|
Инженерная психологияпораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать. Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи. Другие неотложные работы включают: - прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах заражения; - локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; - укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; - ремонт и Восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; - обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; - ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника; - СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО. К силам и средствам для проведения СДНР относятся: - военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно- спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций РФ; - учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств РФ; - формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России; - военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и оборудования Минэкологии России; - части и подразделения службы противопожарной и аварийно-спасательных работ МВД России; - воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО РФ; - соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; - силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Минтранса России; - восстановительные и пожарные поезда МПС России; - аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и ведомств РФ; - отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций. Наиболее многочисленными по численности являются различные невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени. Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем: - на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут использоваться формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы; - в городе без районного деления - группировки сил объектовых и территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона; - в городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы города; - в области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и резервы. - По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать: - возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач; - своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР; - сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач; - развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно сжатые сроки; - возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и осуществление маневра ими; - устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия. Группировки сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и специализированные формирования. Специальные и специализированные формирования состоят из: - 50% - медицинские формирования; - 25% - противопожарные формирования; - 10% - формирования радиационной и химической защиты; - 10% - службы охраны общественного порядка; - 5% - прочие аварийно-спасательные формирования. К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные по производительности и другим показателям основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации. Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные, вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации. Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО. В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий. Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает основную задачу. Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время. Успешное проведение СДНР достигается: - своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; - быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; - высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава; - знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при выполнении работ; - заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально- энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики ЗС; - непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия. Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на готовность к действиям. Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв. Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе. Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона. Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их проведения. В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и сельских районов. Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый эшелон. Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй - из 1 -2 смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%, вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона. Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12 часов: - первой смены - не менее 2-х часов; - второй смены - от 3-х до 4-х часов; - третьей смены - от 5 до 6 часов. В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач. В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного, материального, технического, гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения. Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на объектах и участках СДНР. Основные задачи разведки заключаются в: - выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними постоянного контроля; - выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий; - усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый период; - контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах развертывания сил ГО и эвакуации; - уточнении состояния маршрутов; - усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при возникновении ЧС; - выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий; - установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС; - определении состояния маршрутов после ЧС; - контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил ГО; - выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения ЧС. Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная, радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно- эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная, фитопатологическая. Организация спасательных и других неотложных работ включает: - принятие решения на проведение работ; - постановку задач силами ГО; - планирование проведения работ; - организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления. Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НТО на проведение СДНР. Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить на 3 этапа: 1. 1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР. 2. 2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС. 3. 3 этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. На первом этапе СДНР решаются две основные задачи: 1. Задачи по экстренной защите и спасению населения: - оповещение об опасности; - использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.; - эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения; - применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи пострадавшим. 2. Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР: - приведение в готовность органов управления; - организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки; - приведение в готовность к действиям сил и средств ГО. Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами ГО. Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника. На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго- , водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения; восстановление жилья и т.д. Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия. Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы. Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и служб. Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых строго обязательно. На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально- энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством. В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную смену, отдых и питание личного состава. К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической помощи. С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей. Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В тех случаях, когда имеется достаточное количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую опасность. На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях. Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение. Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м. Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников. К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных конструкций - специальные строительно-монтажные организации. В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными - голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД - изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные приспособления. Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы сласти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) - по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения пораженного необходимо освободить его от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя ему дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь. Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м. Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др. Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких температур; чтобы обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы. Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения. Список литературы 1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М: Медицина, - 1998. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.2 /Е.А. Резчиков, В.Б. Носов, Э.П. Пышкина, Е.Г. Щербак, Н.С. Чверткин /Под редакцией Е.А. Резчикова. М.: МГИУ, - 1998. 3. Варварин В.К., Койлер В.Я., Панов П.А. Справочник по наладке электрооборудования. Россельхозиздат, - 1979. 4. Жеребцов И.Н. Основы электроники. М., Энергоатомиздат, - 1989. 5. Иванов Б.С. Человек и среда обитания: Учебное пособие, М.: МГИУ, - 1999. 6. Охрана труда в машиностроении: Учебник /Под редакцией Е.Я. Юдина и С.В. Белова, М. - 1983 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |