|
Финансовый анализ и аудитФинансовый анализ и аудит33 Содержание Введение 3 Глава I. Аудиторская проверка 4 1.1. Предмет аудиторской проверки 6 1.2. Обязанности хозяйствующего субъекта (организации) и аудиторской фирмы при проведении аудита 7 1.2.1. Права и обязанности аудиторских организаций 7 1.2.2. Права и обязанности проверяемых экономических субъектов 10 1.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами 12 1.3.1. Анализ расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского 121.3.2. Анализ расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова 141.3.3. Анализ расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова 15Глава II. Анализ финансового состояния организации. Основные коэффициенты 18Глава III. Анализ кредитоспособности 23Глава IV. Расчетная часть 27Заключение 28 Список используемой литературы 29 Приложения 30 Введение
В последние годы в методологии бухгалтерского учета РФ произошли кардинальные изменения. Появились новые объекты бухгалтерского учета, изменилась терминология, система налогообложения и т.д. Демократизация общества расширила возможности юридических лиц в выборе приемов и способов ведения бухгалтерского учета и фиксации их в учетной политике. Существенные изменения произошли и в отчетности. Ее состав, порядок оценки статей и содержание приблизились к международным стандартам. Данная курсовая ставит своей целью раскрыть особенности учета расчетов с подотчетными лицами в разрезе аудиторской проверки, обязанности аудиторской фирмы и проверяемого экономического субъекта. Как показывает практика, при построении учетной системы данного вида актива на предприятиях возникают дискуссионные моменты, вытекающие порой из неоднозначной трактовки российского законодательства в области учета. Это приводит к спорным вопросам между предприятием и налоговой инспекцией. В данной работе я указала основные направления, по которым проходит аудиторская проверка данного счета, а именно: что является объектом проверки, какие корреспондирующие счета и какие проводки должен проверить аудитор. В данной работе использовались материалы исследований В.И. Подольского, Н.П. Барышникова, Р.А. Алборова. Кроме того, при исследовании вопроса анализа финансового состояния организации, одним из наиболее важных вопросов, как перед аудитором, так и перед инвестором стоит вопрос о прибыльности предприятия, о доверии к его стабильности, кредитоспособности. Данные моменты в рыночной экономике играют если не главную, то одну из основных сторон конструктивного развития организации. Глава I. Аудиторская проверка Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используе-мыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавлива-ется экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д. Первое упоминание об аудиторе относится к XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве доказательств в суде. Лука Пачоли, автор "Трактата о счетах и записях", - первой книги, посвященной бухгалтерскому учету и заложивший основы теории бух. учета, подтверждал необходимость контроля бух. учета. В XVI в. во многих странах был официально введен правовой контроль учетных книг. В Англии уже использовалось слово "аудитор" - для обозначения людей, занимающихся проверкой учетных записей. Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, кото-рая в 1884г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов ком-паний с последующим отчетом перед акционерами. Возникновение аудита, таким образом, связано с распределением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением организацией (администрация, менеджеры) и тех, кто вкладывает деньги в ее деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). История возникновения аудита берет свое юридическое начало с Шотландии, в столице - Эдинбурге - в 1853г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов. Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой пред-принимательскую дея-тельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых дек-лараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Аудитор - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия за определенный период. Аудитор - специалист, аттестованный на право аудитор-ской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ. Следует отметить, что аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что ау-дит -- независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспер-тиза осуществляется по решению судебных органов. Специфи-ка судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение источни-ка доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяй-ственных операций. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголов-ного или гражданского дела, поскольку представляет собой процессуально - правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы). Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документа-ции, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде поя-вились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, по-пытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом. Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предпри-ятий аудиторская проверка стала обязательной для подтвер-ждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе по-становления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма "Акционерное общество "Инаудит". Эта фирма занима-лась аудиторскими проверками, кон-сультированием СП по на-логообложению, по различным правовым вопросам и др. В настоящее время в России создано и успешно функцио-нирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относят-ся такие, как "ФБК", "Руфаудит", "Аудиторская палата "АСВП" (Москва), "Актионаудит" (Екатеринбург) и др. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от-крыли свои филиалы круп-нейшие межконтинентальные ауди-торские фирмы - "Артур Андерсен", "Эрнст энд Янг", "Куперз энд Лайбренд", "Прайс Уотерхауз". В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых ауди-торскими фирмами. За последние 25 лет аудит и аудитор-ские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтвер-ждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске. Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтвер-ждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлени-ем или ведением учета. Так как аудит -- это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направлен-ная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества. Аудит, базирующийся на риске, -- это такой вид аудита, когда проверка может про-изводиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических то-чек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суж-дение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эф-фектив-ную с точки зрения затрат проверку. Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюде-ние систем, которые контролируют операции. Данная стадия при-вела к тому, что аудиторы стали проводить экс-пертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита, так как внешние аудиторы могут огра-ничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля. Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита -- дать объективные, ре-альные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство -- это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансо-вой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему зако-нодатель-ству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгал-терского учета и финансовой отчет-ности. Достижению главной цели способствуют особенности (тре-бования) ведения аудитор-ской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденци-альность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудито-ра; использование методов статистики и экономического ана-лиза; применение новых информационных техно-логий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко-мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содей-ствие росту авторитета аудиторской профессии. Вышеперечисленные особенности определяют нормы пове-дения аудитора. С точки зрения классификационных признаков можно вы-делить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный. Внешний аудит проводится на договорной основе аудитор-скими фирмами или инди-видуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи-нансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по про-верке и оценке ее работы в интересах руко-водителей. Цель внутреннего аудита -- помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внут-ренний аудит прово-дят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего ау-дита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах. Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организа-ций) (или ее учредителей), или обязательным, если его прове-дение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе. Основная цель инициативного аудита -- выявить недостат-ки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состоя-ния хо-зяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и от-четности. 1.1. Предмет аудиторской проверки Предметная область проведения проверок включает учреди-тельные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бух-галтерского учета и отчетность. Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, осо-бенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие све-дения об организации учета в методическом, техническом и орга-низационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгал-терского учета у клиента. Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемко-сти и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирую-щаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, приме-нительно к плану счетов бухгалтерского учета Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по оплате труда" (счет 70). Тогда общее количество таких комплексов составит 11. Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно представить следующим образом: Таблица 1 Виды работ, подлежащие аудиту
Применяя такую декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Однако для каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке. 1.2. Обязанности хозяйствующего субъекта (организации) и аудиторской фирмы при проведении аудита 1.2.1. Права и обязанности аудиторских организаций Права аудиторских организаций1. Аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства. 2. Аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг. 3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора. 4. Аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений. 5. Аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 6. Аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие: · формы и методы планирования аудита; · методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки; · формы и методы проведения аудиторских процедур; · методы сбора и анализа аудиторских доказательств; · порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово - хозяйственной деятельности; · порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации; · получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений; · организация внутрифирменного контроля качества аудита; · порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита; · другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций. 7. Аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово - хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации. 8. Аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости - также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей. 9. Аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам. 10. Аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения. 11. При проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Действия аудиторских организаций в этих случаях регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита". 12. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные: · от экономических субъектов - об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов; · от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг - о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках; · от прочих партнеров по бизнесу - о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов; · другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств. 13. Аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц. 14. Аудиторские организации вправе не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. 15. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности. 16. Аудиторские организации имеют право получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных и командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов. Обязанности аудиторских организаций1. Аудиторские организации обязаны соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |