|
Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой отчетности. Аудиторская проверка операций с нематериальными активамиp align="left">- руководство аудируемого лица берет обязательства по достижению аудируемым лицом заведомо завышенных и нереалистичных результатов;- руководство аудируемого лица заинтересовано в применении ненадлежащих способов снижения доходов, отражаемых в финансовой (бухгалтерской) отчетности, для занижения налогооблагаемой базы. Руководство аудируемого лица ненадлежащим образом относится к надежности средств внутреннего контроля и адекватности процесса составления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Возможными специфическими признаками этого являются следующие факты: - руководство аудируемого лица не может соблюдать надлежащие нормы корпоративного управления и этики либо следует ненадлежащим этическим принципам; - в составе руководства аудируемого лица одно лицо или группа лиц занимает доминирующее положение при отсутствии компенсирующих средств контроля (например, надзора со стороны представителей собственника); - руководство аудируемого лица не осуществляет надлежащим образом мониторинг важных средств контроля; - руководство аудируемого лица оказывается не в состоянии своевременно исправлять известные существенные недостатки в средствах внутреннего контроля; - руководство аудируемого лица ставит неоправданно амбициозные финансовые цели и задачи перед бухгалтерскими работниками; - руководство аудируемого лица не реагирует на предложения и замечания контролирующих, надзорных и регулирующих органов; - имеется тенденция найма руководством аудируемого лица ненадлежащих сотрудников для работы в области бухгалтерского учета, информационных технологий или внутреннего аудита. Руководящие сотрудники, сфера ответственности которых не относится к финансовым вопросам, принимают в них излишне активное участие или занимаются выбором учетной политики либо определением важных оценочных показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Наблюдается большая текучесть кадров среди руководящих сотрудников, а также в составе коллегиальных органов управления аудируемого лица. Существуют конфликты между руководством аудируемого лица и действующим или предшествующим аудитором. Возможными специфическими признаками этого являются: - постоянные разногласия с действующим или предшествующим аудитором по вопросам бухгалтерского учета, аудита и финансовой (бухгалтерской) отчетности; - необоснованные требования к аудитору, в том числе неоправданное ограничение сроков проведения им аудита или составления аудиторского заключения; - ограничение доступа аудитора к сотрудникам и информации или возможности общения аудитора с представителями собственника; - доминирующее положение руководства аудируемого лица при общении с аудитором, особенно попытки оказать влияние на определение объема аудита. Имелись в прошлом факты нарушения законодательства о ценных бумагах или жалобы, направлявшиеся в адрес аудируемого лица или его руководства, со ссылкой на факты недобросовестных действий или нарушение законодательства о ценных бумагах. Практика корпоративного управления имеет недостатки или неэффективна, свидетельством чего является: - отсутствие представителей собственника, независимых от руководства аудируемого лица; - недостаточное внимание, уделяемое вопросам составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля со стороны представителей собственника. 2. Факторы риска, относящиеся к состоянию области деятельности аудируемого лица: - введение новых нормативных требований, которые могут отразиться на финансовой стабильности или прибыльности аудируемого лица; - высокий уровень конкурентной борьбы или насыщения рынка, сопровождающийся падением нормы прибыли; - спад в отрасли, сопровождающийся растущим количеством случаев банкротства организаций и существенным спадом покупательского спроса; - существенные и быстрые изменения условий предпринимательской деятельности в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемое лицо (например, быстро изменяющиеся технологии или быстро устаревающая продукция). 3. Факторы риска, относящиеся к характеристикам хозяйственной деятельности и финансовой стабильности: - неспособность учитывать денежные потоки в результате хозяйственной деятельности при отражении объема выручки или роста выручки; - трудности в получении дополнительного капитала для выигрыша в конкурентной борьбе, в том числе недостаток средств для финансирования основных затрат на исследование и разработку, а также для финансирования капитальных вложений; - значимые оценочные показатели, которые содержат значительную долю субъективных суждений или неопределенности либо подлежат существенному возможному изменению в ближайшем будущем, что подорвет финансовое положение аудируемого лица (например, максимальное погашение дебиторской задолженности, сроки признания доходов, реализуемость финансовых инструментов на основании крайне субъективной стоимостной оценки обеспечения или трудных для оценки источников погашения либо существенная отсрочка издержек); - операции с аффилированными лицами, которые не относятся к обычному ведению хозяйственной деятельности; - операции с аффилированными лицами, которые не подлежали аудиту или аудит которых осуществлялся другим аудитором; - необычные или умышленно усложненные хозяйственные операции (особенно ближе к окончанию отчетного периода), проблематичные с точки зрения требования приоритета содержания перед формой; - крупные операции со счетами в банках, с организациями или филиалами, расположенными в оффшорных странах или на территориях, при отсутствии достаточных обоснований этого с точки зрения порядка ведения хозяйственной деятельности; - неоправданно усложненная организационная структура аудируемого лица, привлечение для ведения деятельности многочисленных юридических лиц, использование соподчиненности руководства аудируемого лица или заключение договоров без очевидной деловой цели; - сложность при установлении организации или лица (лиц), реально контролирующих аудируемое лицо; - необычно быстрый рост прибыли, значительно отличающийся от этого показателя в аналогичных организациях отрасли; - значительная зависимость от изменения процентных ставок по кредитам; - необычно высокая зависимость от долговых обязательств, недостаточная способность выполнить требования по погашению обязательств или наличие долговых контрактов, выполнение которых затруднительно; - нереально агрессивный характер объема продаж или программ стимулирования прибыльности; - угроза надвигающегося банкротства, ареста имущества или внешнего поглощения; - негативные последствия в результате невозможности завершить какую-либо крупную (важную) хозяйственную операцию (например, объединение организаций или заключение договора), если в финансовой (бухгалтерской) отчетности будут отражены плохие результаты хозяйственной деятельности; - плохое или ухудшающееся финансовое положение в результате гарантирования руководством аудируемого лица крупных сумм долговых обязательств. II. Факторы риска недобросовестных действий, связанные с искажениями в результате незаконного присвоения активов 1.Факторы риска, связанные с подверженностью активов присвоению - обращение крупных сумм наличных денег; - особенности материальных запасов (например, сочетание небольшого размера с высокой стоимостью или повышенным спросом); - существование легко реализуемых активов (например, денежных документов на предъявителя или драгоценных камней); - наличие основных средств небольшого размера в сочетании с рыночной привлекательностью и отсутствием признаков определения владельца. 2. Факторы риска, связанные со средствами контроля: - отсутствие надлежащего надзора со стороны руководства аудируемого лица (например, неоправданно редкие проверки удаленных мест ведения хозяйственной деятельности); - отсутствие надлежащих процедур отбора и проверки кандидатов на замещение должностей, предполагающих доступ к активам, подверженным присвоению; - отсутствие порядка в системе учета активов, подверженных присвоению; - отсутствие надлежащего распределения обязанностей между ответственными сотрудниками или проведения регулярных независимых проверок; - отсутствие соответствующей системы авторизации (разрешения и утверждения) руководством аудируемого лица хозяйственных операций (например, совершения покупок); - недостаточная охрана и/или отсутствие средств, надежно препятствующих физическому доступу к денежным средствам, товарно-материальным запасам или основным средствам; - отсутствие своевременного и надлежащего документирования операций; - неиспользование права на очередной отпуск сотрудниками, исполняющими основные контрольные функции. 1.4 Модифицированные процедуры в качестве реакции на оценку факторов риска, связанных с искажениями в результате недобросовестных действий Далее приведены примеры модифицирования процедур в качестве отклика на оценку факторов риска мошенничества. В частности, в этом стандарте представлены следующие конкретные примеры возможных откликов аудитора: - посетить производственные помещения или провести тестирование без предварительного предупреждения (например, провести инвентаризацию в офисах или внезапный пересчет наличных средств); - обратиться с просьбой о проведении инвентаризации ближе к концу года; - провести аналитические процедуры проверки по существу на очень детальном уровне (например, сравнить объем продаж и себестоимость продаваемых товаров в разрезе объектов и производственных линий с ожиданиями аудитора); - использовать методы с применением компьютеров (например, анализ данных для тестирования на предмет нахождения аномалий в генеральной совокупности); - проверить целостность записей и операций, осуществленных на компьютере; - провести поиск дополнительных аудиторских доказательств из внешних источников за пределами субъекта, в котором проводится аудит и т.д. Аудитор руководствуется профессиональным суждением при отборе процедур аудита, которые можно считать надлежащими в данных обстоятельствах. Приведенные процедуры являются рекомендательными и могут быть ни самыми подходящими, ни необходимыми в каждом конкретном случае. 1) Профессиональный скептицизм. Он предполагает: - дополнительное внимание при выборе характера и объема первичной документации, изучаемой в ходе проверки существенных хозяйственных операций; - дополнительное внимание к разъяснениям и заявлениям руководства аудируемого лица относительно существенных аспектов. 2) Распределение обязанностей среди членов аудиторской группы Знания, умения и способности членов аудиторской группы, на которых возложены важные обязанности в ходе аудита, должны соответствовать оценке аудитором уровня риска аудиторского задания. Кроме того, при планировании необходимо признавать риск возможного существенного искажения, появляющегося в результате недобросовестных действий, и учитывать квалификацию членов аудиторской группы, выполняющих соответствующую работу. 3) Учетная политика Аудитор может принять решение более внимательно проанализировать принципы выбора и применения руководством аудируемого лица учетной политики, особенно в части признания доходов, оценки активов и капитализации затрат. 4) Средства внутреннего контроля Аудитор не всегда может оценить риск системы внутреннего контроля на уровне ниже самого высокого. Это, однако, не означает, что аудитор должен отказаться от понимания всех составляющих системы внутреннего контроля, достаточного для планирования аудита. Такое понимание может иметь важное значение при дальнейшем изучении и рассмотрении особенностей средств внутреннего контроля (или факта их отсутствия), имеющихся у аудируемого лица для обнаружения факторов рисков недобросовестных действий. К этому следует добавить определение возможности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля противостоять попыткам руководства аудируемого лица обойти такие средства контроля. 5) Модификация характера, временных рамок и объема процедур. Необходимость изменения характера выполняемых аудиторских процедур возникает в случае, когда требуется получить более надежные доказательства или дополнительную подтверждающую информацию (например, возникает необходимость в сборе большего количества доказательств из независимых внешних источников).Если у руководства аудируемого лица появляется мотивация для недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, то аудитор может, например, признать необходимым провести процедуры проверки по существу в отношении информации, относящейся к концу отчетного года, поскольку иначе контролировать дополнительный аудиторский риск, связанный с этим фактором, не представляется возможным. Объем применяемых процедур должен отражать оценку риска возможного существенного искажения, появляющегося в результате недобросовестных действий (например, в зависимости от конкретной ситуации может возникнуть необходимость увеличить объемы отобранных для выборочной проверки совокупностей или расширить аналитические процедуры). Аудитор должен принять решение о том, следует ли менять характер (содержание) аудиторских процедур или следует менять их объем для обеспечения более надежного способа выявления факторов риска недобросовестных действий. 6) Особенности процедур, относящихся к конкретному остатку по счету бухгалтерского учета, группе однотипных хозяйственных операций и предпосылке подготовки бухгалтерской отчетности Меры, принимаемые в результате оценки аудитором риска возможного существенного искажения, появляющегося в результате недобросовестных действий, зависят от типов или комбинаций факторов этого риска или выявленных аудитором условий совершения недобросовестных действий, а также от остатков по счетам бухгалтерского учета, групп однотипных хозяйственных операций и предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, с которыми связан повышенный риск. Если эти факторы или условия указывают на определенный риск, применимый к конкретным остаткам по счетам бухгалтерского учета или группам однотипных хозяйственных операций, то следует рассмотреть необходимость применения аудиторских процедур, направленных на исследование именно этих конкретных областей, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора должны будут снизить аудиторский риск до надлежащего уровня с учетом установленных факторов риска или условий совершения недобросовестных действий. Аудитор может осуществить следующие меры: а) посетить производственные помещения аудируемого лица или провести процедуры проверки без предварительного предупреждения (например, провести инвентаризацию в производственных подразделениях, которые не были предупреждены о появлении аудитора, или провести внезапный пересчет наличных денег); б) обратиться с просьбой о проведении инвентаризации товарно-материальных запасов ближе к концу года; в) пересмотреть отдельные подходы к аудиту в текущем году по сравнению с аудитом прежних лет (например, связаться с основными клиентами и поставщиками аудируемого лица, направив им письменные запросы для подтверждения определенной информации, и установить с ними контакты в устной форме, направить запросы для подтверждения информации определенным сотрудникам этих организаций или искать дополнительную информацию иным путем по сравнению с тем, как это делалось ранее); г) провести детальную проверку исправительных или корректирующих бухгалтерских записей аудируемого лица на конец квартала и конец года, более детально исследовать те из них, которые кажутся необычными с точки зрения содержания или величины числовых показателей; д) в отношении крупных необычных хозяйственных операций, особенно появившихся к концу года, исследовать возможность участия в них аффилированных лиц, а также попытаться выявить источники финансовых ресурсов, обеспечивающих проведение указанных операций; е) осуществить особенно тщательно аналитические процедуры (например, сравнить объемы продаж и себестоимость продаваемых товаров по производственным объектам и видам деятельности с величинами, рассчитанными по оценкам аудитора); ж) провести беседу с сотрудниками, имеющими отношение к тем областям, которые вызывают обеспокоенность в части риска возможного существенного искажения в результате недобросовестных действий, чтобы проверить их понимание такого риска, а также того, способны ли имеющиеся средства контроля снизить такой риск и в какой мере; з) в случае если другие независимые аудиторы проверяют финансовую (бухгалтерскую) отчетность одной или нескольких дочерних организаций аудируемого лица, рассмотреть возможность координации с ними работ по аудиту, необходимых для того, чтобы уделить достаточное внимание риску возможного существенного искажения в результате недобросовестных действий, возникающего в результате хозяйственной операции и деятельности таких организаций; и) в случае использования выводов эксперта, специализирующегося на определенной части финансовой (бухгалтерской) отчетности, по которой существует большая вероятность риска искажения в результате недобросовестных действий, аудитор должен провести дополнительные процедуры, относящиеся ко всем или некоторым выводам эксперта, его методам и отмеченным им фактам, чтобы установить объективность результатов, а также рассмотреть возможность привлечения другого независимого эксперта для формирования выводов в таких принципиальных областях; к) осуществить аудиторские процедуры для анализа отобранных начальных остатков по счетам бухгалтерского учета, взятых из ранее проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности, для того чтобы оценить, каким образом в предыдущие годы была получена информация, предполагающая применение оценочных значений и использование профессионального суждения бухгалтера; л) провести аудиторские процедуры в отношении сверок взаиморасчетов с третьими лицами, подготовленных аудируемым лицом, в том числе на промежуточные даты; м) использовать специальные методы аудита, осуществляемые с помощью электронно-вычислительной техники, например, анализ проверяемых данных на предмет нахождения необычных значений в генеральной совокупности (определение термина «генеральная совокупность» приведено в федеральном правиле (стандарте) №16 «Аудиторская выборка»); н) проверить достоверность записей и операций, полученных при ведении бухгалтерского учета с помощью электронно-вычислительной техники; о) провести поиск дополнительных аудиторских доказательств из внешних источников (вне местонахождения аудируемого лица). 7) Меры по поиску искажений в результате недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности Аудитор в ответ на оценку риска возможного существенного искажения, появляющегося в результате недобросовестного составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, может принять следующие меры: а) признание выручки; б) инвентаризация материальных запасов; в) проверка нестандартных бухгалтерских проводок. 8) Меры по поиску искажений, возникающих в результате присвоения активов Различные обстоятельства неизбежно потребуют различных мер, применяемых аудитором. Как правило, действия аудитора в ответ на риск возможного существенного искажения в результате недобросовестных действий, связанных с присвоением активов, будут направлены на определенные обороты по счетам бухгалтерского учета и группы однотипных хозяйственных операций. Хотя ответные меры аудитора, приведенные в пунктах 6 и 7 могут применяться и при данных обстоятельствах, объем работы аудитора должен быть увязан с конкретной информацией об установленном риске, связанном с незаконным присвоением активов. Например, в тех случаях, когда существует высокая степень возможности присвоения конкретного актива, что может существенно отразиться на финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен понять существующие процедуры контроля, относящиеся к предотвращению и обнаружению подобных случаев присвоения, и провести тесты надежности и эффективности таких средств контроля. 1.5 Обстоятельства, указывающие на возможные недобросовестные действия или ошибку Обстоятельства указывающих на возможные недобросовестные действия или ошибку, приведенные ниже, следует рассматривать только в качестве примеров. Не все факторы могут иметь место при проведении конкретного аудита. Настоящий перечень не является исчерпывающим. В качестве обстоятельств, указывающих на возможное искажение, перечислены: · Нереальные сроки проведения аудита, устанавливаемые руководством аудируемого лица; · Нежелание руководства аудируемого лица обмениваться информацией с третьими лицами, в том числе с представителями кредитных организаций или сотрудниками государственных органов власти; · Попытки руководства аудируемого лица ограничить объем аудита; · Выявление важной информации, которая до этого не раскрывалась руководством аудируемого лица; · Записи на счетах бухгалтерского учета, которые трудно или невозможно подтвердить в ходе аудита; · Тенденциозное применение учетных принципов; · Противоречивые или неудовлетворительные доказательства, предоставленные руководством или сотрудниками аудируемого лица; · Бухгалтерская документация, оформленная необычным образом, например, наличие документов, исправленных или составленных вручную, при том, что обычно они подготавливаются средствами вычислительной техники; · Предоставление аудитору информации с большим опозданием; · В значительной мере не завершенные или неадекватные бухгалтерские записи; · Хозяйственные операции, не подтвержденные документально надлежащим образом; · Необычные по характеру, объему или сложности хозяйственные операции, особенно если они произошли ближе к концу отчетного года; · Операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате общих или особых распоряжений руководства аудируемого лица; · Значительные расхождения между данными аналитического и синтетического учета или между результатами пересчета (промера, взвешивания) объектов и данными учета, которые не были своевременно уточнены и исправлены; · Неадекватные средства контроля компьютерной обработки данных (например, большое число ошибок при обработке данных, задержки в обработке результатов и подготовке отчетов); · Существенные расхождения фактических данных с ожидаемыми (прогнозируемыми) значениями, раскрытыми в ходе выполнения аналитических процедур; · Меньшее, чем ожидалось, количество получаемых подтверждений в ответ на разосланные запросы или выявление значительных расхождений в результате получения подтверждений; · Отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета; · Суммы дебиторской задолженности, которые не погашаются в течение длительного времени и др. Согласно Уголовному кодексу РФ мошенничество является одним из видов уголовных преступлений, в связи с чем квалифицировать некоторое деяние как мошенничество может только суд или следствие, но никак не аудитор. Поэтому в отечественном стандарте речь идет не о мошенничестве и ошибках, о преднамеренных и непреднамеренных искажениях отчетности. Факторы риска, связанные с искажениями в результате недобросовестных действий, приведены Приложении 1. Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности представляет собой результат преднамеренных действий (бездействия)персонала проверяемого экономического субъекта. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамеренных действиях (бездействии) персонала экономического субъекта, ведущих к появлению искажений в бухгалтерской отчетности, может быть сделан только уполномоченным на то органом. Понятие «преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности» соответствует рассматриваемому в ФСА №13 термину «мошенничество». Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности является результатом действий (бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта. Оно может быть следствием арифметических или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества. Понятие «непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности» соответствует рассматриваемому в данном федеральном правиле (стандарте) термину «ошибка». Как преднамеренные, так и непреднамеренные искажения бухгалтерской отчетности у проверяемого экономического субъекта могут быть существенными (т.е. влияющими на достоверность его бухгалтерской отчетности в настолько сильной степени, что квалифицированный пользователь его бухгалтерской отчетности может сделать на основании такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественными. Глава 2. Аудиторская проверка операций с нематериальными активами 2.1 Цели, задачи проверки и источники информации Цель аудита: состоит в обосновании мнения о достоверности и полноте информации о нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Задачи аудита: - изучить состав и структуру нематериальных активов по данным регистров бухгалтерского учета; - подтвердить право собственности на объекты нематериальных активов; - установить правомерность отражения в учете операций с нематериальными активами; - подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам; - оценить качество инвентваризации нематериальных активов. Источники информации: Положение об учетной политике предприятия; договоры, подтверждающие передачу прав собственности на объекты нематериальных активов; авторские договоры; акты приемки-передачи нематериальных активов; протоколы о внесении амортизационных отчислений нематериальных активов в уставный капитал; карточки учета нематериальных активов; разработочные таблицы по расчету амортизационных отчислений; учетные регистры по счетам 04, 05, 91, 60, 76; Главная книга, баланс (ф.№1); отчет о прибылях и убытках (ф.№2); приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5), финансовая отчетность. При проверке операций по учету нематериальных активов аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля (Приложение 2), что позволяет оценить его надежность и скорректировать программу проведения проверки. На предприятиях, где бухгалтерский учет автоматизирован аудитору необходимо выяснить: - децентрализована ли компьютерная среда - существует ли геграфическая разбросанность компьютеров - правильно ли составлены бухгалтерские программы - осуществояется ли кодирование паролей - обеспечен ли внутренний контроль за функционированием системы компьютерной обработки учетных данных; - является ли система автоматизации бухгалтерского учета лицензированной; - обновляется ли программное обеспечение; - осуществляется ли резервное хранение дискет (дисков). 2.2 Нормативное регулирование операций с нематериальными активами Нормативное регулирование бухгалтерского учета нематериальных активов осуществляется на основании №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |