бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности трансформации финансовой отчетности лизинговых компаний в соответствии с МСФО

ачиная с 2005 года все компании стран Европейского союза, чьи акции котируются на биржах, будут обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (Директива ЕС, принятая в июне 2002 года и одобренная Парламентом ЕС в январе 2003 года. Ожидается, что в марте 2003 года она будет одобрена Советом министров ЕС).

Исключение сделано лишь для предприятий, использующих ГААП США, а также для фирм, у которых на биржах котируются только долговые обязательства (облигации). Такие предприятия должны будут перейти на МСФО с 2007 года. По мнению Евросоюза, введение МСФО позволит устранить барьеры при международной торговле ценными бумагами, обеспечив единообразие, достоверность, прозрачность и сравнимость финансовой отчетности в странах ЕС. Планы Европейского союза затрагивают почти 8700 зарегистрированных на европейских биржах компаний, что составляет около 25% мировой рыночной капитализации.

Вполне возможно, что в ближайшем будущем проблема освоения МСФО коснется не только европейских компаний. Совсем недавно Совет по стандартам финансовой отчетности США (Financial Accounting Standards Board - FASB) и Совет по международным стандартам финансовой отчетности заявили о намерении провести гармонизацию ГААП США и МСФО.

Согласно программе гармонизации в ГААП США и МСФО будут внесены изменения, устраняющие определенные расхождения между двумя системами стандартов. Со временем планируется полная ликвидация существующих различий между ними. Учитывая, что на долю США приходятся около 52% мировой рыночной капитализации, МСФО имеют реальный шанс стать действительно всемирными стандартами учета.

Опыт стран, которые уже перешли на МСФО или находятся на завершающем этапе этого процесса, имеет большое значение для проведения эффективной реформы и российского учета.

Согласно данным аналитического исследования, проведенного крупнейшими аудиторскими компаниями в 2003 г., 95 % из 59 стран-респондентов официально заявили о своих намерениях проводить активную конвергенцию с МСФО. Однако только в 39 из них существуют официальные планы перехода на МСФО.

Сегодня количество стран, решивших проводить активную конвергенцию с МСФО, увеличилось. Во многих странах этот план состоит, главным образом, из формулировки требования к компаниям, акции которых котируются на фондовых биржах, с 2005 г. составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Стратегии перехода на МСФО разных стран позволяют сделать вывод о том, что процесс конвергенции может осуществляться методами:

методом "большого взрыва"или "шоковой терапии" (например, переход на МСФО в короткий срок в Сингапуре);

методом постепенного продвижения (большинство развитых стран).

Опыт развитых европейских стран показывает, что переход на МСФО методом "большого взрыва" неприемлем, так как при этом методе в краткосрочной перспективе качество применения новых стандартов ниже, чем при поэтапном подходе, предусматривающем постепенные преобразования. Первоначально требование перехода на МСФО должно быть выдвинуто общественно значимым компаниям, а затем по мере накопления опыта следует разработать дальнейший план по более широкому применению МСФО. Обозначим процесс перехода на МСФО на примере некоторых стран, так, например, Европейский союз можно считать пионером в области международной гармонизации финансовой отчетности: в 70-х гг. XX в. были изданы европейские стандарты - Директивы, которые впоследствии должны были стать основой национальных законов в странах-участницах ЕС. Однако в этих Директивах содержалось огромное число противоречий. Так, например, немецкое законодательство, основанное на IV Директиве, существенно отличалось от британского законодательства (и стандартов), основанного на той же Директиве.

Стратегии перехода на МСФО в разных странах приведены в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Стратегии перехода на МСФО в разных странах

Страна

Период

Характеристика периода

Австралия

1996 -2004

Политика гармонизации национальных стандартов с МСФО по принципу «стандарт-за-стандартом»

2002

Вынесение решения, требующего применения МСФО от листинговых компаний начиная с 2005 г.

2005

Принятие МСФО. Национальные стандарты, не имеющие аналогов в МСФО, сохраняются.

Германия

1993

Разрешение использования МСФО для составления консолидированной отчетности листинговых компаний

1998

Принятие закона, разрешающего применение МСФО вместо национальных требований для составления консолидированной отчетности

2002

Утверждение Постановления ЕС, согласно которому листинговые компании обязаны составлять консолидированную отчетность по МСФО с 2005 г.

Сингапур

2000

Утверждение решения о реформировании бухгалтерского учета

2003

Принятие МСФО в качестве национальных стандартов

Дания

1993

Политика гармонизации, заключающаяся в поэтапном сближении отдельных стандартов.

2002

Принятие нового закона о бухгалтерском учете, который привел к пересмотру стандартов Дании, при этом большая часть сохранившихся различий с МСФО была устранена

2002

Рекомендация фондовой биржи Копенгагена осуществить переход на МСФО в самые кратчайшие сроки.

Южно-Африканская Республика

1993

Принятие решения, согласно которому стандарты Южно-Африканской Республики должны быть основаны на МСФО. Разработки проекта по гармонизации и совершенствованию учета, задачей которого явился пересмотр стандартов ЮАР с точки зрения их соответствия МСФО.

2002

Ввод в действие большинства новых национальных стандартов, основанных на МСФО.

В конце 90-х гг. XX в. стратегия ЕС изменилась. Начались дискуссии относительно перехода европейских компании на МСФО, и был установлен трехлетний переходный период на международный язык отчетности. Отметим, что ЕС выдвинул требования и предложения по изменению ряда существовавших в то время международных стандартов, которые в некоторых случаях были неясными и давали различные толкования. Все эти пожелания были учтены при разработке так называемой "Устойчивой платформы", состоящей из 36 стандартов и 11 интерпретаций к ним и призванной ускорить переход стран ЕС на МСФО.

Процесс завершился принятием в июне 2002 г. Постановления ЕС, требующего применения международных стандартов для составления консолидированной финансовой отчетности всеми включенными в биржевой листинг компаниями к 2005 г. (в отдельных случаях срок был отодвинут до 2007 г.) Странам - членам ЕС было разрешено распространять действие этого постановления и на компании, не входящие в биржевой листинг, а также на неконсолидированную финансовую отчетность. Это породило разные пути перехода на МСФО стран-участниц. Одни страны (Германия, Франция, Италия и др.) применение МСФО ограничили только составлением консолидированной отчетности, другие (Великобритания, Дания и др.) ориентированы на широкое внедрение международных стандартов. Германия. Начиная с 1993 г. ряд крупных компаний Германии, котирующихся на фондовых биржах, стали использовать международные стандарты для составления консолидированной отчетности. В 1998 г. был принят закон, допускающий применение МСФО вместо принятых в стране требований. И уже к 1999 г. большинство крупнейших компаний воспользовалось этой возможностью. Принятие Постановления ЕС (2002 г.) практически не изменило ситуацию в Германии, так как консолидированная отчетность уже несколько лет составлялась по международным стандартам, а перевод остальных компаний на МСФО не представлялся возможным в силу ряда причин, основной из которых явилась тесная связь между финансовой и налоговой отчетностью. Если бы МСФО были введены для финансовой отчетности индивидуальных хозяйствующих субъектов, это привело бы к изменению величины налогооблагаемой прибыли, например, нереализованные поступления от инвестиций стали бы рассматриваться как доход. Вряд ли правительство какой-либо страны изъявило желание произвести коренные изменения в порядке исчисления налогооблагаемой базы и позволить Совету по МСФО осуществлять влияние на величину налоговых поступлений в бюджет. Поэтому Германия в настоящее время отказалась от возможности внедрения МСФО для отчетности индивидуальных хозяйствующих субъектов.

Германия - яркий пример, показывающий влияние налоговой системы на методологию финансовой отчетности. В Великобритании не были введены законы, подобные законам, утвержденным в Германии, Австрии или Финляндии в конце 90-х гг. XX в., разрешающим использование МСФО для составления консолидированной отчетности. Компании страны продолжали руководствоваться национальными законами, основанными на IV и VII Директивах ЕС. Стандарты Великобритании имеют много общего с МСФО, поэтому переход на них оказался для страны менее болезненным, чем для других стран. В 2002 г. после выхода в свет Постановления ЕС Департамент торговли и промышленности правительства разработал учетный проект в целях выяснить, насколько широко следует применять Постановление ЕС в Великобритании. Проект показал большой приоритет применения МСФО.

Одной из трудностей, с которыми столкнулись страны, ориентированные на широкое внедрение МСФО, оказалось отсутствие национальной версии, адаптированной специально для малых и средних компаний. Огромное преимущество Великобритании в том, что в системе финансовой отчетности страны есть особая версия стандартов для малого бизнеса -- Стандарт финансовой от четности для малых хозяйствующих субъектов (СФОМХС --Financial Reporting Standard for Small Entities (FRSSE)). Он освобождает небольшие компании от выполнения многих требований по раскрытию информации, которые оказались бы для них обременительными.

Особая версия МСФО для малого и среднего бизнеса будет разработана на основе положений этого стандарта.

С точки зрения налогообложения. никаких серьезных последствий перевода отчетности на МСФО не ожидается, так как в Великобритании в отличие от Германии нет приоритета налоговой отчетности над финансовой.

Опыт применения МСФО в странах Восточной Европы весьма полезен для России. Рассмотрим процесс внедрения международных стандартов в учетные системы Чехии и Польши.

Чехия. С 1 января 2002 г. всем компаниям страны было разрешено1 представлять консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО, вместо отчетности, принятой по национальным стандартам (Закон Республики Чехия о финансовой отчетности.-- Параграф 23 (6)). В конце ноября 2002 г. Министерство финансов Чехии ввело семь указов о порядке адаптации национальной учетной системы различных отраслей экономики (акционерные общества, банки, страховые компании, малый бизнес) к МСФО. К концу 2003 г. эти указы, имеющие общий характер, были конкретизированы новыми национальными стандартами финансовой отчетности, практически идентичными международным. Большинство из них было ориентировано на малый и средний бизнес. Компании, представляющие консолидированную отчетность в соответствии с Законом о финансовой отчетности, должны руководствоваться МСФО. Одной из основных сложностей на пути перехода к МСФО в Чехии, так же как и в Германии, стала налоговая политика национальной системы бухгалтерского учета.

Польша. Переход на МСФО в Польше осуществляется менее успешно, чем в соседней Чехии. С 1 января 2002 г. в Польше вступил з силу Закон о финансовой отчетности, допускающий использование МСФО в тех случаях, которые не регламентированы национальными правилами финансовой отчетности. В дальнейшем были предприняты попытки усовершенствования этого закона путем введения в него определений активов и пассивов, доходов и затрат в соответствии с МСФО. Однако в настоящее время в стране не хватает стандартизированных указаний относительно применения национальных стандартов финансовой отчетности, дополненных МСФО, а также норм, делающих соблюдение МСФО обязательным. Это на практике приводит к различным отклонениям при сравнении финансовой отчетности даже внутри самой страны. Кроме того, в ряде случаев польские стандарты финансовой отчетности сравнимы с МСФО только внешне, но далеко не, по сути. Это вносит дополнительные затруднения в реализацию главной задачи МСФО - достижение сопоставимости финансовой отчетности разных компаний в разных странах.

Анализ опыта применения МСФО в разных странах позволяет выделить ряд проблем, которые могут стать большим препятствием для стран, осуществляющих переход на МСФО.

Во-первых, правовые проблемы внедрения МСФО, к которым относятся:

- отсутствие органа, регулирующего процесс внедрения МСФО;

- необходимость законодательного признания МСФО;

- необходимость адаптации национального законодательства к МСФО;

- налоговая ориентация национальной системы бухгалтерского учета;

- отсутствие непротиворечивого подробного руководства по применению МСФО;

- отсутствие версии МСФО, адаптированной для малого бизнеса;

- необходимость введения эффективных механизмов контроля за соблюдением МСФО.

Во-вторых, психологические проблемы, возникающие при внедрении и использовании международных стандартов разными странами, например сложность отдельных стандартов и применение профессионального суждения.

В ряде стран (например, Панама, Молдова в 1998 г.) отсутствие органа, регулирующего процесс внедрения МСФО, препятствовало переходу на МСФО. Поэтому Европейский союз еще в 2001 г. потребовал от всех стран-участниц учреждения соответствующих регулирующих органов. Классификация стран в зависимости от органа, регулирующего процесс внедрения МСФО, представлена в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 - Классификация стран в зависимости от органа, регулирующего процесс внедрения МСФО

Орган, регулирующий процесс внедрения МСФО

Фондовая биржа

Орган надзора за фондовой биржей

Частные наблюдательные органы

Прочие правительственные структуры

Не существует соответствующих структур

Страна

Швеция

Норвегия

Швейцария

Бельгия

Франция

Испания

Италия

Португалия

Великобритания

Дания

Греция

Чехия

Великобритания*

Австралия

Финляндия

Люксембург

Германия

Венгрия

Словения

Ирландия

*Например, в Великобритании контроль над переходом на МСФО малого бизнеса осуществляет Департамент Торговли и промышленности

В нашей стране функции органа, ответственного за переход на МСФО, выполняет Минфин России. Международная практика показывает, что наиболее эффективным инструментом регулирования бухгалтерского учета является негосударственный орган в организационно-правовой (форме фонда).

Практически все страны, осуществляющие переход на МСФО, работают над созданием механизмов законодательного одобрения международных стандартов. Целью этих механизмов является "легализация" МСФО и интерпретация к ним.

Важным условием для успешного и безболезненного перехода на новую отчетность является адаптация национального законодательства к МСФО, поскольку международные стандарты содержат ряд терминов, отсутствующих в законодательных актах разных стран. В России эти изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об аудиторской деятельности", другие нормативные акты.

Основной проблемой, препятствующей активному переходу на МСФО, больше половины стран, участвовавших в исследовании "GААР-2002: Конвергенция", назвали налоговую ориентацию национальной системы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, прежде всего, должна служить интересам рынков капитала, которые могут существенно отличаться от интересов налоговых органов. Таким образом, необходимо максимально разграничить финансовую и налоговую отчетность. Предприятия должны формировать налоговую отчетность на основе требований налогового законодательства, а бухгалтерский учет вести в интересах других пользователей. Это позволит устранить дуализм учета и повысить качество всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.

Анализ опыта перехода на МСФО в странах Восточной Европы выявил проблему отсутствия руководства по внедрению МСФО. Несмотря на то, что Комитет по интерпретациям международных стандартов финансовой отчетности IFRIC периодически выпускает разъяснения и комментарии по стандартам, внедрение МСФО в национальной практике осуществляется не без труда. Необходимо предусмотреть создание центральных национальных бухгалтерских органов, на которые было бы возложено такое руководство выходящих за рамки разъяснений и комментариев по стандартам IFRIC. Эту проблему также может решить создание национального бухгалтерского совета, который бы консультировал правительство по вопросам внедрения МСФО, аналогичного Национальному совету бухгалтеров Франции.

Без учреждения эффективных механизмов контроля над соблюдением международных стандартов переход на МСФО в любой стране нельзя считать завершенным. Обеспечение соблюдения МСФО следует рассматривать как целый комплекс контролирующих мероприятий, осуществляемых и государственными, и частными органами страны.

На основе опыта разных стран следует учесть, что механизм соблюдения международных стандартов должен включать:

- обязательный внешний аудит отчетности, составленной по МСФО;

- усиление контроля над деятельностью профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В частности, в Европейском союзе уже предприняты меры по ужесточению регулирования этих профессий.

Одной из основных проблем, препятствующих внедрению МСФО в России и ряде других стран, является не противоречивое и несовершенное законодательство, а психологический аспект восприятия концепции МСФО, в основе которой лежит профессиональное суждение. Применительно к финансовой отчетности неопределенность может быть связана с отсутствием однозначных требований и правил в МСФО. неясностью всех деталей свершившегося факта хозяйственной жизни, несоответствием правовой формы деятельности его экономическому содержанию и т. п.

В этой ситуации бухгалтер должен определить, как в отчетности идентифицировать, оценить и признать объект, какую информацию об объекте и в каком объеме в ней раскрыть. Во многих странах, в том числе и в России, бухгалтеру весьма трудно реализовать этот принцип, поскольку отчетность долгие годы была направлена в первую очередь на неукоснительное соблюдение законодательных предписаний и требований, подробно регламентирующих порядок представления отчетности. Новым моментом в работе для отечественного бухгалтера станет необходимость формулирования профессионального суждения, являющегося основанием для отражения операций в бухгалтерском учете.

Большим препятствием к сближению национальных стандартов с МСФО является и трудное восприятие отдельных стандартов. Наиболее "трудный" элемент МСФО - отражение в отчетности финансовых инструментов (МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"), в частности, вложений в ценные бумаги, производных инструментов, дебиторской и кредиторской задолженности. Перечисленные активы и обязательства должны быть оценены по справедливой стоимости, а это сложно не только российским, но и западным специалистам. Внедрение МСФО -- трудный и болезненный процесс для любой национальной экономики.

1.2.2 Программа реформирования российского бухгалтерского учета

В ХХI веке реальностью cтaл процесс перехода значительной части стран Европы и США нa МСФО ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведение учета в соответствие c МСФО, и тaкжe поднимается вопрос o переходе России нa МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность толькo в формате МСФО. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.

Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 года, кoгдa была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии c международными стандартами финансовой отчетности».

Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие c требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».

Целью составления финансовой отчетности является пpeдocтaвлeниe информации o финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

Очевидно, что реформирование учета - важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций [7].

Кроме того, на государственном уровне были осуществлены следующие шаги. Приказом Минфина России от 01.07.04 № 180 была одобрена концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в которой говорится об активизации использования МСФО. Для выполнения этой задачи планируется разработать:

- механизм обобщения опыта применения МСФО (создание методических рекомендаций);

- порядок официального перевода текста стандартов на русский язык. На территории РФ официально будут применяться только положения переведенных стандартов;

- систему контроля (аудит) качества отчетности;

- систему обучения специалистов.

Концепция предполагает, что изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, будут происходить постепенно с учетом возможностей и готовности профессиональной среды, а также органов государственной власти. В период с 2004 по 2007 год планируется обязательный перевод на МСФО общественно значимых компаний (открытые акционерные общества, имеющие публично размещенные ценные бумаги, и организации, работающие со средствами физических лиц). С 2008 по 2010 год планируется обязательный перевод на МСФО консолидированной отчетности других компаний, а также оценка возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.

Сейчас в Госдуме находится проект закона «О консолидированной финансовой отчетности», предусматривающий обязательное составление и публикацию консолидированной финансовой отчетности по МСФО [5].

В ходе выполнения Концепции предстоит выработать механизм оптимального соотношения функций государства и роли профессионального сообщества в развитии бухгалтерского учета. Считается, что саморегулируемые организации должны активно включаться в решение задач, необходимых для поддержания национальной системы бухгалтерского учета в надлежащем виде и соответствия мировым уровню и требованиям.

Несомненно, развитие нашей российской системы бухгалтерского учета ориентировано на международные стандарты финансовой отчетности. Детально можно выделить три направления применения МСФО в России.

Первое направление - это непосредственное применение международных стандартов для составления консолидированной финансовой отчетности определенными группами организаций.

Второе направление - разработка национальных стандартов учета на основе международных. Многие наши ПБУ уже сейчас не противоречат МСФО. Какие-то положения международных стандартов отвергаются нами в силу тех или иных причин, связанных с требованиями российского законодательства, российской спецификой ведения предпринимательской деятельности. Но то, что в основе будущих или перерабатываемых положений по бухгалтерскому учету будут лежать МСФО, а не US GAAP, европейские директивы или какие-то иные международнопризнанные системы, сомнению не подвергается.

Третье направление пока теоретическое. В Концепции есть положения о том, что должна быть рассмотрена возможность применения международных стандартов на уровне не только консолидированной финансовой отчетности, но и индивидуальной бухгалтерской. Необходимо точно определить, какие причины не позволяют организациям в России применять для составления индивидуальной бухгалтерской отчетности международные стандарты.

Этих причин много. Но уже сейчас можно выделить ряд организаций, которые вполне могут это делать: финансовые институты, то есть те организации, которые работают на рынке ценных бумаг, страховые организации, лизинговые компании, профессиональные участники рынка, негосударственные пенсионные фонды и др. Для них, очевидно, что, например, активы в балансе должны отражаться не по исторической стоимости, а по иной, которая предусмотрена международным стандартами.

В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, a тaкжe обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Если подходить к реформе, таким образом, то применение МСФО является не целью, a средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

В конце декабря 2007 года завершился проект «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ». Основная цель проекта - оказание содействия в осуществлении реформы бухгалтерского учета и отчетности и переходе на международные стандарты финансовой отчетности.

Проект включал четыре основных направления:

- консультации по развитию реформы и правовым аспектам;

- обучение и наращивание потенциала;

- информационное и международное сотрудничество;

- реформа бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.

Рассмотрим результаты, которые были достигнуты по всем четырем направлениям.

Во-первых, были разработаны проект порядка одобрения МСФО и разъяснений к ним, проект разработки порядка подготовки и уточнения программы разработки национальных стандартов и проект изменений в законодательные и нормативные правовые акты с целью повышения эффективности обеспечения соблюдения правил бухгалтерского учета. В целях сближения российских правил учета и МСФО были подготовлены проекты 10 положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и 15 детальных сравнений МСФО и РСБУ, что является хорошим заделом для дальнейшего сближения РСБУ и МСФО.

Кроме того, был разработан проект предложений по упрощению правил бухгалтерского учета для российских малых предприятий. При активном участии проектной группы в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБ) России была заложена основа для создания отдела по МСФО для оказания помощи во внедрении и применении МСФО как своим членам, так и регуляторам.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.