|
Аудит расчетов по НДСАудит расчетов по НДС2 Содержание. Введение 1. Цель, сущность и нормативное правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом по НДС 1. 1 Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС 1.2 Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС 2. Основные этапы аудита расчетов с бюджетом по НДС 2.1 Ознакомительный этап проверки 2.2 Основной этап проверки 2.3 Заключительный этап проверки 3. Методы аудита расчетов с бюджетом по НДС на предприятии 4. Проверка учета сумм НДС по сегментам 4.1 Проверка учета сумм НДС по приобретенным для перепродажи товарам.. 4.2 Проверка правильности учета НДС по прочим материальным ценностям, приобретенным для производственных и непроизводственных целей 4.3 Проверка оплаты счетов поставщиков и подрядчиков 4.4 Проверка правильности отражения вычета по суммам авансов и предоплаты, засчитываемым в отчетном периоде при реализации или в случае возврата авансов 4.5 Сверка данных аналитического, синтетического учета, бухгалтерской и налоговой отчетности 5. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС на примере предприятия ООО «Эколог» 5.1 Понимание деятельности аудируемого лица ООО «Эколог» 5.2 Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС на примере ООО «Эколог» Заключение Список использованной литературы Введение. Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога. Цель данной работы - через проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения. Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогу на добавленную стоимость. При проведении детальной аудиторской проверки по налогу на добавленную стоимость могут выявиться следующие ошибки: - неправильное использование законодательных актов по налогам и официальных разъяснений к ним при расчете налога на добавленную стоимость; -применение неверной ставки налога; -неправильное определение налогооблагаемой базы; -неточный учет пеней и штрафов. На размер неучтенной недоимки по налогу на добавленную стоимость могут влиять: -представление ошибочной информации для получения льгот по налогообложению; -искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам; -неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету по НДС; -проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между взаимозависимыми лицами в целях уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Для каждого налогового законодательного акта характерны определенные требования к применению ставки налога, определению облагаемой налоговой базы, срокам уплаты налогов, подготовке отчетности и т.д. Налог на добавленную стоимость, как правило, оказывает наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации и вызывает больше всего трудностей, как при расчете, так и при проведении проверки. Отчасти такая сложность при расчете налога на добавленную стоимость связана с заинтересо-ванностью государственных структур и, прежде всего налоговых органов в незамедлительном и как можно более полном взимании макси-мальной суммы этого налога, то есть с фискальными целями при введении этого налога в систему налогообложения РФ. Именно стремлением собрать, как можно в более максимальном размере и как можно в более ранние сроки обусловлено то, что налог взимается не только с объема реализованной продукции (работ, услуг), но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую поставку, что заметно усложняет учетные записи по удержанию налога на добавленную стоимость, в частности это связано с дополнительной корреспонденцией удержанных сумм налога со счета на счет и неоднократном их отражении в налоговой декларации по НДС в различные налоговые периоды. Такой порядок видимо, обусловлен в значительной степени условиями инфляции, когда важно как можно раньше получить денежные средства в бюджет, нежели позднее, когда доход бюджета значительно будет обесценен инфляцией. В значительной степени в интересах той же действующей фискальной налоговой политики усложнены также расчеты налога на добавленную стоимость по приобретен-ным материальным ресурсам. Суммы НДС по оприходованным ма-териальным ресурсам и работам (услугам) производственного ха-рактера, выполняемым сторонними организациями, возмещаются из бюджета только при наличии правильно оформленной счет-фактуры и документов, подтверждающих принятие их к учету, что в значительной степени осложняет использования налоговых вычетов при расчете налога на добавленную стоимость. Еще более сложный порядок определен налоговым законодательством в части сумм НДС, уплаченных при приобретении основных средств и немате-риальных активов, когда суммы НДС в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, только в момент принятия на учет основ-ных средств и нематериальных активов (при выполнении вышеуказанных условий для применения налогового вычета по НДС). Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость должен, прежде всего, удостовериться в правильности исчисления предприятием оборо-та по реализации товаров (работ, услуг). Расчет, по сути, состоит в том, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, представляет из себя разность между суммами налога, полученными от покупателей за приобретенные ими товары, и суммами налога, которые подлежат уплате поставщикам за материалы, работы, услуги. Особое внимание следует обратить на два обстоятельства: обоснованность применения льгот по НДС как в целом по предприятию, так и по отдельным видам хозяйственных операций, связанным с реализацией товаров и услуг, а также на точность расчета по возмещению из бюджета сумм налога, которые были уплачены поставщикам. 1. Цель, сущность и нормативное правовое регулирование аудита расчетов с бюджетом по НДС. 1.1 Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС. Глава 21 НК РФ устанавливает законодательные основы для расчета и уплаты НДС. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Плательщиками НДС являются предприятия, организации, имеющие статус юридического лица и индивидуальные предприниматели при наличии объектов налогообложения. Если их выручка от реализации товаров не превышает сумму, установленную НК РФ (2 миллиона рублей выручки без учета НДС за три последовательных месяца в 2007 году), то в соответствии со ст. 145 НК РФ они имеют право на освобождение от уплаты налога. НДС взимается с выручки от реализации товаров, материальных ценностей, работ и услуг, в налогооблагаемую базу включаются также суммы авансов и предоплаты под поставку товаров, оказания услуг. Начисление налога производится независимо от формы расчетов и характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае передачи имущества безвозмездно уплата налога производится передающей стороной. Если оплата производится за счет государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения. В приведенной таблице № 1 наглядно отражены основные налоговые элементы по НДС в соответствии с действующим в 2007 году содержанием главы 21 Налогового кодекса РФ с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2008г. Таблица 1
Учет налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате поставщикам, ведется на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по при-обретенным ценностям», НДС, начисляемый от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитывается на счете 68 «Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»: по кредиту учитывается начисление налога, по дебету - налоговые вычеты. Таким образом, необходимо проверить правильность отражения в учете сумм НДС, полученных (начисленных) с оборотов по реализации и других объектов налогообложения, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам ТМЦ. Не подлежит налогообложению предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: 1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: 2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. 3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения; 4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; 5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям. 6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями; 7) услуг по перевозке пассажиров. Полный перечень операций приведен в ст.149 НК РФ. Налоговая база (ст.153) при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал ст. 163 НК РФ. В соответствии со ст.164 налоговыми ставками по НДС является 0%, 10%, 18%. 1. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическое поступление их. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914 «Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж» утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету. В статье 169 Налогового кодекса РФ определен минимум требований к оформлению счет-фактуры, который необходимо выполнить, чтобы применить вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того, вышеуказанной статьей определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги - на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету - на основе книги покупок. При учете момента определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки НДС начисляется со стоимости товаров, работ, услуг переход права собственности к покупателю, по которым осуществлен в данном налоговом периоде. В книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные покупателям. Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг. 2. При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически предъявленные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ). Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается по К 68 счету с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имущества предприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получение связано с расчетами по оплате товара Д 90,91- К 68 (журнал-ордер № 8). Суммы НДС, уплачиваемые поставщикам, учитываются по Д 19, а затем после оприходования товарно-материальных ценностей списываются в уменьшение задолженности перед бюджетом Д 68- К 19. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». С 2006г. вычетам подлежат суммы НДС, только предъявленные продавцом налогоплательщику, без условий оплаты упомянутого НДС. В случае использования матери-альных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету. Для того чтобы предприятие имело право зачесть сумму НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой. Если сумма НДС в первичных и расчетно-платежных документах не выделена отдельной строкой либо не указано, что сумма без НДС, банки не должны принимать к оплате. Если же все же оплата произошла, то выделение предполагаемой суммы НДС по счету расчетным путем не производится, к зачету эта сумма не принимается. 1.2. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС. Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом по НДС - подтверждение правильности расчета, полноты и своевременности перечисления налога в бюджет. Приступая к проверке расчетов с бюджетом по НДС, аудиторы должны пользоваться нормативными документами, с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений. Нормативная база: - Налоговый кодекс РФ (ч.2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г.) с учетом изменений и дополнений. - ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119 - Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447; - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". - Правила (стандарты) аудиторской деятельности Источники информации: - журналы-ордера № 6,8,11; - ведомость № 16; - счета-фактуры выставленные (предъявленные), поставщиком за ТМЦ и услуги; - первичные документы по движению товарно-материальных ценностей и другого имущества и денежных средств; - книга регистрации предъявленных к оплате счетов-фактур; - книга регистрации принятых к оплате счетов-фактур; - книга покупок; - книга продаж; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |