводить контрольное обследование детей в группах сада. ЛИТЕРАТУРА 1. В.И. Теленчи «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. 2. Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». 3. А.П. Лаптев «Как закалять детей». |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |