|
Экспертиза ценности документовЭкспертиза ценности документов10 Содержание: 1. Введение…………………………………………………………….2 2. Система экспертных органов……………………………………….4 3. Критерии экспертизы ценности…………………………………….7 4. Порядок проведения экспертизы ценности документов…………10 5. Список литературы……………………………………………….13 1. Введение Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, предприятиям и организациям. Она охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевую производственную работу, подбор и расстановку кадров, контроль и т. д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. На основе информации принимаются управленческие решения, информация служит доказательством их исполнения и источником для обобщения. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, которая фиксируется в документах. Документ, зафиксировав информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, а также многократное использование информации. Таким образом, документирование управленческой деятельности заключается в записи по установленной форме необходимой для управления информации, то есть в создании документов. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления. Документы как источники информации неравноценны. Одни содержат информацию о политической, культурной и научной жизни общества, развитии экономики, работе государственного аппарата. В других документах отражается работа конкретных организаций. Особое значение имеют документы «личные», содержащие информацию о выдающихся государственных и общественных деятелях, Деятелях литературы и искусства, имеющие научную ценность, историческое значение. Их следует оставлять на вечное хранение. Документы «но личному составу», которые содержат информацию о трудовой деятельности граждан, их обучении и других событиях в жизни, имеют ценность для конкретных людей. Такие документы имеют длительный срок хранения, а затем уничтожаются. По срокам хранения документы подразделяются на три группы: документы постоянного хранения; документы длительного (свыше 10 лет) хранения; документы временного хранения (до 10 лет включительно). В процессе проведения экспертизы ценности документов решаются две задачи: отбор ценных документов для вечного хранения и отбор документов, имеющих долговременное практическое значение, для длительного хранения (свыше 10 лет); выделение к уничтожению документов с истекшими сроками хранения, черновиков, дублетных документов. Экспертиза ценности документов -- это отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев. В результате проведения экспертизы ценности: · устанавливается комплекс документов постоянного хранения; · производится отбор к уничтожению утративших свое значение документов с истекшими сроками хранения; · определяются уникальные и особо ценные дела; · осуществляется полноценное комплектование архива организации и государственных архивов документами, представляющими интерес для науки и истории. 2. Система экспертных органов Для организации и проведения работ по экспертизе ценности документов, образующихся в деятельности любой организации независимо от формы собственности или функций, приказом директора (президента, начальника) создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), в состав которой входят квалифицированные специалисты основных структурных подразделений (не менее 3-9 человек). Председателем ЭК назначается один из руководителей организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива, секретарем -- сотрудник службы документационного обеспечения управления (ДОУ). Функции и права экспертной комиссии, организация ее работы определяются положением об экспертной комиссии. При разработке этого положения следует руководствоваться Примерным положением об экспертной комиссии (ЭК) организации, утвержденным Росархивом в 1995 году. В организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются Центральные экспертные комиссии (ЦЭК), а при необходимости и экспертные комиссии структурных подразделений. В состав ЭК и ЦЭК входят: * экономист или работник бухгалтерии (учетно-финансовая документация составляет значительный процент всеобщей массе документов); * работник делопроизводственной службы; * руководитель архива организации или должностное лицо, ответственное за архив; * специалист по научной, производственной и другим видам документации; * специалист по обеспечению защиты информации. В состав ЦЭК целесообразно включить представителя архивного учреждения, для которого данная организация является источником комплектования. В положениях об ЭК и ЦЭК изложены правовые аспекты, функции комиссий и порядок работы. ЭК и ЦЭК -- совещательные органы при руководителе организации, их заседания проводятся по мере необходимости. Все решения экспертной комиссии фиксируются в протоколах, которые подписывают председатель и секретарь комиссии. Эти решения вступают в силу после утверждения протоколов ЭК и ЦЭК руководителем организации. ЦЭК осуществляет методическое руководство работой экспертных комиссий структурных подразделений и подведомственных организаций. Протоколы, содержащие решения о типовых и примерных номенклатурах дел, утверждаются руководителем организации после их рассмотрения экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) соответствующего архивного учреждения. Методическое руководство работой экспертных комиссий осуществляют экспертнопроверочные комиссии (ЭПК), созданные в органах архивного управления при администрации края, области, города, а также в федеральных государственных архивах. Если ЭК и ЦЭК -- первая, то ЭПК -- вторая инстанция контроля над отбором документов на хранение и уничтожение. При Росархиве и архивных управлениях созданы центральные экспертно-проверочные комиссии (ЦЭПК) -- это высшая инстанция по вопросам экспертизы ценности документов. ЦЭПК действуют на основании Положения о центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном агентстве, утвержденном Приказом Росархива в 2007 году. В государственных архивах есть экспертно-методические комиссии (ЭМК); в их ведении находятся: * экспертиза ценности документов внутри госархива; * рассмотрение разработанных в архиве методических пособий; * работа по комплектованию госархива. Таким образом, система экспертной службы состоит из: * архивных учреждений -- ЦЭПК, ЭПК, ЭМК; * прочих учреждений -- ЭК, ЦЭК. Основными функциями ЦЭК и ЭК являются: * рассмотрение, вынесение на утверждение и согласование с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения проектов сводной номенклатуры дел организации, если архив организации является источником комплектования Архивного фонда Российской Федерации; * организация и проведение совместно с делопроизводственной и архивной службами ежегодного отбора дел для дальнейшего хранения или выделения к уничтожению; * рассмотрение, представление на утверждение руководителю организации и на одобрение ЭПК описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хра-нения и актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению; * рассмотрение и согласование с госархивом графиков передачи документов из структурных подразделений в архив организации и графиков передачи дел постоянного хранения из архива организации в госархив; * рассмотрение вопросов приема на ведомственное хранение документов личного происхождения. 3. Критерии экспертизы ценности Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется по результатам экспертизы ценности путем комплексного применения критериев происхождения, содержания, внешних особенностей документов. Критерии экспертизы ценности -- это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов. В процессе экспертизы ценности документов применяются все критерии в совокупности. В этом заключается одно из проявлений всесторонности и комплексности оценки документов. К критериям происхождения относятся: * роль и место организации или лица в системе государственного управления или конкретной отрасли, в результате деятельности которых созданы документы; * значимость выполняемых ими функций; * время и место образования документов. Критерий происхождения позволяет разделить все организации, учреждения и предприятия примерно на три группы. К первой группе относятся организации, документы которых имеют большую научную, историческую и экономическую ценность. Это центральные и местные органы власти и управления, их отраслевые структурные подразделения, органы суда и прокуратуры, научные и промышленные объединения, крупные заводы и фабрики и др. Вторую группу составляют организации местного значения. Это большое количество организаций, однородных по функциям и целевому назначению. Документы этой группы имеют практическое и определенное научное значение, но принимаются в государственные архивы, как правило, выборочно, так как деятельность таких учреждений отражается в документах вышестоящих организаций. Важные документы организаций этой группы, которые не поступают в вышестоящие организации, должны быть выявлены и присоединены к документам вышестоящей организации. Третью группу составляют преимущественно организации вспомогательного и обслуживающего характера. Документы этой группы организаций имеют значение только для практической работы. К критериям содержания относятся: * значимость отраженных в документах событий; * значение информации, содержащейся в документе; * повторение и поглощаемость информации, содержащейся в других документах организации; * вид документа; * подлинность документа. Вид документа. Наиболее полно основную деятельность организации отражают: * организационно-учредительные и распорядительные документы (уставы, положения, приказы, постановления, протоколы и др.), а также годовые планы и отчеты. Это документы постоянного хранения; * справочно-информационные документы, играющие вспомогательную роль, содержат, как правило, оперативную или справочную информацию, служащую основанием для принятия управленческих решений, которые фиксируются в распорядительных, а иногда и в организационных документах. Эта группа документов наиболее многочисленная. Некоторые из них имеют длительное справочное значение, например значительная часть документов по личному составу. Подавляющая часть этих документов теряет свое оперативное и справочное значение через определенный период -- от одного до пяти лет. Это документы оперативной и бухгалтерской отчетности и учета, переписка по текущему ремонту, по снабжению и многим другим вопросам, не отражающим основную деятельность организации. Повторение и поглощаемость информации. Этот критерий применяется в основном при экспертизе текущей, плановой и отчетной документации. Например, содержание месячных отчетов поглощается квартальными; содержание квартальных отчетов поглощается годовым отчетом. Отчеты структурных подразделений поглощаются отчетом организации, отчеты подведомственных организаций поглощаются сводным отчетом вышестоящей организации и т. д. К критериям внешних особенностей относятся: * форма фиксирования и передачи содержания; * удостоверение и оформление документа; * физическое состояние документа. Кроме общих критериев экспертизы ценности, для каждой группы документов существуют и собственные критерии их оценки: значение информации для развития науки и техники, приоритетность авторства, экономическая эффективность разработки или открытия и др. Работа по организации экспертизы ценности документов проводится в три этапа. Первый этап проводится в текущем делопроизводстве: * при разработке и составлении номенклатуры дел; * при регистрации документов; * при направлении исполненных документов в дела; * при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам. Второй этап проводится во время подготовки дел к передаче в архив организации. Третий этап экспертизы ценности проводится в архиве организации, передающей документы постоянного хранения в государственный архив. 4. Порядок проведения экспертизы ценности документов Первый этап экспертизы ценности документов проводится в текущем делопроизводстве в процессе формирования дел. В течение года весь комплекс дел минувшего года должен находиться в структурном подразделении, так как эти документы могут быть нужны в процессе деятельности организации. В это же время в структурных подразделениях проводится подготовка дел к последующему хранению в архиве, то есть второй этап экспертизы ценности документов. Сдача дел в архив организации проводится не позднее чем через 3 года после окончания их делопроизводством. Экспертизе ценности подлежит весь комплекс документов, образовавшихся в деятельности организации. Методика проведения первого этапа экспертизы ценности требует начинать изучение документов с ведущих структурных подразделений, а в пределах каждого структурного подразделения -- с дела № 1 по номенклатуре, то есть с вопросов руководства, планирования, финансирования, контроля работы организации, деятельности подведомственных организаций, результатов этой работы. Только при такой последовательности можно изучить полный комплекс документов. Второй этап экспертизы ценности начинается в структурных подразделениях с разделения годового комплекса дел на группы по срокам хранения: постоянного, длительного (свыше 10 лет), временного (до 10 лет включительно). Ответственный момент экспертизы -- выявление документов, содержащих повторяющуюся информацию. На постоянное хранение оставляют документы, содержащие наиболее полную информацию. Не допускается отбор документов для хранения и выделения к уничтожению только на основании заголовка дела. Необходимо все дела постоянного хранения и с отметкой ЭПК просмотреть полистаю в целях выявления и изъятия ошибочно попавших в дело малоценных документов. Такие документы нужно выделить к уничтожению или обосновать их хранение. В ходе изучения дел изымаются ошибочно оставленные в делах черновики, дублетные экземпляры. Определенную группу составляют дела с отметкой ЭПК, так как в процессе экспертизы будет решаться вопрос о сроках их хранения. Дела с отметкой ЭПК, содержащие документы постоянного хранения, подлежат переформированию. Выделенные из их состава документы постоянного хранения присоединяются к однородным делам или оформляются в самостоятельные дела. Подшивка вновь сформированных дел производится только после завершения экспертизы ценности документов. Окончательное решение по результатам экспертизы принимает ЭК или ЦЭК организации. Подготовка электронных документов при отборе их к передаче в архив организации состоит из следующих этапов: * составление описей дел постоянного хранения, временного хранения (свыше 10 лет) и по личному составу (в зависимости от состава и объема электронных документов (ЭД), отнесенных к составу Архивного фонда Российской Федерации); * проверка физического состояния документов на машинных носителях, предназначенных для передачи в архив; * запись ЭД на машинные носители; * проверка качества записи; * описание ЭД; * проставление архивных шифров на единицах хранения (на футлярах) в соответствии с архивной описью электронных документов постоянного хране-ния и по личному составу; * подготовка комплекта сопроводительной документации. В сопроводительной документации ЭД отражается следующая информация: название документа, дата его создания, характеристика содержания (аннотация), электронный формат, объем документа. Результатом экспертизы ценности документов в структурном подразделении являются годовые разделы описи дел постоянного, долговременного хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел данного структурного подразделения. В акты на уничтожение включаются только те дела, срок хранения которых уже истек. Акт составляется, как правило, на дела всей организации и утверждается руководителем организации после того, как опись дел постоянного хранения за этот год утвердит ЭПК архивного учреждения (если организация передает свои документы на хранение в государственный архив). Если в акте указаны дела нескольких структурных подразделений, то название каждого структурного подразделения указывается перед группой заголовков дел данного подразделения. Заголовки однородных дел, отобранных для уничтожения, вносятся в акт под общим заголовком с указанием количества дел, отнесенных к данной группе. Составление акта на уничтожение документов возможно только после составления годовых разделов сводных описей на дела постоянного хранения и описей дел по личному составу за соответствующий период и утверждения их руководителем. Список использованной литературы и нормативных актов: 1. ПРИКАЗ от 19 января 1995 г. N 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ. 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ АРХИВОВ (Одобрены коллегией Главархива СССР 28.08.85, Приказ Главархива СССР от 05.09.85 N 263) 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ АРХИВОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (Одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) 4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ АРХИВОВ (утв. Приказом Главархива СССР от 05.09.1985 N 263) 5. Березина Н.М., Лысенко Л.М., Воронцова Е.П. «Современное делопроизводство» 3-е изд.- СПб. ПИТЕР, 2007. 6. Спивак В.А. «Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство)» СПб.: ПИТЕР, 2007. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |