бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учетная политика организации

p align="left">Оценка оприходованных имущества и обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств организаций производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Оценка имущества производится путем:

приобретенного за плату - суммирования фактически произведенных затрат на покупку;

полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования;

произведенного на самом предприятии - по стоимости изготовления (фактических затрат, связанных с производством объекта имущества).

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций может производится до целых рублей. Специальные правила оценки устанавливаются действующим законодательством по товарообменным операциям, а также по хозяйственным операциям, по которым стоимость активов устанавливается в сумме, выраженной в иностранной валюте, а их оплата производится в рублях.

Правила оценки активов организации регулируются также соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 3/2000, ПБУ 10/99).

Оценка финансовых вложений. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. При этом по долговым ценным бумагам в соответствии с пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и пунктом 3.4. "Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами", утвержденного приказом Минфина России от 15 января 1997 года N 2, разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты.

В связи с вышеизложенным, учетной политикой должно быть определено, списывает организация соответствующую разницу равномерно по мере обращения долговых ценных бумаг, или единовременно при предъявлении этих бумаг к оплате (ином их выбытии).

Оценка и учет товаров. В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их приобретения в порядке, определенном для других материально-производственных запасов.

Вместе с этим, действующее законодательством устанавливает и отдельные особенности оценки товаров. Так, организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретаемых товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (т.е. с использованием счета 42 "Торговая наценка"). В связи с этим решение выбора предприятий розничной торговли заключается в использовании счета 42 или нет, что должно быть отражено в учетной политике.

В учетной политике торговых организаций отражается также порядок учета транспортных расходов. По общим правилам оценки такие расходы должны относиться на увеличение стоимости товаров, в том числе через использование счетов 15 и 16. Пунктом же 13 ПБУ 5/01 торговым организациям предоставлено право отражать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в составе расходов на продажу (счет 43 "Расходы на продажу"). Соответствующий порядок также должен быть зафиксирован в учетной политике.

В случае, если в 2001 году все издержки обращения не признавались торговыми организациями в стоимости реализованных товаров, а с 2002 года они принимают решение о включении таких расходов в стоимость товаров, согласно пункту 27 "Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности", утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 года N 60н, допускается равномерно включать эти суммы в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие). Исходя из этого в учетной политике в этом случае должны найти место само принятое решение, а также период списания расходов.

Оценка незавершенного производства. Правила оценки определены пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Номенклатура материально-производственных запасов, используемых организацией. С 2002 года в соответствии с пунктом 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования, единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Принятая организацией номенклатура в разрезе наименований, номенклатурных номеров и групп прикладывается отдельным приложением к разрабатываемой учетной политике.

Варианты приобретения и заготовления материалов. В зависимости от принятого организацией варианта учета (что закрепляется в учетной политике), поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов" или без использования их, что регулируется Инструкцией по применению Плана счетов. При этом с использованием счетов 15 и 16 может быть организован учет таких расходов связанных с материально-производственными запасами, как суммовые разницы, затраты по заготовке и доставке материалов (расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата; транспортные расходы по доставке мат риалов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; расходы по оплате процентов за пользование заемными средствами и т.п.).

Учет выпуска готовой продукции. Под готовой продукцией в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 понимается часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (в частности - конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции может быть организован с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (чем обеспечивается учет продукции по нормативной себестоимости) или без его использования. Соответствующий выбор закрепляется в учетной политике.

Учет выполнения работ долгосрочного характера. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.) могут осуществлять их учет с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" или без использования счета 46. Соответствующий выбор отражается в учетной политике.

Оценка выбытия активов (порядок начисления амортизации). Действующее законодательство содержит ряд вариантов списания с учета активов предприятия (основных средств, материалов, товаров, нематериальных активов). Используемый организацией в каждом конкретном случае выбор фиксируется в учетной политике.

В рамках объектов основных средств организации вправе выбирать между следующими способами начисления амортизации: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

По объектам нематериальных активов в соответствии с пунктом 14 ПБУ 14/2000 амортизация начисляется одним из следующих способов:

- линейным;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования, который определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта (действия патентов, свидетельств и т.п.), но не более срока деятельности организации). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 оценка материалов, отпущенных в производство и ином их выбытии производится одним из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материалов (метод ЛИФО).

Учет затрат на ремонт основных средств. В соответствии с действующим законодательством каждая организация вправе воспользоваться целым рядом вариантов списания затрат, связанных с ремонтом основных средств: с отнесением расходов на ремонт непосредственно на счета учета затрат; с отнесением расходов на ремонт на расходы будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих периодов") с последующим списанием расходов на счета учета затрат в течение отчетного года или в течение периода, определенного организацией, в рамках осуществления ремонтных работ; с образованием резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств или ремонтного фонда (счет 96 "Резервы предстоящих расходов");

Списание общехозяйственных расходов. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются согласно одному из двух вариантов:

- в дебет счетов учета затрат (20, 23 (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону));

- непосредственно на счета учета продаж (счет 90 "Продажи") как условно-постоянные расходы в порядке, определенном организацией;

В связи с этим учетной политикой должны устанавливаться варианты списания общехозяйственных расходов, а также порядок их распределения между отдельными объектами калькулирования.

Распределение косвенных затрат между объектами калькулирования может производится согласно следующих методов, принятых организацией в учетной политике:

· пропорционально сумме прямых затрат;

· пропорционально размеру основной заработной платы;

· пропорционально сумме прямых материальных затрат;

· согласно любому другому методу, принятому организацией, но не противоречащему действующему законодательству;

При списании расходов вспомогательных производств и хозяйств следует учитывать, что они должны списываться в том числе и на расходы обслуживающих производств и хозяйств (см. Методические рекомендации по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, доведенные письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115).

Списание расходов обслуживающих производств и хозяйств. Учтенные в течение отчетного периода расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (счет 29) подлежат списанию по следующим направлениям: на счета учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета затрат подразделений-потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета продаж при продаже продукции (работ, услуг) сторонним организациям и лицам;

Списание расходов производится в порядке, определенном Инструкцией по применению Плана счетов с учетом "Методических рекомендаций по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы", доведенных письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115 в долях, определяемых на основании принятой организацией учетной политикой.

Ведение раздельного учета затрат и хозяйственных операций. В силу требований налогового законодательства, в отдельных случаях организации обязаны обеспечить раздельный учет затрат и хозяйственных операций. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 149 главы 21 НК РФ, если организациями осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), организация обязана вести раздельный учет таких операций.

Порядок ведения такого раздельного учета согласно пункту 42 "Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового Кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447, должен быть закреплен налоговой учетной политикой организации.

Порядок списания расходов будущих периодов определен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Оценочные резервы. В соответствии с действующим законодательством организации вправе создавать резервы для оценки отдельных статей баланса, подлежащих учету по счетам 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по сомнительным долгам". Исходя из этого, учетной политикой организации должно закрепляться создание того или иного резерва, и их предназначение.

В бухгалтерском учете создание и использование резерва под снижение стоимости материальных ценностей оформляется следующими записями: дебет счета 91”Прочие доходы и расходы” кредит счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" - создание резерва перед составлением бухгалтерского баланса на разницу между балансовой стоимостью материалов и стоимостью их возможной продажи (резерв создается по испорченным и морально устаревшим материалам, а также по материалам, на которые рыночные цены снижаются);

Дт счета 14 Кт счета 91 - в начале периода, следующего за отчетным, в котором создавался резерв, зарезервированная сумма восстанавливается;

Создание резервов предстоящих расходов и платежей. Учетной политикой организации определяется перечень создаваемых резервов предстоящих расходов, их назначение, порядок производства отчислений. Перечень резервов определяется с учетом пункта 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и Инструкции по применению Плана счетов.

Списание доходов будущих периодов. Согласно положений Методических рекомендаций по бухгалтерской отчетности, Инструкции по применению Плана счетов и ПБУ 13/2000 в составе доходов будущих периодов подлежат отражению стоимость безвозмездно полученных активов, а также суммы государственной помощи.

Учетной политикой определяются суммы, отражаемые в составе доходов будущих периодов, а также порядок их списания на соответствующие счета учета.

Учет использования прибыли организации. В соответствии с новым Планом счетов и Инструкцией по его применению суммы нераспределенной прибыли, зачисленные на счет 84, в течение года использованию не подлежат, и определяют собой неизменный в течение года фонд средств. Только по результатам следующего года суммы нераспределенной прибыли могут быть направлены на покрытие образовавшегося убытка или выплату дивидендов. Не предусмотрено новым порядком также и создание каких-либо фондов специального назначения (фонд социальной сферы, фонд потребления и т.п.).

Порядок начисления дивидендов. Учетной политикой организации определяются категории получателей, очередность начисления по видам дивидендов (привилегированные, обычные), а также источники покрытия затрат (чистая прибыль отчетного года; средства резервного капитала).

Учет покрытия убытка. В рамках учетной политики организации должны быть определены источники покрытия убытка, который может быть образован по результатам деятельности за год.

Такими источниками согласно пункту 51 Методических указаний по отчетности и Инструкции по применению Плана счетов могут быть:

§ средства резервного капитала (дебет счета 82 "Резервный капитал" кредит счета 84);

§ средства добавочного капитала (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке) (дебет счета 83 "Добавочный капитал" кредит счета 84);

§ целевые взносы учредителей (дебет счета 75 “расчеты с учредителями” кредит счета 84 “нераспределенная прибыль”);

§ средства нераспределенной прибыли прошлых лет - запись оформляется между открываемыми для целей контроля за покрытием убытка к счету 84 субсчетами; за счет доведения величины уставного капитала до величины чистых активов (дебет счета 80 "Уставный капитал" кредит счета 84);

Если соответствующих источников для покрытия убытка не хватает, принимается решение об оставлении на бухгалтерском балансе непокрытого убытка (имея в виду списание его в будущие отчетные периоды). Именно порядок, а также и последовательность списания вышеперечисленных источников в погашение убытка, определяются учетной политикой организации.

В учетной политике организации отражается и другая информация, касающаяся заемных средств (пункт 32 ПБУ 15/01); нематериальных активов (пункт 31 ПБУ 14/2000), отчетных сегментов (ПБУ 12/2000); доходов (пункт 17 ПБУ 9/99) и расходов (пункт 20 ПБУ 10/99).

2.2 Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производится в случаях:

1) изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) существенные изменения условий деятельности. Оно может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияния на финансовое положение, движение денежных средств или финансовый результат деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

Если изменения в учетную политику вносятся в результате изменения законодательства или нормативной базы, то в соответствующих актах определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

Если же изменения производится по иным причинам, то последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований предоставления числовых показателей минимум за два года.

Пунктом 22 ПБУ 1/98 уточнено, что информация об изменении учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

_ оценку последствий изменений в денежном выражении ( в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Глава 3. Учетная политика для целей налогового учета

3.1 Общие положения

Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета связана с тем, что ст. 313 главы 25 части второй на НК РФ введено понятие налогового учета:

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Здесь же оговорено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положениями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Несмотря на эту оговорку, ведение обособленного налогового учета только в случаях, когда он отличается от бухгалтерского, вряд ли возможно: для целей налогообложения необходима вся информация о доходах и расходах организации, а не только выборочные данные, подлежащие корректировке. Следовательно, наиболее рациональным представляется такая организация налогового учета, при которой учитываются результаты всех хозяйственных операций, но большая часть операций учитывается не на основании первичных документов, а на основании сводных - бухгалтерских справок, составленных по установленным самой организации формам, и т.п. документам.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Разумеется, под внешними пользователями здесь, прежде всего, имеются в виду налоговые органы, а также аудиторы (аудиторские фирмы) и иные контролирующие или проверяющие органы. Для внутренних пользователей (руководителей, акционеров, работников организации и т.п.) данные налогового учета вряд ли представляют объект повышенного интереса. Наиболее вероятным можно назвать использование этих данных для целей экономического и финансового анализа, а также для работы по оптимизации налогообложения. Но для этого, как минимум, необходимо наличие специализированных подразделений или высококвалифицированных работников, которые могли бы такую работу провести.

Текстом ст. 313 ПК РФ установлено также, что система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела - для целей налогообложения.

Из дословного прочтения данного положения можно сделать и другой вывод: организация (точнее, ее главный бухгалтер, как это установлено, Законен о бухгалтерском учете) начиная с 2002 года должна разрабатывать не одну, а две учетных политики -- одну для целей финансового учета, другую -- для целей налогообложения. Но так как из Закона о бухгалтерском учете прямо не вытекает обязанность разработки двух учетных политик, то достаточно разработать дополнительный раздел, устанавливающий схему налогового учета, необходимые формы первичных

Документов налогового учета, график документооборота (в части налогового учета) и порядок корректировки данных финансового учета для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном периоде);

- сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм, создаваемых резервов;

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.