|
Предмет, метод, принципы управленческого учетаp align="left">Контроль -- завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности.2.2. Системы управленческого учёта Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаи-модействием Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003 . Признаками классификации являются: широта охвата ин-формацией, степень взаимосвязи финансового и управленче-ского учета, оперативность затрат на производство, полнота включения затрат в себестоимость продукции. По широте охвата информацией видов деятельности, органи-зационной структуры хозяйствующего субъекта, продукции различают пол-ные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором их составных частей. Систематический учет затрат -- есть финансовый учет за-трат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификаций и группировки, пред-ставления в отчетности. Элементами систематического учета являются: 1) измерение и оценка затрат по приобретению и использо-ванию производственных ресурсов; 2) контроль процессов снабжения, производства, реализа-ции в натуральных измерителях; 3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и ус-луг, сюда же относится порядок включения затрат в се-бестоимость; 4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления. Проблемный учет формирует информацию об экономиче-ской, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов. Задачи проблемного учета решаются с помощью методов про-граммирования, нормирования, планирования, прогноза, систем-ного экономического анализа, контроля и регулирования на осно-ве фактических данных производственного учета и статистики. Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что данные этого учета используются для решения будущих эконо-мических и производственных проблем организации. Данные проблемного учета используются для: * планирования и прогнозирования затрат и доходов, нор-мирования и составления смет (бюджетов); * анализа расходов и отклонений от нормативов (стан-дартов) и анализа доходности производства продуктов; * оценки деятельности структурных подразделений и организации по критерию величины затрат и доходов, полу-чаемых в процессе производства и сбыта; * принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и дальнюю перспективу в области производ-ства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ас-сортимента продукции и др.; * разработки моделей управления запасами и затратами, которые бы обеспечивали оптимизацию затрат и доходов. По степени взаимосвязи между финансовым (систематический учет затрат и доходов) и управленческим учетом в практике за-рубежных стран применяют две системы: монистическую и ав-тономную. Монистическая -- интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и об-ратной связи на счетах бухгалтерского учета. Систематический учет путем отражения на счетах бухгалтерского учета производ-ственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность организации, её финансо-вое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить рацио-нальность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосыл-ки организации действующей системы контроля за издержками и доходами. Автономная система -- обособленное создание систематиче-ского и проблемного учета. Связь между финансовым и управ-ленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования. По оперативности затрат системы разделяют: на систему учета фактических (прошлых, исторических) затрат и систему учета стандартных (нормированных) затрат. Оперативность за-трат -- один из критериев действенности системы, ориентиро-ванной на увеличение эффективности. Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реали-зованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой про-дукции конкретного наименования. Система учета стандартных затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию ма-териалов, основных фондов, на затраты труда, накладных рас-ходов; составление калькуляций себестоимости по норматив-ным затратам и учет фактических затрат с выделением откло-нений от нормативов и смет. В мировой практике такая система называется «стандарт-кост». Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирование ее процесса. Полнота включения затрат в себестоимость - один из при-знаков классификации систем учета, применяемый в практике. Существует система учета полных затрат и система учета час-тичных затрат -- две системы, отвечающие в управленческом учете различным целям Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2005 . Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестои-мости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькули-рования пропорционально какой-либо базе). Под системой частичных затрат понимается подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые но-сят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуля-ция ограниченных затрат включает только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта. Часть затрат, которые носят косвенный характер, имеет от-ношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется «директ-костинг». Управленческий учет характеризуется: - отсутствием стандартизации - способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей; - конфиденциальностью - информация управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления; - плановым характером - управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.); - измерением показателей как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.п. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете; - актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции; индивидуальной периодичностью отчетов; расширенным составом объектов учета - в качестве объектов могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности. В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления. Помимо методов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупность методов статистики, экономического анализа, а также экономико-математические методы. Глава 3. Законодательные акты РФ, регламентирующие управленческий учёт Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бух-галтерскому учету. Это в некоторой степени подтвержда-ет методологическую взаимосвязь управленческого и бух-галтерского учета, которая основывается на единстве при-меняемых принципах и методах учета. Вместе с тем мно-гие положения нормативных документов можно исполь-зовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно состав-лять в соответствии с требованиями Закона «О бухгал-терском учете»; положения по бухгалтерскому учету так-же целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерско-го учета). К настоящему времени систему нормативных докумен-тов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четыреху-ровневой системы Попова Л.В. Бухгалтерский управленческий учет. Нормативная база, тесты, понятийный аппарат. -М.: Дело и Сервис, 2008 . Первый уровень образуют законодательные акты, ука-зы Президента РФ и Постановления Правительства, рег-ламентирующие прямо или косвенно организацию и ве-дение бухгалтерского управленческого учета и отчетнос-ти в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Федеральный закон «О бухгал-терском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и от-четности, их содержание, принципы, организацию, ос-новные направления бухгалтерской деятельности и состав-ления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обя-занных вести бухгалтерский учет и предоставлять бух-галтерскую (финансовую) отчетность. К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс РФ, в первой части кото-рого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 г. №208-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе ре-формирования бухгалтерского учета в соответствии с меж-дународными учетными стандартами финансовой отчет-ности» от 06. 03. 1998 г. № 283. Так как в настоящее время происходят весьма суще-ственные перемены в финансовом учете, связанные с пе-реходом России на международные стандарты финансо-вого учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, которая была ут-верждена приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №80. Концепция, разработанная по решению Правительства РФ, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обес-печение гарантированного доступа к ней заинтересован-ным пользователям. Концепция раскрывает такие положения, касающие-ся учета и отчетности, как: - необходимость дальнейшего развития бухгалтерс-кого учета и отчетности; - цель и основные направления дальнейшего разви-тия бухгалтерского учета и отчетности; - необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; - создание инфраструктуры применения МСФО; - изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; - подготовка и повышение качества квалификации кадров; - а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В п. 2. 1. Концепции говорится об управленческой от-четности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая прак-тика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составле-ния ее основывается на тех же принципах, на каких со-ставляется индивидуальная бухгалтерская и консолиди-рованная финансовая отчетность. Главная задача в обла-сти финансовой отчетности заключается в широком рас-пространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом». Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разрабо-таны Минфином РФ согласно государственной програм-ме перехода России на принятую в международной прак-тике систему учета и отчетности в соответствии с требо-ваниями развития рыночной экономики. Учетные стан-дарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерс-ком учете и отчетности, и рассматривают отдельные ме-тодологические вопросы учета конкретных операций, на-пример, учета основных средств и запасов. В настоящее время в российской Федерации разработано и утвержде-но 17 Положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу ПБУ, которые регулируют не только финансо-вый, но и управленческий учет, можно отнести: - Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерс-кая отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверж-дено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н; - Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено прика-зом Минфина РФ от 27 января 2000 г.; - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его приме-нению, являющиеся базовыми документами системы учета в России. План счетов -- документ общего порядка, кото-рый является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов нео-днократно вносились корректировки в связи с меняющи-мися экономическими условиями. Минфин России при-казом от 31 октября 2000 г. Утвердил новый План сче-тов, .который введен в действие с 1 января 2001 г. Третий уровень объединяет документы рекомендатель-ного характера: инструкции, комментарии, письма Мин-фина РФ и других ведомств, указания, конкретизирую-щие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой. Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом вто-рого уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требова-ния к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 13 января 2000 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организа-ций» или Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Четвертый уровень включает в себя приказы, указа-ния, инструкции, выпускаемые самой организацией. На-пример, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организа-ции. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем. На основе нормативных документов служба управлен-ческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе: - приказ по учетной политике; - формы первичных документов и учетных регист-ров; - графики документооборота; - план счетов управленческого учёта; - формы внутренней отчетности. Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принята Государст-венной Думой 21 октября 1994 г. Введена и действие с 1 января 1995г. Часть 2. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995г. Введена в действие с 1 марта 1996г. 2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 2002 г № 195-ФЗ (с изм. от 22.06.2007) 3. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 4. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утверждённые приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в редакции от 18.09.2006 №115н. 5. Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н (в ред. от 18.09.2006 № 115н) 6. Положение по бухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 года № 56н 7. Положение по бухгалтерскому учёту «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 года № 96н (в ред. от 18.09.2006 № 116н). 8. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 32н (в ред. от 27.11.2006 № 116н.) 9. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33н (в ред. от 27.11.2006 № 156н) 10. Положение по бухгалтерскому учёту «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 года № 66н (в ред. от 18.09.2006 №116н) 11. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 года № 60н (в ред. от 27.11.2006 №155н) 12. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 года № 44н (в ред. от 27.11.2006 № 156н) 13. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года № 91н (в ред. от 27.11.2006 № 155н) 14. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н (в ред. от 18.09.2006 № 116н) 15. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (с изм. от 30.12.2006) 16. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ 17. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 № 14-Ф3 (в ред. от 29.12.2004) 18. Астахов В.П. Новый справочник бухгалтера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 19. Белова Е.Л. Управленческий учёт в информационной системе организации: Учеб. пособие.- М.: Современная экономика и право, 2007 20. Богатая И.Н., Хохонова Н.Н Основы бухгалтерского учёта «Сдаём экзамен», Ростов-на-Дону «Феникс», 2001 21. Бородин В.А. Бухгалтерский учёт: Учебник для вузов-3-е изд., перераб и доп. - М.: Юнити -Дана, 2004 22. Бочкарёва И.И. Бухгалтерский учёт: учебник под ред. Я.В. Соколова-М., ТК. Велби, «Проспект», 2004 23. Бухгалтерский управленческийучёт под редакцией П.С. Безруких- М.- 4-е изд., 2002 24. Вахрушина М.А. Управленческий анализ.- М.: Омега-Л, 2004 25. Воронова Ю.Д., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: Учебное пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 26. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт. Учеб. для вузов.- М.: Юристъ, 2003 27. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003 28. Кондраков Н. П., Иванова М. А.. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Инфра-М, 2005 29. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004 30. Ларионов А.Д, Нечитайло А.И, бухгалтерская финансовая отчётность, учеб. пособ. - М: ТК Велби, издательство Проспект, 2005 31. Мазков Г.Н., Бенин А.А. Справочник по управленческому учету.- СПб: Альфа, 2001 32. Макальская М.Л. Самоучитель по бухгалтерскому учёту: учебное пособие.- 14-е изд. перераб. и доп.- М.: Дело и сервис,2003 33. Медведев М.Ю. Общая теория учёта- М., «Дело и сервис», 2001 34. Мизиковский Е.А, Макарова Л.Т., справочник бухгалтера и аудитора.- М.: Юрист-2001 35. Муравицкая Н. К., Лукьяненко Г. И.. Бухгалтерский учет. Финансовый учет. Управленческий учет. Финансовая отчетность. Учебное пособие.-М.: КноРус, 2005 г. 36. Никандрова Л.К, И. В. Гулина. Бухгалтерский управленческий учет. -М.: Логос, Университетская книга, 2007 37. Палий В.Ф. Организация управленческого учета.-М.: Бератор-Пресс, 2003 38. Попова Л.В. Бухгалтерский управленческий учет. Нормативная база, тесты, понятийный аппарат. -М.: Дело и Сервис, 2008 39. Попова Л. В.,. Константинов В. А,, Степанова Е. Ю. Управленческий учет и анализ с практическими примерами. - М.: Дело и Сервис, 2006 40. Рыбакова О.В. бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование.- М.: Финансы и статистика, 2005 41. Рогуленко Т.М, Харьков В.П Бухгалтерский учёт: учебник-М, Финансы и статистика, 2005 42. Теория бухгалтерского учёта под редакцией В.Д Новодворского-М, Юнити-Дана, 2000 43. Управленческий учет: Учебное пособие./Под ред. А.Д. Шеремета, 2-е изд., испр. -М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 44. Управленческий учет./ Под.ред. И. Г. Шевченко.-М.: Интел-Синтез, 2001 45. Шнейдман Л.З. Рекомендации по переходу на новый план счетов.-М.: Бухгалтерский учёт, 2000. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |