|
Учет и анализ финансовых результатов организации на материалах ООО "Питание № 3" г. НовочебоксарскУчет и анализ финансовых результатов организации на материалах ООО "Питание № 3" г. НовочебоксарскВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: Учет и анализ финансовых результатов организации на материалах ООО «Питание №3» г. Новочебоксарск Введение В условиях формирующихся рыночных отношений ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности, показателем достигнутого коммерческого эффекта. В современной России при становлении и развитии предприятий проблема правильности анализа и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, анализ и прогнозирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства. Сложность определения выбора направления финансовой стратегии предприятия делает особо актуальным более детальное изучение вопросов формирования финансовых результатов предприятия. Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу. Вместе с ней возрастает и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить рациональное управление движением финансовых ресурсов. Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильности организации системы бухгалтерского учета и методики экономического анализа, в частности такого важного аспекта, как финансовые результаты. Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации). Общая оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности, изучение состава и структуры конечного показателя прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации продукции (работ, услуг) необходимы для ретроспективного анализа финансовых показателей и экономического прогнозирования. Целью квалификационной работы является характеристика действующей системы бухгалтерского учета финансовых результатов (доходов и расходов), а так же выявление резервов повышения эффективности хозяйствования на основе факторного анализа прибыли. Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач: - теоретическое обоснование анализа финансовых результатов деятельности предприятия; - отражение экономической характеристики субъекта исследования; - изучение фактического состояния организации бухгалтерского учета предприятия и учета финансовых результатов его деятельности; - проведение анализа финансовых результатов и оценка влияния на них отдельных факторов; - совершенствования анализа финансовых результатов деятельности предприятия. В качестве объекта исследования возьмем конкретное предприятие - ООО «Питание №3» г. Новочебоксарска, которое является ведущей организацией по бесперебойному и рациональному питанию (в том числе лечебно-профилактическому и диетическому). ООО «Питание №3» - общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления. Услуга общественного питания - результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга. Исполнитель услуги - предприятие общественного питания и гражданин предприниматель, выполняющие работы по производству, реализации и организации потребления кулинарной продукции. Потребитель услуги общественного питания - гражданин, пользующийся услугами питания, обслуживания, досуга. ООО «Питание №3» оказывая услуги общественного питания работникам ОАО «Химпром», приобретает сырье и товары в большом количестве, перерабатывает их и реализует готовую продукцию. Сложная технологическая цепочка требует тщательного учета сырья и товаров поступающих и отпускаемых со склада, учета сырья и товаров получаемых и реализуемых в производствах, контроля за правильностью калькулирования себестоимости блюд, контроля за правильностью учета затрат включаемых в издержки обращения. Источниками информации являются: плановая, нормативная (нормы, нормативы, тарифные ставки, талоны), учетная (данные статистического, оперативного и бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности), прочая информация (данные об условиях рынка сбыта продукции, объяснительная и докладные записки). Глава 1. Теоретические основы учета и анализа финансовых результатов организации 1.1 Нормативно-правовая база учета финансовых результатов Изменения, происходящие в экономической среде Российской Федерации, требуют соответствующего механизма управления хозяйственными процессами, включая одну из его самых существенных частей - бухгалтерский учет. При этом огромная роль в организации бухгалтерского учета отводится его нормативному регулированию, разработка которого осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. При этом основной проблемой реформирования бухгалтерского учета, по-прежнему остро дискуссионной, остается степень использования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в практике хозяйствующих субъектов. По сути дела речь идет либо о полном переходе на МСФО, либо об использовании национальных стандартов, разработанных на базе МСФО, но с учетом конкретных социально-экономических реалий. Пока в практике бухгалтерского учета Российской Федерации доминирует второй подход. Рыночная экономика и финансовые результаты, характеризующие различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятий, - явления взаимосвязанные. Естественно, что в настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета финансовых результатов определяется уровнем соответствующего документа. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в целом состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Положений по бухгалтерскому учету, утверждаемых Министерством финансов. В самом Законе нет прямых упоминаний о финансовых результатах и системе их учета. Исключение составляет ст. 12 «Инвентаризация имущества и обязательств», в которой финансовые результаты выступают объектом, с помощью которого регулируются расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. При этом ст. 5 Закона устанавливается система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются Положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). В этих нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. Все Положения по их направленности можно разделить на три группы: - общие принципы раскрытия информации; - активы и обязательства организации; - финансовые результаты деятельности организации. К моменту написания этой работы к Положениям, устанавливающим принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации, относятся Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н 13 и положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн. 14. Развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Кроме этих указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ18/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н 17. С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финансовых результатов. При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств, имеется пункт или их ряд, определяющий взаимосвязь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов. Также регламентация учета финансовых результатов может осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации в деятельности организации, информация о которой формируется в подсистеме учета финансовых результатов. Кроме того, базовые правила и принципы представления в бухгалтерской отчетности показателей финансовых результатов, регламентируемых вышеуказанными Положениями, нашли свое развитие в документах третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Самыми значимыми из них являются Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н, а также Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 21 марта 2000г. №29н. Анализ системы нормативного регулирования финансовых результатов начнем с Положений, определяющих общие принципы раскрытия информации. Краеугольным камнем всей системы учета финансовых результатов является методологический принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, закрепленный в ПБУ 1/08 «Учетная политика организации». В соответствии с ним «факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами» 11. Исходя из этого, расходы включаются в систему учета финансовых результатов в том отчетном периоде, в котором получены доходы (а не выплата или поступление денежных средств), ставшие возможными благодаря этим расходам. В системе МСФО ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» по содержанию наиболее близко к преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности». В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организация учета финансовых результатов определяется пп. 25,28,32,40,54,56,66,69,70,77,78,79,80,81,82 и 83. При этом часть из указанных норм носит косвенный характер по отношению к финансовым результатам. Другая часть, является определяющей в системе учета финансовых результатов. Рассмотрим их. В п. 79 дается единственное во всей системе нормативного регулирования определение финансового результата. В соответствии с ним бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с настоящим Положением 18. Если трансформировать эту формулировку на правила ведения бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов, то конечным финансовым результатов является чистая прибыль (убыток) организации. В п. 80 дается понятие прибылей и убытков прошлых лет. В важнейший объект учетного наблюдения финансовых результатов организации выделяются доходы будущих периодов. Это обстоятельство закрепляется п. 81 Положения. При этом определения указанных выше категорий являются традиционными для ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. В п. 82 указывается, что в случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации 18. Приведенная трактовка значительно отличается от аналогичных понятой, приведенных в других нормативных актах, регламентирующих выбытие конкретных объектов учета. В них указывается, что в учете финансовых результатов отражается не сальдо по указанной операции, а доходы и расходы по ней развернуто. Остальные из указанных выше норм в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации по отношению к нормативному регулированию финансовых результатов носят косвенный характер. Следует отметить, что в системе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) аналогичного Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации стандарта нет. При этом, наличие такого стандарта необходимо, так как именно он может послужить связующим звеном во всей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты (ПБУ 7/98) и Положение «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) регламентируют порядок отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, которые: - оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации и которые произошли между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год (события после отчетной даты); - имели место на отчетную дату, возникновение последствий которых зависит от того, произойдет или нет в будущем одно или несколько определенных событий (условные факты хозяйственной деятельности). Одной из основных целей разработки указанных нормативных актов является обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности как можно более полной информацией для принятия ими обоснованных решений при распределении чистой прибыли организации. В свою очередь, Положение делит условные обязательства по способу отражения в бухгалтерской отчетности на две группы: - условные обязательства, существующие на отчетную дату; - возможные обязательства (их существование на отчетную дату может быть подтверждено лишь в будущем). Информация о возможных обязательствах, так же как и об условных активах раскрывается только в пояснительной записке. При этом записи в бухгалтерском учете отчетного периода не осуществляются. И только тогда, когда последствиями условного факта являются существующие на отчетную дату условные обязательства, в отчетном периоде необходимо выполнить бухгалтерские записи, связанные с созданием резервов под такие обязательства. Это обстоятельство регламентируется п. 8 ПБУ 8/01. Создание резервов осуществляется однократно в конце отчетного периода путем отнесения соответствующих сумм на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы (п. 9 ПБУ 8/01). Порядок формирования информации об условных обязательствах организации в бухгалтерском учете осуществляется через учет финансовых результатов и регламентируется пп. 10и 11 ПБУ 8/01. Самую большую роль в организации учета финансовых результатов играют Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Этими документами были установлены базовые правила и процедуры формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах и расходах организации. Доходы и расходы представляют собой основные элементы финансовой отчетности, базовые категории бухгалтерского учета. Отсутствие этих понятий в системе нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета в условиях административной экономики не ощущалось, так как многие факты и события хозяйственной практики подлежали прямой и жесткой регламентации. Многообразие хозяйственной жизни, ее динамика в рыночной экономике обусловили необходимость определения доходов и расходов как важнейших факторов, влияющих на достоверность отражения в учете и отчетности финансовых результатов, достижение которых является главной целью предпринимательской деятельности, с одной стороны, а достоверность и прозрачность которых является основной задачей бухгалтерского учета, с другой стороны. В настоящее время большинство организаций являются многопрофильными, деятельность которых связана не только с производством продукции (работ, услуг), но и с торговлей, финансовыми вложениями и другими видами деятельности. Поэтому в практике ведения бухгалтерского учета возможны ситуации, когда сразу ряд предметов деятельности будет определяться организацией как обычные. Таким образом, для - организаций (если отсутствует соответствующая информация в учредительных документах) предметом деятельности могут считаться работы, услуги, производство продукции и т. п., составляющие в стоимостном выражении пять и более процентов от объема продаж этой организации. В связи с этим формирование состава финансовых результатов может осуществляться по самым различным направлениям. Поэтому требуется выработка базовых правил формирования финансовых результатов и построения на их основе соответствующих учетных моделей. Также необходимо отметить, что над рассматриваемыми Положениями постоянно ведется работа по их совершенствованию. В настоящее время ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» применяются в их третьей редакции. При этом положительным моментом является уточнение и расширение номенклатуры расходов и доходов. В системе МСФО роль ПБУ 9/99 «Доходы организации» частично выполняет МСФО 18 «Выручка». Этим международным стандартом регламентируется только учет доходов по обычным вилам деятельности. Таким образом, сфера применения ПБУ 9/99 «Доходы организации» намного шире, чем его международного аналога. Более того, в системе МСФО отсутствует стандарт, аналогичный ПБУ 10/99 «Расходы организации». Причиной является наличие соответствующих определений данных в преамбуле, открывающей перечень МСФО «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности». Считается, что этого достаточно для регламентации учета расходов организации. Однако, по нашему мнению, отсутствие системы принципов отражения информации о расходах позволяет в ряде случает использовать учет для субъективного формирования данных с целью манипулирования сознанием его пользователей. Поэтому наличие в Российской Федерации ПБУ 10/99 «Расходы организации» является значительным преимуществом отечественного нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Вехой в организации учета финансовых результатов стало вступление в законную силу Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» - ПБУ 18/02. Необходимость в его разработке возникла из-за применения в практической деятельности организаций норм гл. 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». В соответствии с этим доходы и расходы в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли стали учитываться раздельно. Поэтому в бухгалтерском учете определялась одна прибыль, а в налоговом - другая. Таким образом, указанные показатели не имели связи между собой. Для того чтобы устранить эти недостатки и сблизить бухгалтерский учет финансовых результатов и учет прибыли в целях налогообложения, был разработан рассматриваемый нормативный акт. В соответствии с ним в бухгалтерском учете формируется информация о суммах, из-за которых бухгалтерская прибыль до налогообложения отличается от налогооблагаемой, и наоборот. Причем отражаются не только суммы, которые влияют на прибыль текущего периода, но и те, которые могут изменить ее в будущем. Кроме того, вступление в законную силу указанного Положения порождает ряд специфических процедур ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, выделение в Плане счетов специальных синтетических счетов и субсчетов, а также значительно расширяет терминологический аппарат учета финансовых результатов. Таким образом, даже краткое перечисление последствий вступления в законную силу ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» указывает на несомненную важность этого нормативного документа. Его применение позволяет перейти к официально одобренной во всем мире схеме начисления налога на прибыль как результата данных бухгалтерской прибыли, скорректированной на отклонения, вытекающие из налогового законодательства. Как уже указывалось, практически во всех Положениях, регламентирующих ведение бухгалтерского учета активов и обязательств, имеются ссылки, определяющие взаимосвязь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов. Отдельную составляющую нормативного регулирования представляют собой Положения, касающиеся только отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности показателей финансовых результатов. Так, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 12 раскрывает базовые правила и процедуры представления показателей финансовых результатов в бухгалтерской отчетности. При этом пятый раздел «Содержание отчета о прибылях и убытках», являющийся конечной целью всей системы бухгалтерского учета о финансовых результатах, приведен в Положении в принципиальном плане. Указанный отчет должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Основными составляющими отчета являются показатели доходов и расходов как от обычных видов деятельности, так и от прочих в разрезе их номенклатуры. Изложенная в Положении схема отчета о финансовых результатах закрепляет нормы ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Наряду с этим в учетную практику введены понятия: «валовая прибыль», «прибыль/убыток до налогообложения», «чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Роль ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в системе МСФО выполняет целая совокупность их. К числу основных стандартов относятся: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Проведенный анализ системы нормативного регулирования учета финансовых результатов позволяет утверждать, что только через определение доходов и расходов, а также способов их признания можно выйти на квалификацию финансовых результатов. Место же самих финансовых результатов в системе нормативного регулирования пока не определено, и этот вопрос является дискуссионным. Таким образом, возникает проблема, в нормативном документе какого уровня давать понятие и определения базовых, фундаментальных категорий учета и отчетности финансовых результатов. Рассмотренные Положения по бухгалтерскому учету содержат только концептуальные нормы бухгалтерского учета финансовых результатов. В их тексте нет упоминания о конкретных счетах бухгалтерского учета, которые должны применяться в том или ином случае для организации учета финансовых результатов. Планировалось, что для описания способов ведения бухгалтерского учета в развитие конкретных Положений по бухгалтерскому учету будут разрабатываться документы третьего уровня нормативного регулирования - методические указания или методические рекомендации (в системе международных стандартов финансовой отчетности близкими по содержанию к таким нормативным документам могут считаться интерпретации Постоянного комитета по итерпретации (ПКИ)). В настоящий момент только ПБУ 4/99, ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 нашли развитие в соответствующих методических рекомендациях. При этом к числу важнейших из них относятся Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (в дальнейшем - Указания) от 22 июля 2003 г. № 67н. Данными указаниями определены: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |