|
Хозяйственный контроль в УкраинеХозяйственный контроль в УкраинеСодержание работы Вступление 1. Суть и значение хозяйственного контроля и его организация в Украине 2. Характеристика законодательных и нормативно-правовых актов, а также других источников информации для регулирования финансово-хозяйственного контроля в Украине 3. Виды и функции хозяйственного контроля 4. Государственное регулирование хозяйственного контроля 5. Организация внутрихозяйственного контроля на предприятии Выводы и предложения Список использованных источников Приложения Вступление Формирование в Украине рыночных отношений и адекватных им принципов управления, развитие разнообразных форм собственности предопределяет необходимость нового осознания понятия "хозяйственный контроль", а также переосмысление форм его реализации в современных условиях. Хозяйственный контроль играет важную роль в обеспечении функционирования экономики любой страны. Он является сложной и многоуровневой системой, которая развивается согласно основным принципам функционирования экономических систем. В рыночных условиях системная организация хозяйственного контроля приобретает особое значение: ему отведена регулятивная роль по отношению к экономическим процессам на всех уровнях ведения хозяйства. Новое методологическое восприятие хозяйственного контроля предусматривает разработку концепции его системной организации, которая реализует принцип гармонизации экономических интересов государства, предприятий, общества. Объективная потребность в усовершенствовании систем хозяйственного контроля на разных уровнях, поиск путей возможного их взаимодействия в современных условиях хозяйствования, а также потребность в пересмотре многих теоретических и практических положений предопределяет проведение обстоятельных исследований данного вопроса. Методологически современную систему хозяйственного контроля след принимать как органическое единство его видов: государственного, внутрихозяйственного, аудиторского и общественного контроля. Существенное значение в научных исследованиях теоретических аспектов хозяйственного контроля занимают труды ведущих отечественных научных работников: Ф. Бутинця, Я. Гончарука, Л. Кулаковской, О. Нетикши, В. Немченко, О. Петрик, А. Пшеничной, Л. Сударевой, В. Савчука, В. Хомутенко и других. Вопросом организации ревизии и контроля посвящены работы Б. Усача, который раскрывает виды и формы контроля и уделяет особенное внимание методике проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и приводит классификацию видов контроля и их основных функций. Проведенные исследования свидетельствуют о приобретении особой актуальности данного вопроса. Главной целью написания данной курсовой работы является изучение хозяйственного контроля и его организации в Украине. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - раскрыта суть и значение хозяйственного контроля; - проведен обзор законодательных, нормативно-правовых актов и других источников информации по хозяйственному контролю в Украине; - изучены виды и функции хозяйственного контроля; - изучен порядок государственного регулирования хозяйственного контроля; - освоен порядок организации внутрихозяйственного контроля на предприятии. Для решения вышеперечисленных задач в курсовой работе использованы следующие методы и приемы исследования: анализ и синтез, монографический метод, методы финансового анализа, графический и табличный приемы и другие. 1. Суть и значение хозяйственного контроля и его организация в Украине Одним из основных вопросов контроля является определение его сущности. Контроль (от фр. controle - список, который ведется в двух экземплярах; здесь - повторное возвращение ранее рассмотренного вопроса, его проверка) означает проверку выполнения тех или других хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Важным звеном единственной системы хозяйственного контроля является экономический контроль. Понятие "экономический" подчеркивает сферу распространения контрольных функций лишь на область экономики как совокупность производительных сил и производственных отношений общества, его базис. Финансовый контроль - одна из форм управления финансами, особенная сфера контроля, обусловленная формированием и использованием финансовых ресурсов во всех структурных подразделениях экономики государства. Он предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций относительно их законности, экономической целесообразности и достижения позитивных конечных результатов работы. Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, осуществляемые с использованием денег, а в отдельных случаях и без них (например, бартерные соглашения). Финансовый контроль охватывает такие показатели: выручка от реализации продукции и другие поступления, основные виды расходов, состояние оборотных средств, активов и пассивов баланса, рентабельность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия, расчеты с бюджетом и по кредитными обязательствам, дебиторскую и кредиторскую задолженность и тому подобное. Изучая состояние бухгалтерского финансового учета необходимо учитывать, что основным источником контроля является экономико-правовая структура финансов субъектов предпринимательской деятельности: пассив - откуда поступили деньги, и актив - куда они вложены (инвестированные). Детальному исследованию подлежат затраты и прибыли, то есть данные управленческого учета по центрам ответственности. Таким образом, суть финансово-хозяйственного контролю состоит в регуляции процесса воспроизводства в соответствии с действующим законодательством. Основными задачами хозяйственного контроля в соответствии с действующим законодательством являются: - проверка соблюдения порядка реализации государственной политики контроля за использованием предприятиями средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, состояния учета и отчетность; - принятие органами государственной контрольно-ревизионной службы обязательных к выполнению предприятиями решений по фактам нарушений финансовой дисциплины, нецелевого использования средств, неуплаты налогов, сборов (обязательных платежей), неналоговых платежей и сокрытия полученных прибылей; - обращение органов государственной контрольно-ревизионной службы в интересах государства в суды и арбитражные суды; - периодическое проведение плановых ревизий и проверок использования бюджетных средств и внебюджетных фондов, хранения имущества, однако не реже одного раза в течение 3-х лет; - установление административной ответственности за несоблюдение порядка проведения операций с бюджетными средствами, нецелевое использование средств бюджетов и внебюджетных фондов, за невыполнение требований контрольных органов относительно устранения нарушений; - осуществление финансового контроля контрольно-ревизионной службой и взаимодействия с органами налоговой службы, государственного казначейства, суда и прокуратуры с целью недопущения параллелизма и дублирования; - систематическое информирование органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о фактах нарушений финансовой дисциплины и внесения предложений относительно обеспечения их устранение и привлечение виновных к ответственности . В рыночных условиях ведения хозяйства контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемой для получения максимальной прибыли и выполнения обязательств перед государством относительно уплаты налогов. Соответственно законодательным, нормативно-правовыми актами контролирующие органы наделены широкими правами. Это дает им возможность добиться полноты и качества контроля. Они имеют право не только исследовать документы, финансовую отчетность, но и проводить обследование, осуществлять контрольные обмерки выполненных работ, инвентаризации, анализировать технико-экономические показатели, делать выводы и вносить рекомендации относительно устранения обнаруженных негативных явлений и их предупреждение. Система хозяйственного контроля состоит из следующих элементов: - предмет; -объект; -субъект; -сфера деятельности; -принципы; процесс; -метод (методика); -техника и технология; -механизм; -сбор и обработка исходных данных (информация) для проведения контроля; -результат; -принятие решения по результатам контроля. Важным условием реализации хозяйственного контроля являются финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности. Результатом хозяйственного контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), в которых достоверно отражена информация о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, обнаруженные в процессе проведения контроля отклонения от действующих норм и правил. Принятие решения по результатам контроля производится субъектами управления и ставит перед собой цель устранения недостатков и нарушений, выявленных в процессе контроля. 2. Характеристика законодательных и нормативно-правовых актов, а также других источников информации для регулирования финансово-хозяйственного контроля в Украине Государственный финансовый контроль в Украине основывается на Конституции Украины, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах Украины, законах и законодательных актах Украины и органов местного самоуправления. Главной целью государственного финансового контроля В Украине является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства. Важнейшая обязанность государственного финансового контроля в Украине состоит в обеспечении органов государственной власти и обществ всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств. Контрольные функции Президента Украины в сфере финансовой деятельности выплывают из его статуса как главы государства и главы исполнительной власти в Украине. Президент Украины непосредственно осуществляет свои контрольные функции, например, когда он подписывает законы Украины о регуляции финансовой деятельности. В то же время необходимо отметить, что президентская ветка государственного контроля за финансами в Украине еще окончательно не сформировалась. Верховная Рада Украины в соответствии со статьей 85 Конституции Украины осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения проектов и утверждения Государственного бюджета Украины и отчетов о его выполнении, на специальных парламентских слушаниях Кабинета Министров Украины, которые именуются "днями правительства", в ходе экспертиз и заслушиваний Программ деятельности правительства, обсуждение и принятие специального финансового законодательства. Особенными контрольными полномочиями наделенная Счетная палата Верховной Рады Украины. Голова, первый заместитель, заместитель, главные контролеры и секретарь Счетной палаты избираются на сессии Верховной Рады Украины тайным голосованием и считаются избранными на семь лет, если за это проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Полномочия Счетной палаты распространяются на Верховную Раду Украины, органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие органы государства, созданные в соответствии с действующим законодательством Украины. Содержанием финансово-хозяйственного контроля является хозяйственно-финансовая деятельность предприятий, хранение материальных ценностей и денежных средств, состояние учета и отчетности, законность действий должностных лиц. Основные задачи и цели финансово-хозяйственного контроля изложены в Законе Украины "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине", Указе Президента Украины "О мероприятиях по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы", инструктивно-нормативных положениях, разработанных Главным контрольно-ревизионным управлением и в других нормативно-правовых актах по вопросам контроля и ревизии. Содержание финансово-хозяйственного контроля включает систему конкретных мероприятий, направленных на обеспечение рационального хозяйствования предпринимателей. Кроме того, содержание контроля предусматривает проверку выполнения планов экономического и социального развития, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непродуктивных затрат и потерь, укрепление партнерских связей, соблюдение хозяйственного и трудового законодательства, обеспечение сохранения ценностей, финансового состояния предприятия, конкурентоспособности его продукции на внутреннем и мировом рынках. Экономический контроль должен предотвращать банкротство предприятия. Контроль призван проявлять все факты нарушения сметно-финансовой дисциплины, оказывать содействие режиму экономии и укреплению хозрасчета, снижению затрат и повышению рентабельности предприятий, выявлению и использованию резервов роста и повышение эффективности производства. Законом Украины о государственной контрольно-ревизионной службе предусмотрено создание ее при Министерстве финансов Украины в составе Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделах (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, представления предложений относительно устранения обнаруженных недостатков и нарушений нормативных актов и предотвращения их в последующей деятельности. Государственная контрольно-ревизионная служба имеет централизованную организационную структуру. Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместитель министра финансов Украины, который назначается Кабинетом Министров Украины. Руководителей региональных контрольно-ревизионных управлений и подразделов назначают высшие руководители за подчиненностью. Структурные подразделения контрольно-ревизионной службы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы, расчетные и другие счета в банках. Функции государственной контрольно-ревизионной службы заключаются в проведении ревизий и проверок финансовой деятельности, состояния сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, предприятиях и организациях, которые содержатся за счет государственного бюджета. К ее функции также принадлежат проведения ревизий и проверок правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за рубежом и финансируются из государственного бюджета, контролируют полноту оприходования, использование и сохранность валютных средств, проверяют выполнение решений по результатам проведенных ревизий. Важной функцией государственной контрольно-ревизионной службы является составление нормативно-методических документов относительно проведения контрольно-ревизионной работы, обобщения опыта этой работы и распространения его в контрольно-ревизионных подразделах. Также, Исходным элементом правовой регламентации хозяйственного контроля выступают общие статусные законы относительно правовой регуляции органов исполнительной власти всех уровней - законы "О Кабинете Министров Украины", "О министерствах и других центральных органах исполнительной власти", "О местных государственных администрациях", в которых функция контроля, ее объем и пределы осуществления должны быть четко определены. Закон "О Государственных налоговых администрациях" определил полномочия Государственных налоговых администраций по взысканию налогов и других обязательных платежей, осуществлению контроля за правильностью исчисления и уплаты этих платежей, и соблюдению налогового законодательства. Особенная роль в осуществлении государственного финансового контроля принадлежит специализированным органам государственной исполнительной власти по управлению финансами, для которых самая финансовая деятельность является основной. Как уже отмечалось выше, эти органы созданы специально для осуществления финансового управления и составляют собой внутренне единственную подсистему финансово-кредитных органов. Министерство финансов Украины является центральным специализированным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами, а значит - и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Национальный банк Украины. В первую очередь НБУ осуществляет наблюдение за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств по всей территории Украины. Это наблюдение направлено на обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание наблюдения определяется полномочиями, установленными НБУ Законом Украины "О банках и банковской деятельности". В Украине до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах. Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения -- объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре Украине [5, с. 61] Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений. По поводу построения системы государственного финансового контроля в Украине существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что "системность" вовсе не требует "монолитности", то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса. В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией Украины и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны, ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, например. Департамент государственного финансового контроля Минфина Украины и вновь созданный -- Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций. Важно, чтобы контроль получил более конкретную регламентацию в локальных актах - о конкретных министерствах и ведомствах, их подчиненных звеньях. Причем такая регламентация не должна ограничиваться лишь ссылкой на необходимость осуществления контроля, а должна содержать его функциональные и процессуальные механизмы и определения последствий контролирования. С целью благоустройства и повышения действенности их контрольной деятельности нужно законодательно установить принципы, которыми нужно руководствоваться при их создании, подведомственность и надел контрольными полномочиями. Все это целесообразно закрепить в специальном законодательном акте о контрольных инспекциях. Как общий, так и специализирован внутренний контроль в сфере исполнительной власти нуждается в координации и упорядочивании системы контрольных органов. Координация контрольной деятельности в сфере государственного управления на уровне общегосударственного органа со специальным статусом сможет освободить объекты контроля от нерегулированных проверок и предоставит такому контролю комплексного характера. С целью усиления информационно-аналитической функции контроля следует обязать соответствующие органы к обеспечению "прозрачности" своей деятельности, особенно той, которая представляет широкий интерес для граждан и является объектом государственного контроля. Правовая регламентация осуществления государственного контроля в сфере исполнительной власти должна осуществляться преимущественно путем его нормирования в актах относительно соответствующих государственных органов. 3. Виды и функции хозяйственного контроля Повышению эффективности функционирования финансовой системы и ее составляющих способствует финансово-хозяйственный контроль. С одной стороны, финансово-хозяйственный контроль является отдельным типом в общей системе контроля, который охватывает административный, правовой, технический, экологический и другие специализированные типы контроля. С другой стороны, финансово-хозяйственный контроль является специализированным видом управленческой деятельности и отдельной сферой экономических знаний, связанной с изучением хозяйственных процессов и операций с позиции законности, достоверности, хозяйственной целесообразности, обеспечения сохранения средств. Объективной основой финансово-хозяйственного контроля является контрольная функция финансов, то есть органично присущее им свойство управлять путем наблюдения за формированием, распределением и использованием валового общественного продукта. Сущность финансово-хозяйственного контроля заключается в комплексном, органично взаимосвязанном изучении законности хозяйственных и финансовых операций, и процессов на основе использования финансовой отчетности, бухгалтерского учета, нормативной и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля с целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов. Объектом финансово-хозяйственного контроля распределительные и перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях экономической системы страны. В сферу финансово-хозяйственного контроля попадают практически все операции, связанные с движением хозяйственных средств и хозяйственной деятельностью. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |