бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международные стандарты финансовой отчетности

p align="left">Часто основным мотивом применения МСФО в Беларуси называют привлечение капитала на западных рынках. На самом же деле МСФО упрощают выход на рынок, способствуют снижению затрат на привлечение капитала. Однако сама по себе составленная на основе МСФО отчетность не может гарантировать приток инвестиций. Тем не менее, применение МСФО явится отражением перехода белорусской экономики на качественно новую, более высокую ступень развития. Важнейшими ценностями на этой ступени станут благоприятный инвестиционный климат, открытость деятельности организации, подотчетность менеджмента акционерам, высокие стандарты корпоративного поведения: именно воплотить в жизнь эти ценности и призваны МСФО.

В настоящее время основным вопросом является не вопрос о необходимости или бесполезности МСФО для Беларуси, а вопрос об организации внедрения МСФО в белорусскую действительность".

Далее Бугаев А.В. предлагает концептуальную основу для подготовки и представления финансовой отчетности в Республике Беларусь, но перед этим делает замечание: "Современный бухгалтерский учет в нашей стране представляет собой гибрид социалистических представлений о бухгалтерском учете как об основном информаторе всевозможный государственных (и не только) контролеров о финансово-хозяйственной деятельности организации, с редким вкраплением некоторых (в первую очередь и только на уровне терминологии, но никак не по существу этой терминологии) рыночных представлений, позаимствованных в Российской Федерации и до неузнаваемости искаженных отечественными нормотворцами. Следует заметить, что широко применяемые в нашей стране в последнее время термины "капитал", "активы", "обязательства" и другие в станах с рыночной экономикой имеют совершенно иной смысл, что в значительной степени связано с некорректным переводом. От того, что финансовую аренду в нашей стране назвали лизингом, от этого его сущность не изменилась. Так же как не изменилась сущность долгосрочных обязательств, которые стали называть заемным капиталом. В результате при словесном наполнении рыночной риторики, наличии как минимум четырех государственных программ перехода на МСФО бухгалтерский учета в Беларуси так и остался на уровне 1937г. И даже принятие в 2001г. новой редакции Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" практически так и ничего не дало для приближения белорусского учета к Международным стандартам. Не возможно реформировать бухгалтерский учет, не имея целей и направлений такого реформирования".

Однако не все так же критичны к перспективам перехода белорусской финансовой отчетности на МСФО. Некоторые утверждают, что этот переход постепенно, но осуществляется и уже достигнуты некоторые успехи. Например, Елена Опарина, главный бухгалтер общественного объединения "Чишма", говорит, что "в Республике Беларусь осуществляется процесс постепенного сближения норм белорусского учета и отчетности с требованиями международных стандартов. Это обусловлено потребностями рыночной экономики, которой уже не соответствуют формы и методы учета, сложившиеся в нашей стране в условиях централизованного планирования и управления.

Переход к международным стандартам имеет важное экономическое и политическое значение, так как, по мнению специалистов, формирование отчетности в соответствии с МСФО открывает белорусским организациям возможность приобщения к международным рынкам капиталов, поскольку отчетные показатели, построенные согласно МСФО, делают отчетность понятной и достоверной для зарубежных инвесторов. Тем самым укрепляется уверенность западных инвесторов в том, что вложение капиталов в организации, ведущие учет и составляющие отчетность по международным стандартам, отражающим истинное финансовое положение получателя инвестиций, застрахованы от риска быть понапрасну истраченными. Одновременно это содействует открытости и росту доверия между нашей страной и другими странами.

В Беларуси нет пока своих национальных стандартов финансовой отчетности, которые признавались бы международными финансовыми институтами. Но с каждым годом у отечественных компаний растет потребность в применении МСФО".

О состоянии бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь Анатолий Сушкевич, председатель Правления ОО "Белорусская ассоциация бухгалтеров", кандидат экономических наук, доцент, говорит следующее: "На методологическом совете по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Республике Беларусь в состав которого входят главные бухгалтеры министерств и других органов государственного управления, главные бухгалтеры ведущих предприятий, ученые, регулярно рассматриваются предложенные Министерством финансов принципы развития и ведения бухгалтерского учета, основанные на МСФО. Все постановления Министерства по бухгалтерскому учёту и отчетности учитывают рекомендации, заложенные в МСФО. Первым нормативным правовым актом, в котором нашли отражение основные принципы ведения бухгалтерского учета, и стал Закон "О бухгалтерском учете и отчетности".

Так как Республике Беларусь необходимо реформировать систему бухгалтерского учета и отчетности с учетом современных требований, за основу можно принять опыт, накопленный экономически развитыми странами как Европы (МСФО), так и США, Канады (GAAP) и других стран".

В отличие от Бугаева А.В., Сушкевич А. считает, что "работа по переводу бухучета на принципы, заложенные в МСФО, с учетом национальных интересов и особенностей государственного регулирования экономических, социальных и политических отношений в Республике Беларусь, проходит успешно и к концу 2007г. имеет все основания быть завершенной".

Мнение же Лащенко П.А., директора белорусского офиса международной аудиторской компании Ernst & Young, абсолютно противоположно мнению Сушкевича А. На вопрос: "Успеет ли Беларусь перейти на международные стандарты финансовой отчетности до 1 января 2008г., как это установлено постановлением № 694?" - ответил, что "такой переход возможен не ранее 2012-2015гг. и то при очень благоприятных условиях". Он аргументировал свою позицию тем, что "в Беларуси сегодня не более 11 человек имеют специализированное западное бухгалтерское образование по МСФО, способны качественно преподавать предмет и отслеживать текущие изменения по МСФО. Около 50 человек имеют знания по МСФО выше среднего уровня. Все они работают в международных компаниях, банках, аудиторских фирмах".

Позицию Лащенко П.А., который считает, что одной из основных проблем перехода на МСФО является отсутствие информационной базы, поддерживает и Рыбак Татьяна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита БГЭУ, эксперт международного объединения "Экономические исследования и образование", кандидат экономических наук, которая утверждает, что "процесс перехода национальной системы бухучета на МСФО в значительной мере сдерживается из-за недостатка квалифицированных кадров. В высших учебных заведениях данной проблеме не уделяется должное внимание (. .) Сертификация на получение международно признанной квалификации бухгалтера по программам СЕРА, АССА и другим в Беларуси тоже пока не проводится. (Одна из причин - отсутствие государственной поддержки. В это же время создание системы профессионального образования с участием специализированных международных и национальных организаций - необходимый элемент реализации государственной программы перехода на МСФО".

Панков Д.А., завкафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита БГЭУ, доктор экономических наук, считает, что проблема перехода бухгалтерского учета на МСФО обусловлено тем, что "стандарты отражают богатый международный опыт, накопленный передовыми представителями бухгалтерской профессии разных стран. Однако следует четко понимать, чьи экономические интересы они призваны отражать и для кого применяются постулаты МСФО.

Являясь достаточно гибким документом, допускающим целый ряд альтернативных методов оценок и отражения в учете фактов хозяйствования жизни, стандарты в основном ориентированы на интересы владельцев компаний. В условиях доминирования государственной формы собственности, отсутствия фондового рынка явных преимуществ от скоропалительного внедрения МСФО ожидать не приходится".

Обобщив все мнения отечественных экономистов о состоянии современного белорусского бухгалтерского учета и аудита, можно вывести следующие основные проблемы перехода на МСФО:

незавершенность реформирования и непоследовательность проведения гармонизации национального бухгалтерского учета с МСФО;

ненадлежащее понимание и применение существующих стандартов бухгалтерского учета, обусловленное сохраняющимся преобладанием фискальных интересов при подготовке бухгалтерской отчетности;

не всегда адекватное понимание и применение близких к международным стандартам аудита (МСА) белорусских аудиторских стандартов при аудите белорусских предприятий;

увеличение разрыва между бухгалтерским и налоговым учетом, поскольку данные последнего не базируются на показателях бухгалтерского учета, так как игнорируется системный подход к отражению фактов хозяйственной деятельности и калькуляционный принцип исчисления затрат (расходов). Неоправданно усложнены правила налогообложения; [книга с.81]

в Беларуси у малого количества людей есть некоторое представление об МСФО и практически не существует специалистов в этой сфере. Основная масса не имеет вообще или имеет лишь отдельное представление об МСФО;

в развитии бухучета нет достаточной заинтересованности отечественного бизнеса;

не существует заинтересованности бухгалтерского сообщества учиться, развивать методологию бухучета, доказывать необходимость и преимущества МСФО. Нет достаточного количества квалифицированных специалистов, которые могли бы готовить отчетность по МСФО, руководствуясь не указаниями чиновников, а своим профессиональным суждениям;

в Законе "О бухгалтерском учете и отчетности" вообще не упомянуто, что национальная бухгалтерская отчетность ориентирована на МСФО.

Своевременное решение указанных проблем наряду с развитием широкомасштабной системы обучения могут обеспечить значительный прогресс бухгалтерского учета и аудита в Республике Беларусь. При этом основой для исчисления налогооблагаемой базы будут данные бухгалтерского учета с внесением в случае необходимости налоговых корректировок при формировании налоговых расчетов.

В целях обеспечения возможности формирования непосредственно в системе бухгалтерского учета налоговой базы для расчета налога на прибыль будет разработана инструкция по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогам". [книга с.81]

Несмотря на все утверждения о необходимости перехода на МСФО, немногие только говорят об отрицательных моментах этой трансформации.

Несомненно, в качестве положительных моментов перехода Беларуси на МСФО в специальной литературе и с высоких трибун на уровне органов государственного управления Беларуси как обычно приводятся такие доводы, как облегчение подготовки отчетности для предприятия, привлечение иностранного капитала в Беларусь, увеличение прозрачности компаний.

Однако совершенно не делается анализ негативных сторон перехода на МСФО, не анализируется, чем это грозит для государства, потенциальных и реальных инвесторов и наконец самих организаций в условиях экономической действительности Беларуси. В частности, сторонники перехода на МСФО упускают такую важную проблему использования Международных стандартов как ориентация на справедливую стоимость активов после их первоначального признания. ! Как показало проведенное шестью ведущими международными аудиторскими фирмами исследование "GAAP-2002: Конвергенция", одним из серьезных препятствий на пути сближения национальных стандартов и МСФО является сложность отдельных стандартов. Наиболее сложным с точки зрения их исполнения в настоящее время признается МСФО-39 "Финансовые инструменты: признание и измерение", посвященный отражению в отчетности финансовых инструментов, в том числе вложений в ценные бумаги, производных документов, дебиторской и кредиторской задолженности. Эти активы и обязательства должны быть оценены по справедливой стоимости, что является сложной задачей для финансистов целого мира, не говоря уже о белорусских специалистов [2, с.7].

Свиридов Н.В., кандидат экономических наук, Пензенский государственный университет, отмечает, что некоторые положения МСФО отрицательно сказываются на информативности финансовой отчетности. Возникают сложности в ее использовании при проведении рейтинга финансового состояния.

Так, в финансовой отчетности состава источников финансирования имущества любого предприятия (кроме государственных) и сфер деятельности присутствует собственный капитал, который влияет на значение важнейших коэффициентов, рассчитываемых при сравнительном анализе финансового состояния. (. .) При сравнительной оценке финансового состояния организаций следует учитывать некоторые методические подходы при определении показателей рейтинга, прежде всего, при формировании величины собственного капитала, которая требует уточнения".

3. Возможные пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнения отечественных экономистов

Приведенные выше мнения о проблемах перехода белорусской финансовой отчетности на МСФО не остаются только на уровне критики.

Впоследствии каждый автор предлагает наиболее рациональный, по его мнению, путь трансформации отчетности по МСФО. Например, Лащенко П.А. предлагает следующий путь реформирования белорусской отчетности:

"Чтобы реформировать отечественный бухучет, недостаточно принять ряд инструкций, даже если они будут повторять все существующие 41 стандарт.

Нужно сначала определиться, что бухгалтерская отчетность значит для общества и кто ее составляет.

В программе перехода планировалась "переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность". Это и является одной из основных задач приведения системы бухучета в соответствие с МСФО. Но в Беларуси в небанковской сфере эта задача осталась практически нерешенной.

Совершенно не важно, какими документами оформлено совершение хозяйственной операции и какие проводки при этом сделаны - важна правильная оценка прошедших событий и прогноз будущих. Соответственно МСФО не содержит каких-либо строгих предписаний, к чему так привык и стремится наш законодатель. В них даже плана счетов нет. У нас предприятия без согласия Минфина не может лишний счет ввести. А в странах с рыночной экономикой каждая компания самостоятельно формирует свой план счетов, формы первичных документов и учетных регистров. И никого, кроме нее самой, этот вопрос не касается".

Возможно, эта позиция является слишком резкой и сильно критикует существующее законодательство. Однако в силу того, что такой путь трансформации предлагает директор белорусского офиса международной аудиторской компании следует к ней прислушаться и внести некоторые поправки в нормативные акты Минфина. Следует уделять большее внимание не формальным процедурам, а пониманию экономической сущности бизнес-процессов, достоверной и объективной оценке всех элементов отчетности.

Одним из возможных путей решения проблемы реформирования белорусской бухгалтерской отчетности Панков Д.А. в своей статье "Бухгалтерский учет - метрология экономики", в главе "Основные направления совершенствования бухгалтерского учета в РБ" считает "развитие международных стандартов. Представляется, что совершенствование положений международных стандартов финансовой отчетности должно осуществляться в направлении большей конкретизации дефиниций, учетных приемов и способов, возможного устранения многовариантности бухгалтерских расчетов. Для успешного распространения идей МСБУ/МСФО представляется весьма важным существенное расширение круга специалистов из различных стран (включая развивающиеся), которые бы принимали участие в процедурах подготовки стандартов пусть хотя бы в роли наблюдателей".

Опарина Е. утверждает, что в Беларуси уже выбран конкретный путь перехода на МСФО: "В Беларуси был выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО - адаптация. Она предполагает совершенствование национальных правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию систем учета и отчетности. При этом особенно важно, чтобы в результате адаптации данные финансовой отчетности белорусских и иностранных компаний стали сопоставимыми".

Приспособление не является негативной стороной экономики Беларуси. Этот же путь был выбран и многими европейскими странами, на примере которых можно убедиться в действенности данного пути реформирования. Для Беларуси наиболее рациональный способ применения МСФО - адаптация.

По мнению Ирины Мацокиной, директора международного объединения "Экономические исследования и образование", кандидата экономических наук, "развитие должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню хозяйственного механизма. Реформа бухучета - системный процесс, который должен преследовать, по меньшей мере, несколько целей: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, создание инфраструктуры применения МСФО, изменение системы регулирования бухучета, подготовку и повышение квалификации кадров (…)

Сложилась парадоксальная ситуация: большинство белорусских предприятий составляют отчетность, которая не находит заинтересованных пользователей.

Предприятия получают несколько серьезных преимуществ при переходе на МСФО:

снижение издержек предприятий на ведение "тройной" отчетности;

раскрытие в финансовой отчетности экономической сущности бизнес-процессов, наиболее адекватных для принятия эффективных управленческих решений в жесткой конкурентной среде;

предоставление зарубежным инвесторам понятной им информации, что облегчает доступ к мировым рынкам капитала;

повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом.

В Беларуси сегодня, вероятно, только 150-200 предприятий, действительно заинтересованных в представлении финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Но те организации, которые хотят составлять, такую финансовую отчетность, нужно освободить от необходимости вести параллельный учет и составлять отчетность по белорусским правилам (за исключение налоговой отчетности). Всем остальным придется вести учет по отечественным правилам, которые постепенно будут приближаться к МСФО".

Общая стратегия трансформации на конкретном предприятии, по мнению И. Мацокиной, может быть следующей:

разработать учетную политику, основанную на принципах и методах МСФО;

создать рабочий план счетов, предусмотрев составление соответствующих корректировочных и реклассифицирующих бухгалтерских записей;

разработать методику корректировки порядка отражения отдельных элементов бухучета (основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов, обязательств, капитала) в финансовой отчетности по МСФО с учетом отраслевой и индивидуальной специфики предприятия;

скорректировать содержание форм финансовой отчетности для данного предприятия с учетом требований МСФО;

автоматизировать процесс трансформации.

Специалистами международного объединения "Экономические исследования и образование" разрабатывается методика трансформации белорусской отчетности в МСФО, которая поможет нашим бухгалтерам и аудиторам проводить такие процедуры самостоятельно".

В отличие от всех приведенных выше мнений, Бугаев A. B. имеет свое отличное от других. Он считает состояние белорусской бухгалтерской отчетности достаточно плачевным и говорит следующее: "Переход на МСФО в нашей стране зависит от действий правительства, именно которое по законодательству отвечает за методологическое руководство бухгалтерским учетом в стране. Как в большинстве развитых стран, начать необходимо с консолидированной финансовой отчетности основных коммерческих организаций Беларуси. Нужно принять закон о консолидированной отчетности по международным стандартам, предусматривающим обязательное ее составление, аудит и публикацию.

Профессиональное же сообщество бухгалтеров должно обеспечить подготовку кадров для применения МСФО. При тесном сотрудничестве и объединении усилий заинтересованных сторон лет так через 100 состоится реальный переход белорусского бизнеса на общепринятый в мире язык финансовой отчетности согласно МСФО".

Однако, несмотря на такие пессимистические прогнозы, предложенная Бугаевым А.В. методика трансформации финансовой отчетности белорусских организаций в отчетность согласно МСФО является, на наш взгляд, самой удачной и подходящей для Беларуси, так как она более детализована и аргументирована, чем приведенные выше. Данная методика состоит из девяти этапов:

1 Этап: Анализ учетной политики и состояния бухгалтерского учета на предприятии.

При осуществлении анализа определяется несоответствия отдельных элементов действующей учетной политики компании положениям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и намечаются основные направления работы для последующих этапов трансформации.

2 Этап: Составление пробных балансов на начал и конец отчетного Пробные балансы компании на начало и конец отчетного периода составляются на основе данных оборотно-сальдовой ведомости предприятия. На данном этапе остатки по счетам бухгалтерского учета заносятся в рабочие таблицы по трансформации отчетности.

3 Этап: Анализ счетов оборотно-сальдовой ведомости и подготовка рабочих документов.

На основе анализа счетов оборотно-сальдовой ведомости заполняются рабочие документы. Рабочие документы составляются по основным направлениям анализа имущества предприятия: учет основных средств, нематериальных активов, кредитов и займов, финансовых вложений и т.д. В рабочих документах обычно указываются замечания на расхождения между МСФО и белорусским законодательством, которые будут использованы при составлении корректировочных проводок.

4 Этап: Составление корректировочных проводок.

Корректировочные проводки составляются на основе изучения представленной предприятием бухгалтерской информации с целью приведения финансовой отчетности в соответствие с МСФО.

5 Этап: Включение корректировочных проводок в рабочие таблицы.

Корректировочные проводки заносятся в начальный пробный баланс, после чего составляется преобразованный баланс с учетом корректировочных проводок на конец отчетного периода.

6 Этап: Реклассификация счетов в соответствии с МСФО.

Проводится реклассификация остатков с ожидаемого к принятию (т.е. возможного к применению с 2004г. и на 99% списанного с российского) белорусского Плана счетов на предлагаемый нами Пиан счетов бухгалтерского учета, который отвечает требованиям организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Проводки по реклассификации объединяются в 5 основных групп имущества и обязательств предприятия: текущие активы; долгосрочные активы; текущие обязательства; долгосрочные обязательства; собственный капитал. На данном этапе составляется оборотно-сальдовая ведомость в плане счетов МСФО, на основании которой подготавливается бухгалтерский баланс компании в соответствии с МСФО.

7 Этап: Подготовка отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО.

Рабочие таблицы по распределению доходов и расходов компании составлены на основе анализа информации о доходах и расходах компании. Доходы и расходы корректируются с учетом влияния корректировочных проводок и подготавливается отчет о прибылях и убытках в соответствии с МСФО.

8 Этап: Составление отчета о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств составляется на основе сравнительного баланса на начало и конец отчетного периода косвенным методом в соответствии с требованиями МСФО.

9 Этап: Подготовка форм финансовой отчетности и пояснение к ним.

На данном этапе окончательно формируются финансовые отчеты (отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях в капитале), производится сверка суммы нераспределенной прибыли, составляются пояснения финансовой отчетности.

Таким образом, сам процесс перекладки/финансовой отчетности на МСФО можно разбить на три блока:

анализ бухгалтерской информации (первичные документы и регистры учета) предприятия, составление пробных балансов (включает 1,2 и 3 этапы);

составление корректировочных проводок и реклассификация счетов преобразованной оборотно-сальдовой ведомости на МСФО (включает с 3 по 6 этапы);

подготовка финансовых отчетов компании в соответствии с требованиями МСФО (включает с 7 по 9 этапы).

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.