|
Учётная политикаp align="left">Глава 2. Формирование учетной политики.2.1 Процедура формирования учетной политики. Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско-льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед-ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. [9, стр.514] В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити-ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня-тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух-галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не-посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера-ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите-рии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательст-ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан-ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус-тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи-ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал-терскому учету. Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, т. е., другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо-жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. [1, стр.75] В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди-нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация. Процесс формирования учетной политики состоит из следую-щих последовательных этапов: 1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика; 2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал-терского учета; 3) обоснование исходных положений построения учетной по-литики; 4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта; 5) выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией; 6) оформление избранной учетной политики. Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста-навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа-ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер-ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со-става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз-работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта-пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще-ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет-ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по-верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе-мой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. схему 3) Схема 3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, то есть, другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах. 2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением. Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда-ется руководителем организации. [7, стр.42] Фор-мирование же ее наряду с другими фун-кциями относится к компетенции глав-ного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис-теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо-рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею-щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея-тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст-венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю-чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави-симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными. В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц. Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес-печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис-сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт-роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по-рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра-цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч-ные результаты деятельности организации, а также точности со-блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере-сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае-мые администрацией решения реализуют цели собственников. Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля-ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст-венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут-ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити-ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен-ных органов, как правило, преследует лишь одну цель - установле-ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер-ского учета требованиям и предписаниям законодательства. [1, стр.77-79] Таким образом, фор-мирование учетной политики же относится к компетенции глав-ного бухгалтера. Но в разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб. 2.3. Документальное оформление учетной политики. Учетная политика, избранная органи-зацией, подлежит оформлению соответ-ствующей документацией, основное на-значение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить едино-образную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами: во-первых, нор-мальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтер-ский учет; во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (фор-мального и по существу) ее первого руководителя. К числу документов, оформляющих учетную политику, в част-ности, относятся приказы и распоряжения руководителя организа-ции, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционе-ров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зави-сит от внутреннего распорядка организации и характера закрепля-емого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области та-кой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.). Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского Учета (графики документооборота, план организации бухгалтерско-го учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, Должностные инструкции и др.). Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организа-ций, а также технические аспекты использования различных эле-ментов учетной политики. Помимо документов, специально посвященных учетной поли-тике, важны учредительные документы (устав, учредительный до-говор и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функцио-нирования учредительные документы должны отражать ряд вопро-сов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки: · бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с тре-бованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подроб-но описывать методику и процедуры бухгалтерского учета); · отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с 1 января по 31 декабря включительно; · финансовые результаты деятельности устанавливаются по дан-ным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласова-ли промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организа-ции, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то уч-редительные документы должны фиксировать такие даты); · бухгалтерский отчет организации за год рассматривается и утверждается общим собранием акционеров (в акционерных об-ществах) или собранием участников (в обществах с ограниченной ответственностью и др.); · перед представлением общему собранию акционеров годовой бухгалтерский отчет должен быть проверен и подтвержден назна-ченным последним независимым аудитором. [1, стр.79-80] Очевидно, что различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, органи-зационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерско-го учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодате-льству именно на нем лежит вся полнота ответственности за орга-низацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правила-ми, устанавливаемыми главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета в организации. Ниже приведены несколько примеров составления приказов, оформляющих учетную политику акционерного общества и касающихся ее разных аспектов, а в таблице 1 в дополнение к сказанному главе 2 представлен примерный график документооборота организации в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке доку-ментов, выполняемых подразделениями организации и отдельными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения. Акционерное общество "АБВ" ПРИКАЗ № 15 мая 200Х г. г. Москва О введении в действие рабочего плана счетов бухгалтерского учета 1. Утвердить разработанный на основе типового новый рабочий план сче-тов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности общества согласно приложению 1 к настоящему приказу. При пользовании рабочим планом счетов руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. 2. Ввести в действие рабочий план счетов с 1 января 200Х г. Главному бухгалтеру до 15 января 200Х г. откорректировать вступительное сальдо по счетам бухгалтерского учета исходя из изменений, связанных с перехо-дом к использованию рабочего плана счетов. 3. Предоставить право главному бухгалтеру вводить, уточнять и исключать субсчета к синтетическим счетам, а также устанавливать дополнительные системы аналитического учета. 4. Утвердить план мероприятий, связанных с введением в действие рабоче-го плана счетов, согласно приложению 2 к настоящему приказу. Контроль за выполнением плана мероприятий возложить на финансового директора общества. 5. Считать утратившим силу с 1 января 200Х г. приказ от 15 января 1998 г. № 5/ЕГ "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета". Генеральный директор общества * * * Акционерное общество "АБВ" ПРИКАЗ № 15 ноября 200Х г. г. Москва О резервах предстоящих расходов В целях равномерного формирования финансового результата деятельности общества, руководствуясь Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Создавать начиная с 1 января 200Х г. за счет расходов по обычным видам деятельности следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков ра-бочих, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на ремонт основных средств. 2. Резервированию подлежат: суммы заработной платы за время отпусков рабочих, ежегодного возна-граждения всем работникам за выслугу лет, а также отчисления в единый социальный налог с этих сумм; суммы затрат на ремонт основных средств в размере, приходящемся на отчетный период, - исходя из размера ассигнований на эту цель. 3. Финансовой службе представлять бухгалтерской службе расчеты, необхо-димые для создания и инвентаризации резервов, указанных в п. 1 настоя-щего приказа. Генеральный директор общества * * * Акционерное общество "АБВ" ПРИКАЗ № . О выделении Костромского филиала акционерного общества на отдельный баланс В целях совершенствования хозяйственной системы, руководствуясь Поло-жением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Выделить с 1 января 200Х г. на отдельный баланс Костромской филиал 2. Утвердить план мероприятий, связанных с выделением Костромского фи-лиала на отдельный баланс, согласно приложению к настоящему приказу. 3. Главному бухгалтеру общества обеспечить организацию бухгалтерского учета и осуществление систематического контроля за ним в Костромском филиале. 4. Установить, что Костромской филиал представляет ежемесячно отдельный баланс для включения его активов и пассивов в активы и пассивы акцио-нерного общества не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным. Генеральный директор общества [1, стр.81-82]
Таблица 1. Документооборот организации. [1, стр.83] Способы ведения учета, избранные организацией, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики (в отдельных случаях документ может определять иную дату начала применения того или иного способа). [2, стр. 35-36] Впервые созданная организация должна стремиться офор-мить свою учетную политику в кратчайшие сроки. Однако оче-видно, что в начале деятельности при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому на ее оформление предоставляется определенный период времени. Для организаций, обязанных публиковать свою отчетность, крайним сроком для оформления учетной политики является дата, уста-новленная для первой публикации (так как публикуемая отчет-ность должна раскрывать уже утвержденную учетную политику). В любом случае оформление учетной политики должно быть про-изведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения органи-зацией прав юридического лица (даты государственной регистра-ции). При этом подразумевается, что с данного момента приме-няются и избранные организацией учетные приемы и способы ведения учета. Однажды введенный способ ведения учета используется без изменения в течение неограниченно долгого периода, во всяком случае до тех пор, пока руководитель не издаст распорядительный документ о переходе на иной способ. Если отсутствует документа-льное доказательство обратного, то считается, что в силе остается предыдущий распорядительный документ. [1, стр.84] Таким образом, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско-льких допускаемых общепризнанными стандартами. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц. Глава 3. Изменения и раскрытие учетной политики. 3.1. Изменения в учетной политике. Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что принятая организацией учетная политика применяется по-следовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях измене-ния законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих ре-гулирование бухгалтерского учета, разработки орга-низацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее де-ятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансово-го года. [3, стр.31] Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной по-литики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутрен-ние и внешние условия функционирования организации. В частно-сти на учетную политику могут оказать влияние такие события в хо-зяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договоров, заключаемых с потреби-телями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с госу-дарственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение или отмена государственного регулирова-ния цен на продукцию; реструктурирование источников формирова-ния финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономиче-ской деятельности; ужесточение или либерализация налогового ре-жима; уровень инфляции и др. [1, стр.85] Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетно-сти. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выра-жении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указа-ние на то, что включенные в бухгалтерскую отчет-ность за отчетный год соответствующие данные пе-риодов, предшествовавших отчетному, скорректи-рованы. [3, стр.31] Последствия изменений тех или иных способов, составляю-щих учетную политику организации, неодинаковы. Если измене-ния касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических прие-мов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового по-ложения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия по-льзователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверен-ных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтер-ского учета. Последствия изменений в учетной политике могут быть оце-нены: 1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стои-мости активов. Например, при переходе от оценки готовой про-дукции по фактической производственной себестоимости к оцен-ке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объе-ма готовой продукции двумя способами. Отклонение фактиче-ской себестоимости от нормативной составит сумму, квалифици-руемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации. [1, стр.85-86] В связи с изменением учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе-реходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следую-щего за этим периодом. При решении данного вопроса во внима-ние принимаются такие факторы, как финансовое состояние орга-низации, возможные налоговые последствия, предписания бухгал-терских правил. Пример. Организация принимает решение отказаться от начисления в новом году тех или иных резервов предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т. д.). Остатки резервов, числящиеся по состоянию на 31 декабря отчетного года, должны быть присо-единены к прибыли отчетного года. Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней (имеется в виду необ-ходимость издания соответствующего распорядительного доку-мента и доведение его до сведения всех заинтересованных дол-жностных лиц и других работников организации). Ниже представлен пример. Акционерное общество "АБВ" ПРИКАЗ № 29 октября 200Х г. г. Москва Об изменении порядка начисления амортизации основных средств В целях формирования дополнительных ресурсов для финансирования технического перевооружения производства, проводимого в целях расширения экспорта продукции, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Ввести на период массовой замены оборудования с 1 января 200Х г. по 31 декабря 200Х г. повышающий коэффициент (ускоренную амортизацию) в размере 1,8 для начисления амортизации на полное восстановление оборудования. Утвердить прилагаемый к настоящему приказу перечень обору-дования, в отношении которого производится ускоренная амортизация. 2 Технической службе рассчитать новые амортизационные сроки службы оборудования с учетом применения повышающего коэффициента амортиза-ции, установленного п. 1 настоящего приказа. 3 Бухгалтерской службе производить амортизационные отчисления на пол-ное восстановление оборудования, включенного в прилагаемый к настояще-му приказу перечень, с учетом повышающего коэффициента. 4. Финансовой службе обеспечить использование дополнительных ресурсов, связанных с ускоренной амортизацией оборудования, исключительно на финансирование приобретения нового, высокотехнологичного оборудования и мероприятий по техническому перевооружению производства. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера. Генеральный директор общества Особенно тщательно необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную политику вводится новый прием. Его введение не должно исказить финансовый результат деятельности организа-ции, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать нормально-му его ходу. Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной организацией. Однако с точки зрения практики наибо-лее приемлемым моментом является 1 января (речь, конечно, не идет об изменении учетной политики в экстраординарных ситуа-циях). Корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение всего отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете. [1, стр.86-87] 3.2. Раскрытие учетной политики в отчетности. Принятая организацией учетная поли-тика должна раскрываться (предавать-ся гласности) для внешних пользователей финансовой информации. [8, стр.182] В данном случае речь идет о раскрытии в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать состояние организа-ции на основе ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходи-мо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение (ухудшение) дел или корректи-ровку методов исчисления этих показателей. Иными словами, за-интересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее. Обычно в публикуемом отчете подлежат описанию не все состав-ляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на представление о финансовом положения организации, ее денеж-ном обороте или результатах ее деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Раскрываться должны способы ведения бухгалтерского учета, без зна-ния о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что главным образом это относится к методическим способам ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгал-терского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете. [1, стр.87-88] Кроме положений, отличных от общепризнанных, раскрываемая информация об учетной политике должна содержать сведения о по-ложениях, сформированных организацией: в результате выбора, сде-ланного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности организации; в результате нетрадиционного приме-нения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых. В данном случае речь идет о таких сведениях, как: амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подоб-ных ценностей; создаваемые резервы предстоящих расходов; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; способ отражения в отчетности полученных займов и др. Особое внимание следует уделить описанию изменений в учетной организации, происшедших как в течение отчетного года, так и в его начале, по сравнению с годом, предшествующим отчетно-му и существенно влияющих (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности. Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить характер колебаний тех или иных по-казателей отчетности. Описание должно сопровождаться раскрытием причин изменений и стоимостной оценкой их последствий с тем, что-бы внести полную ясность в вопрос о том, как изменения в учетной политике повлияли на финансовое состояние и финансовые результа-ты деятельности организации. Информация об учетной политике должна содержать также указание на то, какие новые правила (стандарты) бухгалтерского учета организация стала использовать в отчетном периоде. Такие сведения позволят заинтересованным лицам составить представле-ние о круге нормативных актов, на который ориентируется орга-низация при ведении учета и составлении отчетности, а также оце-нить степень "современности" финансовых данных. [1, стр.88-89] Таким образом, в процессе функционирования организации возникает необходимость внесения изменений в избранную учетную политику. Последствия таких изменений могут быть оце-нены: 1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стои-мости активов. В случае изменения учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе-реходе к использованию новых способов ведения учета. Кроме этого, принятая организацией учетная поли-тика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. Заключение Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности. По данным финансовой отчетности уста-навливаются имущественное и финансовое положение предприя-тия, его платежеспособность, основные положения хозяйствования, тенденции в улучшении (ухудшении) деятельности предприя-тия и другие показатели. Учетная политика предприятия основывается на определенной совокупности общепринятых правил, что особенно важно при уси-лении роли и значения бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. Бухгалтерская информация должна быть полной и до-стоверной, доступной и понимаемой широким кругом заинтересо-ванных пользователей. Вместе с приказом (распоряжением) по учетной политике утверждаются также: · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для веде-ния бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своев-ременности и полноты учета и отчетности; · формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмот-рены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; · порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; · правила документооборота и технология обработки учетной информации; · порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. [4, стр.45-46] На сегодняшний день бухгалтерский учет является языком бизне-са и предпринимательства, способным объединять деловых людей. Кроме того, бухгалтерский учет рассматривается как важная составляющая общегосударственной системы формирования макроэконо-мических показателей, а это означает, что каждое предприятие, подготавливая информацию, необходимую для исчисления таких показателей, должно придерживаться единых подходов и правил. Эти правила устанавливают те отправные моменты в построении системы учета на предприятии, которые должны быть соблюдены при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Они - фундамент построения системы бухгалтерского учета на предприятии, целью которого является обеспечение доступа к со-поставимой информации, предоставление достоверной информации финансового положения и результатов деятельности. [8, стр. 182] Список литературы 1. Бухгалтерский учет: Учебник ./ А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких.-5-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.-736 с. 2. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.-476 с. 3. Васильева Н.А. Учетная политика организации//Бухгалтерский учет.-2003.- №24.-с. 31-35. 4. Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.-560.: ил. 5. Власова В.М. Первичные документы - основа бухгалтерской отчетности.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.-400с. 6. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.- 368.: ил. 7. Жуков В.Н. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №1.-с. 42-50. 8. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 1996.-192с.: ил. 9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1996, - 550с. 10. Пятов М.Л. Разработка элементов учетной политики организации // Бухгалтерский учет.-2002.- №5.- с. 15-18. Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |