|
Процедуры внутреннего аудита предприятияПроцедуры внутреннего аудита предприятия32 Оглавление Введение 2 Глава 1. Внутренний аудит: понятие, функции, цели 4 1.1 Понятие внутреннего аудита 4 1.2 Функции внутреннего аудита 6 1.3 Цели внутреннего аудита 13 Глава 2. Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита 18 2.1 Виды внутреннего аудита 18 2.2 Задачи внутреннего аудита 26 Заключение 29 Список использованной литературы 32 Введение Актуальность исследования. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющим выявить возможности повышения эффективности бизнеса, и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит. Еще до недавних пор внутренний аудит в компании во многих случаях играл роль «золушки», которая выполняет нелегкую и не всегда чистую работу и которую по большому счету никто не любит. Но постепенно подобное отношение чудесным образом изменилось. Сегодня внутренний аудит в моде - многие руководители и собственники хотели бы внедрить его у себя в компаниях, часто не вполне осознавая, насколько огромен его потенциал. Между тем перед внутренним аудитом ставятся все более масштабные задачи, повышаются требования к нему и, соответственно, растет нагрузка на внутренних аудиторов. В некоторых случаях к внутреннему аудиту начинают относиться как к палочке-выручалочке, которая все сможет исправить. Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют. Подчеркнем еще раз, что построение системы внутреннего контроля не входит в задачу внутреннего аудита, являясь непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур и этим приносить неоценимую пользу компании, но не должен нести ответственность за создание и поддержание системы контроля. Цель исследования - изучить функции, цели и задачи организации внутреннего аудита. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие внутреннего аудита. 2. Раскрыть функции внутреннего аудита. 3. Изучить цели внутреннего аудита. 4. Рассмотреть виды внутреннего аудита. 5. Изучить задачи внутреннего аудита. Объект исследования - организация внутреннего аудита на предприятии. Предмет исследования - функции, цели и задачи организации внутреннего аудита. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы. Теоретической основой для работы послужили труды таких ученых, как О.В. Ефимова, В.В. Ковалев и др. авторов. Глава 1. Внутренний аудит: понятие, функции, цели 1.1 Понятие внутреннего аудита Приведем определение, которое дает внутреннему аудиту международный Институт внутренних аудиторов: Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Кратко остановимся на основных характеристиках внутреннего аудита: 1. Независимость и объективность. Независимость - в данном случае понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании. Под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора - беспристрастность в оценках и выводах. 2. Совершенствование деятельности организации. Целью внутреннего аудита, как следует из определения, является совершенствование деятельности организации. Подчеркнем: не выявить нарушения и ошибки для последующих оргвыводов и наказания виновных, не написать отчет на несколько десятков страниц с сотней трудновыполнимых рекомендаций, а увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов. 3. Предоставление гарантий и консультаций. Сущность деятельности внутреннего аудита заключается в предоставлении гарантий (англ. assurance) и консультаций (англ. consulting) заказчикам (клиентам) внутреннего аудита. При этом сфера предоставления гарантий и консультаций за последние годы существенно расширилась и на сегодняшний день включает следующие области: управление рисками, внутренний контроль, корпоративное управление. Предоставление гарантий в данном случае есть объективный анализ аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о надежности и эффективности систем, процессов, операций. Основное отличие консультирования от предоставления гарантий заключается в том, что в первом случае характер и объем работы аудитора определяются клиентом. Для собственников в лице совета директоров более важна деятельность внутреннего аудита по предоставлению гарантий. С точки зрения линейного руководства, наибольшая ценность внутреннего аудита заключается в возможности получить консультации по вопросам повышения эффективности бизнес-процессов, за которые линейное руководство несет ответственность. Высшее исполнительное руководство заинтересовано как в том, чтобы внутренний аудит содействовал линейному руководству в выполнении его функций, так и в том, чтобы он помогал контролировать деятельность линейного руководства Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 134. . Сегодня идут интенсивные дискуссии на тему, какое соотношение должно быть между временем, которое внутренний аудит уделяет деятельности по предоставлению гарантий и деятельности по предоставлению консультаций. Некоторые представители профессии ратуют за абсолютную чистоту, предполагая, что основная ценность внутреннего аудита заключается именно в предоставлении объективных гарантий и поэтому консультации должны занимать минимальное время в графике работы аудиторов. Ведь чем больше внутренний аудит занят консультационной работой, тем больше (в общем случае) потенциальная угроза объективности внутреннего аудита: проекты и области, где внутренний аудитор сегодня участвовал в качестве консультанта, подлежат проверке внутренним аудитором завтра. Сторонники другой точки зрения утверждают, что внутренний аудит может быть наиболее полезен для компании именно на этапе изменения и/или внедрения систем/процедур, поскольку для компании потенциальные выгоды от такого участия внутренних аудиторов в качестве консультантов все же превышают риск снижения объективности результатов работы внутренних аудиторов в будущем. Тем более что есть достаточно много способов нивелировать отрицательное влияние на объективность внутренних аудиторов. Поскольку основная задача внутреннего аудита, на наш взгляд, - предоставление объективных гарантий (которые возникают в результате тех самых проверок, хотя проверка - не самое удачное слово в лексиконе внутреннего аудитора), следует быть предельно аккуратным в вопросе увеличения относительной доли консультационной работы, чтобы избежать отрицательного влияния на последующую объективность внутреннего аудита. Практика различных компаний в этом плане очень сильно отличается. В иностранных компаниях до недавних пор наблюдалась тенденция роста значимости внутреннего аудитора как консультанта. В данный момент можно говорить о примерном соотношении 80/20, когда 80% времени, отведенного на аудиторские задания, приходится на деятельность по предоставлению гарантий и 20% - на консультационную работу2. Однако после громких корпоративных скандалов последнего времени растет убеждение, что ценность внутреннего аудита для компании заключается именно в предоставлении объективных гарантий. 1.2 Функции внутреннего аудита Внутренний аудит - это искусство, наука и техника одновременно. Современный внутренний аудит - это не просто проверка соблюдения регламентов. Это скорее похоже на творческий изыскательский проект, где каждый пласт информации требует нового осмысления, объяснения, дополнительного анализа. Потребности современного бизнеса усложняются и изменяются. Сам бизнес это и есть перемены, движение вперед, а внутренний аудит - услуга, которая всецело этому содействует. Перемены неизбежны! Мы всегда живем в период перемен - и очень часто почему-то этому удивляемся! Вместо того, чтобы пассивно наблюдать, как они на нас влияют, нам необходимо уметь их предвидеть, предпринимать инициативу и помогать Компании извлекать преимущества из данных перемен. Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом: - обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций; - оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций; - защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций; - помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций; - оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля. Внутренний аудит выполняет различные функции, при определении которых также не существует единых мнений. Так, В.В. Ковалев отмечает, что внутренний аудит: - дает высшему звену управления всей организацией информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности; -повышает эффективность системы внутреннего контроля, препятствующие возникновению нарушений; -подтверждает достоверность отчетов обособленных структурных подразделений организации Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 321.. О.В. Ефимова рассматривает такие функции внутреннего аудита, как: - анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность организации; - консультирование учредителей и сотрудников администрации по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности, менеджмента и права; - организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов; - периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью; -проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров; - оценка экономичности и эффективности операций организации; - проверка уровня достижения программных целей Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2010. - С. 124.. Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач, определяемый создавшим его управляющим органом. Таким образом, функции внутреннего аудита не ограничиваются только функциями контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, характерными для контрольно-ревизионных служб. М.Н. Крейнина, рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, признает целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определяет внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля. По ее мнению, другая форма внутреннего контроля, определенная как структурно-функциональная форма, отражает взаимодействия единиц организационной структуры, соответствующие их контрольным функциям, и применима в отличие от внутреннего аудита ко всем организациям Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2009. - С. 245. . Л.В. Сотникова считает, что внутренний аудит представляет собой не форму организации внутреннего контроля, а структуру, дополняющую структурно-функциональную систему внутреннего контроля и входящую в ее конфигурацию Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. - М.: Финансы и статистика, 2010. - С. 127. . Система внутреннего аудита не может быть полностью отождествлена с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего аудита. В то же время система внутреннего контроля может функционировать и без создания органов внутреннего аудита. Внутренний аудит, на наш взгляд, следует рассматривать как дополнительный уровень элемента контроля в системе управления за достоверностью финансовой отчетности, в частности, и эффективностью системы внутреннего контроля в целом. При этом возможна трансформация контрольно-ревизионных служб в отдельные службы внутреннего аудита. По мнению А. Сонина, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности и предотвращения избыточного нецелесообразного контроля. Функции внутреннего аудитора могут выполнять: 1) специальные службы внутреннего контроля; 2) отдельные специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации; 3) ревизионные комиссии (ревизоры); 4) привлекаемые сторонние организации; 5) внешние аудиторы. Функции внутреннего аудита должны выполняться непосредственно работниками организации, поэтому предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными. Если внутренний аудит осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при решении отдельных задач, определенных для служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным. В то же время для принятия эффективных управленческих решений необходимо релевантное (относящееся к конкретной ситуации) информационное обеспечение. Если информация избыточна, то, как правило, это не приводит к повышению качества вышеуказанных решений. Поэтому система управления экономического субъекта постоянно сталкивается с проблемой выявления релевантной и нерелевантной информации. Если информации недостаточно и при этом существует сомнение в ее точности, то существует вероятность того, что принятое на ее основе управленческое решение будет неадекватно той ситуации, которая в данный момент времени прямо или косвенно воздействует на экономический субъект. Исходя из того, что только релевантная информация служит основой для принятия эффективных управленческих решений, важно, как следствие, добиться ее максимальной точности и соответствия решаемой проблеме. В странах с развитой рыночной экономикой существует точка зрения, которая предполагает, что уровень эффективности развития любого экономического субъекта, независимо от его формы собственности, определяется отлаженным механизмом его управления. Ученые этих стран, исследуя многовековой опыт экономических преобразований, отмечают, что положительная тенденция развития любых экономических субъектов (в том числе и с государственной формой собственности) и обеспечение их устойчивого состояния определяется эффективностью принимаемых управленческих решений. В условиях глобальной нестабильности современного мира экономические субъекты вынуждены оперативно реагировать и непрерывно приспосабливаться к требованиям постоянно меняющейся внешней среды. Даже если бы изменения не были столь значительны, системе управления все равно пришлось бы учитывать влияние внешней среды, так как экономический субъект, являясь открытой системой, зависит от внешнего мира в отношении поставок различного рода ресурсов, а также потребителей своей продукции, товаров и услуг. В настоящее время факторы внешней среды экономического субъекта характеризуются сложностью, агрессивностью, взаимозависимостью, изменчивостью и непредсказуемостью. В процессе своей деятельности между структурными звеньями экономического субъекта, причем в рамках прямых и обратных связей, происходит обмен информацией, служащий основой ситуационного управления и позволяющий адекватно и оперативно реагировать на изменения внешней среды. Взаимодействие экономического субъекта с внешней средой характеризуется возникновением и последующим преодолением противоречий, касающихся сфер их взаимодействия. Неадекватная реакция системы управления экономического субъекта или ее отсутствие ведут к накоплению противоречий. Они могут быть преодолены за счет своевременных и адекватных изменений внутри экономического субъекта посредством совершенствования бизнес-процессов, организационной структуры, механизма управления как решающих факторов обеспечения жизнеспособности в условиях постоянно меняющегося внешнего окружения. Под понятием «бизнес-процесс» следует понимать «…последовательность внутренних шагов, осуществляемых в рамках конкретных видов деятельности». Необходимость решения вышеуказанных проблем объективна, так как согласно закону Р. Эшби невозможно управлять какой-либо системой с помощью инструментов и механизмов, которые значительно проще этой системы. Иными словами, внутреннее разнообразие экономических субъектов требует соответствующего разнообразия механизмов адаптации. Под адаптацией следует понимать «…способность системы обнаружить целенаправленное приспосабливающее поведение в сложных средах, а также сам процесс такого приспособления» Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Омега - Л, 2009. - С. 138. . Единственно возможная стабильность существования экономического субъекта - «это стабильность в движении». А так как движение порождается противоречиями, то их разрешение состоит в поиске «динамического равновесия» между стабильностью системы и ее постоянным совершенствованием, то есть в поиске новых эффективных управленческих решений, когда устаревшие стереотипы неприемлемы для экономического субъекта. Принятию управленческих решений предшествуют диагностика сложившейся ситуации и выбор вариантов этих решений, относящихся к той или иной проблеме. В идеальном случае желательно иметь все возможные варианты действий, которые могли бы устранить причины возникающих проблемных возмущений и, тем самым, обеспечить экономический субъект возможностью достижения своих целевых установок. Однако на практике система управления чаще всего не располагает достаточной релевантной информацией и, тем более, временем для того, чтобы определить и оценить каждое альтернативное решение. При этом значительное число альтернативных решений скорее мешает, чем помогает системе управления. Поэтому, как правило, система управления ограничивается небольшим числом вариантов этих решений, которые соответствуют лишь определенному минимальному требованию, установленному самой системой частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить различия применительно к уровням внутреннего аудита, например внутреннего аудита отдельных хозяйствующих субъектов и групп взаимосвязанных организаций (холдингов), что не нашло широкого отражения в современной отечественной литературе Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 2008. - С. 45.. 1.3 Цели внутреннего аудита Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим образом: - обеспечение более эффективного управления организацией и группой взаимосвязанных организаций; - оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации - участника группы и в целом группы взаимосвязанных организаций; - защита законных интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций; - помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении ими своих функций; - оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля. По мнению В.В. Ковалева, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности и предотвращения избыточного нецелесообразного контроляКовалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 215.. На наш взгляд, внутренний аудит следует рассматривать в качестве: - части системы внутреннего контроля; - функции выявления и оценки рисков; - независимой оценки информационных потоков, в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной). При принятии решения об организации и определении функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как: - направление и специфика деятельности; - объемы показателей финансово-экономической деятельности субъекта; - сложившаяся система управления; - состояние системы внутреннего контроля. Функции внутреннего аудитора могут выполнять: - специальные службы внутреннего контроля; - отдельные специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации; - ревизионные комиссии (ревизоры); - привлекаемые сторонние организации; - внешние аудиторы. Функции внутреннего аудита должны выполняться непосредственно работниками организации, поэтому предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными. Нам представляется, что, если внутренний аудит осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при решении отдельных задач, определенных для служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным. На наш взгляд, особого внимания заслуживает утверждение, что во внутреннем аудите нуждаются организации: - имеющие сложную структуру; -осуществляющие финансово-хозяйственные операции во взаимодействии с другими экономическими субъектами. Ко второму направлению можно отнести такие связанные стороны, как финансово-промышленные и банковские группы, холдинги в целом и отдельные их члены, а также иные объединения, приводящие к приобретению контроля одной организации над другими. По данному направлению возникает необходимость рассмотреть определение внутреннего аудита взаимодействий и финансовой отчетности, полученной путем консолидации связанных сторон. С.В. Дыбаль дает следующее определение. Внутренний аудит финансово-промышленной группы (ФПГ) - это система контрольных действий, осуществляемых по поручению совета управляющих ФПГ (холдинга) специальным структурным подразделением, подчиняющимся только совету управляющих, за деятельностьюДыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. - СПб.: Бизнес-пресса, 2008. - С. 149. . Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |