|
Отличие внешнего аудита от внутреннего контроляp align="left">В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-фз (ст. 1 п. 6) под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией предприятия; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым таможенным спорам; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества; оценка предприятий как имущественных комплексов; оценка предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов; составление бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результатов; обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. [11, с. 274]2. Понятие внутреннего контроля 2.1. Внутренний контроль Принцип ответственности предприятий за результаты своей финан-сово - хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредито-ров по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприя-тия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях раз-витой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточ-ность многих предприятий в России обусловлена объективными причи-нами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьез-ным социальным потрясениям. В развитых странах уже выработана си-стема контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо для национальной экономики). Необходимость контроля за финансово - хозяйственной деятель-ностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как де-нежных отношений. Финансово - хозяйственная деятельность предприя-тий связана с формированием и расходованием денежных средств, а сле-довательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. Контроль проявляется через анализ финансовых показателей дея-тельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штраф-ных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных фи-нансовых ресурсов и т.д.). Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции про-водят проверки отдельных сторон финансово - хозяйственной деятель-ности предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов. Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятель-ность всех экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их органи-зационно - правовых форм и видов собственности, объединений пред-приятий - союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, регио-нальных и других объединений, а также остальных экономических субъ-ектов, осу-ществляющих предпринимательскую деятельность, органов го-сударствен-ной власти и управления и органов местного самоуправления. Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтер-ской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, дру-гих финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтер-ской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законода-тельству. [9, с. 9] Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтвержде-ние или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчет-ности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово - хозяй-ственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отра-жения финансовых результатов, полноты и своевременности уплаты на-логов в бюджет, распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вкупе с анализом финансового состояния предприятия на основе специ-альных показателей внутренний контроль является инструментом управ-ления фи-нансами предприятия. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из ваднейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы. Процесс контроля. В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер. Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании. [10,с.81] На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой. Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы. Поведенческие аспекты контроля. Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации. К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля. Контроль часто оказывает сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации. Проблем, возникающих вследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля. Характеристики эффективного контроля. Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности. Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если переодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят. Принцип ответственности предприятий за результаты своей финан-сово - хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредито-ров по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприя-тия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях раз-витой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточ-ность многих предприятий в России обусловлена объективными причи-нами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьез-ным социальным потрясениям. В развитых странах уже выработана си-стема контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо для национальной экономики). Необходимость контроля за финансово - хозяйственной деятель-ностью предприятия объективно вытекает из сущности финансов как де-нежных отношений. Финансово - хозяйственная деятельность предприя-тий связана с формированием и расходованием денежных средств, а сле-довательно, затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия. [11, с. 94] 2.2. Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля Контроль проявляется через анализ финансовых показателей дея-тельности предприятия и меры воздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния на предприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет и применение штраф-ных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленных фи-нансовых ресурсов и т.д.). Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своей компетенции про-водят проверки отдельных сторон финансово - хозяйственной деятель-ности предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов. Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектом контроля является деятель-ность всех экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их органи-зационно - правовых форм и видов собственности, объединений пред-приятий - союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, регио-нальных и других объединений, а также остальных экономических субъ-ектов, осу-ществляющих предпринимательскую деятельность, органов го-сударствен-ной власти и управления и органов местного самоуправления. Содержанием аудиторского контроля являются проверки бухгалтер-ской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, дру-гих финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтер-ской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законода-тельству. Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтвержде-ние или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчет-ности. Если говорить о всестороннем контроле за финансово - хозяй-ственной деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отра-жения финансовых результатов, полноты и своевременности уплаты на-логов в бюджет, распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр. Заключение Потребители аудиторских услуг традиционно делятся на две категории. К первой относятся опытные и серьезные компании и предприятия, которые определяются с выбором своего аудитора заблаговременно, проводят конкурс или предпочитают получить рекомендацию от коллег по бизнесу. Палий В.В. Начало аудиторской страды.// «Бизнес-обозрение». № 2, 2003 Другая категория потребителей аудиторских услуг использует так называемый формальный подход, когда выбор аудитора определяется не его именем, рекомендациями или долей рынка, а сравнительно невысокой ценой услуг. Качество такого аудита, как показывает практика, прямо пропорционально затратам аудируемой организации на его проведение. Аудитор для юридических лиц с долей участия государства стал назначаться на конкурсной основе. Еще одна положительная тенденция, оказывающая влияние на структурирование и организацию рынка аудиторских услуг, -- ориентация все большего числа российских компаний на зарубежные стандарты деятельности, расширение внешнеэкономической деятельности на равноправных условиях с иностранными компаниями. Следствием этого является эволюция подходов руководителей предприятий к организации управления, отчетности. В России планка требований к качеству предоставления услуг поднимется. На это нацелены меры по внедрению международных стандартов аудита, высоких норм профессиональной этики, возрастание требований к подготовке кадров и роли контроля качества. То есть российский аудит развивается, крепнут его позиции в обществе, профессия приближается к мировым эталонам, тенденция совершенствования необратима. ГЛОССАРИЙ
Список используемых источников 1 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 3 ноября 2006 г.) 2 Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007 г.) 3 Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" 4 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.) 5 Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря 2006 г. N 07-05-06/302) 6 Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. -260с - ISBN 978-5-9776-0026-2 7 Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2006г. -423с - ISBN978-5-9776-0009-5 8 Андреев В.К. «Правовое регулирование аудита в России»-М.:Инф-ра-М, 2006г. -305с - ISBN 5-1727-0153-2 9 Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во "Дело и Сервис", 2007г. -244с - ISBN 5-1727-0138-9 10 Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005г. -382с - ISBN 5-9490-9494-8 11 Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г. -234с - ISBN 978-5-392-00005-0 12 Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организации / Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. - М.: «Финансы и статистика» 2006г. -382с - ISBN 5-9558-0001-8 13 Скобара В.В. Аудит: методология и организация. - М.: Инфра-М, 2005г. -212с - ISBN 5-19-001914-6 14 Зеленин В.А. «Аудиторский риск и его оценка». // Бухгалтерский учет, 2007г. - № 2, с. 8. 15 Иванова Н.Г. «Аудиторская проверка затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции». //Бухгалтерский учет 2007г.- №3, с. 13. 16 Крикунов А., Профессиональный комментарий о федеральном законе "Об аудиторской деятельности". //Финансовая газета. 2007г. - №40, с. 12. 17 Крикунов А.В. «Организация российского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2007г. № 2, с. 25 Приложение А Общая классификация аудиторской деятельности Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |