|
Учет государственной помощиУчет государственной помощиФакультет экономический Кафедра бухгалтерского учета КУРСОВАЯ РАБОТА УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ Автор курсовой работы Специальность Обозначение курсовой работы Руководитель работы Оценка Саранск 2010 ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 1 Тема: Учет государственной помощи 2 Срок представления работы к защите ___________ 3 Исходные данные для научного исследования работы отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, материалы периодической печати 4 Содержание курсовой работы: 4.1 Теоретические основы учета государственной помощи 4.2 Бухгалтерский учет государственной помощи Руководитель работы _______________________________Задание принял к исполнению ___________________________________ Реферат Курсовая работа содержит42 страницы и 21 использованный источник. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ, СУБСИДИИ, СУБВЕНЦИИ, БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ, БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА НА ТЕКУЩИЕ ЦЕЛИ. Предмет исследования: учет государственной помощи Цель работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты государственной помощи, на примерах рассмотреть особенности ее учета. Методы исследования: анализ, синтез, метод экономического анализа. Полученные результаты: изучены теоретические аспекты государственной помощи, проанализировано ведение учета государственной помощи. Содержание Введение 1. Теоретические основы учета государственной помощи 1.1 Понятие и виды государственной помощи 1.2 Государственная помощь в виде денежных средств 1.3 Поддержка предприятий в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка 2. Бухгалтерский учет государственной помощи 2.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство 2.2 учет бюджетных средств полученных на текущие цели 2.3 Учет бюджетных кредитов Заключение Список использованных источников Введение Само понятие "государственные услуги" в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги - одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как "поставщик услуг". Вхождение термина "государственные услуги" в нашу жизнь - это не дань моде, не простое копирование зарубежного опыта: за этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов. Сущность государства и его социальное назначение являются решающими в определении направленности его деятельности, целей и задач. В свою очередь, функции государства зависят от тех задач, которые стоят перед обществом на данном этапе развития. И задачи, и вытекающие из них функции не являются произвольными, они зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, потребностей и интересов населения и пр. Патерналистскому государству, которое "опекает" все сферы жизни, нет места в гражданском обществе, оно преобразуется в "слугу", выполняющего только необходимые и полезные для общества функции. В таком соотношении государства и общества именно гражданское общество должно определять, что является для него социально значимым, что оно поручает государству, какие функции на него возлагает. Только тогда "государственные услуги" станут действительной системой отношений личности и юридических лиц с государственными структурами. Следует оговориться, что новые отношения общества и государства должны вызреть, общество само должно быть готовым взять на себя те функции, которые ранее выполняло государство. Страны западной демократии прошли в этом направлении длительный путь развития, реформируя государственную власть, создавая негосударственные структуры, в том числе и саморегулируемые организации, выполняющие социально значимые функции. Подобные структуры формируются и у нас, но это - только начало пути, где не обходится без ошибок. Порой саморегулируемые организации оказывают такое давление, какого предпринимательские структуры не ощущали со стороны государства, и в этом случае сами предприниматели пытаются притормозить передачу государственных функций саморегулируемым организациям. Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве. С этих позиций выбранная тема курсовой работы актуальна Цель работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты государственной помощи, на примерах рассмотреть особенности ее учета. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи: - определить экономическую сущность и задачи учета государственной помощи - Описать правила ведения государственной помощи. 1. Теоретические основы учета государственной помощи 1.1 Понятие и виды государственной помощи Государственное регулирование и поддержка (помощь) играет существенную роль в экономике организации в рыночных условиях. Цель государственной поддержки - побуждать организацию на определенные действия по выполнению условий предоставления этой помощи, отвечающих интересам государства и носящих целевой характер. Вопросы учета государственной помощи регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000. В ПБУ 13/2000 определяются виды государственной помощи, условия ее получения и порядок ее отражения в бухгалтерском учете. Данное ПБУ не распространяется на банки и некоммерческие организации. Государственная помощь - доход или экономические выгоды конкретной организации в результате поступления активов, денежных средств. Коммерческие организации могут получать государственную поддержку в форме: 1. Денежных средств. Эта форма государственной поддержки вытекает из ст.6 Бюджетного кодекса РФ. Исходя из характера предоставления помощи бюджетные денежные средства делятся на: а) носящие безвозвратный и безвозмездный характер: - субсидии - предоставляемые юридическому лицу денежные средства на условиях долевого финансирования целевых расходов; - субвенции - предоставляемые юридическому лицу денежные средства на осуществление определенных целевых расходов; б) предоставляемые на возмездной и возвратной основе (бюджетные кредиты); 2. Ресурсов отличных от денежных средств: земельных участков, горных отводов, природных объектов (водоемов, лесов), объектов инженерной инфраструктуры, объектов жилого фонда и нежилых помещений, т. е. в форме имущества, числящегося в реестрах федерального имущества, имущества субъектов РФ, имущества муниципальных образований. Данный вид государственной помощи не вытекает прямо из положений Бюджетного кодекса РФ, но применяется на практике; 3. Прочей государственной поддержки - предоставляемой организации выгоды, которая не может быть обосновано оценена. Например, безвозмездное оказание консультационных услуг, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженными процентами, государственные закупки. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставляемых ресурсов. Бухгалтерский учет государственной помощи должен обеспечить выполнение следующих задач: - правильное оформление документов и принятие к учету разных видов государственной помощи, признанной в качестве таковой и полученной; - достоверное отражение в учете в качестве дохода полученной государственной помощи и ее возврата; - полное раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности. Для целей бухгалтерского учета важной является классификации государственных средств на: - бюджетные средства на финансирование капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов); - бюджетные средства на финансирование текущих расходов на систематической основе (на приобретение материально-производственных запасов, оплату труда персонала организации и др. расходы аналогичного характера); - на покрытие убытков (например, в ЖКХ, АПК); - на оказание немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией. Именно эта классификация государственной помощи определяет порядок ее учета на счетах и признание в качестве дохода. Вывод: Государственная помощь может носить как денежный, так и неденежный характер. Но главная ее цель это побуждать организации на определенные действия, выгодные государству. 1.2 Государственная помощь в виде денежных средств Государственная помощи в виде денежных средств осуществляется выдачей субсидий, субвенций или бюджетных кредитов Для целей бухгалтерского учета субсидии и субвенции подразделяются на: - средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.); - средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов. С точки зрения учета получаемые организацией субсидии подразделяются на: - субсидии, относящиеся к активам, основное условие предоставления которых состоит в том, что получающая их организация должна купить, построить или приобрести долгосрочные активы; -субсидии, относящиеся к доходу, в состав которых включаются государственные субсидии, не относящиеся к активам. Условия и порядок признания (принятия) государственных субсидий заключается в том что, организация принимает субсидии и субвенции, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий: - имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены; - имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, указанные средства учитываются в порядке, предусмотренном для субсидий и субвенций. Если организация фактически получила субсидии, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п. Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит соответствующие условия. Государственные субсидии, в том числе неденежные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не будет существовать обоснованная уверенность, что: - организация будет соответствовать условиям, связанным с ними; -субсидии будут получены. Условно-безвозвратный заём от государства учитывается как государственная субсидия, когда имеется обоснованная уверенность в том, что организация удовлетворит условия, достаточные для невозвращения займа. Субсидии, отвечающие условиям признания, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Если субсидии признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. Если существует уверенность в получении субсидии, организация должна признавать ее получение вне зависимости от движения денежных средств. Субсидии, предоставленные для финансирования капитальных расходов, учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в состав прочих доходов в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации. Если внеоборотные активы не подлежат амортизации согласно действующим правилам, признание в качестве прочих доходов осуществляется в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидий на приобретение внеоборотных активов. Суммы, предоставленные для финансирования текущих активов, предварительно учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Субсидии, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов. Государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе. Субсидия, которая предоставляется в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки, или в целях оказания немедленной финансовой поддержки организации без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход периода, в котором она была назначена к получению. ПБУ 13/2000 содержит более детальные положения в отношении порядка признания субсидий в зависимости от вида расходов, для финансирования которых они были предоставлены. ПБУ 13/2000 также регулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов. Предоставление субсидий и субвенций допускается (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ): * из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; * из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации; * из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления. Вывод: Основными формами государственной помощи в виде денежных средств являются субсидии, субвенции и бюджетный кредит. 1.3 Поддержка в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная помощь В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке. В случае значимости выгод, получаемых в виде прочих форм государственной помощи, организация раскрывает информацию о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи. Оплата товаров (работ и услуг), предоставленных коммерческой организацией для государственных нужд, согласно заключенному государственному контракту, является наиболее распространенной формой получения бюджетных средств коммерческими организациями. Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. На основе государственных контрактов осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ (статья 71 БК РФ). Закупки товаров, работ и услуг на меньшую сумму могут осуществляться как на основе государственных контрактов, так и на основе договоров купли - продажи или поставки. Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ размещение государственных контрактов осуществляется на конкурсной основе. Заключение госконтрактов на основе конкурса отвечает целям эффективного и экономного расходования бюджетных средств как основному принципу бюджетной системы Российской Федерации (статья 28 БК РФ). Проведение конкурсов является дополнительной гарантией соблюдения бюджетного законодательства и недопущения злоупотреблений. Правом проведения конкурса наделен государственный или муниципальный заказчик в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом порядок проведения конкурса предусмотрен статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Требование статей 71 и 72 БК РФ в части размещения государственных контрактов на конкурсной основе очень часто нарушается. Например, чтобы избежать проведения конкурсов, стороны производят разделение одного договора на два и более. О разделении контрактов с целью избежания проведения конкурса, свидетельствует их заключение в один день на одноименный вид товара у одного и того же поставщика. Такая сделка, которая не соответствует требованиям закона, является ничтожной на основании статьи 168 ГК РФ. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства или активы, отличные от денежных средств). При получении бюджетных средств в виде ресурсов, отличных от денежных средств, они приходуются на счета бухгалтерского учета по рыночной цене. Пример Организации в счет целевого бюджетного финансирования в марте переданы ГСМ на сумму 20 000 руб. Полученные ГСМ были израсходованы в марте - апреле: в марте на сумму 5000 руб., в апреле - 15 000 руб. В бухгалтерском учете организации это отражается следующими проводками. Март: Д-т счета 10 - К-т счета 86 - 20 000 руб. - отражено поступление ГСМ в счет целевого финансирования; Д-т счета 86 - К-т счета 98 - 20 000 руб. - стоимость поступивших ГСМ признана в составе доходов будущих периодов; Д-т счета 20 - К-т счета 10 - 5000 руб. - отражена стоимость израсходованных ГСМ; Д-т счета 98 - К-т счета 91 - 5000 руб. - признан внереализационный доход в размере, равном стоимости израсходованных ГСМ. Апрель: Д-т счета 20 - К-т счета 10 - 15 000 руб. - отражена стоимость израсходованных ГСМ; Д-т счета 98 - К-т счета 91 - 15 000 руб. - признан внереализационный доход в размере, равном стоимости израсходованных ГСМ. 2. Бухгалтерский учет государственной помощи 2.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство К средствам на финансирование капитальных расходов относятся бюджетные средства, выделенные на покупку, строительство или приобретение иным путем внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов). Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются на финансовые результаты на протяжении всего срока полезного использования внеоборотных активов, приобретенных за счет этих средств. При этом первоначально бюджетные средства, списанные со счета 86, отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов». При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в учете делается проводка: Д-т счета 86 - К-т счета 98 - отражена сумма признанных расходов за счет средств бюджетного финансирования. После ввода объекта в эксплуатацию по нему в общеустановленном порядке начинает начисляться амортизация. По мере начисления амортизации в бухгалтерском учете делаются проводки: Д-т счета 20 (26, другие счета) - К-т счета 02 (05) - начислены амортизационные отчисления; Д-т счета 98 - К-т счета 91 - признан внереализационный доход в размере, равном сумме начисленной амортизации. Пример Организация в январе получила целевые бюджетные средства на закупку производственного оборудования в сумме 2 000 000 руб. В январе же организация оплатила счет поставщика оборудования на сумму 800 000 руб. (без НДС). Оборудование поступило в организацию и было передано в монтаж. Расходы по монтажу оборудования составили 60 000 руб. (без НДС). В марте после окончания монтажных работ оборудование было введено в эксплуатацию. Первоначальная стоимость оборудования - 860 000 руб. Срок полезного использования - 10 лет. Амортизация начисляется линейным способом. Норма амортизации - 10% в год. В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |