|
Анализ и повышение безопасности работающих в механическом цехе обработки деталей ОАО "Государственный Шарикоподшипниковый завод"Анализ и повышение безопасности работающих в механическом цехе обработки деталей ОАО "Государственный Шарикоподшипниковый завод"80 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Улучшение условий и повышение безопасности труда на производстве являются важнейшей социально-экономической задачей развития предприятия и всей страны. Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных и других опасностей. Все это создает реальные предпосылки для улучшения условий труда, повышение его безопасности, снижения уровня профессиональных заболеваний. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий производственной деятельности людей, в защите человека и окружающей его производственной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. За последние годы удалось добиться значительных результатов в профилактике производственного травматизма. Поэтому работник службы охраны труда должен проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека, на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала в чрезвычайных ситуациях. С учетом вышесказанного целью дипломного проекта является анализ и повышение безопасности работающих в механическом цехе обработки деталей ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод», обоснование выбора оптимальных экономически обоснованных методов и средств их индивидуальной и коллективной защиты, организация и содержание работы по обеспечению безопасности производства в ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: 1. определены законодательно установленные правила и требования к охране труда на предприятиях; 2. раскрыто влияние условий труда на эффективность деятельности компании; 3. дана характеристика условиям труда в механическом цехе обработки деталей ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» и определены неблагоприятные факторы труда в ремонтном цехе; 4. разработаны предложения по улучшению условий труда и определен экономический эффект от их внедрения. Таким образом, объектом данного дипломного исследования является механический цех обработки деталей ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод», предметом - условия и охрана труда на предприятии. Дипломная работа написана на 75 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Литературный обзор 1.1 Правовое регулирование условий труда на предприятии Существующая система управления охраной труда сформировалась под воздействием становления рыночного механизма хозяйствования, одновременно в ней сохранились отдельные элементы управления прежней плановой экономики, такие, как предоставление прав на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда по спискам, например досрочных пенсий по спискам N 1 и N 2. Правовая база управления закреплена в: - Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.; - Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.; - указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ по проведению административной реформы в 2004 г., разграничивших сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти; - федеральных законах, установивших принципы разделения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, субъектов Федерации, а также принципы организации местного самоуправления; - Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3803.". Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в Конституции РФ (статья 37 пункт 3): каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса РФ). В разделе Х. "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Следствием возложения на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда является то, что исполнительные органы государственной власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства. Административная реформа 2004 г. установила, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Минздравсоцразвития вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Минздравсоцразвития самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда, такие, как нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т.д. Основные направления государственной политики в области охраны труда, которые должно проводить Минздравсоцразвития, изложены в статье 210 Трудового кодекса РФ. В числе этих направлений - государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Эта функция возложена на Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Минздравсоцразвития. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и др. Важнейшей особенностью административной реформы 2004 г. является введение принципа, установившего, что каждый федеральный орган исполнительной власти имеет функции только в установленной сфере деятельности, но не регулирует вопросы, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Трудовой кодекс РФ является тем федеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда, поэтому у министерств, ведающих вопросами, например, промышленности или сельского хозяйства, теперь нет функции по управлению охраной труда. Данное новшество противоречит положению статьи 216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса, в которой предусмотрено участие федеральных органов исполнительной власти в управлении охраной труда. Принятые за последние годы федеральные законы о разграничении полномочий государственных органов власти дополнили и развили положения, изложенные в Трудовом кодексе РФ в статьях 6, 7, 210 и 211. В статье 6 "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений" изложены основы разграничения полномочий органов государственной власти, непосредственно относящиеся к охране труда. "К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: - основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; - основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; - обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); - порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; - основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; - порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; - принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; - порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; - порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; - виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; - систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; - особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. В случаях если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон". Вследствие принятия федеральных законов о разграничении полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и проведении административной реформы произошли кардинальные изменения в государственном управлении охраной труда, ликвидирована вертикаль управления от федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) до организаций (предприятий). В результате произошли: - исчезновение функций по охране труда в положениях о федеральных органах исполнительной власти (министерств, комитетов) и ликвидация в них соответствующих отделов (департаментов); - сокращение численности отделов по труду в государственных органах исполнительной власти субъектов Федерации. О том, чем "управляет" государственный орган исполнительной власти (Минздравсоцразвития России), осуществляющий по поручению Правительства РФ государственное управление в сфере охраны труда, видно из перечисления видов полномочий Министерства: вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и принимает нормативные правовые акты, такие, как: нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты; правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания и рационы этого питания; предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет и т.д. (Положение о Минздравсоцразвития от 30 июня 2004 г. N 321 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2006 №254) // Российская газета, №144, 08.07.2004..) В то время как в аналогичном Положении о Минтруде России от 23 апреля 1997 г. N 480 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 №480 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства от 11.12.2003 №750) // Собрание законодательства РФ, 28.04.1997, №17, ст. 2019 (документ утратил силу). было указано, что оно "осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области" и ряд других организационных мероприятий. Иначе говоря, произошли существенные изменения в полномочиях министерства, что, в свою очередь, является логическим следствием того, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. Он обязан выполнить 22 обязанности, перечисленные в статье 212 Трудового кодекса РФ, за счет средств организации. В действующей ныне системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей, что цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. Таким образом, в управлении охраной труда сочетаются и взаимодействуют рыночные механизмы и организующее начало государства. Такое взаимодействие уже предполагает наличие противоречий между целью экономической деятельности предпринимателя в рыночной экономике и социальными целями общества (в том числе - обеспечение достойного труда), которые должно выражать государство. На уровне предприятий это противоречие проявляется в том, что работодатель должен обеспечивать эффективность (прибыльность) производства и выделять ресурсы на выполнение государственных нормативных требований по охране труда, на создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства. Законы и нормативные правовые акты, предъявляемые со стороны государства, разрабатываются и утверждаются без обоснования стоимости их выполнения. В результате на уровне производств существует реальное противоречие между необходимостью обеспечивать эффективность производства и выделять финансовые и материальные ресурсы на обеспечение безопасных условий и охраны труда. О том, что прежде всего решается первая проблема, свидетельствует динамика показателей, характеризующих условия труда. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, растет. Этот показатель суммарно в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи в 1997 г. составил 17,1%, в 1998 г. - 17,3%, в 1999 г. - 17,5%, в 2000 г. - 18,1%, в 2001 г. - 18,8%, в 2002 г. - 19,2%, в 2003 г. - 19,9%, в 2004 г. - 21,3%. Значительный масштаб занятых в неблагоприятных условиях труда, оказывающих отрицательное влияние на здоровье работающих, подрывает воспроизводство рабочей силы, необходимой для нормального функционирования экономики и ее роста. Государство, выражая общественный интерес в успешном развитии экономики, должно активно влиять на обеспечение благоприятных условий труда, так же, как государство способствует развитию деятельности здравоохранения, образования, культуры на общественной основе. По нашему мнению, подобно тому как государство способствует развитию сфер деятельности, во многом определяющих уровень воспроизводства рабочей силы, оно должно активно содействовать становлению достойного труда. Достойный труд по концепции МОТ - это производительный труд, включающий безопасность и здоровые условия труда. Отрицательная динамика показателей, характеризующих занятость в неблагоприятных условиях труда в России, свидетельствует о том, что выполнение государством двух функций (создание правовой базы и контроль за выполнением норм законодательства) недостаточно для обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Государство должно делать то, чего не может сделать рыночный механизм, всегда нацеленный на прибыль. В предпринимательской деятельности обеспечение благоприятных условий труда выступает как обязанность, выполнение которой требует немалых финансовых средств. Даже краткое ознакомление с содержанием статьи 212 Трудового кодекса РФ "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" показывает, что работодатель одновременно должен выполнить 22 обязанности, но вопрос об их экономической достижимости никогда не ставился. У работодателя возникает реальное противоречие между необходимостью обеспечить эффективность (прибыльность) производства и необходимостью выделять ресурсы на обеспечение благоприятных условий труда. Целесообразно в каждом конкретном случае анализировать причины неблагоприятных условий труда и оценивать величину финансовых средств, необходимых для ликвидации вредных и опасных факторов производства или рабочих мест с вредными условиями труда. В условиях массового невыполнения государственных нормативных требований по охране труда, о чем свидетельствует тот факт, что более 40% всех занятых установлена хотя бы одна компенсация за работу в неблагоприятных условиях труда, актуальна постановка задачи по разработке специальных мер, облегчающих работодателям выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда Кульбовская Н.К. Государственное управление охраной труда // Трудовое право, 2006, №№6 - 7.. 1.2 Условия труда и их воздействие на эффективность деятельности предприятия В компаниях и других организациях потребности в улучшении производственной среды и ожидания результатов такого улучшения во многом связаны с экономическим значением конкретного дела или проблемы производственной среды. В силу этого экономические факторы оказывают влияние на роль администрации в каждой ситуации, а также на целесообразность и эффективность метода контроля. В программе развития экономики производственной среды, составленной для Управления по охране труда, даётся следующее деление: 1) Улучшение производственной среды, экономически выгодное для предприятия: осуществление выгодно всем, реализация является вопросом информированности и умения. 2) Улучшения производственной среды, выгодное с точки зрения национального хозяйства, но не выгодное для предприятия: официальные власти оказывают влияние, устанавливая нормы и осуществляя контроль; следует выработать новые экономические методы управления. 3) Экономически невыгодные улучшения производственной среды: официальные власти оказывают влияние, устанавливая нормы и осуществляя контроль; их следует осуществлять в максимально возможной степени экономно, может быть необходимо выработать новые экономические методы управления. Следует, однако, помнить, что вопросы безопасности и здоровья всегда являются и вопросами этики. Округ по охране труда часто реализует свои задачи при помощи различных проектов. В этом отношении методы деятельности различных округов отличаются друг от друга. Когда начинается осуществление проекта, задачей ведущей его группы становится планирование поэтапных задач для достижения конечной цели. Таким образом, обычно приходится принимать решение, какими методами следует стремиться к цели, и какие способы контроля для этого необходимы. Учёт экономических аспектов при выборе метода контроля может повысить эффективность контроля. Соотношение между методом контроля, с одной стороны, и соответствием объекта контроля требованиям закона и выгодностью мероприятия для предприятия, с другой стороны, можно изобразить в виде поля, разделённого на четыре части (рис. 1.1). Таким образом, инспектору тоже приходится играть различные роли в различных ситуациях. С точки зрения использования экономического подхода наибольший интерес на рисунке 1.1 представляет поле 2. Рис. 1.1 - Повышение внимания мерам по контролю при взаимозависимости между рентабельностью (экономической прибыльностью) предприятия и его соответствию требованиям закона в области охраны труда Экономическое стимулирование можно применять, естественно, лишь в тех случаях, когда принимаемые меры рассматриваются как экономически выгодные. Если состояние проверяемого объекта ниже минимальных требований закона, можно, кроме записей в протокол в соответствии с законом, заинтересовать предприятие в проведении различных мероприятий, обратив внимание на экономическую сторону вопроса. Положение будет совершенно иным, если мероприятия окажутся экономически невыгодны предприятию. В этом случае инспектор должен стремиться заинтересовать предприятие, ссылаясь на факторы здоровья, безопасности и благосостояния, но и при этом не забывать об экономическом подходе и иметь целью предложение о поддержке экономических и эффективных мер. Улучшение производственной среды не всегда бывает, да и не должно всегда быть, экономически выгодным для предприятия. Капиталовложения, необходимые для обеспечения охраны труда, являются частью производственных издержек. Плохое планирование или плохое осуществление мероприятий по охране труда приводит, однако, к бесполезным издержкам. Для дела охраны труда и поддержанию его значения важно, чтобы инспектор охраны труда содействовал применению эффективных и экономичных мер. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |