|
Учет и аудит товарно-материальных запасов на примере Управления дошкольных и внешкольных учреждений "Ясли–сад № 53"p align="left">- разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены);- аккуратность(соответствует ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге); - раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним. Поясним это на примере аудиторской проверки товарно-материальных запасов. Общая приемлемость отчетности- общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия. Обоснованность - все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса. Законченность - все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия. Оценка- количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен соответствует действительности. Классификация - товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция. Разделение- сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами. Аккуратность - общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге. Раскрытие - основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности. Для проведения качественной проверки аудиторским фирмам необходима полная информационная база в виде программного обеспечения, справочная литература по бухгалтерским, юридическим и общеэкономическим вопросам. Одной из важных задач аудиторских фирм, как и любого экономического субъекта, является обеспечение рентабельности своей деятельности. Аудиторская работа требует высокой квалификации, большого внимания и профессионализма. Задачей аудиторских фирм является также систематическое проведение маркетинговых исследований в области расширения аудиторских услуг. В настоящее время в Казахстане, особенно в крупных городах, стремительно увеличивается число аудиторских фирм. В рыночных условиях это нормальное явление, обуславливающее возрастание конкуренции. Разнообразие аудиторских услуг ведет к специализации аудиторов в определенных сферах деятельности. В Казахстане начал выделяться аудит акционерных обществ, страховых компаний, инвестиционных фондов, банковский аудит. Аудит представляет собой четко организованный процесс, которому присущи определенные этапы. Определение объема аудита. Объем аудита определяется в соответствии с действующим законодательством, документами нормативного регулирования аудиторской деятельности и условиями соглашения с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения. Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа проверяемого предприятия, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также целесообразность привлечения к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательного персонала и спланировать их деятельность, получив согласие клиента. Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственность за аудиторское заключение. Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитор должен дать оценку системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, используемым на проверяемом предприятии, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Аудиторские доказательства (данные аудита). В ходе проверки аудитор собирает доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными. Аудиторская документация. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента. Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении, обязательно определяя достоверность финансовых отчетов, их соответствие действующему законодательству и нормативными документам, касающимися учета и отчетности. Составление заключения с ограничениями, отрицательного заключения или отказ аудитора от заключения должны быть обоснованы. Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Основная цель аудита финансовых отчетов - объективная оценка полноты, достоверности и точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности предприятия за определенный период проверка соответствия принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативным актам. Основная цель аудита может дополняться обусловленным договором с клиентом, задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. В условиях рыночных отношений многие предприятия, банки, страховые компании вступают в различные контрактные отношения по использованию имущества, выполнению работ и услуг и т.д. Достоверность этих отношений между участниками сделок в целях получения необходимой информации может подтвердить в результате проверки лишь независимый аудитор. Частные и коллективные собственники - акционеры, пайщики и кредиторы лишены возможности самостоятельно убеждаться в том, что все многочисленные финансовые и хозяйственные операции в сфере их деятельности выполнены в соответствии с законодательством и правильно отражены в бухгалтерских записях, в квартальных и годовых отчетах. Независимая аудиторская проверка деятельности организации и соблюдения ими законодательства необходима и государству для принятия соответствующих мер в области экономики, финансирования, кредитования, инвестирования и налогообложения. Аудиторские проверки, проводимые по отдельным предприятиям, отраслям, национальной экономики и регионам, нужны государственным органам республики, министерствам и ведомствам, судам, прокуратуре и другим учреждениям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности. Основной целью аудита товарно-материальных запасов является установление правильности ведения учета их; получения точных сведений о наличии и движения запасов в местах их хранения, обеспечения сохранности товарно-материальных запасов и соблюдении установленных нормативов их производственного потребления; выявление и реализация ненужных предприятию материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов. 1.3 Учет ТМЗ в свете МСФО Слово стандарты с английского языка переводится как норма, образец. В бухгалтерском учете понятие стандарты можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, это сформулированные принципы и правила, регулирующие ту или деятельность, во - вторых, нормативные документы, закрепляющие различные принципы и правила. При этом комплекс документально оформленных правил ведения учета должен соответствовать определенной терминологии, способам, методам, сущности хозяйственных операций при отражении того или иного факта. Отсюда под термином стандартизация учета понимается применение совокупности законодательно установленных процедур в целях упорядочения деятельности субъектов для правильного ведения учета. Появление международных бухгалтерских стандартов связано, прежде всего, с такими объективными предпосылками, как: - интеграция, взаимозависимость, взаимообусловленность мировой экономики и повсеместная необходимость в финансовом и инвестиционном рынках; - расширение деятельности транснациональных корпораций, интегрированных совместных предприятий, корпораций и взаимное проникновение капиталов различных стран; - развитие мировых производительных сил до всеобъемлющего, глобального и интернационального уровня; - свободная конвертация валют ведущих стран, а также введение единой европейской валюты; - необходимость единых подходов, таких, как унификация и стандартизация, в реализации межнациональных программ в социальной, экономической, финансовой сферах и управлении экономическими процессами; - желание иметь сопоставимую, понятную информацию для принятия правильных решений, не затрачивая значительные средства для приведения отчетности в соответствие с международными правилами или национальными нормами страны партнера. Отличительной особенностью МСФО является многовариантность подходов к решению учетных проблем. Примером может служить возможность использования альтернативных методов начисления амортизации (износа) основных средств, учета запасов, инвестиций и др. Преимущества МСФО: - расширение возможностей для приобщения к международным рынкам капитала; - прозрачность, полезность информации и регламентация раскрываемого объема, помогающая пользователю принимать обоснованные решения; - сокращение времени и других затрат, включая и материальные, для разработки национальных; - повышение ответственности и расширение объема знаний, навыков и полномочий бухгалтеров, которые способны повысить достоверность и значимость учета для устойчивого роста экономики республики; - развитие сотрудничества с другими странами посредством информационной открытости информации, снижения рисков и повышения доверия; - объединение экономик различных стран на основе формирования качественной сопоставимой финансовой информации; - приближение экономической интеграции и гармонизации учета и отчетности. Недостатки МСФО: - обобщенный характер стандартов; - достаточно большое многообразие в методах учета; - отсутствие подробных разъяснений к конкретным случаям; - потребность в адаптации МСФО к национальной учетной системе ми в отдельных случаях громоздкость работы; - недостаточность знаний и навыков бухгалтеров, а также систематическая потребность в обучении; - сложность для восприятия некоторой терминологии ввиду некорректности перевода; - несовпадение нормативно- правовой системы по отдельным вопросам. Следовательно, можно сказать, что целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальные различия отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. В целом стандартизация учетной системы - это объективная потребность, которая заключается в исследовании, классификации и группировке существующих в различных странах систем учета и разработке рекомендаций по совершенствованию учета и отчетности. При этом в каждой стране принята своя национальная система учета, в определенной мере ориентированная на общие принципы. В зависимости от сущности, содержания и других критериев МСФО можно классифицировать, т.е. группировать по различным направлениям. Классификация МСФО - это возможная группировка стандартов по каким - либо сходным критериям применительно к тем или иным условиям. Стандарты можно классифицировать, как: - оценочные, которые раскрывают информацию о методах оценки активов и обязательств, а также затрат и доходов. Эти стандарты обычно предполагают альтернативные оценки и признания; - общеметодологические - представляющие общую, основополагающую информацию о методологии построения того или иного объекта учета; - пояснительные, описывающие содержание информации, которая присутствует в пояснительной записке к финансовым отчетам; - отраслевые, специализированные стандарты, информируют о специфике ведения учета в отдельных отраслях; - специфицированные - информирующие о правилах ведения по отдельным видам имущества, содержании персонала и т.д. В области учета запасов предназначен МСФО 2 «Запасы». Цель настоящего Стандарта состоит в том, чтобы установить порядок учета запасов. Основным вопросом в учете запасов является определение величины затрат, подлежащих признанию в качестве актива и переносу в следующие периоды до признания соответствующей выручки. Стандарт дает указания по определению затрат и их последующему признанию в качестве расходов, включая любые уменьшения стоимости до величины возможной чистой цены продаж. Он также дает представление о способах расчета себестоимости, используемых для определения себестоимости запасов. Настоящий Стандарт применяется ко всем запасам, за исключением: - незавершенного производства, возникающего по договорам на строительство, включая непосредственно связанные с ним договоры на предоставление услуг; - финансовых инструментов, и биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и сельскохозяйственной продукцией в момент ее сбора. Настоящий Стандарт не применяется к оценке запасов, которыми владеют производители продукции сельского и лесного хозяйства, сельскохозяйственной продукции после ее сбора, а также полезных ископаемых в той степени, до которой они оцениваются по возможной чистой стоимости реализации в соответствии с принятой практикой учета в этих отраслях промышленности. Когда такие запасы оцениваются по возможной чистой стоимости реализации, изменения в этой стоимости признаются в отчете о прибылях и убытках в том периоде, в котором они произошли. Согласно МСФО, запасы - это активы: - предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности; - в процессе производства для такой продажи или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг. Возможная чистая стоимость реализации - это предполагаемая продажная цена при нормальном ходе дел, за вычетом возможных затрат на выполнение работ и возможных затрат на реализацию Справедливая стоимость - это та сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку и независимыми друг от друга сторонами. Возможная чистая стоимость реализации связана с чистой суммой, которую организация ожидает выручить от продажи запасов в ходе нормальной деятельности. Справедливая стоимость отражает ту сумму, на которую можно обменять аналогичные запасы при совершении сделки между хорошо осведомленным, желающими совершить такую сделку покупателями и продавцами на рынке. Первые являются стоимостью, специфичной для конкретной организации, последнее таковой не является. Возможная чистая стоимость реализации запасов может и не быть равной справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу. Запасы включают товары, закупленные и хранящиеся для перепродажи. К ним относятся, например товары, купленные розничным продавцом, или земля и другое имущество, предназначенные для перепродажи. Запасы также включают готовую или незавершенную продукцию, выпущенную организацией и включающую сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе. Запасы в обязательном порядке должны оцениваться по наименьшей из двух величин: - себестоимости; - возможной стоимости реализации. Себестоимость запасов в обязательном порядке должна включать все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты, произведенные в целях доведения запасов до их текущего состояния и места их текущего расположения. Затраты на приобретение запасов включают покупную цену, импортные пошлины и другие налоги (кроме тех, которые впоследствии возмещаются организациями налоговыми органами), а также расходы на транспортировку, обработку и другие расходы, непосредственно связанные с приобретением объекта. Торговые скидки, возврат платежей и прочие аналогичные статьи вычитаются при определении затрат на закупку. Затраты переработки продукции запасов включают затраты, непосредственно связанные с единицами продукции, такие как прямые затраты на оплату труда. К ним также относится систематическое распределение постоянных и переменных накладных производственных расходов, которые имеют место при переработки сырья в готовую продукцию. Постоянными накладными производственных расходов являются те косвенные производственные затраты, которые остаются относительно неизменными независимо от объема производства, такие как амортизация и обслуживание зданий и оборудования и административно- управленческие расходы. Переменными производственными накладными расходами являются те косвенные производственные расходы, которые находятся в прямой или почти в прямой зависимости от изменения объема производства, такие как косвенные затраты сырья и косвенные затраты труда. Распределение постоянных накладных производственных расходов на затраты по переработке основываются на производственных мощностях организации при работе в нормальных условиях. Нормальная производственная мощность - ожидаемый объем производства, рассчитываемый на основе средних показателей за несколько периодов или сезонов работы нормальном ходе дел, с учетом потери мощности в результате планового технического обслуживания. Фактический уровень производства может использоваться в том случае, когда он приблизительно соответствует мощности в нормальных условиях. Сумма постоянных накладных расходов, относимых на каждую единицу продукции, не увеличиваются вследствие низкого уровня производства или остановки организации. Нераспределенные накладные расходы признаются как расход в периоде их возникновения. В периоды необычно высокого уровня производства сумма постоянных накладных расходов, относимых на каждую единицу продукции, уменьшается так, что запасы не оцениваются сверх себестоимости. В результате производственного процесса, одновременно может производиться более чем один продукт. Например, это происходит в случае совместно производимых изделий или, когда производство основного продукта сопровождается производством побочного продукта. Когда затраты на переработку каждого продукта не могут быть определены отдельно, они распределяются пропорционально и последовательно. Себестоимость отдельных статей запасов, не являющихся взаимозаменяемыми, а также товаров или услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов, должна определяться путем специфической идентификации индивидуальных затрат. Организация обязана применять одинаковые формулы оценки для всех запасов, сходных по характеру и их использованию организацией. Для запасов различного характера или использования применение различных формул оценки может быть оправдано. Например, запасы, используемые в одном хозяйственном сегменте, могут использоваться организацией способом, отличным от способа использования аналогичных запасов в другом хозяйственном сегменте. Метод ФИФО предполагает, что статьи запаса, закупленные или произведенные первыми, будут проданы первыми, соответственно, статьи остающиеся в запасе в конце периода, были раньше всего приобретены или произведены. По формуле средневзвешенной стоимости, стоимость каждой статьи определяется из стоимости аналогичных статей в начале периода и стоимости таких же статей, купленных или произведенных в течение периода. Среднее значение может рассчитываться на периодичной основе, или по получении каждой дополнительной партии, в зависимости от обстоятельств организации. После продажи запасов балансовая стоимость этих запасов в обязательном порядке должна быть признана в качестве расходов в том периоде, когда признается соответствующая выручка. Величина частичного списания стоимости запасов до возможной чистой стоимости реализации и все потери запасов должны признаваться в качестве расходов, в период осуществления списания или возникновения потерь. Любая сумма восстановления списания стоимости запасов, вызванного увеличением возможной чистой стоимости реализации, должна признаваться в качестве уменьшения величины запасов, признанной в качестве расходов в период восстановления стоимости. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРНО - МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ УДВУ ГККП «Ясли - сад № 53 г.Павлодара» 2.1 Характеристика предприятия Объектом исследования в данной работе является Управления дошкольных и внешкольных учреждений Государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли - сад № 53 города Павлодара» - далее УДВУ ГККП « Ясли - сад № 53 ». Управление дошкольных и внешкольных учреждений государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли - сад № 53» создается в форме государственного казенного коммунального предприятия на основании Указа Президента Республики Казахстан, имеющую силу Закона, от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии», постановления акимата Павлодарской области от 21 августа 2001 года № 53/7, решения акима г.Павлодар от 24 февраля 1999 года № 162. Уполномоченным органом предприятия является акимат города Павлодара. Уполномоченным органом предприятия является акимат города Павлодара. Органом государственного управления является государственное учреждение «Управление дошкольных и внешкольных учреждений города Павлодара». Государственное предприятие имеет фирменное наименование: Управление дошкольных и внешкольных учреждений государственное казенное коммунальное предприятие «Ясли - сад № 53 ». Сокращенное наименование УДВУ ГККП «Ясли - сад № 53» Местонахождение: Республика Казахстан, 637013, город Павлодар, улица Кутузова, 159/1. Предприятие является юридическим лицом. Статус юридического лица приобрел с момента его регистрации в территориальном органе юстиции от 15 марта 1999 года № 6578-1945-ГП, перерегистрация от 26 марта 2005 года № 6578-1945-ГП. Правовой основой деятельности предприятия является Конституция, законы Республики Казахстан, акты Президента, Правительства Республики Казахстан, акима и акимата города и области, иные нормативные правовые акты, приказы органа государственного управления и Уставом. Органом предприятия, как юридического лица, является его руководитель, подотчетный органу государственного управления. УДВУ ГККП «Ясли - сад № 53» имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать, угловой штамп, с указанием своего наименования на казахском и русском языках. Предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Предприятие принимает любые решения, не противоречащие законода-тельству, осуществляет деятельность в соответствии с налоговым кодексом РК. Предприятие не отвечает по обязательствам учредителя. Целью деятельности предприятия является осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области образования. Основным предметом деятельности является: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение дифференцированного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных, культурных и национальных особенностей; - разносторонняя подготовка детей к школе и адаптация их к последующему школьному образованию; - развитие инициативы, самостоятельности, коммуникабельных способностей и социальных навыков воспитанников; - пробуждение у ребенка любознательности, исследовательского интереса и формирования на этой основе желания учиться; восстановление традиций семейного воспитания и вовлечения семьи в воспитательный процесс. Дополнительным предметом деятельности является оказание платных образовательных и оздоровительных услуг. Средствами для содержания УДВУ ГККП «Ясли - сад № 53» являются: субсидии из местного бюджета, родительские взносы, дотации местных органов власти. УДВУ ГККП «Ясли - сад № 53» представляет ежемесячную, квартальную и годовую финансовую, налоговую и статистическую отчетность в сроки и в объеме, установленные за-конодательством РК в соответствующей инстанции. Организационная структура управления УДВУ ГККП «Ясли - сад № 53» - линейная. Ее особенности: - нижний уровень подчиняется линейно руководителю верхнего уровня; - функции управления выполняются директором; - обеспечивающие структуры управления - главный бухгалтер (организацию бухгалтерского учета и контроля за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов), заместитель директора по административно-хозяйственной части (создание материально-технических условий, контроль за деятельностью исполнительских структур), методист (реализация требовании к организации учебно-воспитательного процесса) и старшая медицинская сестра (контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм); - четко выраженная иерархия. На рисунке 1 представлена организационная структура управления данного предприятия. В Казахстанских стандартах бухгалтерского учета и методических рекомендациям к ним установлены основополагающие правила и принципы, определен круг общественно признаваемых приемов и способов ведения финансового и управленческого учета, которые должны быть конкретизированы на каждом отдельном предприятии, исходя из особенностей его деятельности и условий ее осуществления, квалификации управленческого персонала и степени сложности решаемых ими задач, имеющейся технической базы управления. Совокупность избранных предприятием способов осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете отражается в учетной политике предприятия. Формирование учетной политики - это выбор некоторой совокупности известных способов ведения бухгалтерского учета и установление порядка их применения в конкретной хозяйственной ситуации. Иными словами, учетная политика - это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета. Учетная политика, являясь реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, обязательно будет отличаться на разных предприятиях. Рисунок 1 - Структура управления УДВУ ГККП «Ясли-сад № 53» Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава счетов и др. - все это в целом составляет степень свободы предприятия и формировании учетной политики. Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений: - об имущественной обособленности предприятия (в балансе предприятия может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью, все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом); - непрерывности деятельности (принимая какое-либо решение по вопросам учетной политики, нужно исходить из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у него отсутствуют намерения и необходимость самоликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности); - последовательности в применении учетной политики (неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года а также от одного отчетного года к другому); Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |