|
Сущность, становление и развитие аудиторской деятельности в РФp align="left">11. Лицензирование аудиторской деятельности как форма контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита. Порядок выдачи и аннулирования лицензийЛиценз-е осущ.МИНФИН Лицензия выдается на срок - 5 лет, кот.может продлеваться неограниченное количество раз. Лицензионными требованиями явл.: наличие соотв-их профилю аудит.проверки типов квалификационных аттестатов; не менее 5 аудиторов, имеющ.квал.ат.; осуществлен.предпринимат.деят.только в виде проведения аудита и сопутств.аудиту слуг.; соблюдения правил внутреннего контроля качества; обеспечен.сохранности сведений; участие в обязат аудите к.о., банковских групп не менее 2 аудиторов, имеющ квал ат. При обяз аудите наличие стажа не менее 2 лет.. Для получения лицензии предост-ся сл.док-ты: Заявлен.о выдаче лиценз.; Копия свидет о постановке на учет в налог.органе; Документ подтверждающ оплату лицензион сбора; Копию свидет о гос.регистр. Копию учредит док-ов Копии квалиф. Аттестатов Сведения о ФИО занимаемой должности,, гражданстве руководителей, заместителей, аттестат.аудиторов. Срок проведения проверки - не более 45 дней. Срок проведения, состав группы проверяющих Ии ее руководитель опр-ся уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. По результатам сост-ся акт в 2 экз., 1 передается лицензиату. Аннулирование: За составление заведомо ложного аудит закл.; За уклонение от проведения внешней проверки качества работы За систематическое нарушение требований н.а.и фед.правил. 12. Обязательный аудит. Содержание, субъекты обязательного аудита Обязательный-обязательная ежегодная проверка правильности ведения бух.учета и сос-я БФО орг-ии и ИП. Критерии обяз-го аудита: 1.ОАО; 2.Кредитные орг-ии; 3.Страховые орг-ии; 4.Инвестиционные фонды; 5.Товарные и фондовые биржи; 6.Гос-е и негос-е внебюджетные фонды; 7.Благотворительные фонды, сущес-е на взносы физ. и юр.лиц. По фин-м пок-ям: если выручка орг-ции или ИП в 500 000 раз превышает установленный законом МРОТ (50 000 000); или сумма активов баланса на конец отч.года в 200 000 раз превышает МРОТ (20 000 000). Особ-ти проведения обяз-го аудита: 1.Обязательный аудит пров-ся только аудиторскими орг-ми; 2.Обяз-ый аудит-всегда комплексная проверка (все участники). В рез-те обяз-го аудита сост-ся ауд-е заключение. При проведении обяз-го аудита орг-ии, в УК к-рых доля гос.собственности не менее 25%, аудиторская орг-я назначается по рез-ам проведения открытого конкурса (порядок проведения уст-ся Правит-ом РФ). При проведении обяз-го аудит-е орг-ции обязаны страховать риск отв-ти за несобл-е условий договора. 13. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности и его функции Органы осуществляющие контроль за ауд-ой дея-тью в России, относятся: 1. МинФин. (УФО) 2.Совет по ауд-ой дея-ти 3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. Основными функциями УФО являются: -издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; -организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; -организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности; -организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; -контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; -определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности; -ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно - методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам; -аккредитация профессиональных аудиторских объединений. 14. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления . С начала 90-х гг. принят ряд нормативных актов различных уровней, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации. К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержатся понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета. Четвертый уровень -- это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты не ранее 1997 г., и их дальнейшее действие будет зависеть от направления развития аудита в стране и степени эффективности решения специфических отраслевых вопросов независимыми аудиторскими фирмами. Вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудита. Пятый уровень -- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг и, следовательно, документов более высоких уровней. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае противоречия указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных актов Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» или иному соответствующему Федеральному закону применяются нормы вышеуказанных законов. 15. Независимость аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Независимость ,согл ст 12 з-на об АД, аудит не может осущ-ся: 1. аудиторами, являющимися учредителями или участниками аудируемых лиц, их руководителями, бух-ми и иными лицами несущими ответст-ть за орг-цию и ведение б/учета и составление б/отчетности. 2. аудиторами, состоящими с учредителями и участниками аудируемых лиц, их должностных лиц, бух-ми и иными лицами несущими ответст-ть за орг-цию и ведение б/учета и составление б/отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры и дети супругов). 3. аудитор орг-ми, руководители и иные должностн лица которых явл-ся учредителями или участниками аудируемых лиц, их руководителями, бух-ми и иными лицами несущими ответст-ть за орг-цию и ведение б/учета и составление б/отчетности. 4. аудитор орг-ми, руководители и иные должн лица которых состоят в близком родстве с учредителями или участниками аудируемых лиц, их руководителями, бух-ми и иными лицами несущими ответст-ть за орг-цию и ведение б/учета и составление б/отчетности. 5. аудитор орг-ми в отношении аудируемых лиц являющихся их учредителями или участниками , в отношении аудируемых лиц, для кот эти аудитор орг-ции явл-ся учредителями или участниками в отношении дочерних орг-ций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц, а также в отношении орг-ций, имеющих общих с этой аудитор орг-цией учредителей или участников. 6. аудитор орг-ми и индивид аудиторами, оказывающими в течение 3 лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению учета и составлению б/отчетности физ и юр лиц в отношении этих лиц. Порядок выплаты и размер вознаграждения аудитора за оказание аудитор услуг опред-ся дог-ми и не могут быть поставлены в зависимость под выполнение каких-либо требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в рез-те аудита. 16. Правила (стандарты) аудиторской деятельности как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности. Федеральные и внутренние правила (стандарты) Правила (стандарты) АД (ПСАД)- единые требования к порядку осуществ-ия АД, к оформлению и оценки кач-ва аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Стандарты аудита подразд на 3 группы: 1. ФПСАД (федеральные) 2. ВПСАД АО (внутренние аккредитованных профессиональных аудиторских объединений) 3. ВПСАД (внутренние аудиторских орг-ий и индивид аудиторов). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. 4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. 5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются. 6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. 7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 17. Международные стандарты аудита. Цели и задачи С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Возникла потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (TSA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS). В состав международных стандартов аудита входит более 30 официально действующих стандартов. Аудиторские стандарты, подготовленные этим Комитетом, базируются на следующих основополагающих принципах: аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы; во всех вопросах работы аудитора соблюдаются объективность и независимость его суждений; аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки; аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом; в ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и др., накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности; в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено. Все стандарты могут быть подразделены на три основные группы: 1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др. 2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т. д. 3. Правила составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудитора и администрации аудируемого лица. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности клиента или указание причин, по которым заключение не может быть составлено. 18. Внутренние аудиторские правила (стандарты). Их сущность и назначение Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы. Они раскрывают содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. При проведении проверок эти стандарты должны облегчить сбор необходимых доказательств, сократить время проверки, уменьшить риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполняемых работ. Внутрифирменные аудиторские стандарты могут быть объединены в три блока: 1. Методики по внутренней структуре аудиторской фирмы и технологии организации ее деятельности 2. Методики по реализации требований правил (стандартов) аудита. 3. Методики проведения проверки по разделам аудита. В состав каждого стандарта включаются типовой перечень процедур, вопросник или тесты по разделу аудита, рабочие таблицы и рабочие документы. Методики первого блока раскрывают специфику работы аудиторской фирмы, ее организационное устройство, принципы взаимоотношений с клиентами, структуру внутреннего контроля и внутренней отчетности, полномочия и должностные обязанности сотрудников, требования к уровню их образования и квалификации, вопросы профессиональной этики и др. Основу методик второго блока составляют перечень нормативных документов, регулирующих данный участок учета; бухгалтерская отчетность, в которой отражается данный участок учета; состав первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета по счету; классификатор возможных нарушений по данному участку учета (счету); вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирования аудита; перечень аудиторских процедур при проверке данного участка (счета); последовательность выполнения аудиторских процедур. Методики, относящиеся к третьему блоку, разрабатываются по следующим направлениям: -- бухгалтерское -- методики проверки по разделам бухгалтерского учета предприятия-клиента (аудит кассовых операций, аудит операций по расчетным счетам в банках, аудит финансовых вложений, аудит основных средств, аудит затрат на производство, и др.); -- юридическое -- методики проверки правового обеспечения деятельности предприятия-клиента (аудит учредительных документов и уставного капитала, экспертиза хозяйственных договоров, анализ соблюдения налогового законодательства, и др.); -- специальное -- методики проверки групп предприятий,, обладающих общими специальными признаками (аудит субъектов малого предпринимательства, предприятий с иностранными инвестициями, представительств и др.). Наличие внутренних аудиторских стандартов позволяет также осуществлять эффективный внутренний контроль деятельности аудиторской фирмы и ее сотрудников. 19. Аудиторская организация 1. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. 2. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. 3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. 4. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. 5. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов. 20. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации Правовые основы регулирования определены ФЗ об АД. В РФ существует система нормативного регулирования ауд-ой дея-ти. 1уровень - законодательный: ФЗ РФ, закон о лицензировании отдельных видов дея-ти, кодексы (уголовный кодекс об административных правонарушениях), ФЗ о бух-ом учете. Есть и др. законы, н-р, закон о банках и бан-ой дея-ти, закон об АО. 2уровень - подзаконных актов: постановления правительства (федеральные стандарты аудита всего их 31шт., например, 696 постановление). 3уровень - нормативные док-ты министерств и ведомств: приказы министерства финансов, министерства имущества. 4уровень - внутренние стандарты профессиональных образований (аналог учетной политики) Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является ФЗ от 07.08.01 №119-ФЗ “Об аудиторской дея-ти”. В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, ауд-ой орг-ии; раскрыты требования по аттестации, лицензированию. Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. ФЗ об АД РФ ст.1 дает следующее понятие ауд-ой дея-ти, аудит - это предпринимательская дея-ть по независимой проверке бух-ого учета и фин-ой отчетности орг-ий и индивидуальных предпринимателей аудируемых лиц Органы осуществляющие контроль за ауд-ой дея-тью в России, относятся: 1.В соответствии со ст.18 ФЗ об АД - это уполномоченный федеральный орган гос-ого регулирования - МинФин. Функции Минфина: -издание нормативных актов, организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ стандартов ауд-ой дея-ти, -организовать систему аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования, -ведение реестра аудиторов, -организовать систему надзора за соблюдением док-ов. 2.Совет по ауд-ой дея-ти (принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных док-ов ауд-ой дея-тии проектов решений уполномоченного федерального органа, разрабатывает федеральные стандарты ауд-ой дея-ти) (ст.19ФЗ об АД) 3. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения (ст.20ФЗ б АД). Проф-ые аудит-ие объединения являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий ауд-ой дея-ти своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе. В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее100 аудиторских орг-ий. 21. Аудит в условиях компьютерной обработки данных. Особенности осуществления аудиторской проверки при использовании компьютеров При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных (КОД) сохраняются цель и основные подходы к определению методов проведения аудита. Однако КОД влияет на изучение аудитором системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Это вызвано тем, что источниками информации для аудитора выступают учетные документы на машиночитаемом носителе, в памяти компьютера находится постоянная нормативно-справочная информация, применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета. В случае отсутствия у аудитора знаний о техническом, программном, математическом обеспечении компьютерной техники рекомендуется использовать работу эксперта в области КОД в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Однако эксперт оценивает только систему обработки информации, в то время как аудитор -- достоверность формируемой с помощью этой системы отчетности. Аудиторская организация не может ни передавать, ни разделять с кем-либо свою ответственность за выражение мнения об отчетности аудируемого лица в аудиторском заключении. Аудиторская организация ожидает получить помощь эксперта по вопросам оценки надежности системы КОД клиента в целом, оценки законности приобретения экономическим субъектом бухгалтерского программного обеспечения, алгоритмов, расчетов, формирования на компьютере необходимых аудитору учетных регистров. Работая в среде КОД, аудитор изучает организационную форму обработки данных, форму бухгалтерского учета и его автоматизированные разделы, применение локального или сетевого варианта обработки данных, обеспечение архивирования и хранения данных. Аудитор должен также описать техническое, программное, технологическое обеспечение КОД. Он оценивает возможности компьютерной системы с точки зрения ее гибкого реагирования на изменения хозяйственного законодательства, формирования управленческой отчетности, проведения аналитических процедур, а также степени квалификации учетного персонала в области информационных технологий. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |