|
Доходы и расходы образовательного учрежденияp align="left">- добровольных целевых взносов юридических и физических лиц (в форме дара, пожертвований, в том числе от спонсоров и попечителей), которые осуществляются в наличной и безналичной формах; средств, получаемых по договору с органами управления администрации Брянской области за допрофессиональную и профессиональную подготовку школьников и других лиц, а также за основное общее образование вышеуказанных обучаемых;- средств, получаемых за подготовку, переподготовку и повышение кодификации работников по договорам со службой занятости, с юридическими и физическими лицами, учреждениями, предприятиями; - средств, получаемых по договорам за предоставление дополнительных платных образовательных услуг, в том числе за обучение платных групп; - средств, получаемых от реализации продукции, работ и услуг, произведённых, в том числе в ходе образовательного процесса, и от предоставления платных работ и услуг организациям и населению, в том числе и в рамках учебно-производственной деятельности; - средств, получаемых в результате собственной предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и других источников, не запрещенных законодательством РФ; ГОУ НПО ПУ №5 вправе производить и реализовывать товары, различные работы, оказывать услуги физическим и юридическим лицам по договорным ценам. Платежи за реализуемые работы, товары и услуги могут осуществляться кик и наличной, так и в безналичной форме. Расходование средств ГОУ НПО ПУ №5 производится по единой смете, объединяющей все статьи расходов. Экономия расходов по всем и любым отдельным видам деятельности изъятию не подлежит, остаётся в распоряжении училища и используется по решению Совета ГОУ НПО ПУ №5 для собственных нужд. Училище, для обеспечения достижений целей своего создания, вправе вести предпринимательскую и коммерческую деятельность, предусмотренную уставом, к которой относится деятельность ГОУ НПО ПУ №5 и его структур: - по производству и реализации продукции, работ и услуг (не образовательных), в т.ч. и вне рамок учебно-производственной работы; - по производству и реализации продукции, работ и услуг в столовой и общежитии; - по торговле покупными товарами, оборудованием; - по оказанию посреднических услуг; - по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; - по реализации и сдаче в аренду, с согласия Управления образования области и собственника имущества, основных фондов и имущества - по ведению иных, приносящих доход, коммерческих и внереализационных операций, не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг, их реализацией, не запрещённых действующим законодательством. Доходы от вышеуказанной деятельности подлежат инвестированию на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату, стимулирующие и социальные выплаты). Деятельность ГОУ НПО ПУ №5 по реализации предусмотренных уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату, стимулирующие и социальные выплаты). 2.3 Анализ финансово-экономической деятельности ГОУ НПО №5 Финансовое состояние предприятия (ФСП) -- это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие -- финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточно уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств. На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; производство и выпуск дешевой, качественной и пользующейся спросом на рынке продукции; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатежеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т. п. [12. с.212-213]. Экономическое и финансовое состояние предприятия за исследуемый период было достаточно стабильным. Своевременно и в полном объёме выплачивалась заработная плата работникам, перечислялись налоги и велись расчёты с вышестоящей организацией. Проведем анализ структуры расходов предприятия (исходные данные представлены в табл. 2). Показатели 2005 г. незначительно отличаются от данных 2004 г., в то же время в 2006 г. произошло изменение следующих структурных показателей. Таблица 2. Структура расходов ГОУ НПО ПУ №5 2004-2006 гг.
Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес в структуре расходов училища занимает оплата труда, при этом стоит отметить ее рост почти на 10 % в 2006 г., что произошло за счет роста именно фонда оплаты труда. В абсолютном выражении расходы на оплату труда в 2006 г. выросли по сравнению с 2004 г. на 62% или на 2428,0 тыс. руб. Несомненно, данный факт заслуживает положительной оценки. В 2006 г. произошел значительный рост доли приобретения услуг (почти в 2 раза), за счет роста такого показателя, как содержание имущества. Невзирая на это значительна доля коммунальных расходов - в среднем 4,96% от общей суммы расходов ГОУ НПО ПУ №5. Также в 2006 г. произошло увеличение выплат по социальному страхованию, что можно связать с нахождением двух преподавателей в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Заслуживает внимания факт сокращения доли расходования материальных запасов. В целом значительных изменений в структуре расходов предприятия за три года не произошло, хотя общая сумма расходов в 2006 г. уменьшилась по сравнению с 2005 г. на 149,0 тыс. руб. или на 105. Оценим состояние имущества предприятия (табл. 3). Резкое уменьшение остаточной стоимости основных средств в 2005 г. на 3788,0 тыс. руб. или 76%, говорит об их выбытии. Кроме того, большая сумма амортизации говорит об окончании срока использования основных средств, т.е. об их устарении. Также заслуживает внимания факт увеличения суммы материальных запасов в 2006 г. практически в два раза. Таблица 3. Состояние имущества ГОУ НПО ПУ №5 в 2004-2006 гг.
Удельный вес основных средств в общей стоимости имущества снизился с 93,83% в 2004 г. до 58,96% в 2006 г., с одновременным увеличением доли материальных запасов. Несомненно, большая сумма износа зданий и оборудования требует оперативного вмешательства руководства предприятия, необходимо срочное обновление основных производственных фондов. Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Таблица 4 - Анализ показателей рентабельности за 2005-2006 гг.
В конце 2006 г. относительно 2005 года зафиксировано значительное уменьшение показателей рентабельности основного и оборотного капитала. Значительное влияние на это оказало уменьшение стоимости имущества предприятия с одновременным снижением доходов от коммерческой деятельности. 3. ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Необходимость налоговой поддержки системы образования и передовых образовательных технологий обусловлена развитием рыночного хозяйства и выходом образовательных учреждений на уровень автономного экономического субъекта. Анализ налогового регулирования процессами, происходящими в национальном хозяйстве России, показал, что с 2002 года приоритеты налоговой политики переориентированы с регулирующей функции налога на прибыль организаций на фискальную функцию в отношении образовательной сферы. Хотя приоритетной задачей проводимой налоговой реформы является последовательное снижение налоговой нагрузки, наблюдается нарушение сбалансированности интересов государственного развития производственной и не производственной сферы, что приводит к увеличению налогового пресса на систему образования. Проблема налогообложения образовательных учреждений является актуальной, а решение ее, тормозится отсутствием теоретического обоснования и практической реализацией принципа справедливости налогообложения организаций сферы образования. В связи с этим, одна из основных задач налоговой политики России заключается в поиске новых и действенных инструментов совершенствования системы налогообложения образовательных учреждений с целью улучшения их финансового положения, и на этой основе повышение качества образовательного процесса. Проблемы государственной поддержки сферы образования с помощью различных налоговых инструментов по приоритетным направлениям, обеспечение их адресности и целенаправленности, а также особенности современного этапа развития финансовой системы страны недостаточно исследованы в научной экономической литературе и практически не отражены в официальных законодательных, программных и нормативных документах. На первом этапе рыночных преобразований в стране образовательные учреждения получали наибольшую налоговую поддержку. Это, прежде всего, связанно с появлением специального налога, который имел целью, финансирование образования. Это сказалось на развитии системы образования, повышении его качественного уровня. Второй этап характеризуется появлением новых налогов, характерных для рыночной экономики. Происходит незначительное увеличение налогового бремени. В это время возникают негосударственные некоммерческие образовательные учреждения, не имеющие бюджетных источников финансирования. На данном этапе образовательные учреждения могли инвестировать полученный доход на развитие образовательной деятельности и не платить этот налог, тем самым, развивая свою материальную базу и как следствие повышение качества образовательного процесса. На третьем этапе вводится глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Благодаря этому происходит увеличение налогового бремени образовательных учреждений, и как следствие ощущение недофинансирования отрасли. Амортизатором величины налоговой нагрузки являются налоговые льготы, однако на этом этапе их количество не велико и с каждым годом уменьшается. Основой структуры любой налоговой системы являются принципы ее построения. Сфера образования должна уплачивать налоги, но при этом следует учитывать особенности и социальную значимость данной отрасли. Система налогообложения образовательной деятельности должна строиться в соответствии с научно обоснованными принципами. Объектом налогообложения образовательных учреждений являются финансовые потоки, протекающие как в самом субъекте исследования, так и за его пределами. Все источники формирования имущества образовательной организации можно разделить на целевые поступления (в любой форме) и на доходы от предпринимательской (коммерческой) деятельности. Средства целевого финансирования и целевого поступления служат для покрытия расходов на содержание некоммерческой образовательной организации и на ведение уставной деятельности. В частности, средства целевого финансирования могут быть в виде: - средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов; - средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций; - суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности; - взносы учредителей некоммерческой организации; - благотворительные пожертвования, в том числе имеющие целевое назначение (благотворительные гранты); - взносы от учредителей, собственников, по целевому назначению; - поступления безвозмездной помощи и т.д. В случае недостатка средств или их отсутствия организация вправе осуществлять покрытие расходов из средств, полученных от занятия предпринимательской (коммерческой) деятельностью после уплаты налогов. Занятие предпринимательской деятельностью некоммерческим образовательным учреждением в соответствии со ст. 50 ГК РФ влечет за собой соблюдение следующих условий: предпринимательская деятельность должна соответствовать целям, ради которых создана некоммерческая образовательная организация; доходы от предпринимательской деятельности не должны перераспределяться между членами или участниками некоммерческих организаций и должны быть направлены только на достижение целей, ради которых создана организация. Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций необходимо четкое отнесение средств к целевым или предпринимательским. В условиях современной рыночной экономики коммерческая организация может осуществлять некоммерческую деятельность, а некоммерческие организации, в свою очередь, могут осуществлять коммерческую деятельность. На практике образовательные учреждения, являясь некоммерческими организациями, могут осуществлять любой тип деятельности и поэтому способны получать прибыль. Таким образом, при расчете налога на прибыль все доходы образовательного учреждения делятся на две группы: целевые средства; средства, полученные от предпринимательской деятельности. Непредпринимательская деятельность в сфере образования должна удовлетворять следующим условиям: - поле реализации данного вида деятельности должно лежать в плоскости социально значимых функциях общества и носить исключительно некоммерческий характер; - основной целью реализации деятельности является не получение прибыли, а в случае ее получения - использование исключительно на обеспечение основной некоммерческой деятельности. Главным критерием отнесения средств, к тому или иному виду деятельности, является не источник появления, а направление использования. Средства могут появиться в организации от предпринимательской деятельности, но пойти на покрытие расходов образовательной деятельности, и они не должны облагаться налогом на прибыль. Предоставление образовательным учреждениям права на «реинвестирование доходов в образовательный процесс» это по своей сути не что иное, как предоставление образовательной деятельности льготы по налогу на прибыль. Концепция введения льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений устанавливает следующее: образовательные учреждения, при расчете налога на прибыль организаций, в отношении доходов полученных из различных источников освобождаются от уплаты налога; обязательным условием является использование средств, строго по целевому назначению, а именно, на цели образовательного процесса; образовательное учреждение должно быть создано в некоммерческой организационно-правовой форме; дополнением к введенной льготе считаем необходимым установление дополнительных санкций в отношении тех налогоплательщиков, которые неправомерно использовали льготу. Реализация этих мер предоставляет возможность образовательным учреждениям полностью реинвестировать доходы в образовательный процесс. В случае же отказа от вложения в образовательный процесс полученных доходов учреждение может, уплатив с этого дохода соответствующий налог, превратить в прибыль оставшуюся часть, то есть капитализировать - превратить в капитал и использовать уже на строго целевые экономические проекты. Налоговое законодательство предусматривает два метода определения доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод. Они не подходят для образовательных учреждений. Это в большей степени связано со спецификой деятельности образовательных учреждений. «Зеркальное» отображение доходов и расходов при кассовом методе и методе начисления не отвечает основным принципам налогообложения, так как нарушает право налогоплательщиков, установленное принципом равенства. Метод налогового учета доходов прямым образом влияет на срок исполнения налогоплательщиком обязанности по взносу налога в бюджет в отношении учтенного дохода. Решением вопроса является предоставление образовательным учреждениям отраслевого метода признания доходов и расходов. Концепция смешанного метода учета доходов и расходов образовательных организаций совмещает кассовый метод и метод начисления, то есть представляет собой сочетание, нарушая при этом зеркальность отражения, присутствующее в двух других. Применение смешанного метода признания доходов и расходов будет выглядеть следующим образом: если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получает на счета в банках или в кассу организации средства за оказание образовательных услуг, то дата поступления средств, считается моментом оказания услуги. Отсутствие поступления средств является фактом отсутствия признания поступления дохода независимо оттого, что образовательная услуга будет оказываться. Расходы же будут признаваться таковыми, независимо от поступления средств и будут относиться к тому периоду, в котором были произведены. Основная часть образовательных учреждений осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность за счет средств бюджетов всех уровней. Однако финансирование из данного источника не всегда полностью может обеспечить все потребности. В связи с этим возникает постоянная проблема поиска денежных средств. Решением вопроса может являться привлечение средств от юридических и физических лиц. Данные средства будут иметь ярко выраженный инвестиционный характер. Важнейшим инструментом налогового регулирования вливания инвестированных средств в образовательную деятельность являются налоговые льготы, под которыми понимается уменьшение налогового обязательства для определенной категории плательщиков. Освобождение может быть полным или частичным, но оно всегда приводит к уменьшению суммы налоговых изъятий. В отношении данных средств может быть предложена не просто льгота, а система льгот, поддерживающая не просто инвестора, а инвестора-благотворителя. К числу важнейших факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, относится и налоговая политика государства, которая определяет размер налогового бремени. Основой данного подхода является стимулирование и поддержка инвестиций бизнеса, направленных в систему образования. Инструментом стимулирования и побуждения к действиям будет являться ряд мер, установленных налоговым законодательством. В налоговом регулировании льготы являются более эффективным средством поддержки хозяйствующих субъектов. Они выступают как самый нестабильный элемент налоговой системы. Их состав постоянно изменяется, дополняется, пересматривается порядок их применения. Стратегические направления совершенствования налогообложения в части коммерческих организаций, реализация которых позволит построить научно обоснованную и эффективную систему по привлечению средств коммерческих организаций в систему образования, включает следующие новшества: понижение налоговой ставки по налогу на прибыль в случае инвестирования коммерческими организациями средств в образовательную деятельность; упрощение порядка уплаты налогов для коммерческих организаций, путем освобождения от авансовых платежей, уплачиваемых в налоговом периоде. Необходимость поддержки системы образования обусловлена растущим недофинансированием. Это подтверждают данные как по стране в целом, так по отдельным ее субъектам. Для решения этой проблемы следует изменить структуру источников финансирования отрасли. Одним из важных источников финансирования развития отрасли могут стать высвобожденные ресурсы вследствие предоставления льгот по налогу на прибыль для сферы образования. В этом случае в отрасли появятся дополнительные средства в виде законно не уплаченной суммы налога, которая может быть потрачена на цели образования. Необходимо предоставление налоговых льгот каждому субъекту образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит проводить постоянное обновление и техническое совершенствование основных фондов и применение передовых информационных технологий в учебном процессе. Этот источник может быть использован для увеличения размера заработной платы, которая в системе образования значительно ниже, чем в производственных отраслях. Первостепенное значение для системы образования имеет привлечение инвестиций в образовательный процесс. При прочих равных условиях дополнительной процедурой совершенствования налогообложения системы образования может стать установление процесса переноса убытков, позволяющего переносить их не только на следующие налоговые периоды, но и относить на прошедшие периоды, например, на два предыдущих года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образование с давних пор относится к одной из важных сфер человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социальный прогресс. Общие тенденции развития российского общества и экономики не могли не сказаться на развитии системы образования. Переход образовательных учреждений на самофинансирование обусловливает изменения в порядке расходования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Учебные заведения заинтересованы в экономном расходовании своих ресурсов, своевременном выявлении и рациональном использовании внутренних резервов учреждения. Бюджетные образовательные учреждения финансируются в основном за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов по утвержденной смете доходов и расходов, а негосударственные образовательные учреждения - за счет поступлений от физических и юридических лиц за обучение, средние профессиональные учебные заведения потребительской кооперации финансируются из двух источников - за счет поступлений от физических и юридических лиц за обучение и за счет средств фонда подготовки кадров, создаваемого в потребительских обществах и их союзах с целью обучения пайщиков. Положения действующего законодательства не позволяют однозначно классифицировать деятельность негосударственных образовательных учреждений в сфере платного обучения как предпринимательскую или непредпринимательскую, что, в свою очередь, порождает проблемы отражения доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета. Существующая организация бухгалтерского учета доходов и расходов не в полной мере отвечает современным требованиям управления и внутреннего контроля и не позволяет формировать полную и достоверную информацию о деятельности учреждения. До настоящего времени отсутствует единая точка зрения на определение сущности поступлений за обучение, т.е. являются они целевыми поступлениями или доходом от обычного вида деятельности образовательного учреждения. Поэтому методика учета доходов в негосударственных, кооперативных образовательных учреждениях еще недостаточно разработана и экономически обоснована. Имеются недостатки в организации и в документальном оформлении учета расчетов с физическими и юридическими лицами за обучение; не налажен раздельный учет доходов и расходов от различных видов деятельности образовательного учреждения; не определены метод учета затрат, объекты калькуляции, калькуляционная единица и калькуляционный период, и в связи с этим не составляются нормативные (плановые) и отчетные калькуляции себестоимости образовательных услуг; отсутствует системный подход в классификации затрат по статьям калькуляции. Сложившаяся ситуация ослабляет контроль расходов и не позволяет внутренним пользователям получать полезную информацию, необходимую для осуществления оперативного и стратегического управления образовательным учреждением. Список используемой литературы 1. Федеральный Закон РФ от 13.01.96 №12-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании (ст.41)» 2. Беляков С.А. Бухгалтерский учет и налогообложение в негосударственных образовательных учреждениях//Бухучет и налогообложение на малых предприятиях, 2005, № 12. - с. 36 - 42 3. Дюжов А. В. Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль у бюджетных образовательных учреждений. //Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления. Сборник трудов III Международного научно-практического семинара- М.: РАН, 2005. 4. Дюжов А.В. Метод признания доходов и расходов образовательным учреждением. // М., Экономические науки. № 10 - 2006 - 0,62 п.л. 5. Колеватова О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новому плану счетов: учеб. пособие - М.: ТК Велби, 2006. - 176 с. 6. Колибаба О.В. Бухгалтерский учет доходов и расходов в негосударственных образовательных учреждениях - М.: МУПК, 2004. 7. Колибаба О.В. Бухгалтерский учет негосударственных образовательных учреждений//Бухгалтерский вестник, 2004,№8 с.10-15 8. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд- М.: ИНФРА М, - 2005 - 717 с. 9. Новый план счетов бюджетного учета. Инструкция по бюджетному учету. - М.: Эксмо, 2006. - 448 с. 10. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. М.: РОССПЭН, 2003. - 780 с. 11. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. - М.: Юристъ, 2004. - 255 с. 12. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд. - М.: Новое знание, 2004. - 640 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица 1. Примерные проводки при формировании доходов и расходов образовательного учреждения
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |