|
Банковский аудитБанковский аудитСодержание Введение 1. Сущность и виды банковского аудита 2. Методы и приемы банковского аудита 3. Правовые основы банковского аудита 4. Методика аудита кредитных операций банка Заключение Список использованной литературы Введение Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Именно поэтому потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами: 1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами); 2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации; 3) необходимость специальных знаний для проверки информации; 4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки качества. Аудит банков и других кредитных организаций существенно отличается от аудита промышленных предприятий, организаций торговли, транспорта и прочих отраслей и по характеру его организации, и по методике проведения аудиторских проверок. Вместе с тем он базируется на той же законодательной базе, что и аудит всех перечисленных выше организаций. Специфика аудита кредитных организаций определяется характером проводимых ими операций, нормативным регулированием, осуществляемым Банком России. Неудовлетворительное финансовое состояние банка, его банкротство приводят к серьезным финансовым потерям для большого количества клиентов - юридических и физических лиц. По этой причине ответственность аудиторов, работающих в банковской сфере чрезвычайно высока. 1. Сущность и виды банковского аудита Аудит является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления. В последнее время стало развиваться независимое аудиторство - ведущая форма внешнего финансового контроля. Аудит - это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия, банка, организации, учреждения и выражения мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет делать правильные выводы о результате хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении лиц и принимать обоснованные решения. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами: Министерством по налогам и сборам России, Министерством финансов России и его контрольно-ревизионным подразделением, Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и др. Для выполнения поставленных задач и составления аудиторского заключения аудитор должен в ходе проверки составить мнение по следующим вопросам: -общая приемлемость отчетности -- соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации; -обоснованность -- существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм; -законченность -- все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат проверяемой организации; -оценка -- все ли статьи баланса правильно оценены и безошибочно подсчитаны; -классификация -- есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана; -разделение -- отнесены ли операции, производимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду в котором были произведены; -аккуратность -- соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в регистрах аналитического учета, правильно ли они просуммированы; -раскрытие -- все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли описаны в самих отчетах и приложениях к ним? В практике аудиторской деятельности и нормативных документах, регламентирующих аудиторскую деятельность в кредитных организациях, различают два вида аудита, которые принципиально отличаются друг от друга, -- это внешний и внутренний аудит. Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также выработки рекомендаций по улучшению финансового состояния коммерческого банка, повышению эффективности банковской деятельности. Внутренний аудит осуществляется специально созданным в банке подразделением аппарата управления, которое, как правило, подчиняется непосредственно руководству. Внутренний аудит согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности определяется как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система внутреннего контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования субъекта. Таким образом, внутренний аудит должен быть действенной системой контроля за эффективностью деятельности всех звеньев структуры экономического субъекта. Внутренний аудит является неотъемлемой частью общей системы управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение -- управление внутреннего контроля. Порядок создания в коммерческих банках службы внутреннего контроля регламентируется Положением ЦБ РФ от 28.08.97 №509 «Об организации внутреннего контроля в банках». Цель создания такой службы -- минимизация риска в деятельности банка и максимизация прибыли, основные направления работы -- оценка состояния бухгалтерского учета в банке и профессионального уровня сотрудников. Главная задача внутреннего аудита -- обеспечение эффективности функционирования всех видов деятельности кредитной организации на всех уровнях управления, а также защита законных имущественных интересов кредитной организации и ее собственников, защита интересов вкладчиков. Внутренний аудит в банках должен решать следующие задачи: -проверка соблюдения действующего законодательства и нормативных актов ЦБ РФ по выполняемым банковским и хозяйственным операциям; -проверка соблюдения требований в части ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; -проверка соблюдения требований учетной политики банка, рабочих положений и инструкций, рёшений и указаний руководства банка и (иди) собственников; -проверка деятельности различных звеньев управления: -проведение контрольных проверок в филиалах и отделениях банка: -проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества банка; -проведение специальных расследований отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; -консультирование руководителей подразделений, специалистов и работников банка, учредителей по вопросам организации и управления, права, анализа банковской деятельности и другим вопросам; -организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверкам налоговых и других органов внешнего контроля; -проведение анализа и оценка эффективности механизма внутреннего контроля, разработка рекомендаций по его совершенствованию. С позиций эволюционного развития аудита различают три его стадии: подтверждающий, системно-ориентированный аудит и аудит, основанный на риске. Подтверждающий аудит предусматривает изучение первичных документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций, и регистров бухгалтерского учета с целью оценки достоверности бухгалтерских документов и отчетности. Системно-ориентированный аудит предусматривает проведение аудиторами экспертизы на основе внутреннего контроля. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то необходимость в проведении очень детальной проверки отпадает, поскольку аудиторы могут в некоторой степени доверять системе внутреннего контроля. В тех случаях, когда действующая система внутреннего контроля малоэффективна, аудитор может дать клиенту конструктивный совет, как улучшить эту систему, и таким образом сократить объем работы в следующем году. Аудит, базирующийся на риске, является высшей стадией эволюционного развития аудита за рубежом. Он означает концентрацию аудиторской работы в областях, где риски выше. Например, для банковской деятельности это, в первую очередь, валютные операции, связанные с ведением позиции валютного риска; активные операции с ценными бумагами, подверженные фондовым рискам; операции кредитования, порождающие кредитные риски, и др. Такая концентрация позволяет сократить время, затрачиваемое на проверки областей с низким уровнем риска, что позволяет минимизировать затраты клиента на проведение аудита и обеспечивает более эффективное предоставление аудиторских услуг. В нашей стране системно-ориентированный аудит и аудит базирующийся на риске, еще не получили должного развития, во всяком случае в области банковского аудита. 2. Методы и приемы банковского аудита После того как аудитор определил объем работы он приступает к выбору метода или приема проверки. Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным аудиторским удовлетворением (то есть уверенностью в качестве проверки). При выборе метода проверки различают: -контрольные приемы; -аналитические приемы; -детальное изучение операций. К контрольным приемам относятся: качество контроля со стороны руководства банка; наличие компьютерных контрольных систем; физический контроль, то есть проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т.д.) К аналитическим приемам относятся: рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета; изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего года. Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки. Однако дают меньшее аудиторское удовлетворение. Детальное изучение включает: проверку бухгалтерских документов; фактическую проверку операций; проверку бухгалтерского учета; сопоставление записей в учете с документами, (а также записей в учете, документах и фактических данных по взаимно связанным операциям); проведение встречных проверок. В процессе проверки бухгалтерских документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, проверяется подлинность документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможны злоупотребления. Например, кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные операции. Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. К таким документам относятся документы по внутрибанковским операциям по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях целесообразен выборочный метод проверки документов. При его использовании можно избежать снижения достоверности и искажения реального положения дел, если производить правильный отбор документов. Отбор документов делается за относительно продолжительный период времени, в течение которого возможные нарушения могли повторяться. Не рекомендуется выбирать для проверки документы за отдельные дни какого-либо периода. Документы проверяются как с точки зрения законности отраженных в них операций, так и с точки зрения правильности их оформления, то есть применения установленных форм бланков, правильного указания номеров счетов плательщиков и получателей денег. Особенно тщательно проверяются расходные кассовые документы. В порядке выборочной проверки целесообразно сличить отдельные экземпляры комплектов документов, находящихся в банке и у клиентов. При этом возможно выявление случаев нарушений и злоупотреблений, использование фиктивных экземпляров поручений и их копий. Для проверки документов используется логический анализ, исследование, направленное на выявление внутренних противоречий в самих документах, характера платежей исходя из реальных кредитных ресурсов банка. Для этого, в частности, применяются и следующие методы: взаимосвязь документов, встречные проверки. Фактическая проверка производится с целью установления реальности, то есть действительности совершения операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету банка, его пайщиков и клиентов, в финансовых органах. Получение и выдача денег и материальных ценностей устанавливается с помощью опроса или по справкам юридических и физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету у клиентов и банков-корреспондентов проверяется, нет ли среди действующих счетов фиктивных. Посредством сверки бухгалтерских записей с документами устанавливается их обоснованность в бухгалтерском учете. Например, реализация документарных ценных бумаг (акций, облигаций) должна быть учтена по внебалансовым счетам как расход бланков ценных бумаг. Она отражается и по балансовым счетам, как поступление наличных денег в кассу, либо как увеличение средств на корреспондентском счете банка при безналичных перечислениях. Детальное изучение операций наиболее трудоемко, но дает наибольшее аудиторское удовлетворение. Таким образом, из вышеперечисленного видно как важен банковский аудит в наше, столь трудное, время. Аудиторские проверки необходимы не только коллективным собственникам, которые лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции банка законны и правильно отражены в отчетности, но и государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Кроме того, наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. 3. Правовые основы банковского аудита Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организации, международного сотрудничества. Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней: Первый уровень - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ. Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов. Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации. Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются: -издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; -организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; -организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности; -организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами лицензионных требовании и условий; -контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; -определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; -аккредитация профессиональных аудиторских объединений. 4. Методика аудита кредитных операций банка Кредитование юридических и физических лиц, т.е. предоставление денежных средств во временное пользование на принципах возвратности, платности и обеспеченности (наличия залога), является одной из важнейших активных операций, проводимых кредитными организациями. При проведении операций по кредитованию, а также иных операций по размещению денежных средств банки руководствуются следующими нормативными документами: 1. Инструкцией Банка России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» (Инструкция 62а) от 30 июня 1997 г. 2. Инструкцией Банка России «О порядке регулирования деятельности банков» (Инструкция №1) от 1 октября 1997 г. 3. Положением Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 г. 4. Письмом Банка России «Методические рекомендации к Приложению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31 августа 1998 г. от 5 октября 1998 г. Банками также должны составляться внутренние нормативные документы: -кредитная политика; -положение о кредитовании; -технический порядок учета кредитных операций юридических лиц; -положение об организации кредитной работы в банке; -политика банка по привлечению и размещению средств; -положение банка о контроле за состоянием ликвидности. В настоящее время банками практикуются различные формы кредитования, некоторые из них перечислены ниже: -разовые ссуды; -кредитные линии. По договору на предоставление кредитной линии кредит выдается несколькими суммами в разные сроки в пределах общей суммы договора независимо от возможного частичного погашения. Кредитование прекращается, когда общая сумма выданных кредитов становится равной сумме, предусмотренной договором; -кредит в форме овердрафта. Данная форма кредита обычно предусматривается договором банковского счета или дополнительным соглашением к нему. Банк берет на себя обязательство исполнять платежные поручения клиента при недостаточности или отсутствии средств на его расчетном счете в пределах суммы, установленной договором; -вексельные кредиты. Как правило, данная форма кредитования производится в виде учета банками векселей третьих лиц; -межбанковские кредиты. Эти кредиты выдаются коммерческими банками друг другу, как правило, на основании заключенных между ними генеральных соглашений. Перечисленные виды кредитов не исчерпывают всех возможных форм кредитования, но являются наиболее распространенными в банковской практике. Необходимо отметить также, что банки могут выступать в качестве гарантов по кредитам как своих, так и чужих клиентов. Круг вопросов, выясняемых в ходе аудита кредитных операций, зависит от формы кредитования. Аудит кредитных операций осуществляется, как правило, выборочным методом. Построение аудиторской выборки при проверке кредитных операций осуществляется аудиторами по схеме, основанной на внутрифирменных стандартах аудиторской организации. Можно предложить следующий вариант формирования аудиторской выборки. Первый этап -- формирование общего представления о диверсификации кредитного портфеля по срокам и типам заемщиков, общем объеме кредитных операций, степени обеспеченности выданных кредитов. Второй этап -- проведение стратификации с целью снижения разброса данных -- общая совокупность предоставленных кредитов разбивается на отдельные группы по объединяющему признаку. Третий этап -- выделение «крупных» кредитов внутри каждой группы. К «крупным» кредитам при проведении проверки предлагается отнести кредиты, сумма которых составляет более 5% величины собственного капитала. При отборе заемщиков, сумма кредита которых составляет менее указанной величины, применяются методы случайного несистематического отбора. Оценка степени обеспеченности кредитных вложений осуществляется на основании анализа данных в разрезе каждого кредитного договора. При оценке результатов выборки должна быть проанализирована каждая ошибка, попавшая в выборку, полученные результаты экстраполируются на всю проверяемую совокупность, производи оценка риска выборки. Перечисленные процедуры должны позволить сформировать достаточную величину выборки для получения необходимого объема аудиторских доказательств, чтобы высказать профессиональное суждение о качестве кредитного портфеля банка, включая выявление существенных ошибок, носящих как систематический там и случайный характер. При аудите выданных кредитов операции по кредитованию физических и юридических лиц рекомендуется проверять отдельно. В ходе проверки аудиторами определяется доля просроченной задолженности в общей сумме выданных банком кредитов, анализируется структура, состав и причины просроченной ссудной задолженности. После этого целесообразно сопоставить величину кредитного портфеля с объемом полученных от кредитования доходов. Вся проверенная ссудная задолженность, отраженная в балансе должна быть подтверждена кредитными договорами. В составе ссуд задолженности не должно числиться кредитов с истекшим сроком кредитования. По кредитам, попавшим в выборку, обязательно проверяется правильность внебалансового учета открытых и неиспользованных кредитных линий, учета обеспечения выданных кредитов. Банком должно быть обеспечено наличие в кредитных досье необходимой и достаточной информации о заемщике. Проверка правильности начисления и отражения в учете процентов по предоставленным кредитам провод аудиторами по кредитам, попавшим в выборку. При аудите бухгалтерского учета операций по кредитованию в пределах выборки проверяется соответствие учета нормативным документам Банка России. При проверке операций по кредитованию физических лиц следует обратить внимание на правильность методики расчета норма «Максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам». Для проверки предоставляются кредитные досье, которые открываются банком и содержат все документы, связанные с заемщиком и предоставленными ему ссудами. При проверке кредитных досье и порядка ведения бухгалтерского учета кредитных операций особое внимание должно уделяться: -наличию юридически правильно оформленных кредитных договоров; -наличию информации, подтверждающей оценку финансового состояния заемщика; -наличию документов о предоставленном залоге; -наличию санкции на выдачу кредита заемщику; -полноте формирования кредитного досье и соответствия представленных в нем документов требованиям внутрибанковских положений; -своевременности и правильности начисления процентов за пользование заемными средствами. Как правило, кредиты выдаются банком при наличии обеспечения. В качестве обеспечения могут фигурировать залог (имущества, в том числе ценных бумаг, имущественных прав), гарантии и поручительства третьих лиц (в том числе банковские гарантии). В ходе аудита необходимо проанализировать обеспеченность ссуд. Центральным банком установлен порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам (РВПС). Коммерческим банкам предписано в обязательном порядке разрабатывать собственные внутренние положения по формированию и использованию РВПС с учетом особенностей их кредитных портфелей. При проверке данного направления аудиторы оценивают полноту сформированного резерва по ссудной и приравненной к ней задолженности в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России. Формирование резерва на возможные потери по ссудам производится банком в соответствии с положениями Инструкции Банка России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» от 30 июня 1997 г. В результате анализа классификации ссуд и оценки кредитных рисков аудиторы устанавливают, какие критерии оценки служили основой для классификации ссуд по группам риска. Классификация кредитных рисков должна осуществляться банком в момент выдачи кредита и регулироваться в последний день месяца. При проверке правильности классификации кредитов по степени кредитного риска аудиторами следует обратить особое внимание на: -количество дней просроченной выплаты по основному долгу и процентам; -количество случаев пролонгации кредитов без изменений условий договора и с изменениями условий договора; -качество обеспечения кредитов; -текущее финансовое состояние заемщика. Выборочно следует проверить правильность включения доходов и расходов банка по формированию и восстановлению резерва на возможные потери по ссудам в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Заключение Деятельность кредитных организаций строится в соответствии с нормативной базой, установленной Банком России. Периодическая отчетность кредитных организаций является важным объектом аудиторской проверки. Значимость аудиторской проверки с точки зрения собственника (инвестора) заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству, но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями: -динамика предприятия -- рост, стабильность, спад; -структура капитала предприятия; -место предприятия среди других предприятий данной отрасли предпринимательства. Аудит в соответствии с требованиями российского законодательства планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что публикуемые формы годового отчета не содержат существенных искажений. Аудит в соответствии с требованиями российского законодательства проводился на выборочной основе и включал изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в публикуемых формах годового отчета информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки публикуемых форм годового отчета, определение главных оценочных значений, полученных руководством Банка, а также оценку общего представления публикуемых форм годового отчета, качества управления и состояния внутреннего контроля Банка в части, относящейся к подготовке прилагаемых публикуемых форм годового отчета. Список использованной литературы 1. Аудит банков / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, Е.А. Лебедева. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с. 2. Банковское дело / под ред. Г.П. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой . - М.: Финансы и статистика, 2003. - 592 с. 3. Банковское дело / под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 672 с. 4. Гусаков Б.И. Цель и задачи внутреннего аудита // Финансы и кредит, 2001 г. №7, с.21-27 5. Гурвич В. Кредитное качество банковских активов // Банковское дело, 2004 г. №1, с. 42-43 6. Замиусская Е.Р. Внутренний аудит банка. - М.: Экспертное бюро-М, 1997. - 276 с. 7. Мурычев А.В. Текущая ситуация в российском банковском секторе // Деньги и кредит, 2004 г. №8, с.3-5 8. Никольская Ю.П. Нормативное регулирование аудита в современных условиях // Все для бухгалтера, 2004 г. №23, с.37-45 9. Панкова С.В. Учет рисков при проведении аудита финансовой отчетности банков по международным стандартам // Финансы и кредит, 2003 г. №2, с.7-9 10. Смирнова Л.Р. Банковский аудит. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 448 с. 11. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 556 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |