2.3 Состав и содержание форм годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности
2.4 Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчётности, сроки её предоставления
2.5 Совершенствование форм бухгалтерской (финансовой) отчётности и предоставление её пользователям
3. Анализ финансового положения учреждения по данным бухгалтерской отчётности
3.1 Анализ финансового состояния областного учреждения
3.2 Анализ финансирования и структуры расходов Центра
3.3 Анализ кредиторской задолженности
Заключение
Список литературы
Введение
Для эффективной работы социальных учреждений необходимо повышение экономической грамотности их руководителей, главных бухгалтеров, работающих в системе социального обслуживания, что невозможно сделать, не зная основ бюджетного кодекса. Особое внимание при этом следует уделить непосредственному знакомству с документами и умению использовать их в практической работе.
За последнее десятилетие экономика России претерпела значительные изменения. В результате изменились условия хозяйствования не только коммерческих предприятий и организаций, но и бюджетных учреждений.
Система же бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения установленная законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации. В значительной степени это относится к системе бухгалтерского учета, отчетности бюджетных учреждений.
В последнее время Министерство Финансов Российской Федерации пересмотрело некоторые составляющие системы учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148 н, установлен новый порядок учета некоторых видов активов, регламентирована методика учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
Инструкцией утвержденной Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 950 от 21.11.2008 года "О предоставлении годовой бюджетной отчётности" упорядочено формирование отчетности социальными учреждениями. Тем не менее, на практике ведение бухгалтерского учета вызывает затруднения. Массу ошибок вызывает не только учет нехарактерных для бюджетных учреждений операций, таких как предпринимательская деятельность, получение внереализационных доходов, но и формирование, и составление годовой бухгалтерской отчётности.
Особенности составления бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, в первую очередь связаны с объёмом форм входящих в годовую отчётность. Что же касается особенностью порядка составления отчетности и исчисления финансового результата бюджетными учреждениями в первую очередь это вызвано организационно - правовой формой таких организаций.
Актуальность выбранной темы: "Годовая бухгалтерская отчётность" не вызывает сомнений, так как является одной из самых сложных и проблемной темой в бюджетной политике в целом. Еще большой интерес представляется в этой работе в том, что она как бы является "первопроходцем" по новым документам, законодательствам различных уровней, касающихся учета и финансовой отчетности.
Целью данной работы является: на основании анализа состояния и составления годовой бухгалтерской отчётности наметить конкретные пути совершенствования её составления и структуры бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения Областного государственного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово и Черемховского района". Очень часто приходится сталкиваться с проблемами при составлении годовой бухгалтерской отчётности. По всей видимости, это связано с тем, что в отличие от бухгалтерского учета хозрасчетных организаций, проблемы бюджетного бухгалтерского учета, отчетности в прессе освещаются незначительно и очень редко.
Объектом исследования выбран Областное государственное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово и Черемховского района" который является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету доходов и расходов (бюджетную смету), руководитель данной организации пользуется правом распорядителя, самостоятельно состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и уплачивает установленные налоги и сборы.
Для исследуемого учреждения действующим законодательством установлены свои специфические задачи и функции, подлежащие выполнению в процессе деятельности. Создано учреждение при министерстве опеки и попечительства Иркутской области. Сам Центр, являясь учреждением социального обслуживания, выполняет одну из своих главных функций по оказанию семьям, престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Основной задачей бюджетной бухгалтерской отчётности является оценка показателей финансовой отчётности позволяющей не только оценить текущее состояние дел учреждения, но и выяснить, на сколько оно улучшилось или, наоборот, ухудшилось по сравнению с прошлым отчётным периодом. В данной квалификационной работе были решены следующие вопросы:
· рассмотрены теоретические основы построения бухгалтерской отчётности.
· изучена бухгалтерская отчётность ОГУ СО "КЦСОН г. Черемхово и Черемховского района".
· составлен анализ финансового положения бюджетного учреждения.
Далее нами будут рассмотрены составные части годовой бухгалтерской отчетности.
1. Теоретические основы построения бухгалтерской (финансовой) отчётности
1.1 Нормативно- правовая база организации бухгалтерской отчётности
Годовая бюджетная отчетность составляется в соответствии с требованиями и объемом форм Инструкции N 148н. Основой составления бюджетной отчетности являются показатели Главной книги и (или) других законодательно установленных регистров бюджетного учета, подтвержденных данными инвентаризации, проведенной в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерством финансов Российской Федерации. При составлении годовой отчётности бюджетное учреждение руководствуется:
1. Федеральным законом от 21.11.1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учёте".
Закон, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Обеспечивает единообразное ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Определяющей единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляющих на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
2. Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Устанавливает общее принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Определяет основы составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Утверждает основы бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов.
3. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 148н. "Об утверждении Инструкции по Бюджетному учёту".
Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета, план счетов порядок и корреспонденцию его применения. В данной инструкции содержатся указания по применению форм первичных учетных документов, перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей. Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета. Классификацию операций сектора государственного управления в бюджетных учреждениях.
4. Приказом № 6 от 01.01.2009 "Об учётной политике Областного государственного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения г.Черемхово и Черемховского района".
С целью наиболее эффективной организации учета и отчетности в ОГУ СО "КЦСОН г. Черемхово и Черемховского района, во исполнение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", руководствуясь положением Центра, установлены общие принципы, правила и методы ведения бухгалтерского учета.
5. Приказом Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области № 950 от 21.11.2008 "О предоставлении годовой бюджетной отчётности".
Утверждает инструкцию о порядке составления и представления форм годовой отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6. Письмом от 18.12.2007 N 42-7.1-15/2.1-419 "О направлении контрольных соотношений к годовой отчетности за 2007 год".
При составлении годовой бюджетной отчетности следует учесть контрольные соотношения, определенные в данном письме Федерального казначейства Российской Федерации. При их выполнении осуществляется равенство соответствующих строк и граф форм годовой бюджетной отчетности.
7. Письмом от 28.01.2008 N 42-7.1-17/2.4-25 "О направлении дополнительных контрольных соотношений".
В целях проверки правильности составления и согласованности годовой бюджетной отчетности приведены дополнительные контрольные соотношения между показателями отдельных форм бюджетной отчетности главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.
В частности, приведены контрольные соотношения между отдельными показателями: Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) и Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), Сведений о движении нефинансовых активов по основным средствам (ф. 0503168) и Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130); Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), Сведений о движении нефинансовых активов по нематериальным активам (ф. 0503168) и Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130).
1.2 Основные принципы организации составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, её понятия и переход на МСФО
Бухгалтерская отчетность учреждения служит основным источником информации о его деятельности. Изучение отчетности раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе организации, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. [16] Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности имеют возможность:
* принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным контрагентом;
* оценить целесообразность приобретения активов того или иного предприятия;
* правильно построить отношения с имеющимися монополистами;
* оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
* принять в расчет возможные риски предпринимательства.
При составлении годового отчета учреждение руководствуются следующими принципами ведения бухгалтерского учета:
* соблюдение, в течение отчетного года принятой учетной политики исходя из порядка, установленного законодательством.
* изменение в учетной политике по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено объяснительной запиской к годовому отчету;
* полнота отражения за отчетный год всех хозяйственных операций в отчетном году;
* правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;
* тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. [34]
В бухгалтерских отчетах не допускается никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяются лицами, подписавшими отчет, с указанием даты исправления.
Надежность выводов, полученных внешними пользователями на основе публичной бухгалтерской отчетности, предопределяется требованиями, предъявляемыми к качеству содержащихся в ней данных деловым миром. Во избежание неправильного информирования, публикуемые, в отчетах сведения предварительно проходят проверку на соответствие действующим требованиям национальных стандартов. Эта работа выполняется бухгалтерами-ревизорами. В ревизионном заключении дается общая оценка публикуемых отчетных данных и финансового положения организации, степени близости исполнении сметы доходов и расходов. [2]
В Международных стандартах по бухгалтерскому учету говорится, что финансовые отчеты должны быть доступны для понимания. Качественными признаками отчетной информации, которые отделяют "хорошую" информацию от "плохой", являются уместность и достоверность. Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решение, принимаемое в настоящее время. На уместность информации, представленной в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы: своевременность, значимость и ценность для прогнозирования. [30]
Для пользователей более ценной является своевременная информация, которую они имеют в нужный момент. Запоздалая информация имеет небольшое практическое значение.
Значимость данных отчетов имеет существенное влияние на оценки или решения. Значимость того или иного элемента информации определяется не только его величиной, но и той мыслью, которую этот элемент может играть. Элемент информации является значимым, если его исключение оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем на основании отчетов. [1]
Достоверность является другим важнейшим признаком качества учетной информации, гарантирующим ее пользователям. Только объективное описание деятельности получателя бюджетных средств, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений. Она означает, что сведения, приводимые в отчетности, должны быть обоснованы и подтверждены результатами инвентаризации и заключением ревизора. На достоверность оказывают влияние следующие факторы:
* правдивость представляемых данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для которых она предназначена;
* преобладание содержания над формой. Иногда операции, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают различное толкование. Предприятиям в своих отчетах следует особо выделять экономическое содержание операций;
* нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям;
* осмотрительность. В момент подготовки отчетов точно определить последствия невозможно, поэтому составителям отчетов при оценке последствий необходимо проявлять осмотрительность;
* сопоставимость. Позволяет пользователям проводить анализ хозяйственной деятельности предприятия. Кроме требования достоверности, отчетность должна отвечать следующим основным требованиям.
* Своевременность -- предполагает представление отчетности в соответствующие инстанции в установленный срок.
* Полнота -- отчетность должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности, как самой организации, так и обособленных учреждений.
* Доступность -- отчетность должна быть доступна всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.
* Тождественность данных синтетического и аналитического учета подтверждается первичной документацией, на основе которой составляется бухгалтерская отчетность.
* Сопоставимость отчетных и плановых показателей, отражаемых в отчетности. В целях обеспечения сопоставимости данных изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При отсутствии сопоставимости данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке.
Таким образом, требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к формированию текущего бухгалтерского учета. [7]
Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). [29]
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Министерства и ведомства Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов и республик, входящих в состав Российской Федерации.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также обособленных организаций и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами. [25]
Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих организаций и источники его формирования.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.
Объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах организациями (союзы, ассоциации), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном в учредительных документах этих объединений.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. [31]
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. [33]
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Процесс становления национальной системы учета сложен и неоднозначен. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в России осуществляется в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283. Предполагается, что движение к международным стандартам будет поэтапным и займет несколько лет. Данные вопросы представляют значительный практический интерес и, несомненно, являются актуальными, поэтому возникает необходимость их более детального анализа.
Реформа бухгалтерского учета затрагивает и деятельность бюджетных организаций, так как в современной экономической ситуации, многие из них ведут серьезную предпринимательскую деятельность, доля поступлений от которой (например, платных услуг) в некоторых организациях достигает 40-50% общего объема доходов. Кроме того, налицо расширение хозяйственных связей в связи с поиском новых потребителей услуг.
Поэтому вопросы получения достоверной, адекватной и "прозрачной" информации о деятельности бюджетной организации весьма актуальны.
В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249. Главная задача в этой области заключается в приведении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.
Процесс развития бюджетного учета в России достаточно стремителен, что обусловлено необходимостью максимального приближения бюджетного учета к коммерческому, и позволяет сделать бюджетную отчетность более прозрачной и достоверной.
Новая методология бюджетного учета строится на принципе "управления результатами", при котором бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), и при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность бюджетных учреждений в составлении текущих и перспективных планов деятельности. Реформирование бюджетного процесса по направлению изменения бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета предусматривает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям МСФО с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Приближение бюджетного учёта к международным стандартам осложняет их восприятие и вызывает необходимость принятия подробных методических разъяснений на законодательном уровне. В идеале нормативно-законодательные акты должны быть доступны и просты, а главное однозначны для пользователя. В российской же действительности при наличии параллельности учетных направлений (бухгалтерского и налогового) этого пока не наблюдается. Кроме того, сложность внедрения новой методологии бюджетного учета отчасти обусловлена низким уровнем профессиональной подготовки большей части бухгалтеров, а также недостаточностью навыков использования информации, подготовленной по МСФО.
МСФО в отличие от бюджетного учёта более конкретны и достаточно демократичны, отсутствие официального признания МСФО в российской практике учета осложняет процесс их внедрения.
В заключение хотелось бы отметить что, несмотря на имеющиеся трудности периода реформ, в России все же будет сформирована достойная национальная учетная система, позволяющая не только выполнить основные функции учета, но и дающая возможность в большей мере использовать учетную информацию для целей управления организациями, что будет способствовать достижению положительных результатов деятельности и позволит повысить конкурентоспособность российских организаций, в том числе и бюджетных.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчётность ОГУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхово и Черемховского района"
2.1 Организация бухгалтерского учёта в учреждении
Областное государственное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания г. Черемхово и Черемховского района" именуемое в дальнейшем Центр создан в соответствии с распоряжением администрации Иркутской области от 02.08.06 № 376-ра "О реорганизации областных государственных учреждений социального обслуживания "Центр социального обслуживания г. Черемхово", "Центр социального обслуживания с. Рысево" на основании приказа начальника главного управления социальной защиты населения.
Центр является комплексным учреждением, осуществляющим деятельность по оказанию семьям, престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Центр осуществляет:
-анализ уровня социально-бытового обслуживания населения, разработку перспективных планов развития сферы социальной поддержки населения;
-внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населении в социальной поддержке;
-выявление граждан пожилого возраста, лиц без определенного места жительства и определенных занятий; инвалидов и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
-учёт граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) её предоставления;
Предметом и целью деятельностью Центра являются:
-оказание семьям и отдельным категориям граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса;
Для достижения целей Центр осуществляет следующее:
-социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
-стационарное и полустационарное социальное обслуживание;
- социальную реабилитацию в стационарных и полустационарных структурах Центра;
-срочное социальное обслуживание;
-оказание социально-консультативной помощи.
Для дипломной работы проведён анализ финансово-хозяйственной деятельности Центра в результате установлено:
Структурой Центра, утвержденной департаментом социальной защиты населения Иркутской области, предусмотрено 12 отделений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, отделение срочного социального обслуживания, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение временного пребывания. Социальное обслуживание на дому осуществляется путём оказания социальных услуг, предусмотренных прейскурантом тарифов на гарантированные государством социальные услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания.
Таблица 2.1 (кол.чел.) Анализ обслуживаемых граждан
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.