|
Элементы метода бухгалтерского учета при выявлении и расследовании экономических преступленийЭлементы метода бухгалтерского учета при выявлении и расследовании экономических преступленийТема: «Элементы метода бухгалтерского учета при выявлении и расследовании экономических преступлений» СОДЕРЖАНИЕ
Рис.2 - Классификация бухгалтерских документов А) Классификация документов по назначению: 1. Распорядительные - документы, содержащие распоряжение на выполнение определённой хозяйственной операции. Основное назначение - передача указаний руководителей исполнителям. Однако распорядительные документы не содержат подтверждения фактов совершения хозяйственной операции, поэтому сами по себе они не могут служить основанием для отражения операций в бухгалтерском учёте. Пример: доверенность, чеки на получение наличных денег, распоряжение руководителя о выдаче денежных средств под отчёт. 2. Оправдательные (исполнительные) - документы, которыми оформляют уже произведённые операции. Исполнители - кассиры, заведующие складами, экспедиторы, как бы оправдывают свои действия этими документами. Пример: приёмные акты, акты на приём-передачу основных средств, квитанции о приёмке ценностей, отчёты материально-ответственных лиц. 3. Бухгалтерского оформления - документы, которые служат для бухгалтерского оформления записей с целью дальнейшего использования их в учётном процессе. Пример: группировочные ведомости, бухгалтерские справки о допущенных ошибках. 4. Комбинированные - документы, которые сочетают признаки всех выше перечисленных групп. Они служат одновременно и распоряжением о выполнении операций, оправданием её выполнения, фиксируют совершённую операцию и в то же время содержат указание о порядке отражения на счетах. Пример: Авансовый отчёт, расчётно-платёжная ведомость на оплату труда. Б) По содержанию хозяйственных операций: 1. Материальные - документы, служащие для оформления операций по движению товарно-материальных ценностей Пример: приходный ордер 2. Денежные - документы, предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами предприятия Пример: платёжное поручение 3. Расчётные - используются для оформления расчётных взаимоотношений предприятия со своими контрагентами по возникшим обязательствам. Пример: счёт-фактура В) По порядку составления: 1. Первичные - хозяйственная операция отражается впервые Пример: накладная, приходный ордер. 2. Сводные - документы, которые составляются на основе первичных документов. В них отражают данные нескольких первичных документов. Пример: авансовый отчёт, ведомость распределения общехозяйственных расходов. Г) По способу отражения операций: 1. Разовые - документы, которые отражают одну или несколько однородных операций. После составления сразу передаются в бухгалтерию и используются для бухгалтерских записей. Пример: приходные (расходные) кассовые ордера, наряды. 2. Накопительные - документы, используемые в определённый период времени и постепенно в них отражают однородные повторяющиеся операции Пример: табель рабочего времени Д) По месту составления: 1. Внешние - документы, составляющиеся в других организациях. Пример: счёт-фактура 2. Внутренние - документы составляются самой организацией для оформления внутренних, хозяйственных операций. Пример: акт приёма-передачи, расходно-приходный кассовый ордер. Документы, где регистрируются бухгалтерские записи на счетах, называют учётными регистрами. Учётный регистр представляет собой таблицу, специально разграфлённую для ведения учётных записей. Классификация учётных регистров: 1. По видам бухгалтерских записей регистры делят на: А) хронологические - данные первичных документов регистрируют в порядке их поступления в бухгалтерию Пример: кассовые книги, регистрационные журналы Б) систематические - производится группировка хозяйственных операций по однородным признакам. 2. По объёму и содержанию регистры делятся на: А) регистры синтетического учёта - операции отражаются только в денежном измерении в обобщённом виде Пример: Оборотная ведомость Б) регистры аналитического учёта - операции отражаются подробно, в том числе и в натуральном измерении. В) комбинированные регистры - объединяют и синтетический и аналитический учёт. Пример: журнал-ордер №6 3. По форме построения А) односторонние - все записи на одной стороне листа Б) двухсторонние - по Дебету на одной стороне, по Кредиту на другой. В) шахматные - по строкам располагаются счёта по Дебету, по столбцам по Кредиту. 4. По внешнему виду А) бухгалтерские книги - скреплённые и сшитые в брошюру листы. Б) карточки - таблицы на бланках из картона и т.п. В) свободные листы - таблицы со специальным графлением для синтетического и аналитического учёта. (Ведомости, журналы ордера) Г) машинные носители информации - машинограммы. 3. Понятие, виды и основные этапы проведения инвентаризацииИнвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета. Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Введение в финансово-экономическую экспертизу. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко». 2000. Принципы инвентаризации:- внезапность; - сопоставимость единиц измерения; - плановость;- объективность; - юридическая правомочность результатов; - непрерывность;- полнота охвата объектов; - воспитательное воздействие и материальная ответственность; - оперативность и экономичность; - гласность. Связь инвентаризации с другими методами бухгалтерского учета.Путем проведения инвентаризации выявляются и документируются изменения в составе хозяйственных средств, которые не были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли.Инвентаризация не может проводиться без оценки, в основе которой лежит калькуляция, которая позволяет определить фактическую себестоимость объектов. Результаты инвентаризации находят свое отражение на счетах. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации отражается в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Таблица 1 - Классификация видов инвентаризации
Классификация по полноте охвата: - Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, один раз в год, обычно перед составлением годового отчета. - Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе. - Выборочные инвентаризации являются разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна. - Сплошные инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе. Классификация по роли в хозяйственном процессе: - Плановые инвентаризации проводят периодически согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки. - Внеплановые инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости. - Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве инвентаризации или в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней. - Необходимая инвентаризация проводится в ряде случаев, предусмотренными нормативно-правовыми актами. - Контрольно-перепроверочная инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей. Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России N 88 (табл. 2). Таблица 2 - Документы, отражающие результаты инвентаризации
Указанные инвентаризационные описи и акты инвентаризации, составленные по соответствующим типовым унифицированным формам, являются первичными учетными документами. Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и составляется сличительная ведомость. 4. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Они могут проводиться как по решению руководителя организации, так и по требованию следственных и контрольных органов. Судебно-экономическая экспертиза назначается, как правило, после проведения ревизии финансовой деятельности, которая выявила нарушение действующего законодательства. Вместе с тем, ревизия может так же проводиться по решению правоохранительных органов, если ранее проведенная ревизия собрала недостаточное количество материалов для выдачи заключения. Ревизия, включающая проведение инвентаризации, в стадии предварительного следствия может назначаться как органом дознания, так и следователем. Однако после возбуждения дела органы дознания обязаны провести лишь неотложные следственные действия по выявлению и закреплению следов преступления, после чего передают дело следователю. Поэтому в подавляющем числе случаев судебно-экономическая экспертиза и ревизия назначаются именно следователем. Бухгалтерские ревизии и экспертизы обычно назначаются в следующих случаях: -- когда результаты проведенной ревизии противоречат материалам расследуемого дела и для изучения противоречий и установления истины необходимо проведение экспертизы; -- если ревизором не приняты для отображения в учете и снижения выявленной недостачи ценностей в подотчете у материально ответственных лиц документы (акты на порчу товаров, расписки на отпуск товаров в долг, накладные на внутреннее перемещение товаров на предприятии по согласованию между материально подотчетными лицами без оформления через бухгалтерию и т.п.); -- когда есть обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы; -- в случаях наличия противоречия в выводах первичной и повторной ревизий; при использовании ревизором для определения материального ущерба сомнительной методики. При изъятии первичных учётных документов правоохранительными органами необходимо наличие мотивирующего постановления должностного лица. Изъятие документов в обязательном порядке производится в присутствии понятых лиц и оформляется протоколом выемки, копия которого вручается под расписку руководителю или главному бухгалтеру организации. Изъятые документы перечисляются и описываются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изымаемых документов. Инвентаризация проводится в несколько этапов. Первый этап -- обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. Второй этап -- оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по первоначальной или измененной.оценке (например, при ухудшении качества материалов). Третий этап -- выявление расхождений фактического наличия с данными бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполнение сличительной ведомости. Четвертый этап -- оформление результатов инвентаризации и отражение выявленных расхождений в акте ревизии и заключении эксперта. ЗаключениеПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Документ, как носитель информации, выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно является одним из средств укрепления законности и контроля.Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы. Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут являться различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.Организация проведения инвентаризации строится таким образом, чтобы ее функция по обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом «О бухгалтерском учете», была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету.Список литературы1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 493. Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»4. Андреева В.И. Делопроизводство в бухгалтерии. М.: Управление персоналом, 1994.5. Бабченко Т.Н., Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2003.6. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 2002.7. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - М., 1997.8. Правовая бухгалтерия. Отв. ред. д.ю.н. С.Г. Чаадаев, - М., 20019. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002.10. Медведенко В.Г. Судебная бухгалтерия. - Киев. 1998.11. Опеченко Н.И. Судебно-бухгалтерская экспертиза. - Мн., 1997.12. Чаадаев С.Г., д.ю.н. Судебно-экономическая экспертиза // Хозяйство и право. 2001. №№ 5-813. Шадрин В.В. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы: Учебник для юридических вузов. - М.: Юрист. 2000. 14. Шестаков А.В., Шестаков Д.А. Введение в финансово-экономическую экспертизу. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко». 2000. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |