бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учётная политика

p align="left"> Глава 2. Формирование учетной политики.

2.1 Процедура формирования учетной политики.

Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско-льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед-ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. [9, стр.514]

В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити-ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня-тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух-галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не-посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера-ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите-рии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательст-ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан-ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус-тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи-ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал-терскому учету.

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, т. е., другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо-жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. [1, стр.75]

В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди-нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.

Процесс формирования учетной политики состоит из следую-щих последовательных этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал-терского учета;

3) обоснование исходных положений построения учетной по-литики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5) выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6) оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста-навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа-ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер-ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со-става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз-работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта-пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще-ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет-ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по-верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе-мой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. схему 3)

Схема 3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, то есть, другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах.

2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением.

Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда-ется руководителем организации. [7, стр.42] Фор-мирование же ее наряду с другими фун-кциями относится к компетенции глав-ного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис-теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо-рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею-щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея-тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст-венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю-чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави-симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес-печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис-сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт-роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по-рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра-цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч-ные результаты деятельности организации, а также точности со-блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере-сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае-мые администрацией решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля-ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст-венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут-ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити-ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен-ных органов, как правило, преследует лишь одну цель - установле-ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер-ского учета требованиям и предписаниям законодательства.

[1, стр.77-79]

Таким образом, фор-мирование учетной политики же относится к компетенции глав-ного бухгалтера. Но в разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.

2.3. Документальное оформление учетной политики.

Учетная политика, избранная органи-зацией, подлежит оформлению соответ-ствующей документацией, основное на-значение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить едино-образную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами: во-первых, нор-мальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтер-ский учет; во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (фор-мального и по существу) ее первого руководителя.

К числу документов, оформляющих учетную политику, в част-ности, относятся приказы и распоряжения руководителя организа-ции, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционе-ров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зави-сит от внутреннего распорядка организации и характера закрепля-емого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области та-кой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского Учета (графики документооборота, план организации бухгалтерско-го учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, Должностные инструкции и др.). Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организа-ций, а также технические аспекты использования различных эле-ментов учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной поли-тике, важны учредительные документы (устав, учредительный до-говор и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функцио-нирования учредительные документы должны отражать ряд вопро-сов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки:

· бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с тре-бованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подроб-но описывать методику и процедуры бухгалтерского учета);

· отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с 1 января по 31 декабря включительно;

· финансовые результаты деятельности устанавливаются по дан-ным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласова-ли промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организа-ции, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то уч-редительные документы должны фиксировать такие даты);

· бухгалтерский отчет организации за год рассматривается и утверждается общим собранием акционеров (в акционерных об-ществах) или собранием участников (в обществах с ограниченной ответственностью и др.);

· перед представлением общему собранию акционеров годовой бухгалтерский отчет должен быть проверен и подтвержден назна-ченным последним независимым аудитором. [1, стр.79-80]

Очевидно, что различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, органи-зационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерско-го учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодате-льству именно на нем лежит вся полнота ответственности за орга-низацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правила-ми, устанавливаемыми главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета в организации.

Ниже приведены несколько примеров составления приказов, оформляющих учетную политику акционерного общества и касающихся ее разных аспектов, а в таблице 1 в дополнение к сказанному главе 2 представлен примерный график документооборота организации в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке доку-ментов, выполняемых подразделениями организации и отдельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения.

Акционерное общество "АБВ"

ПРИКАЗ №

15 мая 200Х г. г. Москва

О введении в действие рабочего плана счетов бухгалтерского учета

1. Утвердить разработанный на основе типового новый рабочий план сче-тов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности общества согласно приложению 1 к настоящему приказу. При пользовании рабочим планом счетов руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

2. Ввести в действие рабочий план счетов с 1 января 200Х г. Главному бухгалтеру до 15 января 200Х г. откорректировать вступительное сальдо по счетам бухгалтерского учета исходя из изменений, связанных с перехо-дом к использованию рабочего плана счетов.

3. Предоставить право главному бухгалтеру вводить, уточнять и исключать субсчета к синтетическим счетам, а также устанавливать дополнительные системы аналитического учета.

4. Утвердить план мероприятий, связанных с введением в действие рабоче-го плана счетов, согласно приложению 2 к настоящему приказу. Контроль за выполнением плана мероприятий возложить на финансового директора общества.

5. Считать утратившим силу с 1 января 200Х г. приказ от 15 января 1998 г. № 5/ЕГ "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета".

Генеральный директор общества

* * *

Акционерное общество "АБВ"

ПРИКАЗ №

15 ноября 200Х г. г. Москва

О резервах предстоящих расходов

В целях равномерного формирования финансового результата деятельности общества, руководствуясь Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создавать начиная с 1 января 200Х г. за счет расходов по обычным видам деятельности следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков ра-бочих, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на ремонт основных средств.

2. Резервированию подлежат:

суммы заработной платы за время отпусков рабочих, ежегодного возна-граждения всем работникам за выслугу лет, а также отчисления в единый социальный налог с этих сумм;

суммы затрат на ремонт основных средств в размере, приходящемся на отчетный период, - исходя из размера ассигнований на эту цель.

3. Финансовой службе представлять бухгалтерской службе расчеты, необхо-димые для создания и инвентаризации резервов, указанных в п. 1 настоя-щего приказа.

Генеральный директор общества

* * *

Акционерное общество "АБВ"

ПРИКАЗ №
17 мая 200Х г г. Москва

.

О выделении Костромского филиала акционерного общества на отдельный баланс

В целях совершенствования хозяйственной системы, руководствуясь Поло-жением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Выделить с 1 января 200Х г. на отдельный баланс Костромской филиал
акционерного общества.

2. Утвердить план мероприятий, связанных с выделением Костромского фи-лиала на отдельный баланс, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Главному бухгалтеру общества обеспечить организацию бухгалтерского учета и осуществление систематического контроля за ним в Костромском филиале.

4. Установить, что Костромской филиал представляет ежемесячно отдельный баланс для включения его активов и пассивов в активы и пассивы акцио-нерного общества не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным.

Генеральный директор общества [1, стр.81-82]

Наименование

документа

Создание документа

Проверка документа

Обработка

Передача

в архив

количество экземпляров

ответственный за выписку

ответственный за оформление

ответственный за исполнение

срок

исполнения

ответственный за проверку

кто представляет

порядок представления

срок представления

кто исполняет

срок исполнения

кто исполняет

срок передачи

При-ход-

ный ордер

1

С

к

л

а

д

Бух-

гал-те-

рия

С

к

л

а

д

По мере поступ-ления матери-алов

Бух-

гал-те

рия

С

к

л

а

д

При реес-тре

Один

раз в пять

дней

Бух-

гал-те

рия

По мере посту-пления

Бух-

галте-

рия

По исте-

чении

квартала

Таблица 1. Документооборот организации. [1, стр.83]

Способы ведения учета, избранные организацией, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики (в отдельных случаях документ может определять иную дату начала применения того или иного способа). [2, стр. 35-36]

Впервые созданная организация должна стремиться офор-мить свою учетную политику в кратчайшие сроки. Однако оче-видно, что в начале деятельности при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому на ее оформление предоставляется определенный период времени. Для организаций, обязанных публиковать свою отчетность, крайним сроком для оформления учетной политики является дата, уста-новленная для первой публикации (так как публикуемая отчет-ность должна раскрывать уже утвержденную учетную политику). В любом случае оформление учетной политики должно быть про-изведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения органи-зацией прав юридического лица (даты государственной регистра-ции). При этом подразумевается, что с данного момента приме-няются и избранные организацией учетные приемы и способы ведения учета.

Однажды введенный способ ведения учета используется без изменения в течение неограниченно долгого периода, во всяком случае до тех пор, пока руководитель не издаст распорядительный документ о переходе на иной способ. Если отсутствует документа-льное доказательство обратного, то считается, что в силе остается предыдущий распорядительный документ. [1, стр.84]

Таким образом, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско-льких допускаемых общепризнанными стандартами. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Глава 3. Изменения и раскрытие учетной политики.

3.1. Изменения в учетной политике.

Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что принятая организацией учетная политика применяется по-следовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях измене-ния законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих ре-гулирование бухгалтерского учета, разработки орга-низацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее де-ятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансово-го года. [3, стр.31]

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной по-литики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутрен-ние и внешние условия функционирования организации. В частно-сти на учетную политику могут оказать влияние такие события в хо-зяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договоров, заключаемых с потреби-телями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с госу-дарственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение или отмена государственного регулирова-ния цен на продукцию; реструктурирование источников формирова-ния финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономиче-ской деятельности; ужесточение или либерализация налогового ре-жима; уровень инфляции и др. [1, стр.85]

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетно-сти. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выра-жении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указа-ние на то, что включенные в бухгалтерскую отчет-ность за отчетный год соответствующие данные пе-риодов, предшествовавших отчетному, скорректи-рованы. [3, стр.31]

Последствия изменений тех или иных способов, составляю-щих учетную политику организации, неодинаковы. Если измене-ния касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических прие-мов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового по-ложения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия по-льзователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверен-ных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтер-ского учета.

Последствия изменений в учетной политике могут быть оце-нены: 1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стои-мости активов. Например, при переходе от оценки готовой про-дукции по фактической производственной себестоимости к оцен-ке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объе-ма готовой продукции двумя способами. Отклонение фактиче-ской себестоимости от нормативной составит сумму, квалифици-руемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации. [1, стр.85-86]

В связи с изменением учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе-реходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следую-щего за этим периодом. При решении данного вопроса во внима-ние принимаются такие факторы, как финансовое состояние орга-низации, возможные налоговые последствия, предписания бухгал-терских правил.

Пример. Организация принимает решение отказаться от начисления в новом году тех или иных резервов предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т. д.). Остатки резервов, числящиеся по состоянию на 31 декабря отчетного года, должны быть присо-единены к прибыли отчетного года.

Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней (имеется в виду необ-ходимость издания соответствующего распорядительного доку-мента и доведение его до сведения всех заинтересованных дол-жностных лиц и других работников организации). Ниже представлен пример.

Акционерное общество "АБВ"

ПРИКАЗ №

29 октября 200Х г. г. Москва

Об изменении порядка начисления амортизации основных средств

В целях формирования дополнительных ресурсов для финансирования технического перевооружения производства, проводимого в целях расширения экспорта продукции, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести на период массовой замены оборудования с 1 января 200Х г. по 31 декабря 200Х г. повышающий коэффициент (ускоренную амортизацию)

в размере 1,8 для начисления амортизации на полное восстановление оборудования. Утвердить прилагаемый к настоящему приказу перечень обору-дования, в отношении которого производится ускоренная амортизация.

2 Технической службе рассчитать новые амортизационные сроки службы оборудования с учетом применения повышающего коэффициента амортиза-ции, установленного п. 1 настоящего приказа.

3 Бухгалтерской службе производить амортизационные отчисления на пол-ное восстановление оборудования, включенного в прилагаемый к настояще-му приказу перечень, с учетом повышающего коэффициента.

4. Финансовой службе обеспечить использование дополнительных ресурсов, связанных с ускоренной амортизацией оборудования, исключительно на финансирование приобретения нового, высокотехнологичного оборудования и мероприятий по техническому перевооружению производства.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера.

Генеральный директор общества

Особенно тщательно необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную политику вводится новый прием. Его введение не должно исказить финансовый результат деятельности организа-ции, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать нормально-му его ходу.

Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной организацией. Однако с точки зрения практики наибо-лее приемлемым моментом является 1 января (речь, конечно, не идет об изменении учетной политики в экстраординарных ситуа-циях).

Корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение всего отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете. [1, стр.86-87]

3.2. Раскрытие учетной политики в отчетности.

Принятая организацией учетная поли-тика должна раскрываться (предавать-ся гласности) для внешних пользователей финансовой информации. [8, стр.182] В данном случае речь идет о раскрытии в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать состояние организа-ции на основе ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходи-мо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение (ухудшение) дел или корректи-ровку методов исчисления этих показателей. Иными словами, за-интересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

Обычно в публикуемом отчете подлежат описанию не все состав-ляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на представление о финансовом положения организации, ее денеж-ном обороте или результатах ее деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Раскрываться должны способы ведения бухгалтерского учета, без зна-ния о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что главным образом это относится к методическим способам ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгал-терского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете. [1, стр.87-88]

Кроме положений, отличных от общепризнанных, раскрываемая информация об учетной политике должна содержать сведения о по-ложениях, сформированных организацией: в результате выбора, сде-ланного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности организации; в результате нетрадиционного приме-нения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых. В данном случае речь идет о таких сведениях, как: амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подоб-ных ценностей; создаваемые резервы предстоящих расходов; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; способ отражения в отчетности полученных займов и др.

Особое внимание следует уделить описанию изменений в учетной организации, происшедших как в течение отчетного года, так и в его начале, по сравнению с годом, предшествующим отчетно-му и существенно влияющих (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности. Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить характер колебаний тех или иных по-казателей отчетности. Описание должно сопровождаться раскрытием причин изменений и стоимостной оценкой их последствий с тем, что-бы внести полную ясность в вопрос о том, как изменения в учетной политике повлияли на финансовое состояние и финансовые результа-ты деятельности организации.

Информация об учетной политике должна содержать также указание на то, какие новые правила (стандарты) бухгалтерского учета организация стала использовать в отчетном периоде. Такие сведения позволят заинтересованным лицам составить представле-ние о круге нормативных актов, на который ориентируется орга-низация при ведении учета и составлении отчетности, а также оце-нить степень "современности" финансовых данных. [1, стр.88-89]

Таким образом, в процессе функционирования организации возникает необходимость внесения изменений в избранную учетную политику. Последствия таких изменений могут быть оце-нены: 1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стои-мости активов. В случае изменения учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе-реходе к использованию новых способов ведения учета. Кроме этого, принятая организацией учетная поли-тика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации.

Заключение

Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности. По данным финансовой отчетности уста-навливаются имущественное и финансовое положение предприя-тия, его платежеспособность, основные положения хозяйствования, тенденции в улучшении (ухудшении) деятельности предприя-тия и другие показатели.

Учетная политика предприятия основывается на определенной совокупности общепринятых правил, что особенно важно при уси-лении роли и значения бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. Бухгалтерская информация должна быть полной и до-стоверной, доступной и понимаемой широким кругом заинтересо-ванных пользователей.

Вместе с приказом (распоряжением) по учетной политике утверждаются также:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для веде-ния бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своев-ременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмот-рены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. [4, стр.45-46]

На сегодняшний день бухгалтерский учет является языком бизне-са и предпринимательства, способным объединять деловых людей. Кроме того, бухгалтерский учет рассматривается как важная составляющая общегосударственной системы формирования макроэконо-мических показателей, а это означает, что каждое предприятие, подготавливая информацию, необходимую для исчисления таких показателей, должно придерживаться единых подходов и правил. Эти правила устанавливают те отправные моменты в построении системы учета на предприятии, которые должны быть соблюдены при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Они - фундамент построения системы бухгалтерского учета на предприятии, целью которого является обеспечение доступа к со-поставимой информации, предоставление достоверной информации финансового положения и результатов деятельности. [8, стр. 182]

Список литературы

1. Бухгалтерский учет: Учебник ./ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких.-5-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.-736 с.

2. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-476 с.

3. Васильева Н.А. Учетная политика организации//Бухгалтерский учет.-2003.- №24.-с. 31-35.

4. Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.-560.: ил.

5. Власова В.М. Первичные документы - основа бухгалтерской отчетности.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.-400с.

6. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 368.: ил.

7. Жуков В.Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №1.-с. 42-50.

8. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1996.-192с.: ил.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1996, - 550с.

10. Пятов М.Л. Разработка элементов учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №5.- с. 15-18.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.