|
Концепция здоровья человека как запаса его прочности в условиях его цивилизационных перегрузокКонцепция здоровья человека как запаса его прочности в условиях его цивилизационных перегрузокМИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дисциплина: " Концепции современного естествознания " РЕФЕРАТ по теме : " Концепция здоровья человека как "запаса его прочности" в условиях его цивилизационных "перегрузок " Подготовил: профессор кафедры ГиСЭД, к.ф.н., доц. Номерков А.Л. Проверил: Студент 534 группы Малявкин Г.Н. Белгород - 2008
Введение: Концепция здоровья в истории цивилизации Проблема здоровья человека - важнейшая из фундаментальных проблем, решить которую человечество стремилось все-гда, потому что речь в данном случае идет о таком состоянии человека, как качество его биологической жизни. Исторически социально-философская концепция здоровья всегда основывалась как на данных наук ес-тественнонаучного профиля дисциплин (скажем, биологии, физиологии, генетики, биоритмологии и др.), так и с учетом принципов гуманитарных наук (например, антропологии, валеологии, этнологии и пр.). В соответствии с этой концепцией, мир так или иначе всегда представляется, как гармония, но гармония не статич-ная, а динамичная, изменяющаяся, противоречивая, непрерывно исчезающая, и постоянно стремящаяся к своему восстановлению и возрождению. Отсю-да здоровье человека всегда понималось, как состояние соответствия жизнедеятель-ности организма природной гармонии. Нарушение же этого соответствия определялось в этом случае, как дисгармония, то есть - болезнь. Человеческое здоровье и продолжительность жизни сегодня можно рас-сматривать с точки зрения потенциальных ресурсов человека, человеческих потенций физического тела, ума и духовности всего народонаселения Земли, отдельных этносов и индивидов. Здоровье человека является предметом различных наук. Так, медицинская наука представляет здоровье, как то, что относится прежде всего к отдельно взятому индивиду. Она изучает и утомление, и факторы, которые могут привести к нарушению гомеостаза (относительного постоянства, устойчивости основных физиологиче-ских функций) организма, к ускорению, нарастанию утомления, и, наконец, - к срыву. К факторам, нарушающим гомеостаз, относятся: инфекционные, химические, физические начала, элементы питания, климата, географии, социальных от-ношений. 1. Труд как фактор формирования здоровья в жизнедеятельности человека Труд, как известно, является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно эволюционно преобразились. Особенности строения скелета современного человека, развития его мус-кулатуры, работы органов чувств - все это в конечном итоге явилось резуль-татом именно трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда значительно повыси-лась от того, что одна рука - левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая - правая, совершенствовалась в его обработке. Понятия "труд" и "работа" не однозначны. Термин "работа" означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Например, ребенок, подбрасывающий в воздух мячик, за-трачивает определенную энергию и, следовательно, с физической точки зре-ния выполняет работу. Однако это занятие никто не отнесет к труду. Таким образом при любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа мо-жет считаться трудовой деятельностью. Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие "тяжесть труда", отражающее нагрузку на ске-летную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические систе-мы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие "напря-женность труда", отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему. Физический труд отличается большим расходом энергии, быстрым разви-тием утомления и, вместе с тем, относительно низкой производительностью. В работающих мышцах усиливается кровоток, доставляющий питательные вещества и кислород, уносящий продукты распада. В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность. С повышением тяжести физического труда увеличивается и потребление кисло-рода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек - так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3-4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда достав-ка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем ста-новится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия. Умеренная гипоксия, вообще говоря, тренирует организм. Но если тяжелый физический труд продолжается долго, или человек не привык к большим нагрузкам, и его ды-хательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц, гипоксия становится повреждающим фактором. При выполнении труда большой тяжести и значительной продолжительности происхо-дит снижение работоспособности, развивается утомление, которое субъек-тивно воспринимается нами в виде ощущения усталости. Если работоспособ-ность человека не успевает восстановится к началу следующего трудового дня, развивается пере-утомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением работы нерв-ной системы - неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем. Тяжесть умственного труда во время учебы возрастает еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с не-обходимостью длительное время сохранять определенную позу. Полноценный отдых в этом смысле, как указывал еще классик отечественной физиоло-гии И.М. Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. "Рабо-таешь сидя - отдыхай стоя," - писал он. Поэтому умственная работа, учеба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью. Физкульт-минутки, проведенные на уроке в момент, когда наблюдаются признаки воз-будительной фазы утомления, позволяют значительно отдалить наступление выраженной усталости, сделать труд полноценным и эффективным. Образ жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек. Каждый из нас от природы и воспитания получил определенный комплекс индивиду-альных (биологических и социальных) характеристик, которые обязательно нужно учи-тывать при выборе профессии. Эти характеристики - способности, стремле-ния, интересы - каждый должен знать или хотя бы задуматься о них. Ибо ес-ли нет гармонии (соответствия) между свойствами личности, характером деятельности и окружающими условиями жизни, то рано или поздно это от-рицательно скажется на тех или иных функциях организма и на качестве самой работы. Профессии первого типа определяются на основе отношений "человек-природа". Сюда относят животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, геологов и многих других представителей "природообусловленной" человеческой деятельности. Второй тип профессиональной человеческой деятельности объединяет профессии связанные с отношениями "человек - техника". К этой группе относят профессии слесаря, швеи, инженера и так далее. Можно выделить профессионалов и своего рода третьего типа: "человек - художественный образ". Это, к примеру, маляры, художники-оформители, живописцы ит.д. Какую бы профессию человек при этом не выбирал, для достижения успеха необходимо прежде всего научиться именно трудиться, ибо главный источник удовлетворения от работы - это именно са-ма работа. При этом важно знать не только то, что отдает ей человек, но и то, что она дает человеку. Когда работа захватывает, увлекает, доставляет на-слаждение, тогда, как говорится, не чувствуется усталости. Однако существуют и "малоинтересные" производства, где человек не может ис-пытывать эмоционального подъема от работы в силу ее специфики. Но и в таких условиях трудолюбие и организованность помогают человеку в его тру-де. Конечно, многое здесь зависит не столько от самого работника, сколько от организации труда в целом на производстве. Известно, настроение, а следовательно, и душевное благополучие, здоровая психика человека зависят не только от него самого, а важно, чтобы трудовые усилия человека были справед-ливо оценены другими, чтобы конфликты и споры разрешались честно. Отсюда каждый может и должен выбирать профессию по душе и по плечу. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок - есть проблема первостепенного значения. Именно это является предметом одной из современных наук о здоровье человека - валеологии. И вместе с тем приходится констатировать, что, к сожалению, значительный "валеологический потенциал" физической культуры до настоящего времени еще далеко не востребован в нашей стране. Развивающиеся в течение последних лет исследования в области валеологического подхода в оздоровительной физической культуре все больше приходят к следующей трактовке понятия здоровья . Здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характери-зуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения фи-зической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания. Указанная дефиниция, как представляется, не только позволяет понятийно отделить собственно "качество здоровья" от "благополучия", учитываемого, как известно, при определении фактора здоровья, но и детерминирующего специ-фику подхода к селекции как метода валеометрии. Правомерность ориентации исследований в рамках вышеуказанных про-блем подтверждается прежде всего спецификой изменений состояния здоро-вья населения, и особенно подрастающего поколения, в настоящий период времени. К сожалению, приходится констатировать, что проведенные в последнее время исследования показали крайнюю мало-численность группы населения, которая по субъективным и объективным критериям может быть охарактеризована как группа "здоровых". Процент здоровых лиц, как пока-зали исследования, колеблется от 12% до 35% в зависимости от возрастного ценза. При этом обращает на себя внимание крайняя неоднородность состоя-ния физической подготовленности и нервно-психического статуса обследо-ванных, составляющих группу "здоровых". В связи с этим встала проблема поиска методов измерения состояния здо-ровья, которые позволили бы объективно оценить именно ослабление психо-физических резервов организма, предшествующих развитию как донозологи-ческих изменений состояния здоровья, так и, естественно, устойчивых пато-логических состояний. Данные, полученные на большом контингенте населения города Санкт-Петербурга, свидетельствуют, что более чем у 55% практически здоровых лиц проведен-ный комплекс валеометрических исследований обнаруживает измененное психосоматическое состояние. Здесь важно подчеркнуть, что данное состояние - это состояние психофизиологических резервов, которое характеризуется неустойчивостью процессов системной и межсистемной ав-торегуляции физиологических функций. При этом можно считать, что измененное психосоматическое состояние, по всей видимости, является патогенетической основой формирования так на-зываемых "измененных состояний массового сознания". Здесь необходимо отметить, что указанный комплекс валеометрических исследований позволил выделить ряд характерных особенностей измененного психосоматического состояния, в число которых входят: - заметное преобладание принципиально устранимых негативных факто-ров над генетически детерминированными, в частности социальной неудов-летворенностью в сочетании либо с курением, либо со снижением неспеци-фической резистентности организма; - дезадаптационные явления со стороны нервно-психического статуса, в которых проявляется тревожная и депрессивная направленность; - снижение субъективного уровня личностного благополучия, главным образом в сфере эмоционального и физического состояния; - неадекватное (выражающееся в завышении или в занижении) восприятие интенсивности физической нагрузки и дисгармоничность активности звеньев биоэнергетической системы организма. На последнем положении следует остановиться подробнее, ибо совершен-но очевидно, что "передозировка" физических нагрузок в этих случаях спо-собна не только усугубить изменение психосоматического состояний, но и практически полностью разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Существенно, что в проведенных исследованиях была выявлена связь восприятия интенсивности физической нагрузки с психотипом личности, а также доказано, что низкий уровень личностной тревожности, высокие показатели силы нервных процес-сов способствуют более легкому восприятию интенсивности (выше субмак-симального уровня) нагрузок. Если обратиться к литературе по валеологии последних лет, то нельзя не заметить обилия валеометрических систем. Однако, несмотря на многочис-ленность развиваемых подходов, совершенно очевидно, что подавляющее большинство из существующих методов изначально ориентировано на пара-дигму так называемой "адаптационной" валеологии. Из материалов исследований, приведенных выше, следует, что измененное психосоматическое состояние со-поставимо с так называемым "третьим состоянием", которое описывается в литературе, как состояние, когда "резервы функциональных систем организ-ма сдвинуты в сторону истощения". Более того, указанная особенность сосуществует в функциональной структуре измененного психосоматического состояния с другой, не менее важной, как можно полагать, характеристикой - изменением оценки личностного благополучия, включая снижение духовного благополучия, а также черты социально-психологической дезинтеграции. Таким образом, при изучении особенностей измененного психосоматического состояния происходит реальное столкновение с фактором психического и социального благополучия личности. Более того, обращает на себя внимание и то, что в определении здоровья называется, с точки зрения аксиологии, целая иерар-хия неоднозначных личностных ценностей таких, как инструментальные и терминальные. Вряд ли правомерно утверждать, что здоровье само по себе является изна-чальной терминальной ценностью для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности. В большинстве случаев, как известно, у здо-рового индивида ценностный аспект "здоровья" активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных ре-зервов, причем и в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность. В связи с этим особую значимость, как надо полагать, приобретает концепция, так называемой, "интегративной валеологии", с позиции которой оздо-ровительные технологии должны обеспечивать гармонизацию всей системы ценностных ориентации человека, реинтегрируя "здоровье" в систему дос-тижения высших ценностей существования личности. Примечательно, что осознание принципиальной значимости этой пробле-мы уже с середины 80-х годов привело к тому, что ряд известных специали-стов в области физической культуры и спорта приступили к разработке пси-хотехник, которые в ходе сопряженной психофизической тренировки позволяли обогатить процесс оздоровления процессами гармонизации внутреннего мира личности и гуманистическими целевыми установками. Все изложенное выше может служить основанием для разработки такой оздоровительной технологии, в основу которой была бы положена концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тре-нинга. Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного разви-тия физических возможностей и духовно-деятельностного потенциала лич-ности. Данный подход, безусловно, в целом имеет глубокие исторические корни, а именно "чтобы ум был здравым в теле здоровом". Отсюда приоритет физической культуры и спорта в сопряжении физического и духовно-эстетического совершенства личности неоспорим. Поэтому именно теоретические концепции спортивной науки (в отличие от клинической ме-дицины) не могут не представлять наибольшую ценность в раз-работке оздоровительных технологий холистического уровня. 2. Долголетие и работоспособность человека как признаки его здоровья Феномен долголетия является плодотворной "стартовой площадкой" для исследования состояния подлинного здоровья человека. Здесь прежде всего обращает на себя внимание, что долгожители отличаются определенной невосприимчивостью к болезням. У многих из них мож-но обнаружить обычные возрастные изменения, но ни у кого не встречается тяжелых органических заболеваний, существенно ограничивающих их дея-тельность. Может возникнуть вопрос: значит, до глубокой старости может дожить только тот, кому посчастливилось избежать тяжелых болезней? Да, именно так и считают большинство ученых, занимающихся проблемой долголетия. Изучение образа жизни долгожителей показало, что они, как правило, нико-гда ничем не болели. Это позволило говорить о нормальном функционирова-нии у них всех органов и систем, позволяющем обеспечить состояние равно-весия с окружающей средой. Недаром специальными исследованиями у большинства долгожителей обнаружены явления нормальной физиологиче-ской старости. Было отмечено также, что долгожители очень активны, жиз-нерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психи-ческих потрясений, не поддаются мрачным мыслям. Прав был Гуфеланд, пи-савший: "Между влияниями, укорачивающими человеческую жизнь, пре-имущественное место занимают такие душевные настроения, как печаль, уныние, страх, тоска". Та же самая мысль содержится и в народных изречени-ях типа: "Смейся побольше - проживешь подольше", или - "Хорошее настроение -- основа долголетия". В достижении долголетия играют немалую роль индивидуальные особен-ности организма и личности. Обследованные геронтологами долгожители отличались спокойным характером, уравновешенностью, отсутствием сует-ливости. Многие из долгожителей вели тяжелую трудовую жизнь, испытыва-ли серьезные лишения, но при этом сохраняли спокойствие, стойко перено-сили все невзгоды. Ученые на Западе, например, пишут о том, что большая часть долгожителей была ими обнаружена в малоразвитых странах, вдали от городской жизни и цен-тров цивилизации. Как правило, это были люди, занимавшиеся сельским хо-зяйством, часто примитивным. Кроме того, на основании проведенных исследований ученые приходят к выводу, что здоровая семья - одно из важнейших условий, благоприятствую-щих долголетию. До сих пор существует мнение, что непременным условием долголетия является благоприятный климат. Сторонники этой точки зрения утверждают, что долгожители встречаются лишь среди жителей гор и их жизнь продолжа-ется долго благодаря горному климату (избыток кислорода, ультрафиолето-вых лучей). В какой-то степени это верно. Горный климат благоприятствует долголетию, но если бы оно зависело только от климатических условий, то долгожителями были бы все живущие в горах. Однако это не так. Кстати, ис-следования, проводившиеся в Грузии, Армении, Северной Осетии, показали, что долгожителей чаще можно встретить не в горах, а в долинах, где в боль-шей степени по сравнению с горными местностями развиты сельское хозяй-ство и промышленность, сосредоточена основная масса населения и гораздо интенсивнее трудовая деятельность. Здесь мы подошли к очень важному вопросу - вопросу о труде как ис-точнике творческих и физических сил человека, источнике долголетия. Мно-гочисленными исследованиями доказано, что долгожители - люди деятель-ные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Со-фокл дожил до 90 лет. Гениальное произведение "Царь Эдип" он создал в 75-летнем возрасте, а "Эдип в Колоне"- несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, В 94 года он писал: "Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: "Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось". Награда его была в сознании, что он щедро и без остатка отдал свою жизнь и свой гений на благо человечества. Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил "Фауста" в воз-расте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет! А Тициан, Павлов, Лев Толстой! Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать беско-нечно. Человеку нужна жизнь не просто долгая, а обязательно плодотворная и созидательная. Постоянный, пусть даже очень напряженный труд, - одно из обязательных условий долголетия. Некоторые ученые прошлого, исходя из механистического понимания биологических закономерностей, высказывали суждение, что к старости ор-ганизм "срабатывается", подобно любой машине. Эта точка зрения оказалась неверной. Если считать, что передающиеся по наследству "запасы" определенных веществ или энергии только расходуются в течение жизни, то остается прий-ти к выводу, что изначально они достались человеку от далеких-далеких предков. Тогда получается, что ослабление процессов жизнедеятельности да-ет гарантию более благополучной и к тому же продолжительной жизни. На самом деле это не так. В отличие от неживой природы, все структуры живого тела не только постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливают-ся. Для нормального самообновления этих структур нужно, чтобы они интен-сивно функционировали. Поэтому все выключенное из действия обречено на вырождение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! "Ни один лентяй не достиг глубокой старости: все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни", -- подчеркивал X. Гуфеланд. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |