бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Место аудита в системе финансового контроля

p align="left">- по оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

- по постановке бухгалтерского учета;

- по улучшению ведения учета и составления отчетности; контролю ведения учета и составления отчетности;

- контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- по представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

- консультационные и некоторые другие услуги.

К услугам, несовместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относятся услуги:

- по ведению бухгалтерского учета;

- по восстановлению бухгалтерского учета;

- по составлению деклараций по налогам;

- по составлению бухгалтерской отчетности.

Аудиторская практика показывает, что сопутствующие услуги занимают высокий удельный вес в работе аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Доля выручки аудиторских организаций от сопутствующих услуг может составлять до 80% общего объема реализации их организаций. В настоящее время значительно вырос спрос на юридические и налоговые услуги, а услуги по восстановлению бухгалтерского учета практически не востребуются.

2. ВИДЫ АУДИТА

Анализ законодательства об аудите показывает, что существуют две формы аудита: обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций (кредитные и страховые организации и др.) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

Аудит является обязательным для тех лиц, которые подпадают под установленные Законом об аудите критерии. Так, обязательный аудит осуществляется в случае, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной, страховой или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических или юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 раз МРОТ;

4) организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше (в п. 3) критериям;

5) обязательный аудит в отношении конкретных организаций или индивидуального предпринимателя предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит может осуществляться только лицами, отвечающими жестким требованиям Закона (прежде всего требованию о проведении обязательного аудита лишь аудиторскими организациями). Если финансовая (бухгалтерская) документация аудируемого лица содержит сведения, составляющие государственную тайну, ежегодные обязательные проверки могут проводиться только аудиторскими организациями, созданными без иностранного участия, имеющими допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В том случае, если в уставном (складочном) капитале аудируемого лица доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, проведение обязательного аудита осуществляется на основе договора, заключенного по итогам открытого конкурса.

Обязательный аудит следует отличать от аудиторской проверки, осуществляемой по поручению органов дознания или следователя (при наличии санкции прокурора), прокурора, суда и арбитражного суда (при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду). Последняя преследует определенные цели и предназначена для конкретных пользователей. При проведении такого аудита используются специальные методы, аналогичные методам судебно-бухгалтерской экспертизы.

Для остальных предпринимателей аудит проводится по их инициативе на основе договора между аудитором и предпринимателем. Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления организации или индивидуальным предпринимателем.

К данному виду аудита можно отнести и так называемые контрольные аудиторские проверки финансово-промышленных групп, проводимые по инициативе и за счет полномочных органов. Целью такой проверки является установление реального экономического состояния деятельности финансово-промышленной группы. Проведение такой проверки может быть вызвано рядом обстоятельств, например обнаружением недостоверной информации в представленных документах либо уклонением от полного и своевременного представления необходимых документов, злоупотреблением имеющимися правами и оказываемыми мерами государственной поддержки, нарушением законодательства РФ либо законодательства субъектов РФ. Такой аудит, как правило, ориентирован на проверку отдельных сфер деятельности конкретного корпоративного объединения. Но не исключается проверка по всему спектру вопросов, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность группы, в том числе и с позиции ее оценки на соответствие положениям законодательства РФ и ее субъектов. Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону «О финансово-промышленных группах» (постатейный) / Отв. ред. акад. В.В. Лаптев. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 201 - 204.

В зависимости от того, кто осуществляет проверку, аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит выполняют аудиторы и специалисты аудиторской организации, индивидуальный аудитор с целью составления мнения о достоверности информации, предоставленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Внутренний аудит осуществляется служащими организации (аудиторами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в процессе проверки информация, как правило, предназначается для удовлетворения потребностей управленческого персонала. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим юридическим лицом (его руководителем, собственником) и зависят от выполняемых видов деятельности, объемов показателей финансово-хозяйственной деятельности, принятой системой управления и др.

Отношения, возникающие при осуществлении внутреннего аудита, существенно отличаются от отношений, связанных с проведением внешнего аудита, и не регламентируются Законом об аудите. Некоторые авторы видят значительную недоработку законодателя в части регулирования внутреннего аудита и предлагают распространить действие Закона об аудите на внутренний аудит, внеся в этот Закон соответствующую поправку о том, что к аудиторской деятельности наряду с независимыми аудиторскими проверками финансовой (бухгалтерской) отчетности и оказанием сопутствующих аудиту услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям относится созданная в рамках организации и действующая в интересах экономического субъекта система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Качановский Д.Е. Проблемы финансово-правового регулирования внутреннего аудита // Государство и право. 2004. № 5. С. 102 - 105.

Нельзя согласиться с таким предложением. Хотя по содержанию деятельность внешнего и внутреннего аудита схожа, поскольку в ходе проведения и внутреннего, и внешнего аудита происходит проверка финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, по характеру отношения принципиально различны. Аудиторская служба является внутрихозяйственным субъектом юридического лица, правовое положение которого определяется локальными актами, принимаемыми самим юридическим лицом. В некоторых случаях в целях защиты интересов вкладчиков, инвесторов, клиентов нормативными актами предписывается создание аудиторской службы. Отношения при внутреннем аудите это вертикальные отношения, возникающие между подразделением юридического лица и юридическим лицом в целом. Отношения, связанные с проведением внешнего аудита, являются отношениями горизонтальными и строятся на основе гражданско-правового договора, заключаемого аудиторской организацией с аудируемым лицом. Первые отношения не обладают признаком независимости, на котором настаивает законодатель: именно внешний аудит характеризуется как независимая (в первую очередь в организационном, имущественном плане) проверка. Более того, отношения при внутреннем аудите никак нельзя отнести к предпринимательской деятельности, каковыми являются отношения по поводу внешнего аудита, осуществляемого на коммерческой основе.

Практика аудита свидетельствует о тесном взаимодействии аудиторских служб предприятий и внешнего аудита. Это проявляется главным образом в предоставлении результатов собственных проверок аудиторами предприятия аудиторским организациям при проведении проверок, что уменьшает объем работы последних, а следовательно, и стоимость аудиторских услуг. Взаимодействие с аудиторскими службами позволяет аудиторам, осуществляющим внешний аудит, лучше понимать деятельность предприятия. Особенно полезным становится такое сотрудничество при расширении сети филиалов, повышении сложности проводимых хозяйственных и финансовых операций. Эти операции увеличивают потребность организаций в аудите. Качановский Д.Е. Порядок создания службы внутреннего аудита и организация ее работы // Государство и право. 2004. № 2. С. 105 - 107.

В зависимости от направленности аудиторской проверки выделяют аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности и специальный аудит, направленный на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта. Аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности (например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств). Содержание, характер и объем работы аудиторской организации по такому специальному заданию зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания такой услуги, и определяются договором оказания аудиторских услуг. Специальное аудиторское задание может быть получено от экономического субъекта, государственных органов, заинтересованных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности какой-либо организации.

Разновидностью специального аудита является налоговый аудит.

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов организации с целью выражения мнения о степени достоверности таких отчетов и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты организацией налогов и других обязательных платежей. Объектом такой проверки являются показатели налоговой отчетности (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах и др.), правомерность использования налоговых льгот.

В зависимости от вида предпринимательской деятельности, которая служит предметом аудита, выделяются: банковский аудит (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов), аудит страховщиков (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования), аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общий аудит (аудит иных экономических субъектов). Необходимо знание специфики деятельности данных общественных институтов, особенностей бухгалтерского учета и отчетности, с тем чтобы эффективно и качественно проводить аудиторские проверки. Поэтому профессиональные знания аудиторов в той или иной области подтверждаются квалификационными аттестатами соответствующих видов.

Следует заметить, что Закон об аудите не содержит положений о вышеназванных видах аудита (ранее действовавшие Временные правила их выделяли). Однако другие законодательные акты учитывают специфику того или иного вида деятельности и специфику проводимого соответствующего вида аудита. Так, банковское законодательство с учетом особенностей деятельности кредитных организаций устанавливает особые требования к аудиту отчетности этих субъектов, их групп и холдингов. У аудиторских организаций, проверяющих отчетность кредитных организаций, их групп и холдингов, должна быть лицензия на осуществление проверок данных субъектов, которая выдается аудиторским организациям, работающим на рынке аудиторских услуг не менее двух лет. Аудиторские организации, проверяющие отчетность банковских групп и банковских холдингов, должны иметь опыт работы по проверке кредитных организаций не менее двух лет.

В нормативных правовых актах и юридической литературе встречается термин «экологический аудит». Следует отметить, что в данном случае термин «аудит» используется для обозначения независимого контроля особого объекта, не связанного с финансовой (бухгалтерской) отчетностью, имеющей первостепенное значение для аудиторской деятельности в смысле Закона об аудите. Подобный контроль не является финансовым аудитом, в силу чего не рассматривается в настоящей работе.

3. ПРИНЦИПЫ АУДИТА

Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основе принципов, отражающих наиболее значимые сущностные характеристики данного правового института, особенности проведения аудита и возникающих в этой сфере правоотношений. В известной мере принципы аудиторской деятельности можно рассматривать как систему координат, обусловливающую действие и развитие законодательства об аудите.

Аудиторская деятельность строится на общих для предпринимательства принципах, поскольку является разновидностью предпринимательской деятельности, а также специальных, закрепленных в законодательстве принципах. Основными принципами аудиторской деятельности являются: экономическая свобода, в том числе в предпринимательской деятельности, свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности, законность, независимость, профессионализм, конфиденциальность, государственное регулирование. Несмотря на то что некоторые принципы (экономической свободы, свободы конкуренции, ограничения монополистической деятельности, законности) не нашли отражения в законодательстве об аудите, они должны исполняться субъектами аудиторской деятельности, так как обязательны для всех субъектов предпринимательства.

Принцип экономической свободы, в том числе предпринимательской деятельности, закреплен в Конституции РФ (ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34). Конституцией РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых инструментов, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Применительно к аудиторской деятельности данный принцип означает, что аудиторская организация, индивидуальный аудитор как самостоятельные субъекты вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные им Законом. На основе принципа экономической свободы провозглашается независимость специальных субъектов аудиторской деятельности (см. принцип независимости аудита).

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. В частности, аудиторскую деятельность ограничивают лицензирование, осуществляемое уполномоченным на то государственным органом в установленном законом порядке, требования, предъявляемые к аудиторам, аудиторским организациям, качеству их работы, и др.

Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности закреплен в ст. 8 и п. 2 ст. 34 Конституции РФ и имеет немаловажное значение не только при переходе от плановой экономики к рыночной, но и в период становления и развития аудита. В соответствии с этим принципом защищается добросовестная конкуренция и не допускается монополистическая деятельность, т.е. подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребления им.

Значительное место в осуществлении этого принципа занимает Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499 (с послед. изм.). (далее Закон о конкуренции на товарных рынках). Согласно этому Закону монополистическая деятельность это деятельность, осуществляемая одним субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров об установлении или поддержании высоких (низких) цен, об ограничении доступа на рынок.

Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся предприятия, доминирующие на определенном товарном рынке. Доминирующими признаются предприятия, доля которых на рынке составляет 65% и более. В ряде случаев антимонопольный орган может снизить этот процент, но не менее чем до 35%. Антимонопольным органом ведется реестр предпринимателей-монополистов.

Принцип законности предполагает, что субъекты аудиторской деятельности должны строго соблюдать закрепленные в законодательстве об аудите и иных правовых актах нормы, регулирующие отношения по поводу аудита, а эти нормы должны соответствовать Конституции РФ, быть согласованными друг с другом, исключать неопределенность в их толковании и применении. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных связей субъектов аудиторской деятельности. Четкое функционирование участников аудиторской деятельности является основой обеспечения прав и законных интересов всех субъектов правоотношений в сфере аудиторских услуг.

Порядок создания субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность, их полномочия и взаимоотношения с государством, аудируемыми лицами, другими контрагентами определяются федеральными органами законодательной власти. Подзаконные правовые акты органов государственной власти принимаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Подзаконные нормативные акты по вопросам регулирования аудиторской деятельности вправе издавать Президент РФ, Правительство РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Принцип законности предполагает установление определенных требований к субъектам аудиторской деятельности. Аудиторы, аудиторские организации вправе проводить аудиторские проверки и оказывать сопутствующие услуги, но им запрещается заниматься любой иной, кроме аудиторской, предпринимательской деятельностью. Качество аудиторских проверок, оказываемых аудиторами услуг должно отвечать установленным требованиям. К субъектам аудиторской деятельности, нарушающим действующее законодательство, применяются меры государственно-принудительного воздействия.

Принцип независимости аудита, закрепленный в ст. 12 Закона об аудите, заключается в обязательном отсутствии у аудитора, аудиторской организации при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого хозяйствующего субъекта, превышающей отношения по договору на оказание аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Не допускается установление зависимости оплаты за проведение аудиторской проверки от каких бы то ни было требований клиентов о содержании выводов по результатам аудита.

Однако этот принцип выполняется не всегда, хотя в мировой практике делаются попытки решения данной проблемы. Например, в Великобритании устанавливаются пределы полученного аудитором дохода от одного клиента.

Принцип независимости свое реальное воплощение получает через установление таких договорных отношений между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и проверяемым лицом, которые были бы основаны на равенстве, автономии воли и их имущественной самостоятельности. Свобода договоров (ст. 1, 421 ГК РФ) означает, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы решают вопросы о заключении договоров с клиентами, выбирают любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, самостоятельно формулируют неизвестную действующему законодательству модель, а также включают в договор по взаимному соглашению любое не противоречащее закону условие. Принуждение к заключению договора по общему правилу не допускается.

Важное значение для проведения независимой проверки, оказания сопутствующих аудиту услуг имеет профессиональная компетентность аудитора.

Профессионализм принцип аудиторской деятельности, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих ему обеспечить квалифицированное, качественное оказание аудиторских услуг. Закон устанавливает требования об обязательной аттестации, обучении и повышении квалификации аудиторов, о лицензировании аудиторской деятельности. Установлен надзор за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не должны проводить аудит без лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Они не вправе оказывать подлежащие лицензированию сопутствующие аудиту услуги без получения соответствующей лицензии.

Одним из принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности, или соблюдения аудиторской тайны (ст. 8 Закона об аудите).

Данный принцип означает закрепление в действующем законодательстве конфиденциальной информации, составляющей аудиторскую тайну, право владельца на сохранение в тайне от кого бы то ни было и неразглашение таких сведений; обязанность аудиторов, в том числе индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в полной мере обеспечить сохранность сведений, составляющих аудиторскую тайну, а также ответственность за их разглашение. Несоблюдение индивидуальным аудитором, аудиторской организацией принципа конфиденциальности является нарушением не только договорных отношений с клиентом, но и действующего законодательства и влечет применение к ним соответствующих мер ответственности, предусмотренных гражданским, административным, уголовным законодательством.

Не менее важным для правильного понимания особенностей правового регулирования отношений в области аудита является принцип государственного регулирования аудиторской деятельности. Необходимость государственного регулирования аудита вызвана важностью этой деятельности для государства и общества в целом, поскольку пользователями информации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности того или иного экономического субъекта является широкий круг лиц юридические и физические лица, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и органы суда и др. Воздействие государства на рыночные отношения имеет значение и тогда, когда на аудиторском рынке уже действует достаточное количество профессиональных субъектов: государством обеспечивается необходимый баланс между публичным интересом и интересами частных предпринимателей (аудиторов).

Государственное регулирование выражается в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих правовые основы аудиторской деятельности, в осуществлении уполномоченным федеральным исполнительным органом функций по изданию подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения по поводу осуществления аудита, организации разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, организации системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, надзора за деятельностью аудиторов и др.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.