|
КЗОТ и меры ответственности за несчастные случаиp align="left">Уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. Основная масса работодателей и работников не имеют заинтересованности в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.Рынок образовательных услуг не соотносится с реальными потребностями рынка квалифицированного труда. Государственная политика в области развития и рационального использования кадрового потенциала будет направлена на: - обеспечение повышения общеобразовательного и профессионально - квалификационного уровня; - развитие системы профессиональной ориентации; - усиление трудовой мотивации; - усиление государственного воздействия на структуру и качество кадрового потенциала, совершенствование системы финансирования подготовки и переподготовки кадров, организацию дополнительного профессионального образования. Для усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров государство планирует: - введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников; - разработку и координацию национальной, региональных и отраслевых программ развития человеческих ресурсов, подготовку и переподготовку кадров; - организацию национальной системы профессиональной ориентации населения, и в первую очередь молодежи, планирование трудовой карьеры; - формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также государственных учреждений; - мобилизацию средств предприятий и работодателей путем установления нормативов финансовых затрат на рост профессиональной квалификации работников и порядка их использования, льготного налогообложения средств, направляемых на упреждающую переподготовку кадров при структурной и инновационной перестройке производства или вынужденном сокращении рабочих мест; - обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издания учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, сети методических и информационных центров. Государство планирует, реализуя социальную программу, принятие следующих нормативно - правовых актов: 1. Федеральный закон "О минимальной часовой оплате труда"; 2. Федеральный закон "О тарифном регулировании заработной платы"; 3. Федеральный закон "Об оплате труда работников бюджетной сферы"; 4. Постановление Правительства РФ "О совершенствовании оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий", в том числе в области охраны труда: 1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране труда"; 2. Федеральный закон "О службах охраны и гигиены труда"; 3. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; 4. Постановление Правительства РФ "О порядке отнесения отраслей (подотраслей) экономики и видов деятельности к классу профессионального риска"; 5. Федеральный закон "О тарифах страховых взносов при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; 6. Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечней тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых не допускается использование труда женщин" (в настоящее время действует нормативный акт 1978 г.), в области защиты трудовых прав граждан и социального партнерства: 1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части ответственности за нарушение законодательства о труде"; 2. Трудовой кодекс Российской Федерации; 3. Федеральный закон "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров"; 4. Федеральный закон "Об объединениях работодателей", в области занятости: 1. Федеральный закон "О порядке формирования и использования средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации"; 2. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке признания граждан безработными и условиях выплаты пособия по безработице"; 3. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в РФ" (в части совершенствования системы выплаты пособия по безработице); 4. Постановление Правительства РФ "Об организации общественных работ"; 5. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998 - 2000 гг., в целях развития кадрового потенциала: 1. Постановление Правительства РФ "О системе содействия предприятиям в развитии персонала на производстве"; 2. Федеральная целевая программа содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве на 1998 - 2000 гг.; 3. Постановление Правительства РФ "О совершенствовании системы профессионального обучения безработных граждан". Субъекты Российской Федерации могут значительно улучшить положение наемных работников, в отличие от федерального законодательства, принимая местные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения. В этих актах можно повысить гарантии трудовых прав, установить дополнительные льготы с учетом региональной специфики. Каждая организация может установить дополнительные льготы и социальные гарантии сверх установленных КЗоТом в рамках, например, коллективного договора. Устанавливая трудовые отношения в коллективе, работодатель должен помнить и исполнять ст. 7 Конституции РФ, которая провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждая организация обязана создавать для наемных работников условия, обеспечивающие эффективный труд и отдых. Во многих организациях, к сожалению, трудовые отношения, кадровая политика не соответствуют времени. Для изменения подобной ситуации целесообразно исходить прежде всего из следующих принципов: - равенство прав работодателя и работника с учетом того, что работодатель наделяется ограниченной государством властью в трудовых отношениях. Это положение может также рассматриваться как равновесие прав, обязанностей, ответственности работника и работодателя; - справедливость трудовых отношений, которая возможна при обеспечении равенства работодателя и работника, равенства прав всех наемных работников без какой-либо дискриминации; - необходимо четко определить, какие права работник передает работодателю в трудовых отношениях и какие он не должен передавать ни при каких обстоятельствах. 2. КЗоТ и меры ответственности за несчастные случаи Статья 146. Контроль за соблюдением требований инструкций по охране труда Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций. Комментарий к статье 146 1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляется специально уполномоченными государственными органами, не зависящими в своей деятельности от руководителей организаций и их вышестоящих инстанций. Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров. 2. Работник, допустивший нарушение инструкции по охране труда, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Если нарушение правил охраны труда связано с причинением имущественного ущерба организации, работник несет и материальную ответственность в установленном законом порядке. 3. Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в организациях всех форм собственности. Рострудинспекция образует государственные отраслевые инспекции труда, организация деятельности которых регулируется положениями, утверждаемыми главным государственным инспектором труда Российской Федерации. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правовой и технической инспекциями труда объединений профессиональных союзов. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются: - осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, а также о социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях; - защита трудовых прав и обеспечение безопасности труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права; - разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативно - правовых актов о труде и охране труда. Государственные инспекции труда выполняют следующие обязанности: - анализируют состояние и причины производственного травматизма, в установленном порядке принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве; - проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, сдачей их в эксплуатацию с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность; - информируют общественность о выявленных в организациях нарушениях правовых актов о труде и охране труда, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников; - организуют обучение работодателей и работников по вопросам нормативно - правовых актов о труде и охране труда; - ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и другие обращения работников и их объединений о нарушениях трудовых, социально - экономических прав и прав на охрану труда, принимают меры по их устранению. Государственные правовые инспектора труда и государственные инспектора по охране труда вправе: - беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток организации в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативно - правовых актов о труде и охране труда; - запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; - налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда; - предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативно - правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке. Государственные инспектора по охране труда вправе: - приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; - отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Руководители государственных инспекций труда вправе: - рассматривать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы, относящиеся к компетенции государственной инспекции труда, требовать устранения допускаемых нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; - направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, невыполнении предписаний государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда; - принимать обязательные для исполнения решения о приостановке работы организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; - запрещать производство средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и технических условий. Государственные правовые инспектора труда и государственные инспектора по охране труда при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только законами Российской Федерации, иными нормативно - правовыми актами. Руководители Рострудинспекции, государственных инспекций труда, государственные правовые инспектора труда и государственные инспектора по охране труда обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих должностных полномочий, не сообщать администрации организаций сведений о работниках, обратившихся к ним с заявлением, жалобой. Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 147. Обязанности администрации по расследованию и учету несчастных случаев на производстве Администрация предприятий, учреждений, организаций с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации, а в установленных законодательством случаях с участием представителей и других органов обязана своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. Администрация обязана по требованию пострадавшего выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему. При отказе администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, учреждения, организации, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации. На основе материалов расследования и учета несчастных случаев администрация обязана своевременно принимать необходимые меры для устранения причин, вызывающих несчастные случаи. (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 19.11.82) Комментарий к статье 147 1. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 558 и введено в действие с 1 августа 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 24, ст. 2284). Положение установило единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для организаций всех форм собственности. В соответствии с Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Действие Положения распространяется на: - работодателей; - работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту); - граждан, выполняющих работу по гражданско - правовому договору подряда и поручения; - студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику в организациях; - военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях; - граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на производстве; - иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, иностранных граждан, работающих в организациях, расположенных на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; - граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Работодатель или иное лицо, им уполномоченное, обязаны: - обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи, а при необходимости - доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно - профилактическое учреждение; - организовать формирование комиссии по расследованию несчастного случая; - обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин несчастного случая обстановки на рабочем месте и оборудования такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии); - сообщать в течение суток по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации, о каждом групповом несчастном случае (два и более пострадавших), несчастном случае с возможным инвалидным исходом и несчастном случае со смертельным исходом в: государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; соответствующий федеральный орган исполнительной власти; орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу; организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай; соответствующий профсоюзный орган. Ответственность за организацию и своевременное расследование и учет несчастных случаев, разработку мероприятий по устранению причин этих несчастных случаев несет работодатель. О всех несчастных случаях со смертельным исходом государственная инспекция труда по субъекту Российской Федерации информирует Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работника представительного органа. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им ответственного должностного лица. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в указанном расследовании не участвует. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, когда доверенное лицо не принимало участия в расследовании, работодатель обязан ознакомить его с материалами расследования. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение трех суток с момента его происшествия. При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего. Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями, в том числе с военнослужащими, привлекаемыми для работы в организации, студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации. Несчастный случай, происшедший с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где произошел несчастный случай. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления этого заявления. Расследование групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного работника представительного органа. Если государственный инспектор по охране труда по объективным причинам не имел возможности принять участие в расследовании несчастного случая, он обязан при необходимости провести расследование с использованием материалов ранее проведенного расследования и составить заключение, в котором должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны конкретные нарушения нормативных требований по охране труда и лица, их допустившие. При гибели на производстве пяти и более работников в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти. Несчастные случаи, происшедшие в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и другие), расследуются с учетом заключений этих органов по расследованию технических причин, приведших к аварии с несчастными случаями. По требованию комиссии, проводящей расследование, работодатель за счет средств своей организации обязан обеспечить: - выполнение технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов - экспертов; - фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов; - предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателями в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот. Каждый несчастный случай, вызвавший необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один рабочий день и более, а также потерю работником трудоспособности не менее чем на один рабочий день или его смерть, оформляется актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке или языке субъекта Российской Федерации (с переводом на русский язык). При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай произошел с работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, 2 из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий экземпляр акта и других материалов расследования остается в организации, где произошел несчастный случай. В акте по форме Н-1 должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения нормативных требований по охране труда. Акт по форме Н-1 должен быть оформлен и подписан членами комиссии, утвержден работодателем и заверен печатью организации. Один экземпляр акта выдается пострадавшему (его доверенному лицу) или родственникам погибшего по их требованию не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течение 45 лет в организации по основному месту работы (учебы, службы) пострадавшего на момент несчастного случая. Невостребованные акты хранятся в организации. В случае ликвидации организации акты по форме Н-1 подлежат передаче на хранение в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации. По результатам расследования групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом оформляются материалы расследования, которые должны содержать: - планы, схемы, эскизы, а при необходимости и фото-, кино- и видеоматериалы места происшествия; - документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; - выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда; - протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и должностных лиц, ответственных за соблюдение нормативных требований по охране труда; - экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов; - выписки из нормативно - правовых актов и других организационно - распорядительных документов, регламентирующих безопасные условия труда и ответственность должностных лиц; - медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причинах смерти пострадавшего, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения; - документы, подтверждающие выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами; - выписки из предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц органа государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной органам государственного надзора, а также представления инспекции общественного контроля об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда, если такие предписания и представления ранее выдавались. Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Министерством труда РФ. Материалы расследования групповых несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом вместе с актом по форме Н-1 и актом расследования указанных несчастных случаев в трехдневный срок после их оформления должны быть направлены работодателем в местную прокуратуру, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, а также в органы государственного надзора (по их требованию), если несчастный случай произошел в организациях (на объектах), подконтрольных этим органам. Акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве с возможным инвалидным исходом, несчастного случая на производстве со смертельным исходом и копия акта по форме Н-1 направляются работодателем в федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнание работодателем несчастного случая, отказ в проведении его расследования и составлении акта по форме Н-1, несогласие пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются органами Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда. Государственный инспектор по охране труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование несчастного случая независимо от его срока давности. По результатам расследования составляется заключение, которое является обязательным для работодателя и может быть обжаловано в органы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации или в суд. Виновные в случившемся происшествии привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Согласно Закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР" (принят Государственной Думой 14 июня 1995 г.) в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (ст. 210 "Государственная инспекция труда") государственная инспекция труда рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 41, 41.1 - 41.4 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе: - руководители государственных инспекций труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда; - государственные инспектора по охране труда за нарушения законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К Положению от 3 июня 1995 г. приложены формы документов, составление которых по результатам расследования является обязательным. Это - заключение государственного инспектора по охране труда по несчастному случаю, форма акта Н-1, а также форма акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве с возможным инвалидным исходом, несчастного случая на производстве со смертельным исходом. 2. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 558 "Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве" и в связи с поступившими запросами о применении пунктов Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее - Положение) Министерство труда Российской Федерации издало разъяснение от 19 апреля 1996 г. В соответствии с ним расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работ, обусловленных трудовым договором (контрактом), а также несчастные случаи, происшедшие в период времени нахождения работника на территории организации, отдельно выделенного производства (участка или объекта работ), вахтового поселка, при выполнении работ в сверхурочное время, в обеденный и внутрисменные перерывы, а также во время передвижения по территории организации или отдельно выделенного производства (участка или объекта работ). Расследованию подлежат несчастные случаи с работниками, занятыми на сезонных работах, работающими у граждан по договорам, и надомниками при выполнении ими трудовых обязанностей. Личный транспорт, используемый работником в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица в служебных целях, рассматривается как транспорт, предоставленный организацией. Несчастные случаи с работниками, выполняющими работы, имеющие передвижной характер, расследуются независимо от времени их происшествия, т.е. во время непосредственного выполнения работником своих трудовых обязанностей, внутрисменного перерыва. Расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие во время служебной командировки. Несчастные случаи, происшедшие в результате дорожно - транспортных происшествий с водителями транспортных средств, а также с работниками, следовавшими на работу или с работы на транспорте, предоставленном организацией, расследуются теми организациями, работниками которых являются (являлись) пострадавшие. Несчастные случаи, происшедшие с учащимися во время учебного процесса (в классах, аудиториях, лабораториях, учебных мастерских и т.п.), расследуются и оформляются в порядке, установленном Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утвержденным Приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 г. N 639, с составлением акта по установленной форме Н-2. При невозможности сохранить на рабочем месте обстановку, в которой произошел несчастный случай, как это предусмотрено п. 4 Положения, руководитель организации или уполномоченное им лицо обязаны составить протокол осмотра, схему (эскиз) места происшествия с указанием точного расположения пострадавшего и механизмов, оборудования до и после происшедшего несчастного случая, произвести фотографирование места происшествия. Если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной государственному надзору, то о несчастном случае сообщается также соответствующему органу надзора (Госгортехнадзору России, Госэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.). В соответствии с п. 7 Положения в состав комиссии для расследования несчастного случая включаются представители работодателя и представители профсоюзного или иного уполномоченного работниками данной организации представительного органа. При наличии в организации нескольких профсоюзов в состав комиссии включается представитель выборного органа той профсоюзной организации, членом которой является (являлся) пострадавший. Председателем комиссии по расследованию несчастного случая может быть любой из членов комиссии. Руководитель, которому непосредственно подчиняется (подчинялся) пострадавший и в обязанности которого входило непосредственное обеспечение безопасности труда для подчиненного (мастер, прораб, начальник смены (участка, цеха) и т.п.), в комиссию не включается. Пострадавший на производстве работник вправе доверить любому лицу, в том числе не работающему в данной организации, представление его интересов при расследовании несчастного случая. В случае смерти пострадавшего доверенное лицо определяется его родственниками. Такое лицо действует на основании доверенности, составленной в произвольной форме и подписанной пострадавшим, а в случае смерти пострадавшего - одним из его родственников. Опросы очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, оформляются в произвольной форме и подписываются опрашиваемыми. Объяснение пострадавшего может приниматься в рукописном виде с указанием даты составления, а также может быть записано с его слов. При применении п. 9 Положения руководитель организации (или уполномоченное им лицо), на территории которой произошел несчастный случай с работником (работниками) сторонней организации, обязан организовать расследование, не дожидаясь прибытия представителя соответствующей сторонней организации. В случае неприбытия этого представителя до окончания расследования в акте расследования производится соответствующая запись с указанием документа, в котором содержалась информация о несчастном случае. Срок подачи заявления пострадавшего или его доверенного лица, согласно п. 10 Положения о необходимости расследования несчастного случая не ограничивается. Расследование должно быть проведено в течение месяца с момента поступления заявления работодателю. В тех случаях, когда государственный инспектор по охране труда не смог принять участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, как это предусмотрено п. 11 Положения, он обязан ознакомиться с материалами расследования. В случае его согласия с выводами комиссии дополнительное расследование несчастного случая не проводится, о чем в акте расследования делается соответствующая запись. Согласно п. 18 Положения организация по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего учитывает все без исключения несчастные случаи, подлежащие расследованию в соответствии с п. 2 Положения, а также все акты по форме Н-1 вне зависимости от вины этой организации. ЛИТЕРАТУРА 1. Кодекс Законов о Труде Российской Федерации с комментариями // под ред. В.И. Шкатуллы : М., Инфра М, 1997 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |