|
Условия и особенности проведения аудиторской проверки в условиях реструктуризации предприятияp align="left">Принцип мониторинга или эффективного контроля. Контроль - это обратная связь, позволяющая корректировать все действия, находить и оценивать новые решения. Реструктуризация предусматривает сокращение затрат за счет ликвидации ненужных или убыточных видов деятельности, улучшением качественного состава руководителей и всего персонала, но требует наличия четких критериев оценки эффективности деятельности и точной системы отчетности. Процесс должен сопровождаться разработкой эффективных механизмов контроля (планы действий, отчеты о достигнутых результатах, личной заинтересованности и ответственности руководства), без которого невозможна успешная реструктуризация. Показатели контроля необходимы на каждом этапе реструктуризации.Принцип стабилизации и управляемости. Изменения, которые происходят при реструктуризации, не должны проводиться стихийно. Долгая реструктуризация ведет к застою, поэтому при ее проведении необходимо соблюдать ограниченность во времени. Главной задачей здесь является возможность проведения успешных изменений, которые заключаются в использовании собственных достижений и превращении их в фундамент последующей деятельности. Эффективность проведения реструктуризации связана с определением ее критериев. Специалисты Российского центра приватизации выделяют два типа критериев: - «жесткие», которые поддаются количественному измерению; - «эластичные», которые не могут быть измерены количественно. «Жесткие» критерии эффективности реструктуризации - это привлечение внешних инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение объемов реализации; увеличение объемов экспорта; снижение издержек производства. Согласно данным критериям компания должна реализовывать рекомендованные инвестором изменения таким образом, чтобы они привели к позитивным результатам, которые могут быть измерены и подтверждены документально (например, расширение рынков сбыта, явившееся результатом осуществления рекомендованных изменений). «Эластичные» критерии эффективности реструктуризации - это число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи; степень участия российских консультантов в реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов. «Эластичные» критерии учитывают позитивные результаты реструктуризации, не поддающиеся прямому измерению, но отнесенные к долгосрочным инвестициям в «человеческий капитал». 1.3 Организация реструктуризации В настоящее время большинство специалистов в области управленческого консалтинга предлагают базовую версию процесса реструктуризации, которая предусматривает достаточно жесткую последовательность выполнения этапов подготовки и проведения реструктуризации. Базовая версия, однако, отображает лишь последовательность действий и не дает представления о существующих возможностях и механизме выбора направлений преобразований, вариантов решений в зависимости от состояния предприятия, ситуационных факторов. Последовательность действий (этапов) при осуществлении конкретной программы реструктуризации: Этап 1. Определение целей развития и критериев их достижения. Как показывает опыт, на многих предприятиях четко сформированные цели или отсутствуют, или давно не пересматривались, или их достижение не поддается контролю (они сформулированы в лозунговом стиле, и их результат неясен, а степень его достижения не может быть измерена). Прежде всего, необходимо определить, к какой из двух крайних концепций тяготеет предприятие: - концепция выживания, эволюционного развития (плавно, с минимальными перестройками, но надежно улучшать показатели, вплоть до выхода из банкротного состояния, и удерживаться на достигнутых позициях); - концепция прорыва, существенного улучшения всех критериев за минимальное время, ориентация на захват лидирующего положения на рынке (привлекательная, но более рискованная стратегия). В первом случае целесообразен дескриптивный, описательный подход - от достигнутого состояния к возможным перспективам. Главное внимание уделяется аудиту, оценке, анализу причин сложившегося состояния, выявлению лежащих на поверхности резервов и имеющихся заделов. Во втором случае более целесообразен нормативный подход - от целей, от конечных результатов к средствам их достижения. Главное внимание уделяется вариантам и способам достижения поставленных целей, включая коренную реорганизацию предприятия. Предпочтительно разумное сочетание обоих подходов. Этап 2. Оценка экономического потенциала предприятия. Существуют различные методы оценки составляющих потенциала. В целом они имеют общие черты, но у них есть и некоторые отличия. В систему классификации методов оценки постоянно добавляются новые классификаторы, которые только затрудняют выбор методов оценки. Одной из причин этого является сложность предмета оценки и неделимость экономического потенциала на независимые компоненты. Границы между компонентами размыты, и зачастую найти «разделяющую полосу» бывает трудно. Этап 3. Анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем. Дополняющие и более конструктивные выводы можно получить аналитически, двигаясь от конечных целей и выясняя сначала главные факторы успеха и неуспеха, влияющие на конечный результат, анализируя причины низких результатов и формулируя проблемы (узкие места) и задачи, которые нужно решать, чтобы достичь желаемых целей. Из перечня проблем необходимо выделить сравнительно небольшую часть наиболее важных, ключевых (например, без решения которых цель не может быть достигнута и/или которые дают 80-90% вклада в достижение цели). Их называют еще стратегически важными проблемами, а изменения, соответствующие их решению, -- основными направлениями или стратегией развития. Именно эти направления и проблемы должны быть непрерывно в поле зрения руководства верхнего звена управления. Чаще всего ключевыми являются следующие проблемы: отсутствие четких целей, стратегии и программы развития; отсутствие эффективной финансовой системы, позволяющей оценить и контролировать финансовое состояние предприятия, прогнозировать угрозу банкротства и избегать ее за счет эффективной финансово-экономической политики; наличие слабой маркетинговой службы; низкое качество продукции при относительно высоких ценах ранее; быстрое устаревание ассортимента продукции, медленное реагирование на изменение спроса; неудовлетворительная система управления (плохая управляемость, нечеткое распределение функций, излишняя централизация, медленная реакция на изменения); недостатки производства (слишком продолжительный производственный и финансовый цикл, большой объем незавершенного производства, потери, низкая технологическая дисциплина). Этап 4. Формирование путей и проектов решения проблемы. Это важнейший этап выявления и формирования инновационного потенциала предприятия. Он заметно отличается от других тем, что ориентирован на генерацию максимально возможного количества идей, является наиболее творческим и чувствительным к помехам. Этот этап должен проходить в свободной обстановке и требует несколько необычного для практиков взгляда на привычные вещи -- в частности, нужно забыть о текучке, требовании реализуемости идей, иначе это сильно ограничит их перечень и может привести к потерям части потенциала развития. Этап 5. Оценка инновационного потенциала. Более точная экспертная оценка делается по инновационному потенциалу, влияющему на главный фактор повышения конкурентоспособности -- эффективность. В этом случае выделяются три группы основных способов повышения эффективности за счет: 1) управленческих решений, реализующих уже имеющиеся резервы; 2) структурных изменений; 3) инноваций. Необходимо выяснить, за счет каких конкретных средств можно обеспечить рост эффективности. Этап 6. Выделение приоритетных направлений деятельности (стратегий). Задача данного этапа -- используя сформулированные на предшествующих этапах пути решения проблем и оценки имеющегося потенциала («поля проектов»), выделить сравнительно небольшую часть наиболее важных проектов, которые вносят основной вклад в достижение целей. При проведении диагностики основной целью является предварительная оценка и выделение наиболее важных (приоритетных) направлений для дополнительной, более тщательной проработки. Поэтому используются упрощенные подходы, основанные на качественных экспертных оценках и некоторых несложных формализованных процедурах. Этап 7. Прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия. Оцениваются последствия реализации приоритетных направлений деятельности. Оценка проводится по критериям, характеризующим степень достижения поставленной цели (например, «выход на безубыточное функционирование»). Уточняются желаемые сроки достижения цели. Этап 8. Разработка программы реструктуризации. Основные задачи - детализация выделенных приоритетных направлений деятельности до перечня конкретных работ и ответственных исполнителей (требуются 2--3 часа групповой работы); предварительная оценка ожидаемых результатов, сроков, необходимых ресурсов; разработка системы, управляющей реализацией работ, системы мотивации (стимулирования) исполнителей. Этап 9. Оценка источников ресурсов, распределение ресурсов. Дается оценка источников, прежде всего финансовых ресурсов, для реализации программы реформирования. Типичными источниками финансирования являются собственные финансовые средства предприятия, кредиты и другие виды заемных средств. Меры по программе реструктуризации, как правило, высокоэффективны и в значительной мере могут быть источниками самофинансирования (за счет реинвестирования части финансов, получаемых путем сокращения дебиторской задолженности, реализации сверхнормативных запасов и т.п.). Фиксируется предполагаемая динамика поступления финансов, с помощью которой можно уточнить приоритеты и порядок финансирования мероприятий, включаемых в программу реформирования предприятия. Определяются первоочередные по времени и высокоэффективные проекты, для реализации которых руководство выделяет финансовые ресурсы. Проверяется сбалансированность финансовых потоков. Этапы 10--11. Выделение первоочередных проектов и формирование команд. Основные задачи - продемонстрировать возможности эффективной работы в команде; предварительно проработать первоочередные проекты и отобрать часть из них для дальнейшей доработки и реализации. Команды формируются с участием консультантов-психологов и обучаются основным правилам командной работы. Первоочередные проекты (3--5) выбираются из числа приоритетных и прорабатываются группами в течение 1,5--2 дней (с участием консультантов). Этап 12. Выбор и фиксация стратегии и программы реформирования. Стратегически важные первоочередные изменения: создание маркетинговой службы и изменение маркетинговой стратегии; создание службы стратегического планирования; упорядочение функций подразделений и соответствующее изменение организационной структуры; создание эффективной системы финансового учета, планирования и контроля; изменение ассортиментной политики, создание новых видов продукции; создание системы управления инновационными процессами; реорганизация системы управления персоналом; переподготовка руководства верхнего и среднего звена в области экономики, финансов и управления; создание информационно-аналитического центра. Этап 13. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. Оценивается, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли она возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п. Этап 14. Определение первоочередных организационных шагов. Конкретизируются организационные шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время -- например, подготовка и издание приказов, информирование всех работников предприятия о разработке программы реформирования и т.п. 2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ 2.1 Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности Согласно Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией. Основная цель аудита состоит в подтверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству. В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие: - Федеральному закону «О бухгалтерском учете»; - ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; - Налоговому кодексу РФ, ч. 1. Проверка отчетности на соответствие Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете». В соответствии с Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в последующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности: - главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению; - в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций; - для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы; - первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации; - все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность; - бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки; - месячная и квартальная отчетности являются промежуточными, и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года; - организации, за исключением бюджетных, обязаны предоставлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации; - днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности; - открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным; - организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Согласно Приказу МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности состав, отчетности аудитор должен учитывать, что Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности экономических субъектов и не применяется при формировании отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, предоставления банк, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения. Это положение применяется Министерством финансов РФ при установлении: - типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности; - упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций; - особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности; - особенностей формирования бухгалтерской отчетности а случаях реорганизации или ликвидации организации; - особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества; - порядка публикации бухгалтерской отчетности; При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений. Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные: - наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, финансовых вложений, дебиторской задолженности; - изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном) организации; - количество акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальная стоимость акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ; - состав резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличие их на начало и конец отчетного периода, движение средств каждого резерва в течение отчетного периода; - наличие на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности; - объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности); - состав затрат на производство (издержки обращения); - состав внереализационных доходов и расходов; - чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия; - любые выданные и полученные обеспечения обязательств и платежей организации; - события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности; - прекращенные операции; - сведения об аффилированных лицах; - государственная помощь; - прибыль, приходящаяся на одну акцию; Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств. Проверка налоговых деклараций на соответствие Налоговому кодексу РФ (ч. 1). В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ аудитору при проверке правильности составления отчетности необходимо учитывать следующее: - каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы; - налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога; - формы налоговых деклараций, не утвержденные законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством по налогам и сборам Российской Федерации; - налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика; - налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов; - налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки; - инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством по налогам и сборам РФ по согласованию с Министерством финансов РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; - при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. 2.2 Аудит отчетности, представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает: баланс предприятия (ф. № 1); отчет о прибылях и убытках (ф. № 2); отчет об изменениях капитала (ф. № 3); отчет о движении денежных средств (ф. № 4); приложение к балансу предприятия (ф. № 5); пояснительную записку к годовому отчету; другие формы, которые могут быть введены соответствующими нормативными документами. Отчетность дополняется различными расчетами и другими документами. При проверке отчетности аудитор руководствуется: 1) инструкциями по заполнению форм отчетности; 2) формой учета; 3) данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета. Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей. Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. На предприятиях и в организациях преимущественно применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПК может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |