бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организация и нормативное регулирование аудиторской деятеьности

Организация и нормативное регулирование аудиторской деятеьности

Содержание

Введение

Глава 1. Организационные аспекты аудиторской деятельности

1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности

1.2 Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля

1.3 Организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах

Глава 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

2.1 Правовые основы аудиторской деятельности

2.2 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности

2.3 Стандарты аудиторской деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль - аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

За относительно короткий период становления рыночной экономики в России аудит утвердился как самостоятельная предпринимательская деятельность и неотъемлемая часть инфраструктуры современной экономики.

Основная цель аудиторской деятельности состоит в установлении достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В последние годы особое внимание уделяется повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений. Также динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторских организаций особой подготовки. Они должны уметь быст-ро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, внедрять в практику работы стандарты аудиторской деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности: ее организация и нормативное регулирование.

Задачи курсовой работы:

- изучение аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля;

- организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах;

- рассмотрение нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Глава 1 Организационные аспекты аудиторской деятельности

1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307 - ФЗ аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, это позволяет пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик. Снижение риска появления неточных сведений в отчетности - одна из главных задач аудита.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности следующим образом определяют аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: «Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта».

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органами государственной власти.

Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторская организация - это коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и, прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Сопутствующие аудиту работы и услуги включают в себя:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона « Об аудиторской деятельности».

Основная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень тонности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Общая классификация аудиторской деятельности представлена на рис. 1.1

Приведенная классификация позволяет рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Примат в этом отношении принадлежит внешнему аудиту, цель и основные задачи которого приведены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:

1. составление плана и программы проведения аудита;

2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;

3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Аудит бывает инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указаниям в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Обязательный аудит проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

1.2 Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля

Современные условия хозяйствования характеризуются все большим увеличением числа пользователей отчетной и текущей экономической информацией, причем как на внешнем уровне (кредиторы, инвесторы, крупные деловые партнеры, государство), так и на внутрихозяйственном (собственники, администрация, отделы и службы экономического субъекта). Естественно, что для всех групп пользователей внутренняя экономическая информация является важнейшей базой для принятия обоснованных экономических решений. Даже пользователи внешнего уровня опосредованно, через годовую отчетность, в своих решениях опираются на внутренние данные об имущественном и финансовом положении организации. Таким образом, многократно усиливается необходимость действенного контроля полноты и достоверности текущей и отчетной корпоративной информации.

В настоящее время в отечественной экономической практике сложилась определенная система органов, осуществляющих контрольные процедуры с целью выявления степени надежности информации. Вся система органов, осуществляющих в отношении экономических субъектов процедуры финансово-экономического контроля, условно разделена на внешние органы контроля и внутрихозяйственные. К внешним органам относятся: аудиторские фирмы и аудиторы; органы контроля банков, страховых, инвестиционных и иных организаций и учреждений, особо заинтересованных в высокой степени достоверности информации; органы государственного финансового контроля, ФНС РФ, органов исполнительной власти. К внутрихозяйственным органам контроля относятся: ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия), наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия), отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно действующей службой в первую очередь в интересах высшего звена управления).

Особое место среди институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают органы системы внутрихозяйственного контроля. Система внутрихозяйственного контроля представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих контрольные в интересах тех или иных групп пользователей экономической информации.

Внутрихозяйственный контроль широко используется в мировой практике ведения бизнеса. Его необходимость очевидна в современных условиях хозяйствования в России. Внутрихозяйственный контроль является одной из важнейших функций управления, поэтому чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

Внутрихозяйственный контроль - единство органов контроля объектов контроля и форм его реализации. По форме организации внутрихозяйственный контроль представлен отделами и службами, функционирующими на предприятии. К ним относятся: ревизионная комиссия; отдел внутреннего аудита; наблюдательный совет; службы и отделы, осуществляющие контроль внутри отделов.

В настоящее время существует проблема внедрения служб внутреннего аудита в организациях, соотносительности ее деятельности с другими службами контроля в рамках одной организации.

В современных условиях государство, ведомства не несут ответственность за жизнеспособность организации, которая находится под влиянием большого числа рисков, как внешних, так и внутренних. Внутренний аудит перерастает их функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов (как функции внешнего аудита), функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании.

Внутренний аудит (служба внутреннего аудита) выступает неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия, тем самым проявляет общность с внутренним контролем и контрольно-ревизионной службой. При этом различие между этими службами заключается в выполняемых ими функциях контроля и занимаемом ими положении в структуре предприятия.

К функциям внутреннего контроля часто относят: оперативную, защитную, регулятивную, информативную, коммуникативную и превентивную. Последняя функция в современных условиях особенно важна, так как предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий тех или иных действий.

Задачей внутреннего аудита является предоставление объема информации, удовлетворяющего требованиям внутренних пользователей, при минимально низких затратах. Выгода, полученная от пользования информацией, должна быть больше, чем затраты на обеспечение жизнедеятельности системы аудита. Объем работы службы внутреннего аудита должен сопоставляться с результативными финансовыми показателями работы организации.

Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, осуществлять анализ перспективы развития предприятия, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. Однако при этом следует помнить, что внутренний аудит не является решением всех проблем. Так, он не может, например, детально проверять каждый бизнес-процесс, однако может оптимизировать его с позиции рисков; не может осуществлять деятельности, которые влияют на его независимость.

Внутренний аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задачи менеджеров - это управление бизнесом, достижение поставленных целей наиболее эффективным образом. Внутренний аудит по сути своей работы обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятие решений менеджментом. Именно внутренний аудит является объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых решений.

Существование аудита в системе внутрихозяйственного учета и контроля подтверждается тем, что его отчеты используются на разных уровнях управления. Отчетная информация аудита служит базой для учета.

Методика организации деятельности внутреннего аудита может быть представлена некоторыми его элементами. Например, такими как:

- разработка программы внутреннего аудита;

- общее описание и оценка системы управления, проверка деятельности различных звеньев управления;

- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их совершенствованию;

- работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

- проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильность расчетов и своевременность уплаты налогов;

- подготовка предприятия к внешнему аудиту и налоговому контролю;

- документирование и оформление результатов внутреннего аудита.

По каждому из перечисленных элементов в арсенале внутреннего аудита должен присутствовать перечень необходимых направлений, методик и процедур по реализации своей деятельности.

Исходной базой для осуществления внутреннего аудита служит внутренняя бухгалтерская, сегментарная отчетность.

Решение о необходимости создания внутреннего аудита не должно определяться наличием у организации внешнего аудитора. Следует отметить, что выполнение указанных аудиторских процедур входит в обязанность и внешнего аудита. Однако организация в системе внутрихозяйственного учета и контроля по своим функциям, целям, задачам, результатам работы отличается от внешнего аудита.

Основными видами деятельности организации, применительно к которым может осуществляться внутренний аудит, является:

- разработка новых видов продукции и внедрение ее в производство;

- производство и обслуживание продукции (закупки сырья и материалов, изготовление продукции, контроль и испытание, хранение, транспортирование, реализация продукции);

- техническое и материальное обеспечение производства;

- обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества, которое предполагает определение экономического эффекта от произведенных затрат в мероприятия по совершенствованию качества продукции.

Одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит информационных систем (информационных технологий).

Конечная цель любого контрольного органа, в том числе и службы внутренний аудит - увеличение стоимости организации и ее деловой репутации. Эта цель достигается через эффективное использование имеющихся у организации ресурсов. Поэтому деятельность организаций, которые серьезно относятся к вопросам внедрения внутреннего аудита, характеризуется высокими финансовыми показателями, более привлекательны для инвесторов, имеют конкурентное преимущество на рынке.

1.3 Организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах

На уровне отдельных аудиторских фирм внутреннее регулирование формируется в рамках самой организации путем принятия тех или иных оперативных решений. Отдельные аспекты регламентируются учетной политикой, внутрифирменными стандартами аудита и другими внутренними документами. В настоящее время развитие данного элемента организационно-экономического механизма идет через объединения аудиторских фирм и интеграцию опыта, внедрения стандартизированных методов оказания услуги др. Однако подходы эти замкнуты, как правило, в рамках одной организации.

Это вызвано главным образом следующими причинами.

В условиях бухгалтерской и налоговой реформ аудиторские организации часто выступали в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также защитников интересов перед органами налоговой инспекции. В связи с этим большое внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего объекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности.

Наличие высокого процента малого бизнеса - это не только положительный фактор повышения конкурентоспособности, но и одна из проблем рынка российского аудита. В такой ситуации возникающие идеи и решения в сфере управления хозяйственной деятельностью зачастую не работают. В основном это связано с уходом отдельных объектов малого бизнеса с рынка (из-за невозможности выдерживать конкуренцию), перетоком наиболее квалифицированных специалистов из управленческого состава в более развитые отрасли рынка, ориентацией на краткосрочные цели в форме увеличения заказов и их быстрого выполнения и т.д.

Конкуренция среди организаций, в том числе аудиторских фирм, порождает образование некоторой части закрытой информации, в частности управленческого характера. Способы организации деятельности, методы экономического анализа, варианты работы с оперативной информацией - все это управленческое звено (как часть сильной стороны организации в ее выживании на рынке) стремится сделать строго конфиденциальной.

Такие элементы как: рыночное воздействие на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности; государственное нормативно-правовое регулирование вопросов аудиторской деятельности; внутреннее регулирование отдельных аспектов аудиторской деятельности; конкретные методы и приемы воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, одновременно действуя на поведение фирмы на рынке аудиторских услуг, имеют особенности, которые зависят от специфики аудиторской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности являются следующие.

Во-первых, результат деятельности каждой организации приобретает материально-вещественный либо нематериальный (социальный) характер. В первом случае на выходе получаются материальные блага в результате производства товаров, выполнения работ; во втором - нематериальные блага, которые потребляются в процессе осуществления деятельности. В последнем случае такой вид деятельности обозначает оказание услуги. Услугой является и результат аудиторской деятельности. Отличие оказания услуги от производства материальных благ выражается в высокой степени ее индивидуализации.

Аудиторские услуги оказываются экономическим субъектам, которые различаются не только по отраслевому признаку, масштабу деятельности, организационно-правовому положению, но и по другим характеристикам. От этого зависят качество и цена, формы и методы предоставляемых услуг. Оценка данных факторов производится с каждым потребителем услуг. Так правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» при проведении аудита с выдачей заключения предусмотрено предварительное изучение деятельности клиента. Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, включает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.