|
Учет и анализ расчетов с персоналом по оплате трудаp align="left">В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «Каждый имеет право: на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». «Принудительный труд запрещен».[4]Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений в сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом РФ (далее по тексту ТК РФ), федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу РФ. ТК РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Все иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.) не должны противоречить ТК РФ. В случае возникновения противоречий, соответственно, применяются нормы ТК РФ. Ряд документов советского периода (например, указанные выше) продолжают действовать и сегодня, однако в части, не противоречащей ТК РФ. Соответствующая норма содержится в ст. 423 ТК РФ. В соответствии с Конституцией РФ нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. То есть также «участвуют» в регулировании трудовых отношений. Так, например, в Российской Федерации действует Конвенция относительно защиты заработной платы от 1 июля 1949г. № 95 (в редакции от 1 сентября 2001г.), принятая Генеральной Конвенцией Международной Организации Труда[5]. Причем, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Вопросы оплаты труда регулируются в организации следующими документами: 1) коллективным договором или соглашением; 2) локальными нормативными актами; 3) трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ). Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).[6] Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных ТК РФ, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются в коллективном договоре исходя из финансово-экономического положения работодателя. Важно помнить, что коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться. Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений установлены также Федеральным законом от 11.03.1992г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»[7]. Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы трудового права, разрабатываемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и действующий «внутри» организации. Локальными нормативными актами могут быть правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда работников, положение о премировании (материальном стимулировании) и иные подобные документы. Локальный акт принимается работодателем самостоятельно, а в случаях, установленных законодательством (или коллективным договором), с учетом мнения представительного органа работников. Так, работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа при установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (статья 372 ТК РФ). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (статья 56 ТК РФ). В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда являются существенными условиями трудового договора (т.е. оговариваются в договоре в обязательном порядке) и должны включать: размер тарифной ставки или должностного оклада работника; доплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Кроме того, в трудовом договоре следует указать порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочная работа, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др.), определить место и сроки выплаты заработной платы; отразить форму оплаты труда - в денежной форме или в сочетании денежной и не денежной форм. Действующее трудовое законодательство под термином «оплата труда», понимает не просто размер заработной платы, установленный работнику, а всю систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ). При этом существует ряд правил, соблюдение которых государство гарантирует всем работникам без исключения независимо от того, в организации какой формы собственности они работают. Следовательно, эти правила обязательны для всех работодателей. Статьей 130 ТК РФ в систему государственных гарантий включены: 1) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; 2) величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации; 3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; 4) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; 5) ограничение оплаты труда в натуральной форме; 6) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; 7) государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; 8) ответственность работодателя за нарушении требований, установленных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; 9) сроки и очередность выплаты заработной платы[8]. При этом минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ)) определяется как гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Иными словами, МРОТ определяет минимальный размер тарифной ставки первого разряда в бюджетных организациях, применяющих Единую тарифную сетку, и минимальный размер оклада в иных организациях. Последними изменениями от 01.09.2007г. МРОТ уставлен в размере 2300 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ в редакции Федерального закона от 20 апреля 2007г. N 54-ФЗ)[9]. Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя. В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. В зависимости от оснований можно выделить удержания обязательные (например, алименты, удерживаемые на основании исполнительного листа); удержания по инициативе работодателя (за причиненный работодателю материальный ущерб; неотработанный аванс, выданный в счет причитающейся заработной платы и др.); удержания, производимые по согласованию между работником и работодателем (кредиты, ссуды, займы; профсоюзные взносы и др.). Единой централизованной системой государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (в том числе и по вопросам оплаты труда) является Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК РФ). Государственные инспекторы труда вправе инспектировать любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику. В частности, работодатель обязан выплатить эти суммы с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Следует отметить, что конкретный размер денежной компенсации может определяться коллективным договором или непосредственно трудовым договором. Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее в неполном размере, расценивается ТК РФ как принудительный труд. И в случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник имеет право, письменно известив работодателя, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ст. 142 ТК РФ. Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 5000 рублей. В частности, одним из оснований для привлечения работодателя к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ является несоблюдение требований законодательства о МРОТ. За невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет (п. 1 ст. 145.1 УК РФ). Соблюдение работодателем сроков выплаты заработной платы. Статья 136 ТК РФ устанавливает: «заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором». Оплата отпуска должна производиться, не позднее, чем за три дня до его начала. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены только для отдельных категорий работников и только на основании федеральных законов. Налоговое законодательство содержит обширный перечень затрат, относящихся к расходам организации на оплату труда. При этом некоторые вопросы квалификации подобных расходов вызывают дискуссии. Чтобы избежать споров с налоговыми органами, необходимо иметь четкое представление о том, какие именно затраты налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли, а также, каков порядок их обложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц. Согласно положениям ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда относится, в частности, сумма начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого ему в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде (п. п. 6, 7 ст. 255 НК РФ). Нормы законодательства о налогах и сборах позволяют организации-работодателю учесть подобные расходы при налогообложении прибыли. Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ такие начисления относятся к расходам на оплату труда. Расходы, предусмотренные указанным пунктом, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только при условии соблюдения работодателем норм и требований, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, а также положений п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и единым социальным налогом (ЕСН) все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством России, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных законодательно), связанных, в частности, с увольнением работников. Как следует из п. 10 ст. 255 НК РФ, организация вправе учесть при налогообложении прибыли единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности). Чтобы можно было отразить названные затраты в налоговом учете, вознаграждения сотрудникам должны выплачиваться в соответствии с нормами действующего законодательства.[10] Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»)[11]. Пунктом 11 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях. Данные надбавки должны быть предусмотрены законодательством Российской Федерации. Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда регулируется следующими нормативно-правовыми актами. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19.05.1995г № 81-ФЗ (в редакции изменений и дополнений, включая Федеральный закон «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5.12.2006г. № 207-ФЗ), устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства Гражданский кодекс Российской Федерации. Устанавливает правовые аспекты юридических отношений участников трудовых отношений.[12] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями). Закон регламентирует правила отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете предприятий.[13] Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. № 125-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).[14] Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. № 165, настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а так же устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.[15] Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006г. № 255-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию.[16] Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы от 11.04.2003г. № 213 определяет особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ. [17] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 30.12.2006г. № 865 устанавливается порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей.[18] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, регулирует порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по оплате труда в части, не противоречащей документам, вышедшим после 1998г.[19] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н. Этот документ устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете предприятия расходов, связанных с оплатой труда, порядок включения их в себестоимость продукции (работ, услуг).[20] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н, устанавливает счета и субсчета, используемые предприятиями при отражении операций с производственными запасами.[21] Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 г. № 26. Устанавливает формы первичной учетной документации для учета персонала, рабочего времени и расчетов по оплате труда. При организации учета расчетов по оплате труда, необходимо учитывать правила закрепленные в Учетной политике предприятием которая определяется в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика».[22] Рассмотрев вопросы нормативного регулирования оплаты труда можно сделать следующие выводы: 1) государство законодательно регулирует общие вопросы оплаты труда и взаимоотношения между работником и работодателем в части оплаты труда; 2) конкретные вопросы оплаты труда регулируются между работником и работодателем путем заключением трудового договора и локальными нормативными актами; 3) налоговое законодательство определяет состав расходов на оплату труда в целях налогообложения; 4) положения по бухгалтерскому учету определяют порядок создания резервов на оплату труда, а также порядок отнесения расходов на оплату труда на стоимость активов. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 2.1 Экономическая характеристика столовой АК Алроса Столовая АК Алроса имеет имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, и от своего имени осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде. Общество имеет право открывать расчетные, специальные, ссудные, текущие, валютные и иные счета в любых банках на территории Российской Федерации и за ее пределами. Участником общества являются физические лица - граждане РФ. Общество оформлено, как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации» юридических лиц. Столовая АК Алроса имеет право заниматься любыми, не противоречащими действующему законодательству РФ видами внешнеэкономической деятельности, необходимыми для решения производственных и социальных вопросов. Столовая АК Алроса несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Работу бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерский учет организован следующим образом: бухгалтер расчетчик ведет учет оплаты труда, главный бухгалтер из поступивших первичных документов систематизирует данные в журналах ордерах, кассовой книге и составляет бухгалтерский баланс. Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с принятой учетной политикой предприятия . Учетная политика столовой АК Алроса содержит следующие разделы: 1) организационная часть, 2) порядок ведения бухгалтерского учета, 3) налоговый учет. Приказ по учетной политике организации отражает специфику способов формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации (методические способы ведения бухгалтерского учета), которая раскрывается в отношении способов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется с применением программы «1С - Бухгалтерия 8.1.». Программа формирует всю отчетность. Основные показатели хозяйственной деятельности столовой АК Алроса представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1. Основные экономические показатели деятельности столовой АК Алроса за 1 квартал 2009 - 2010 гг.
Данные представленные в таблице 1.1 показывают, что выручка от реализации оказанных услуг столовой АК Алроса в 2010г. по сравнению с 2009г. уменьшилась на 122 тыс. руб. и составила 2123 тыс.руб. Темп роста выручки составляет 94,6 %. Структура выручки представлена в диаграмме 1. Диаграмма 1. Себестоимость оказанных услуг за тот же период снизилась на 62 тыс.руб. и составила 671 тыс.руб. в 2010г; темп роста 91,5%. Рост себестоимости соответствует росту выручки от реализации оказанных услуг. Численность работающих на предприятии в 2010г. не изменилась по сравнению с 2009г. и составила 27 человек. Производительность их труда, которая определяется как отношение выручки к численности работников, в 2009г. составила 83,1 тыс.руб./чел., в 2010г. - 78,6 тыс.руб./чел. Темп роста производительности труда равен 94,6%. Среднегодовая заработная плата снизилась с 28 тыс.руб. в 2009г. до 26,9 тыс.руб. в 2010г. Темп роста среднегодовой заработной платы составляет 96,1%. Снижение среднегодовой заработной платы произошел из-за увеличения коммерческих расходов. Фонд оплаты труда в 2009г. составил 758 тыс.руб., в 2010г. - 725 тыс.руб. Темп роста составляет 95,6%. Основным фактором изменения фонда заработной платы на 33 тыс.руб. является снижение среднегодовой заработной плата работников. Показатели представлены в диаграмме 2. Диаграмма 2. Прибыль от реализации оказанных услуг в 2010г. уменьшилась на 42,7 тыс. руб. по сравнению с 2009г. и составила 323 тыс.руб. Темп роста равен 88,25%. Основными факторами, оказавшими влияние на изменение этого показателя, являются снижение выручки от реализации оказанных услуг. Чистая прибыль предприятия составила 3 тыс.руб. в 2010г. Прибыль структурно представлена в диаграмме 3. Диаграмма 3. Таким образом, проведенное исследование показало, что столовая АК Алроса в 2009-2010 гг. является финансово устойчивой и прибыльным предприятием. 2.2 Документальное оформление личного состава и отработанного времени Взаимоотношения между работниками и столовой АК Алроса регулируются основными нормативными актами: Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ). Вопросами начисления и удержаний из оплаты труда работников столовой АК Алроса занимается бухгалтер-расчетчик. Алгоритм действий бухгалтера-расчетчика, отражающий порядок операций по оплате труда и связанных с нею расчетов, в ООО состоит из этапов, представленных на рисунке 2.
Рис.2. Алгоритм расчета оплаты труда в столовой АК Алроса. Основными документами для начисления и выплаты заработной платы в организации используют следующие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденных постановлением Госкомстата РФ: приказ о приеме на работу (форма № Т-1) - составляется на каждого работника. В приказе указывается подразделение, в котором будет работать сотрудник, должность нового работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку (приложение 1). приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6) - издается для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов (приложение 2). Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |