|
Ревизия затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)Ревизия затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"КУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Ревизия и аудит»на тему « Ревизия затрат на производство продукции (работ, услуг) и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)»Выполнила студентка гр. ГБ-52 Гайдук И.Л. ПроверилаАссистент Кравченко А.В.Гомель 2009СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ1. Экономическая сущность затрат на производство в современных условиях хозяйствования1.1 Затраты на производство как экономическая категория. Классификация затрат1.2 Себестоимость продукции, работ, услуг как основной показатель деятельности железнодорожного транспорта1.3 Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости важнейших видов продукции (работ, услуг) в Республике Беларусь1.4 Краткая правовая и экономическая характеристика Гомельской дистанции пути и организация контроля на ней2. Ревизия затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)2.1 Цель, задачи, источники информации и последовательность проведения ревизии2.2 Проверка состава затрат по элементам затрат2.3 Проверка трудовых затрат и отчислений на социальные нужды2.4 Проверка материальных затрат2.5 Проверка амортизационных отчислений и прочих затрат2.6 Проверка сводного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)2.7 Анализ типичных нарушений в практике учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и меры ответственности за нихРасчетная частьЗаключениеСписок ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВВЕДЕНИЕНа современном этапе развития экономики особую актуальность приобретает проблема совершенствования ревизии затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.Значение показателя себестоимости продукции в условиях рыночной экономики возрастает. Себестоимость выступает в качестве основного показателя эффективности производства. Чем эффективнее используются в производственном процессе экономические ресурсы, рабочая сила, научные открытия, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а значит большая конкурентоспособность.На железнодорожном транспорте себестоимость перевозок является обобщающим показателем рационального ведения транспортного хозяйства, наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов.Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и рентабельности.В нашей стране методологическим вопросам, а также практике калькулирования себестоимости продукции, учету и ревизии затрат уделялось большое внимание. Экономическая наука приходит к необходимости совершенствования действующей системы управления затратами с учетом значительных изменений, происходящих в технологии производства.Целью системы управления затратами должно быть повышение эффективности использования ресурсов, вовлекаемых в производство. Нельзя сказать, что в настоящее время решены все вопросы, связанные с обоснованностью отнесения затрат как по местам их образования, так и по носителям продукции.Снижение себестоимости - важнейший резерв роста прибыли предприятий и повышение рентабельности производства. От снижения себестоимости продукции зависят темпы расширенного воспроизводства и накопления, возможности снижения розничных цен и повышения благосостояния народа.Целью данной работы является проведение ревизионной проверки обоснованности формирования себестоимости выпускаемой продукции, оказываемых услуг по элементам затрат и калькуляционным статьям.Исходя из цели, задачами курсовой работы являются:1 исследование экономической сущности затрат на производство в современных условиях хозяйствования;2 охарактеризовать затраты на производство как экономическую категорию, классифицировать затраты;3. рассмотреть себестоимость продукции как основной показатель производственной деятельности;4 привести нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости важнейших видов продукции (работ, услуг) в Республике Беларусь;5 дать краткую правовую и экономическую характеристику организации, на материалах которой выполнена курсовая работа; 6. сформировать цель, задачи, источники информации и последовательность проведения ревизии; 7 провести проверку состава затрат по статьям калькуляции (элементам затрат); 8. провести проверку трудовых затрат и отчислений на социальные нужды; 9. провести проверку материальных затрат; 10 провести проверку амортизационных отчислений и прочих затрат; 11. провести проверку сводного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг); 12. дать анализ типичных нарушений в практике учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и меры ответственности за них Объектом исследования курсовой работы являются затраты на производство и как следствие себестоимость произведенных работ Гомельской дистанцией пути Транспортного республиканского унитарного предприятия «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие учет финансовых результатов в республике Беларусь, а также учебники и учебные пособия следующих авторов: Т.П. Павлович, В.А. Хмельницкого, Т.А. Гринь, Е.В. Ильющенко, Е.Н. Домбровская и других. Кроме того, при написании курсовой работы использовались статьи учёных-экономистов из журналов: «Главный бухгалтер», «Ревизор», «Бухгалтерский учет и анализ», «Вести института современных знаний». Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается экономическая сущность затрат и себестоимости, рассматриваются основные задачи и значение ревизии затрат на производство в современных условиях хозяйствования, а также нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости важнейших видов продукции (работ, услуг) в Республике Беларусь. В первой главе также дается краткая правовая и экономическая характеристика, Гомельской дистанции пути транспортного РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», а также приводятся основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации за 2007-2008 годы. Во второй главе приводится методика проведения ревизии затрат на производство и порядка их включения в себестоимость продукции (работ, услуг). В этой главе раскрываются следующие вопросы: цель, задачи, источники информации и последовательность проведения ревизии; проверка (анализ) состава затрат по статьям калькуляции (элементам затрат); проверка трудовых затрат и отчислений на социальные нужды; проверка материальных затрат; проверка амортизационных отчислений и прочих затрат; проверка сводного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг); анализ типичных нарушений в практике учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) и меры ответственности за них. 1. Экономическая сущность затрат на производство в современных условиях хозяйствования1.1 Затраты на производство как экономическая категория. Классификация затратКаждое предприятие (фирма) при разработке своей стратегии ориентируется на удовлетворение определенной общественной потребности и получение максимальной прибыли. В тоже время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат и, прежде всего, конкретных затрат на приобретение факторов производства, средств труда и рабочей силы. Главной задачей управления предприятием является такая организация производства, которая обеспечит выполнение запланированного объема производства с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.Понимание вопросов, касающихся определения терминов "затраты", "издержки", "себестоимость", связано с пониманием сущности и содержания в них экономических категорий.В экономической литературе и хозяйственной практике используются термины "издержки производства", "общественные издержки производства", "себестоимость", "затраты на производство", "расходы". Обычно в термины "издержки производства" и "затраты на производство" вкладывают тот же смысл, что и в понятие "себестоимость". Когда говорят об общественных издержках производства, то имеют в виду стоимость. Термин "расходы" уместно употреблять, если речь идет о расходе (нормах расхода) сырья, материалов и т.п. Иногда расходами называют какую-то часть себестоимости, например, "Расходы на оплату труда", "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования", "Общепроизводственные расходы", "Общехозяйственные расходы" и др.Н.И. Базылева и С.П. Гурко считают, что при рассмотрении макроэкономических показателей, говоря о сумме основного и оборотного капитала, входящих в состав совокупного (валового) общественного продукта, более уместно употреблять термин "издержки производства", а не "себестоимость", так как издержки на производство валового общественного продукта являются абстрактной категорией, не используемой в хозяйственной практике. В реальной действительности издержки производства трансформируются у субъектов хозяйствования в себестоимость продукции (работ, услуг). В себестоимость, в отличие от издержек производства, не полностью включаются затраты на воспроизводство рабочей силы, осуществляемые частично за счет общественных фондов потребления (образование, здравоохранение и др.). В то же время в себестоимость включается часть прибавочной стоимости в виде налогов и отчислений.Затраты на приобретение производственных факторов называются издержками производства. Наиболее эффективным производством какого-либо товара является такое, при котором достигается минимизация издержек производства. Издержки производства оказывают впоследствии непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов предприятия, определяют уровень его рентабельности.Экономическое понимание издержек производства базируется на проблеме ограниченности ресурсов (факторов производства) и возможных альтернативных вариантах их использования. Это означает, что применение ресурсов в предполагаемом конкретном производственном процессе исключает возможность их использования в производстве другого альтернативного товара, т. е. использование по иному назначению.По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки и задача экономиста, принимающего управленческие решения, - выбрать наиболее оптимальный вариант использования ресурсов. Экономические, или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.С позиций бухгалтерского подхода к издержкам производства следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме: заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.С позиций экономического подхода к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые предприятием издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов, т.е. в издержках производства следует учитывать все затраты - и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль (минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать свою деятельность в данной сфере бизнеса).В нормативных документах и экономической литературе очень часто термины "издержки", "затраты", "расходы" отождествляются и вместе с тем по ним ведется широкая полемика. Однако в большинстве своем авторы придерживаются позиции, согласно которой "издержками производства принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ и оказание услуг) и их продажу". При этом в отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин "затраты на производство". Существует несколько трактовок различий между понятиями "затраты" и "издержки". Согласно одной из них - условно ее можно назвать лингвистической - слово "издержки" следует употреблять для обозначения суммы затрат на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей функции: издержки производства, издержки обращения, которые состоят из отдельных материальных, трудовых затрат. Согласно другой издержки - более широкое понятие, чем затраты, так как оно включает в себя потери, расходы на социальные нужды. Первый вариант определения соотношений этих терминов нам представляется более предпочтительным, поэтому в ходе дальнейшего изложения мы будем считать их идентичными и взаимозаменяемыми.В экономической теории и практике, и особенно в учетной практике наряду с понятиями "издержки", "затраты" широко используется понятие расходов.Разграничению таких понятий как "издержки", "затраты", "расходы"были посвящены работы таких ученых, как Долан Э.Дж. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Фишер С. Маркс К. и Фридрих Э. рассматривали затраты как часть стоимости произведенного товара, которая возмещает цену потребленных средств производства и цену переменной рабочей силы.Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) под расходами понимается уменьшение экономических выгод организации в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или уменьшения стоимости активов или увеличения обязательств, что ведет к уменьшению собственного капитала организации, отличному от уменьшения капитала, возникшего в результате изъятия капитала и его распределения между собственниками (участниками), а затраты - это те ресурсы, которыми организация "жертвует" в целях получения экономических выгод от приобретения, производства или содержания (обслуживания) товаров или услуг.В зависимости от того, на протяжении какого времени организация ожидает получения экономических выгод от таких товаров или услуг, затраты могут учитываться как активы, как расходы или же как убытки. Когда поступление экономических выгод от приобретения товаров или услуг заканчивается, затраты становятся расходами или убытками. В соответствии с МСФО к убыткам относятся статьи, ведущие к уменьшению экономических выгод, которые по своей природе не отличаются от других расходов, однако они не приводят к получению доходов. Убытки могут возникать (если произведенные затраты не привели к приращению экономических выгод или если организация несет непредвиденные потери) и не возникать в процессе обычной деятельности предприятия.На базе зарубежного опыта и разработок международных стандартов в Республике Беларусь сделана попытка конкретизации терминов "затраты", "расходы". Так, согласно Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации" от 26.12.2003 г. № 182 под затратами понимается стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. Затраты, приводящие к получению в будущем экономических выгод, считаются активами организации и признаются расходами в периоде получения от них экономической выгоды. Затраты, не приводящие к получению экономических выгод, признаются расходами организации в периоде осуществления данных затрат.Согласно этому же положению расходы организации - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Сопоставлением величины расходов с суммой полученного дохода рассчитывается финансовый результат отчетного периода - прибыль или убыток.Анализ экономической информации позволяет в современных экономических условиях придерживаться следующих определений основных терминов. Под затратами понимается стоимость всех видов ресурсов, используемых предприятием для получения прибыли или достижения иных целей предприятия в настоящее время и в будущем. Под расходами следует понимать ту часть затрат, понесенных предприятием, которая в отчетном периоде ведет к получению соответствующей ей величины дохода. Специфика отрасли оказывает влияние на порядок формирования расходов организации.Задачей организаций транспорта является эффективное управление затратами на производство (перевозки) путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, внедрения новейшей техники и прогрессивных технологий, а задачей работников учета - обеспечение органов управления транспортом своевременной информацией, на основе которой должны приниматься эффективные управленческие решения.Для обеспечения единых принципов формирования учетно-экономической информации об издержках производства в отраслях экономики Республики Беларусь государством установлен общий порядок определения затрат, включаемых в себестоимость продукции, группировки, отражения в учете затрат на производство в организациях независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности, что регламентируется Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.1998 г. № 19-12/3977; Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26.01.1998 г. № 01-21/8; Министерства финансов Республики Беларусь от 26.01.1998 г. № 3; Министерства труда Республики Беларусь 30.01.1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями); № 142/95/60/95 от 04.07.2002 г.; № 34/12/16/13 от 29.01.2003 г.; № 258/186/256/166 от 30.12.2003 г., постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 182 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организаций".На основании этих положений и с учетом специфики технологического процесса перевозок на железной дороге разрабатываются и утверждаются отраслевые методические рекомендации но вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости перевозок (продукции, работ, услуг). К таким документам относятся приказ Начальника дороги от 27.11.2002 г. № 1012 НЗ "Об утверждении особенностей отражения затрат по перевозкам и расчетов между предприятиями, входящими в баланс основной деятельности Белорусской железной дороги", согласованный с Министерством финансов Республики Беларусь; Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) организаций эксплуатационной деятельности Белорусской железной дороги, утвержденные постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.12.2003 г. № 240/172/153. Кроме того, для достижения единообразия планирование, учет расходов железной дороги и калькулирование перевозок (работ, услуг) осуществляются по единой Номенклатуре расходов по видам деятельности Белорусской железной дороги.Железная дорога и ее структурные подразделения, выполняя свои функции в соответствии с принятым Уставом, несет расходы, дифференцированные по видам деятельности, в составе которых выделяют: эксплуатационные расходы и расходы по иным видам деятельности.Под расходами по перевозкам, или эксплуатационными расходами, понимаются расходы организаций железной дороги, связанные с транспортировкой продукции, ее перемещением из пунктов производства в пункты потребления, с предоставлением транспортных услуг пассажирам.Затраты на производство (перевозки) относятся к числу важнейших показателей, характеризующих деятельность транспортных предприятий. На их основе определяют себестоимость перевозок и продукции, производимой Организациями железной дороги, а также финансовые результаты. Они являются базой для формирования железнодорожных тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, дополнительных сборов и цен на продукцию иных видов деятельности.Чтобы построить рациональную систему учета затрат на железной дороге, необходима научно обоснованная и отвечающая практическим требованиям их классификация. Классификация расходов Белорусской железной дороги представлена на рисунке 1.1В зависимости от видов выполняемых работ различают эксплуатационные расходы, расходы по иным видам деятельности и общие расходы. Эксплуатационными расходами называют текущие расходы железной дороги, связанные с осуществлением перевозочного процесса (перевозка грузов, пассажиров, багажа и почты). Расходы по иным видам деятельности представляют собой расходы по видам деятельности, часто не связанным с перевозочным процессом, при которых производятся продукты с целью их продажи третьим лицам Общими расходами являются расходы организаций железнодорожного транспорта, связанные с обеспечением и управлением производственного процесса, независимо от осуществляемого ими вида деятельности. По отношению к перевозочному процессу различают расходы основные производственные и общехозяйственные. Основными производственными называют затраты, обусловленные технологией производственного процесса. Без этих затрат не может совершаться перемещение грузов и пассажиров и любой процесс производства. Так, для процесса перевозок основными будут затраты на электроэнергию для тяги поездов; зарплату локомотивных, составительских и поездных бригад; амортизация подвижного состава и т. д. Общехозяйственными являются расходы по обслуживанию транспортного и других процессов на предприятии и управлению этими процессами. К ним относятся расходы по содержанию основных средств общего назначения, расходы по содержанию аппарата управления, подготовке кадров, обслуживанию служебных вагонов, непроизводственные расходы. 2 Рисунок 1.1- Классификация затрат железной дороги Деление затрат на основные и общехозяйственные имеет важное значение с точки зрения экономии средств, так как дает возможность контролировать размер и принимать меры к их сокращению. По способу включения в себестоимость перевозок и продукции расходы подразделяют на прямые и косвенные. Прямыми называются расходы, которые в процессе учета или калькулирования относятся на себестоимость конкретного вида перевозок, продукции (работ, услуг) непосредственно по данным первичных документов. Например, расходы по продаже билетов относятся на перевозки пассажиров, расходы по приему к отправлению и выдаче грузов относятся на грузовые перевозки и т. д. Косвенные расходы относятся к нескольким объектам калькулирования одновременно. Поэтому их предварительно учитывают на собирательно-распределительных счетах, а затем распределяют между объектами калькуляции. На железных дорогах к таким затратам относят, например, расходы по текущему содержанию пути, устройств сигнализации и связи, по содержанию контактной сети, зарплату за непроработанное время, расходы по охране труда, расходы, связанные с работой и содержанием оборудования, и т. п. В зависимости от изменения объема перевозок и производства текущие затраты подразделяют на переменные (зависящие, условно-переменные) и постоянные (независящие, условно-постоянные). Переменные - затраты, размер которых при увеличении или уменьшении объема работы изменяется прямо пропорционально этому увеличению или уменьшению. Иначе их называют затратами на изделие или на единицу работы, поскольку они связаны непосредственно с производством данного изделия или работы. В организациях железной дороги к переменным расходам относятся, как правило, основные производственные расходы. К постоянным относят затраты, не изменяющиеся при увеличении или уменьшении объема работы (перевозок). К ним относятся общехозяйственные расходы и некоторые виды основных производственных расходов, например, амортизация основных средств. В бухгалтерском учете деление расходов производства на переменные и постоянные используется для контроля их величины и оценки уровня изменения в соответствии с изменением объема работы. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |