|
Учетная политика предприятияp align="left">В соответствии с п. 17 ПБУ 9/99, в составе данных об учетной политике подлежат раскрытию, как минимум, следующая информация: о порядке признания выручки организации и о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32 н.В соответствии с п. 20 ПБУ 10/99, в составе информации об учетной политике подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33 н. Пункт 31 ПБУ 14/2000 предусматривает, что в составе данных об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: – о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; – о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам); – о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов; – о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам. Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. - С. 265 - 269. 2.3. Изменение учетной политикиПеречень случаев, когда допускается изменение учетной политики, приведен в п. 16 ПБУ 1/98, он является исчерпывающим и ограничивается всего тремя позициями. Изменение учетной политики может производиться в случаях: 1. изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; 2. разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; 3. существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией предприятия, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учетной политики можно производить и в течение календарного года. К числу таких фактов можно отнести, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации отсутствовала. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении и подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Если изменения в учетную политику вносят в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменений учетной политики. Если же изменение производится по иным причинам либо в соответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования преставления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся. Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей по отдельным срокам). В соответствии с п. 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности, причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке, а также раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета. Пункт 22 ПБУ 1/98 уточняет, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов скорректированы. 2.4. Рабочий план счетовРабочий план счетов является составной частью системы бухгалтерского учета. Рабочий план счетов - обязательный элемент учетной политики организации и представляет собой всю совокупность синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов, используемых в организации. Рабочий план счетов разрабатывается при создании организации и разработке ее учетной политики. В последующем рабочий план счетов ежегодно уточняется в зависимости от изменений нормативной базы бухгалтерского учета и изменения производственной, торговой и иной деятельности организации. При этом рабочий план счетов целесообразно вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, во второй субсчета, а в третьей - счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) - счета аналитического учета второго порядка, открываемые к счетам второго порядка и т.д. При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями Инструкции по применению Плана счетов, а также спецификой организации и процесса управления, производства и реализации продукции. Рекомендуемая форма рабочего плана счетов приведена в Приложении 2, при этом следует иметь в виду, что в него включены не все счета, которые на практике могут в него включаться. Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. - С. 269-272. 3. Учетная политика организаций как инструментоптимизации налогообложения3.1. Понятие и задачи учетной политики для целей налогообложения Наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи: 1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия; 2. создать оптимальную систему налогового учета; 3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству; 4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации. Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельности организации. Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. - 2003. - № 5. - С. 29-33. Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил: – принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей; – учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации; – учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации; – учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Итак, понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления. Каждая организация выбирает для себя свой приемлемый метод. 3.2. Разработка учетной политики для целей налогообложенияРазработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций». Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов. При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений. В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет. Обязательными реквизитами в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись и расшифровка подписи ответственного лица. В регистрах налогового учета не указывают два реквизита, обязательные для регистров бухгалтерского учета: наименование организации, от имени которой составлен документ и наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления. Данное обстоятельтсво следует учитывать при формировании и утверждении графика документооборота, состава должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, и других элементов. В этом же разделе учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить выбор метода определения выручки от реализации продукции. Далее необходимо определить форму, в которой будет осуществляться налоговый учет. На практике выбор осуществляется из двух форм: ручной или автоматизированной. Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. - С.275-280. В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы: 1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов. 2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода - по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам. 3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале. 4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений. 5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки. 6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания. 7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере. 8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам. 9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов. Если по так называемым нормируемым видам расходов (командировочные, представительские) организацией установлены более высокие нормативы расхода, чем в НК РФ, в учетной политике следует указать эти виды расходов, повышенные нормы расходов, оценку вероятных расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета и порядок корректировки данных. 10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также сему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации. 11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией. 12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания. 13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов - по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде. 14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва. Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. - 2003. - № 5. - С. 29-33. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенной работы можно сделать следующие выводы. Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования, т.е. это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета. Учетная политика на предприятиях разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия на основании ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Основными задачами учетной политики являются: максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений по бухгалтерскому учету. Различают три раздела учетной политики - организационно-технический, методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации. Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. - 2003. - № 24. - С. 31-35. 2. Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. - 303 с. 3. Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 312 с. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 2. Принят 19.07.2000: С изм. и доп. на 15.04.03. - М.: Проспект, 2003. - 372 с. 5. Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. - 2003. - № 5. - С. 29-33. 6. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 28.03.02). 7. Огиренко Е.А. Учетная политика на 2004 год // Главбух. - 2004. - № 2. - С. 23-31. 8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н. 9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Приказ Министерства финансов РФ от 09.12.1998 г. № 60 н. 10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. 11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г. № 44н. 12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н. 13. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32 н. 14. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 33 н. Приложение 1. Приказ об учетной политикеПРИКАЗ Огиренко Е.А. Учетная политика на 2004 год // Главбух. - 2004. - № 2. - С. 30-31.от 1 января 2006 г. № 1об учетной политике на 2006 годПриказываю утвердить учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету на 2006 год:1. Порядок ведения учета на предприятии1.1. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерией.1.2. Организация ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы.1.3. Организация использует рабочий план счетов (приложение 1 к настоящему приказу), разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94 н.2. Учетные документы и регистры2.1. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно (приложение 2 к настоящему приказу)2.2. Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных организацией самостоятельно и утвержденных настоящим приказом (приложение 3 к настоящему приказу)2.3. Учетные документы хранятся на предприятии в электронной форме в течение пяти лет.3. Порядок проведения инвентаризацииИнвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов проводится на начало каждого квартала, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризация основных средств проводится одни раз в три года.4. Методы учета доходов и расходовВ налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления.5. Уровень существенностиУровень существенности в бухгалтерском учете равен 5 процентам.6. Учет основных средствАмортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом.7. Учет нематериальных активов7.1. Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете амортизируются линейным методом.7.2. Амортизация нематериальных активов в бухгалтерском учете отражается на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».8. Списание материально-производственных запасовВ бухгалтерском и налоговом учете МПЗ списываются по средней себестоимости.9. Учет расходов будущих периодовРасходы будущих периодов списываются в бухучете равномерно в течение периода, к которому относятся.10. Учет общехозяйственных расходовОбщехозяйственные расходы списываются сразу в дебет счета 90 «Продажи».11. Проценты по кредитам и займам В налоговом учете кредиты и займы считаются сопоставимыми, если они: выданы в одной валюте; должны быть погашены в одинаковые сроки; аналогичны по обеспечению (под залог оборотных или внеоборотных активов); сопоставимы по объему (отклонение не должно превышать 20% от среднего объема заемных средств, полученных в течение месяца).12. Резервы по сомнительным долгамРезерв по сомнительным долгам создается в бухгалтерском и налоговом учете. При этом в бухгалтерском учете резерв создается по правилам, указанным в ст. 266 НК РФ, то есть в резерв полностью включаются долги сроком свыше 90 дней и половина долгов сроком от 45 до 90 дней.13. Учет выручки в целях исчисления налога на добавленную стоимостьНалоговая база по НДС определяется «по отгрузке».14. Авансовые платежи по налогу на прибыльЕжемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из фактически уплаченного налога на прибыль за прошлый квартал.Приложения к учетной политике:– Приложение №1 «Рабочий план счетов»;– Приложение №2 «первичные документы, для которых не предусмотрены типовые формы»;– Приложение №3 «Регистры налогового учета»Директор ООО «Стайл» Симонов К.И. СимоновПриложение 2. Рабочий план счетов
Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |