|
Анализ критериев эффективности аэродромных пожарно-спасательных комплексовАнализ критериев эффективности аэродромных пожарно-спасательных комплексовСодержание 1. Список сокращений и условных обозначений 2. Цели и задачи работы 3. Общие положения Теоретическая часть Расчетная часть Исходные данные Выполнение расчетов Выводы и предложении Список литературы Приложение3 1. Список сокращений и условных обозначений АП - Авиационное происшествие АПСК - Аэродромный пожарно-спасательный комплекс АС - аварийная ситуация АСО - аварийно-спасательное обеспечение АСР - аварийно-спасательные работы АСС - аварийно-спасательная станция АТС - авиационная транспортная система БЖД - безопасность жизнедеятельности БП - безопасность полетов ВС - воздушное судно ВТ - воздушный транспорт ГА - гражданская авиация ИПЛ - испытательная пожарная лаборатория ЛС - лафетный ствол МРД - магистральная рулежная дорожка ОАСС - основная АСС ПА - пожарный автомобиль ПАСС - поисковые и аварийно-спасательные силы и средства ПС - пожарный насос ПО - пенообразователь РГР - расчетно-графическая РД Ёрулежная дорожка САСС - стартовая АСС УТПЗ - уровень требуемой противопожарной защиты 2. Цели и задачи работы Цель данной работы заключается в анализе работы аэродромных пожарно-спасательных комплексов, путем расчета статических и динамических критериев АПСК. Дать оценку АПСК на аэродроме данном варианте и привести решение задач по оптимизации АПСК. Задачи заключаются в подготовке сил и средств, для ликвидации последствий АС. К таким задачам относятся: планирование мероприятий (руководство, связь, координация) на случай АС в предприятии ГА, контроль оснащенности и поддержание в постоянной готовности ПАСС, обеспечение подразделений службы ПАСОП постоянно действующей устойчивой связью и системой аварийного оповещения, организацию круглосуточного дежурства ПАСС и оперативного взаимодействия с другими службами и организациями, обеспечение ВС съемным и стационарным бортовым аварийно-спасательным оборудованием (БАС О) и контроль за его состоянием, ознакомление пассажиров с правилами пользования БАС О ВС и выживания в АП, обучение и контроль уровня подготовки экипажей ВС и спасателей к действиям в ожидаемых условиях. 3. Общие положения Главными показателями эксплуатационной эффективности воздушного транспорта (ВТ) являются регулярность, экономичность и безопасность полетов (БП). Последний из них - главный, так как он напрямую влияет на два предыдущих. Человеческая жизнь бесценна, поэтому для защиты жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа должны приниматься все возможные меры. Обеспечение безопасности полетов ведется в двух направлениях: предупреждение авиапроисшествий (АП); понижение тяжести последствий АП. Приоритетным направлением обеспечения БП является предупреждение АП. Тем не менее, на современном уровне развития авиации, АП, к сожалению, неизбежны. Для спасания пассажиров и членов экипажа ВС в нашей стране создана система ПАСОП. Основополагающим принципом построения системы авиационного поиска и спасания является принцип «Эффективности и экономичность». Затраты предприятий и авиакомпаний на обеспечение безопасности полетов не должны превышать определенные пределы, или быть ниже установленных государством. И в том, и в другом случае система ПАСОП неэффективна. По статистике, наибольшее количество АП с транспортными самолетами происходит на этапах взлета, посадки, захода на посадку, т.е. на территории и в районе аэродрома. В соответствии с Воздушным Кодексом аварийно-спасательные работы (АСР) на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта. В современных условия затраты на обеспечение безопасности воздушных перевозок в «экономически сильных» предприятиях ГА и авиакомпаниях составляют 25-30% от общих затрат. Это, в свою очередь привлекает потенциальных пассажиров, увеличивает объемы перевозок и§доходы предприятия. «Слабые» предприятия и авиакомпании не в состоянии в полной мере обеспечить БП. При этом и к «сильным» и к «слабым» предприятиям предъявляются одинаковые требования по обеспечению безопасности, установленные Государством в нормативных документах. Уровень безопасности полетов определяется состоянием сил и средств, выполняющих и обеспечивающих полеты, их готовностью к действиям в ожидаемых условиях и надежностью. В настоящее время большинство ВС РФ имеют календарный срок службы 15-22 года. Сложилась порочная практика продления ресурса ВС, что приводит к инцидентам и АП. В системе аварийно-спасательного обеспечения полетов более 80% аэродромных пожарных автомобилей (ПА) выслужили установленные сроки и требуют немедленного списания. Практически все отечественные ПА по своим функциональным характеристикам отстают от требований ИКАО к противопожарным и аварийно-спасательным транспортным средствам. Существующие нормативные требования к оснащению аэродромов аварийно-спасательными средствами, учитывают, в основном, количественные показатели, не связанные с дислокацией этих средств на аэродроме и их функциональными свойствами. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в современных условиях нужна научно обоснованная методика в области аварийно-спасательного обеспечения полетов, позволяющая: - объективно оценивать эффективность имеющихся в аэропорту аварийно-спасательных сил и средств с учетом их реальных возможностей и размещения на аэродроме; - оптимально размещать имеющиеся силы и средства с учетом их функциональных возможностей на аэродроме. При этом время развертывания наземных аварийно-спасательных сил и средств на месте АП не должно превышать критического времени пребывания людей внутри ВС под воздействием поражающих факторов. Применение данной методики позволит: снизить затраты предприятий в случае проведения АСР за счет снижения тяжести последствий АП; уменьшить страховые выплаты за погибших и травмированных пассажиров в случае АП авиакомпаниям; * обеспечить выживаемость большего количества людей в АП. Накопленный в мировой гражданской авиации опыт проведения АСР говорит о том, что наиболее важными факторами, влияющими на эффективность аварийно-спасательных операций, при АП с выживанием людей являются уровень подготовки персонала, надежность оборудования и скорости развертывания персонала и аварийно- спасательных средств. Однако в задачи данной работы и рассматриваемой методики оценка первых двух факторов не входит. При выполнении расчетно-графической работы буде считать, что личный состав имеет необходимую квалификацию, а все пожарно-техническое оборудование надежно работает и выдает заявленные в паспорт (формуляре) эксплуатационные характеристики. 4. Теоретическая часть Послеаварийные пожары на ВС представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, находящихся на борту. Опасность авиационных пожаров и их скоротечность предъявляют требования к повышению эффективности как бортовых, так и наземных средств противопожарной защиты ВС, готовности расчетов АСК, в первую очередь ПСР, к быстрым и эффективным действиям по локализации и ликвидации пожара в целях проведения спасательных работ. На территории и в районе аэродрома противопожарную защиту и тушение пожаров обеспечивает АПСК. Под аэродромным пожарно-спасательным комплексом понимается минимально необходимое количество технических средств, в данном случае, аэродромных пожарных автомобилей (ПА), оснащенных огнетушащими средствами (ОТС) и определенным образом размещенных на территории аэродрома. Очевидно, что АПСК может считаться эффективным, если по своим тактико-техническим параметрам он обеспечивает тушение или локализацию пожара самолета, находящегося в любой точке аэродрома, не позже чем через заданный с начала возникновения пожара момент времени. Принятая в настоящее время методика оценки эффективности АПСК заключается в проверке его соответствия: ¦ Количество ОТС, с заданным огнетушащим свойством должно быть не менее требуемого: QфQтр; ¦ Производительность подачи указанных ОТС при тушении пожара должно быть не менее требуемой: qфqтр; ¦ Время прибытия ПА в наиболее удаленную точку аэродрома должно быть не более заданного интервала: фтр; В случае, если комплекс состоит из n ПА различных типов и при этом Qi,qi,Ii,i - соответственно количество ОТС, производительность их подачи, огнетушащая интенсивность подачи составов и время прибытия в наиболее удаленную точку аэродрома для i-го автомобиля, Qn,qn,In,n - нормативные значения указанных показателей для всего комплекса, то вышеперечисленные требования математически записываются в виде следующей системы: Показатели gb ц т, являются обобщающими, т.к. по физической сущности обобщают влияние различных параметров ПА, территориальной их на аэродроме и элементов организации службы на эффективность тушения пожаров самолетов. В настоящее время в результате обобщения в системе ICAO многолетнего опыта эксплуатации и применении ПА установлены следующие значения нормативных величин: н=3мин, IH=0,137кг/м*с, a QH, qH в зависимости от категории пожарной защиты ВПП от 800 до 41000кг и от 6 до 226кг/с соответственно. На основе изложенной методики оценки эффективности АПСК определяются их количественный и качественный состав. Однако, базируясь на такой методике затруднительно оценить эффективность комплекса в конкретном аэропорту, при наличии весьма значительного разброса динамических и скоростных характеристик ПА различных типов, различном размещении ПА на АСС и т.д. Таким образом, принятая система оценки не учитывает количественно взаимосвязи различных показателей и параметров АПСК. Для оценки эффективности АПСК вводят и нормированные показатели, которые сверяют обобщающие показатели комплекса. В качестве таких показателей можно использовать критерии эффективности комплекса ПА по запасу ОТС (Kq) и по производительности (Kq) следующего вида: В случае если Ii=IH , а i=H , то KQ2=Kq2=0 , а KQ1 и K q 1 принимают формулу, которая используется в применяемой в настоящее время методике оценки АПСК. Критерии эффективности показывают, что при значениях Kq1 и Kq1 1 и при значениях Kq2 и Kq2 0 аэродром располагает АПСК достаточной эффективности, а в случае, если эти условия, хотя бы для одного критерия эффективности не выполняются - не достаточной. Анализируя систему уравнений (1)...(4) можно установить, что обеспечить приемлемый уровень эффективности АПСК, в целом, невозможно, улучшая только какой-либо один показатель при неудовлетворительном значении других. Так, если из уравнений (1) и (4) можно предположить, что эффективность АПСК можно повысить за счет простого увеличения вывозимого запаса ОТС (увеличивая количество ПА), то уравнения (2) и (3) показывают, что такое предположение будет неоправданно, если ПА будут обладать низкими скоростными и динамическими характеристиками, или их размещения на аэродроме не обеспечит приемлемых значений i 5. Расчетная часть 5.1 Исходные данные Дано: > Категория по УТПЗ-7: qн=133 л/с; Qн=24000л; Iн=0,137л/м2*с; > Тип и количество ПА: ь АЦ-40(131)-1 шт.: qi = 40л/с; Qi = 3900л; Vmax = 85 км/ч. ь АА-60(7310)- 1 шт.: qi = 60л/с; Qi = 12900л; Vmax = 60 км/ч. ь АА-15/80 (790912)- 1 шт. ь qi = 80л/с; ь Qi = 14000л; ь Vmax = 75 км/ч. > Тип пенообразователя - ПО-1: Ii = 0,14 л/м2·с >Расстояния: М=100м; L1=500м; L2=1800м; L3=1000м. 5.2 Выполнение расчетов 1.Определим длину маршрута от основной аварийно-спасательной станции (ОАСС) до расчетной точки (РТ): Iобщ=Iрд+Iип+Iг=100+1800+1000=2900м. 2.Определим время развертывания каждого пожарного автомобиля: i=рд+ип+г(-30%)+сбора АЦ-40: 1 = 7+60+47+45=159сек. АА-60: 2 = 9+80+66,9+45=200,9сек. АА-15/80: 3 = 7+75+69+45=196сек.. Рассчитываем критерии эффективности по системе уравнений (1)…(4): IH/I=0,137/0,14=0,98 По запасу ОТС: KQ1 =0,98*(3900+12900+8000)/24000=1,3 KQ2 = 3900(180-159)+12900(180-200,9)+14000(180-196)=-411710 По производительности: Kq1=0,98*180/133=1,3 Kq2=40(180-159)+60(180-200,9)+80(180-196)=-1694 После проведения расчётов видно, что KQ1=1,3; Kq1=1,3 1 KQ2=-411710; Kq2=-1694 0 Таким образом, комплекс считается неэффективным. 5. 3 Выводы и предложения Необходимо построить САСС, при этом рассчитать эффективное его расположение. Зная, что фг=66,9с; фрд=9с, то фип=180-66,9-9-45=59,1с. Имеем Iип= фип·vип=59,1с ·18 м/с=1063,8м Предлагаю построить САСС в 1000 метрах от торца ВПП вместо 1063,8м., чтобы перенести на нее 2 тяжелых автомобиля АА 15/80 и АА-60. И рассчитаем критерии после построения САСС. По запасу ОТС: KQ1 =0,98*(14000+14000)/24000=1,14 KQ2 = 14000(180-168)+12900(180-170)=157000 По производительности: Kq1=0,98*140/133=1,1 Kq2=80(180-168)+ 60(180-170)=720 После проведения расчётов видно, что KQ1=1,14; Kq1=1,1 1 KQ2= 157000; Kq2= 720>0 Таким образом, после построения САСС мы видим, что АПСК можно считать эффективным. Список литературы: 1. Методики оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (МОС НГЭА СССР). Приложение к НГЭА СССР (3-е издание). М.: Воздушный транспорт, 1992. 2. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов ГА: справ. Пособие для выполнения практических, контрольных, курсовых и подготовки выпускных квалификационных работ по дисциплинам "Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение ГА" и "Спасательная техника, оборудование и снаряжение". В 2 ч. / сост. А.В Селезнев. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2005. - Ч. 2. Оснащение подразделений поиска и спасания и норм обеспечения спасателей ГА. - 136 с. 3. Селезнев А.В. Анализ критериев эффективности аэродромных пожарно-спасательных комплексов: методические указания и справочный материал по выполнению расчетно-графической работы. - Ульяновск: УВАУ ГА, 2007 - 38с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |