|
Аудит предприятий, пользующихся упрощенной системой налогообложенияАудит предприятий, пользующихся упрощенной системой налогообложения54 Содержание Введение 1. Упрощенная система налогообложения: общие положения, налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения 1.1 Общие положения 1.2 Налогоплательщики 1.3 Порядок и условия начала и прекращения применения 2. Арбитражная практика по упрощенной системе налогообложения 2.1 Признание доходов и расходов 2.2 Порядок учета основных средств 2.3 Порядок учета кассовых операций 3. Практические примеры и аудит упрощенной системы налогообложения 3.1 Аудит упрощенной системы налогообложения 3.2. Практические примеры по упрощенной системе налогообложения Заключение Список используемой литературы Введение Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы Российской Федерации было положено в 1990 г, декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом. После введения упрошенной системы налогообложения в действие перед малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями встали два вопроса: - стоит ли применять упрощенную систему налогообложения; - если да, то какой вариант выгоднее для налогоплательщика. Главной целью аудита является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международными и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям. Для многих бухгалтеров эти изменения непонятны и поэтому нежеланны. Адаптация к новым условиям могла бы протекать намного легче при участии и поддержке аудиторов. Цель работы: изучить упрощенную систему налогообложения. Задачами курсовой работы является: 1. изучение сущности и особенности применения УСНО; 2. изучение порядка перехода на УСНО и прекращение применения; 3. рассмотреть судебно - арбитражную практику по следующим направлениям - признание доходов и расходов - порядок учета основных средств - порядок учета кассовых операции 4. познакомится с некоторыми аспектами аудита УСН 1 Упрощенная система налогообложения: общие положения, налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения 1.1 Общие положения Упрощенная система налогообложения, далее по тексту - «УСН», это специальный налоговый режим, применение которого регулируется главой 26.2. Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ), далее по тексту - «НК РФ». Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Комментарии, схемы и пояснения будут даваться после изложения соответствующих статей закона, которые для удобства выделены курсивом. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСН, в соответствии с общим режимом налогообложения. Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с общим режимом налогообложения. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом. Организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН не являются плательщиками НДС, за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Для индивидуального предпринимателя установлены дополнительные ограничения: -уплата единого налога заменяет уплату налога на доходы физических лиц только в отношении в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности; -уплата единого налога заменяет уплату налога на имущество только в отношении в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; -плата единого налога заменяет уплату ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Статьей 346.24 НК РФ устанавливается обязанность налогоплательщиков, перешедших на УСН, вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов, при этом для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Восстановление НДС при переходе на УСН. С учетом того, что с момента перехода на УСН организации и индивидуальные предприниматели перестают являться плательщиком НДС, налоговые органы придерживаются позиции, что при переходе на УСН НДС, принятый ранее к вычету, подлежит восстановлению в недоамортизированной части основных средств, а также в части нереализованных товаров. Точка зрения налоговиков отражена в письме департамента налоговой политики Минфина РФ от 26 февраля 2003 г. N 04-03-11/19. Поскольку по п.2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, плательщиками НДС не являются, а осуществляемые ими операции НДС не облагаются. По мнению Департамента налоговой политики Минфина РФ, принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые используются в производственной деятельности налогоплательщика после перехода организации на УСН, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Также было отмечено, что по основным средствам восстановлению и уплате в бюджет подлежит сумма НДС в доле недоамортизированной стоимости имущества. Суды не поддерживают позицию налоговых органов следует, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты. Так, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ или при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. Основанием для налогового вычета являются счета-фактуры, выставленные продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), и другие документы, подтверждающие фактическую оплату НДС. Следовательно, налоговым вычетам по НДС подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и фактически им оплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств; вычеты применяются после принятия на учет этих товаров (работ, услуг). В основном судебную практику по данному вопросу можно считать сформировавшейся - суды поддерживают позицию о том, что НДС при переходе на УСН восстанавливать не нужно. При переходе на УСН восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету, в части недоамортизированных основных средств, а также в части нереализованных товаров не нужно! 1.2 Налогоплательщики Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке установленном в НК. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой; 11) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса; 13) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; 14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; 15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности. Также не могут применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции. Для организаций, которым по виду деятельности не запрещено применение УСН, законодательством установлены следующие условия возможности перехода на УСН: 1) доход от реализации, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должен превышать 11 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость); 2) средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек; В целях применения данного условия под средней численностью работников за налоговый (отчетный) период следует понимать среднюю численность работников, определяемую налогоплательщиком по состоянию на 1 октября года, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105 (введен в действие с 01.01.2004). 3) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн. рублей; Согласно соложению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, остаточная стоимость основных средств определяется как фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации. 4) доля непосредственного участия других организаций в организации, которая переходит на УСН не должна превышать 25 процентов (данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов); 5) организация не должна иметь филиалов и (или) представительств. При применении данного условия у предпринимателей часто возникает вопрос о том, можно ли применять УСН в том случае, когда у организации имеются обособленные подразделения. В соответствии со ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Организация, имеющая обособленные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, вправе применять упрощенную систему налогообложения! Право некоммерческих организаций на применение УСН. Длительное время обсуждается вопрос о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями. В Письме УМНС РФ по г. Москве от 29 января 2004 г. N 21-09/06075, указано, что некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении условий, установленных в гл.26.2 НК РФ, в том числе касающихся доли участия других организаций. По мнению УМНС, под долей непосредственного участия других организаций понимается суммарная доля участия одной или нескольких других организаций, которая не должна превышать 25%. У некоммерческой организации отсутствует уставный капитал. Поэтому при определении понятия "доля непосредственного участия других организаций" в целях применения законодательства об упрощенной системе налогообложения следует руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Поскольку в пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права, то в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понимается любое участие учредителей и участников (организации) независимо от того, имеют ли они имущественные права в отношении данной организации. При оценке налоговых рисков следует иметь ввиду, что судебная практика, касающаяся возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями, не однозначна. Другие, напротив, полагают, что под долей непосредственного участия в других организациях понимается именно участие в уставном капитале и, следовательно, на некоммерческие организации ограничение, предусмотренное пп.14. п.3 ст.346.12 НК РФ, не распространяется. Что касается муниципальных унитарных предприятий (МУП) то они также вправе применять УСН, что подтверждается судебной практикой При этом суды указывают следующее: муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин, и имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не содержит препятствий для применения муниципальными унитарными предприятиями упрощенной системы налогообложения. Муниципальное унитарное предприятие вправе применять УСН при условии соблюдения условий гл.26.2 НК РФ, при этом пп.14 ст.346.12 НК РФ не содержит препятствий для применения муниципальными унитарными предприятиями УСН. Для индивидуальных предпринимателей, которым по виду деятельности не запрещено применение УСН, законодательством установлено только одно условие возможности перехода на УСН: средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек. 1.3 Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные пунктом 4 настоящей статьи. Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН. Следует также отметить, что получение уведомления о возможности либо невозможности применения УСН не предусмотрено НК РФ. Как указывалось выше, переход на УСН носит заявительный характер, таким образом, отсутствие у налогоплательщика уведомления о возможности применения УСН не означает запрет на применение УСН. Однако наличие уведомления о возможности применения УСН существенно усиливает позицию налогоплательщика в случае спора. В связи с тем, что подаваемое заявление носит уведомительный характер, налогоплательщику не стоит дожидаться каких-либо разрешительных действий со стороны налоговых органов, поскольку это не предусмотрено законом. Вполне достаточно получить на копии заявления отметку налогового органа (инспекции) о том, что оно получено. Также НК РФ не определяет и порядок подачи заявления в налоговые органы. В такой ситуации налогоплательщик может передать заявление в канцелярию лично либо отправить его по почте письмом с описью вложения. Отсутствие уведомления о возможности применения УСН и даже получение уведомления о невозможности применения УСН не означают запрет на применение УСН. Уведомление о невозможности применения УСН можно обжаловать в арбитражном суде. Наличие уведомления о возможности применения УСН существенно уменьшает налоговые риски, связанные с оспариванием налоговых органов права налогоплательщика применять УСН. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |