|
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельностичение занимает большое место в жизни подростков. Подростки готовы избирательно при повышенной сенситивности чувствительности) к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делает их взрослыми в собственных глазах [24].Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.Творческие способности школьника в подростковом периоде проявляются ярко. Это отражается на учебной деятельности. Учебная деятельность считается сформированной, если она побуждается прямыми мотивами, а подросток может самостоятельно определить учебные задачи, выбрать рациональные приемы и способы решения задач, контролировать и оценивать свою работу. В этом случае реализуется потребность подростка в самоутверждении. Эффективность обучения подростков повышает целенаправленное формирование мотивов. Учитель должен формировать убежденность подростка в необходимости быть образованным, культурным человеком.Подводя итог, можно отметить исключительную важность подросткового возраста для всего развития личности. В этот период все стороны развития подвергаются перестройке, формируются новые психологические образования. Это необходимо учитывать в педагогической деятельности.Выводы по первой главеСоциальные явления и процессы полны острых, порой неразрешимых противоречий и катаклизмов, которые сегодня приобретают глобальный характер. Главной целью обучения предмета "Основам безопасности жизнедеятельности", является подготовка школьников к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. В процессе обучения ОБЖ формируются и совершенствуются не только знания, но и умения, теория сочетается с практикой, формируются мотивы, стремления, ценностные ориентации.Основной особенностью подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот возраст характеризуется стремлением к творчеству. Программный материал по курсу ОБЖ становится более сложным и разнообразным. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, следовательно, и специфику работы с ними.Глава 2. Теоретические аспекты игровой деятельности как средства развития творческих способностей школьника2.1 Развитие творческих способностей школьникаТворчество понимается как механизм продуктивного развития. Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Готовность выпускников средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в профессиональной сфере. Поэтому проблема развития творческих способностей школьников подросткового периода всегда находит отражение в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов [9].Цель процесса обучения школьников на уроках ОБЖ сводится к созданию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий многообразен. Он начинается с создания особенностей ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей, качеств личности, созданием творческого климата в коллективе.В методической литературе отмечается, что творческие способности такие способности, которые проявляются в умении применять полученные знания в новой ситуации, в гибкости мышления и порождении множества разнообразных оригинальных идей для их творческого и практического решения. Творческие способности проявляются в нестандартности и нешаблонности решения заданий [25].Творческая деятельность - форма деятельности школьника, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, важно суметь раскрыть их и развить [25].В методической литературе отмечается, что главными взаимосвязанными факторами развития творческих способностей учащихся являются личность самого педагога и специально организованные учителем условия, в которых осуществляется деятельность учащихся [25]. Активная познавательная деятельность школьников организуется с помощью разнообразных средств. Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте.Проведенный анализ научных источников по проблеме развития творческих способностей учащихся в процессе обучения, позволил сделать следующие заключения:основным ведущим направлением в современной педагогической науке для развития творческих способностей является обогащение, видоизменение (трансформация) содержания учебного материала;творческие способности могут целенаправленно развиваться;развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней;основное направление развития творческих способностей для школьников - включение в учебный процесс вариативных учебных заданий и задач.Из множества заданий, которые применяются в практике для различных дидактических целей, выделяем такие задания, которые могут являться средством развития творческих способностей школьников. Эти задания мы называем вариативными учебными и характеризуем определенными признаками, которые включают в себя:овладение учебным материалом в соответствии с учебной программой;развитие мыслительных операций;развитие психических процессов;различные уровни познавательной деятельности (от репродуктивных заданий до творческих).Целенаправленная активная творческая деятельность школьников по самостоятельному решению проблем в конкретных вариативных учебных заданиях стимулирует у них поиски правильных вариантов решения этих заданий. Решение вариативных учебных заданий активизирует сознание учащихся настолько, что они привыкают самостоятельно и творчески осмысливать изучаемый материал под углом зрения уже имеющихся у них системы знаний, требует творческого подхода к выбору решения задания, проблемности, и даже некого прогноза проявления результата этого задания в других ситуациях [5].Исследование показало, что одно наличие вариативных учебных заданий с их выявленными характеристиками не всегда может привести к развитию творческих способностей каждого школьника, и в массовой школе требуются специальные условия их применения, которые могут обеспечивать принятие учеником задания и поддержку его выполнения.Таким образом, для развития творческих способностей школьников в процессе обучения необходимо наличие следующих условий:отбор и совокупность вариативных учебных заданий, выполнение которых предполагает овладение школьниками учебного материала в соответствии с учебной программой;развитие у школьников умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, делать выводы и т.д.;развитие психических процессов у школьников; наличие различного уровня познавательной деятельности школьников (от репродуктивного до творческого), стимулирование межличностного взаимодействия между субъектами учебного процесса;организация и поэтапное внедрение вариативных учебных заданий в учебную деятельность школьников [26].Творческие способности представляют собой комплекс многих качеств. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук [26], опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.7. Гибкость мышления.8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.11. Лёгкость генерирования идей.12. Творческое воображение.13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик, творческого воспитания считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [26]:1. Способность рисковать.2. Дивергентное мышление.3. Гибкость в мышлении и действиях.4. Скорость мышления.5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.6. Богатое воображение.7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.8. Высокие эстетические ценности.9. Развитая интуиция.В образовательном процессе ОБЖ для развития творческих способностей используются различные варианты учебных и игровых заданий. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.2.2 Применение игровой деятельности на уроках ОБЖИгровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельностью. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта [12].Организация игровой деятельности на уроках ОБЖ имеет свои особенности. В процессе организации игровой деятельности на уроках ОБЖ необходимо опираться на возрастные особенности школьников. Для подросткового возраста характерны широкие познавательные мотивы - интерес к знаниям. Учебно-познавательный мотив у подростков проявляется в интересе к способам добывания знаний. Совершенствуется интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие во внешкольных мероприятиях, применение исследовательских методов анализа на уроке) [3].Для подготовки урока с использованием игровой деятельности необходимо тщательно готовиться. Важно продумать содержание урока, его задачи. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы, события, ситуации. Задачи урока, с использованием игрового метода обучения.Образовательные:1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.Развивающие:1. Развивать у учащихся творческое мышление.2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке ОБЖ.Воспитательные:1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.2. Вырабатывать самосознание - осознанную сопричастность с происходящими событиям.3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся самореализующейся личности.При разработке содержания урока ОБЖ с игровой деятельностью преподавателю следует определить:средства и методы решения каждой педагогической задачи;учебно-материальное обеспечение урока;методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;критерии оценки работы учащихся.При организации игрой деятельностью необходимо продумать форму организации коллективной деятельности школьников на уроке ОБЖ. Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ с игровой деятельностью, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповая работа: работа малыми группами, работа в микрогруппах. Групповая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, ставящим в центр внимания творческое развитие каждого школьника с учетом его индивидуальных возможностей. На уроке школьники учатся вместе получать знания, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь [10].Игра - это сложное социально-психологическое явление. Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно [24].Игра - это метод познания действительности. В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Творческий характер игры подтверждается тем, что школьник не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления.Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного [14].Игровая деятельность развивает целенаправленность действий. Именно на этом этапе в курсе ОБЖ появляется возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у школьников рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д. В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение [10].Эффективность развития творческих способностей школьников на уроке "Основы безопасности жизнедеятельности" связана с четкой, правильной постановкой задач. При постановке задач следует исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. К примеру, для формирования готовности к действиям в опасных ситуациях решает три группы задач:Идентификация опасностей - выяснение их видов, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба, возможного ущерба и т.д.Предвидение, предупреждение и профилактика идентифицированной опасности на основе сопоставления выгод и затрат.Организация действий по оказанию помощи и спасению.При разработке содержания урока ОБЖ преподавателю следует определить:средства и методы решения каждой педагогической задачи;учебно-материальное обеспечение урока;методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;критерии оценки работы учащихся.В процессе передачи знаний, умений, навыков деятельность преподавателя направлена на активизацию и управление познавательной и учебно-практической деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по ОБЖ [31]. Управление деятельностью учащихся включает в себя:организационные мероприятия на уроке (сообщение учащимся задач урока, организация дисциплины, рациональное распределение учебного времени, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания;непосредственное педагогическое воздействие (объяснение учебного материала, демонстрация наглядных пособий, учебных видеофильмов, формирование практических умений и навыков и др.);текущий контроль на уроке (анализ по ходу урока познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, оценка ее эффективности, внесение соответствующих корректив и т.п.).В методической литературе отмечают [22], что существует несколько групп игр, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активность школьника:I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения происходит в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора.II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, школьники с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала [см. Приложение].Творческая активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. В процессе обучения на уроках ОБЖ используются интеллектуальные игры типа "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Спасатели", "Путешествие". Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией [30].III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды и т.д.Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения. Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.Топографический диктант. Под диктовку учителя, учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске, вычерчивают план пути (текст составляет учитель, используя изученные условные знаки плана). Топографическое письмо. По заданию учителя учащиеся записывают составленный ими сообща текст, в котором характеризуют разные участки окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.).В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность.IV группа игр - строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные.Часто в урок ОБЖ вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность творческую и познавательную.V группа игр, интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность. На уроках ОБЖ применяются разнообразные конкурсы и соревнования. Для практической подготовки по теме "Основы воинской службы" применяются соревнования по полосе препятствий, соревнования по ориентированию на местности.В практике обучения на уроках ОБЖ используют также проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация, при которой для изучения темы необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением или комплексом их одновременно [12].Проблемные ситуации позволяют постепенно вырабатывать у обучаемых внимание к объекту обучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности. Проблемное обучение на уроках ОБЖ ориентировано на поисковое усвоение знаний, умений и навыков. Применяется преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной и практической деятельности, оно способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.Использовать игровую деятельность предпочтительно на этапе проверки или закрепления учебного материала. Назначением игровой деятельности в процессе обучения является помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а также развитие психологических и личностных качеств. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной и творческой деятельности [10].Итак, игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике. Игра - путь поиска школьника себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных творческих способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка, развитие творческого начала.Выводы по второй главеВ психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения. Игроваядеятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программы собственной самостоятельной и творческой деятельности.ЗаключениеАнализ жизни современного общества позволяет делать выводы, что реально существуют угрозы безопасности жизни и здоровью людей. Школьный курс "Основы безопасности жизнедеятельности" служит делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному поведению.Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения.Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие творческих способностей необходимое условие процесса обучения по курсу ОБЖ. В теории и практике применения игровых средств в учебном процессе "Основ безопасности жизнедеятельности" стимулирует развитие творческих способностей школьников подросткового возраста. Исследование возрастных и психических особенностей детей подросткового возраста показало, что применение игр в учебном процессе соответствует психологии восприятия. Игра - это один из видов деятельности школьника. Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы действий в общении. Игра дает такую возможность.Подростковый возраст период характеризующийся стремлением к неординарным поступкам, жаждой состязаний, тягой к творчеству. В этом возрастном периоде развитие творческих способностей помогает школьникам самоутвердиться, проявлять инициативу и творческий подход в различных видах деятельности. На основании этого, развитие творческих способностей на занятиях ОБЖ является важным элементом.Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету.При организации игровой деятельности на уроках ОБЖ применяются общепринятые педагогические методы и формы организации урока. При подборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Важно продумать содержание урока, его задачи и форму организации деятельности школьников на уроке. Развитие творческих способностей школьника через применение средств игровой деятельности на уроках ОБЖ используется ведущими педагогами. Таким образом, наша гипотеза нашла подтверждение, что эффективность развития творческой активности учащихся на уроках ОБЖ повышается, если основу обучения составляет игровая деятельность в качестве системообразующего компонента.Список используемой литературыАйзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. - Новосибирск.: Сиб. унив. из-во, 2003. Анастази А. Психологическое тестирование, М.: Педагогика, 1982. Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Дашков и К, 2003. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М.: "Дашков и К", 2001. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., - Просвещение, 1984. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М.: Знание, 1999. Безопасность: Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. - М.: Демографическая безопасность 1998, № 3-4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.М., Просвещение, 1985. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М.: Лист, 1997. Гостев В.С. Раны. Первая медицинская помощь: Метод, указания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. М.: ИКЦ "МарТ", Ростов-на-Дону: Изд. центр "МарТ", 2003. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003. Зайцев О.С. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Библиотечка журнала "Военные знания". М.: ИЦ-Ред. "Военные знания", 2000. Зиновьева Э.Н., Киршин Н.М. Отравление ядом животных: неотложная помощь и лечение. Метод. указания. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. Кирин Б.Ф., Каледина Н.О., Слепцов В.И. Защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Моск. госуд. горн, ун-та, 2004. Кон И.С. "Психология старшеклассника", М, Просвещение, 1982 г Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2. Корнилов КВ., Грязнухин Э.Т. Медицинская помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях. СПб.: Изд. НИИ травматологии и ортопедии им.Р. Р. Вредена, 1992. Кошелев А.А. Медицина катастроф. СПб.: Паритет, 2000. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1977. Лук А. И, Мышление и творчество.М., Политиздат, 1976. Лук А.Н. Психология творчества.М., Наука, 1978. Макеев В. И, Михайлов А.А., Стражиц Д.Н. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. - 1996. - № 1. с65-70 Мамай В.И. Комментарий к Семейному кодексу России. М.: 1998. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: "Академия", 2003. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС - 1991. Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. - Барнаул: АГИК, 1992. Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности. Барнаул: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 1999. Мошкин В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для 5-11 классов. Барнаул: АО "Полиграфист", 1996. Мошкин В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера). Барнаул: АГИК, 1993. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |